Тема 1. Нормативно-правовая база организационно-административной работы.
Организационно-административная работа (ОАР) как вид трудовых отношений. Правовой статус социальных служб, учреждений и организаций. Руководитель как организатор и администратор, основные задачи и функции. Правовые последствия решения конфликтных ситуаций в практике руководителей социальной сферы. Типичные и нетипичные практические ситуации, их анализ и возможные решения.
Понятие «нормативный инструментарий ОАР». Система нормативных инструментов. Уставы, положения и должностные инструкции, их структура и содержание. Методические рекомендации по организации деятельности социальных служб, учреждений и организаций.
Режимы труда и отдыха. Принципы организации труда - разделение и кооперация труда; система организационных норм труда (нормы времени, нормы обслуживания, нормы численности, нормы управляемости); рационализация форм и методов труда; стандарты условий труда.
Тема 2. Содержание и методика организационно-административной работы в центрах социального обслуживания, в системе социальной работы, в органах, учреждениях и организациях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов.
Процессы создания, становления и развития социальных учреждений и организаций. Методика создания социальных учреждений и организаций.
Государственные стандарты России на организационно-административную документацию, разработка планов организационно-технических мероприятий. Технологии разработки комплексных планов в социальных учреждениях. Процесс реализации административных решений. Опыт использования систем контроля исполнения. Современные технологии подготовки и проведения совещаний, заседаний.
Понятие «результативность ОАР». Виды результатов ОАР. Результаты социального учреждения в целом.
Модели высокорезультативного опыта ОАР в различных структурах – социальной защиты, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органах. Методики оценки результативности и эффективности ОАР. Основные факторы высокой и низкой результативности.
Тема 3. Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.
Понятие «кадровое обеспечение». Разновидность кадрового обеспечения. Разработка и проведение кадровой политики. Содержание кадровой политики. Процесс подбора, расстановки и подготовки кадров. Практика формирования и использования кадрового резерва. Проблемы профессионализма кадров, выполняющих организационно-административную работу. Анализ модели «руководитель, работающий в одной сфере, и перешедший в систему социальной работы». Совершенствование организационно-административной компетентности в современных условиях. Практические формы и методы повышения квалификации кадров, их характеристика.
Понятие «деловой имидж». Слагаемые делового имиджа и его связь с уровнем профессионализма. Практические проблемы оценки и изменения делового имиджа. Практические программы развития (саморазвития) делового имиджа.
Перечень учебной литературы
Автор | Название | Вид издания (учебник, учебное пособие) | Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц |
Основная литература | |||
Галаганов, В.П. | Организация работы органов социального обеспечения | учебное пособие | М. : Академия, 2007 |
Гомола, А.И. | Социальное управление | Учебное пособие | М.: Академия,2009. |
Гуслова, М.Н | Организация и содержание социальной работы с населением | учебное пособие | М. : Академия, 2007 |
Зарецкий А.Д. | Менеджмент социальной работы | учебное пособие | Ростов н/Д.: Феникс, 2008 |
Комарова Е.И., Войтенко А И. | Менеджмент социальной работы | учебное пособие | М.: ВЛАДОС, 2001. |
Латфуллин, Г.Р. | Теория организации | учебник | Спб. : Питер, 2006 |
Павленок П.Д. | Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности | учебное пособие | М: «Дашков и К», 2006 |
Рогожин С.В., Рогожина Т.В. | Теория организации | учебное пособие | М.: «ЭКЗАМЕН»,2004 |
Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. | Организация работы органов социальной защиты | учебное пособие | М: «Академия»,2007 |
Дополнительная литература | |||
Лавриненко В.Н. | Психология и этика делового общения | Учебник | М., 2006. |
Павлова, Л.Г. | Основы делового общения | Учебное пособие | Ростов н/Д.: Феникс, 2008 |
Усов В.В. | Деловой этикет | учебное пособие для среднего профессионального образования | М.: Академия. 2007. |
Хасан, Б.И. | Психология конфликта и переговоры | Учебное пособие | М.: Академия. 2007. |
Ковальчук А.С | Основы имиджелогии и делового общения | Учебное пособие | Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. |
Кукушин, В.С. | Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы | Учебное пособие | М: ИКЦ «Март», Ростов н/Д, 2003. |
Станкин, М.И. | Психология управления | Практическое пособие | М.: Интел-Синтез, 2002. |
Мазур И.И. | Управление проектами | учебное пособие | М.: Омега-Л,2006 |
Галаганов, В.П. | Организация работы органов социального обеспечения | учебное пособие | М. : Академия, 2007 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
КОД 040101
Объем работы: до 10 страниц машинописного текста через полтора интервала. Структура реферата: титульный лист, введение, основная часть, заключение, список литературы.
Реферат должна отличать актуальность темы, соответствие ее современному состоянию науки, четкая характеристика объема, описание приемов самостоятельной работы, реферат включает в себя анализ изученной монографической и периодической литературы по теме, обобщение результатов, обоснование выводов.
Во введении следует показать актуальность выбранной темы, характеристику объекта, предмета, цели и задачи работы, методов самостоятельной работы (1,5 стр.)
В основной части должен быть представлен анализ литературы по проблеме, произведен сравнительный анализ источников, обозначены имеющиеся в науке подходы к решению проблемы, изложено их краткое содержание (до 7 стр.)
В заключении должны быть сделаны обобщающие выводы (до 1,5 стр.)
Завершает работу список литературы, сгруппированный по алфавитному порядку и оформленный в соответствии со стандартом ГОСТ 7.1-2003 «библиографическое описание документа, обще требования и правила».
Правила оформления: текст должен быть отпечатан на машинке или набран на компьютере и распечатан на бумаге стандартного формата А4 с одной стороны. Поля листа: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее – 25 мм, верхнее – 20 мм.
Работа должна содержать титульный лист, содержание (оглавление), основной текст, список литературы.
Титульный лист является первой страницей работы и включает в себя наименование министерства и учебного заведения, название работы, сведения о научном руководителе, оценку, город, год.
Содержание помещается в начале работы. Оно должно отражать работы и включать в себя название разделов с указанием страниц, на которых разделы начинаются. Специальными названиями не снабжаются введение и заключение.
Страницы нумеруются арабскими цифрами, которые проставляются, начиная с содержания. Титульный лист входит в общую нумерацию, но номер на нем не проставляется.
Если работа имеет приложения, то они располагаются после заключения и нумеруются. Нумерация приложения отражается в содержании работы.
Тема 1. Нормативно-правовая база организационно-административной работы.
СЕМИНАР № 1
Тема 1.1. Правовая основа организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Продолжительность ___4___ часа
Учебная цель - сформировать у студентов целостную систему знаний о правовой основе организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Административная работа и организационная деятельность: понятие, сущность, основные положения.
2. Понятие «опыт организационно-административной работы» и его существенные признаки;
3. Возникновение и развитие эмпирической теории организационно-административной работы.
4. Эффективность организационно – административной деятельности в системе социальных служб, учреждений и организаций.
5. Анализ законодательных основ социальной работы на федеральном и региональном уровнях.
6. Правовой статус социальных служб, учреждений и организаций.
7. Источники финансирования социальных служб, учреждений и организаций.
8. Анализ программ и проектов деятельности социальных служб (рассмотреть на примере конкретной социальной службы, учреждения и организации).
Вопросы для обсуждения
1. Какие нормативно-правовые акты составляют законодательную основу организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. Дайте краткую характеристику.
2. В чем заключаются различия правового статуса социальных служб, учреждений и организаций?
3. Опишите правовые последствия решения конфликтных ситуаций практике руководителей социальной сферы.
Практическое задание
Опишите административную работу по всем её составляющим, которую выполняет социальный работник по долгу службы.
Список рекомендуемой литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Экзамен», 2006 - 63.
2. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». № 195 -ФЗ, от 10.11.1995 г.
3. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. № 181-ФЗ, от 24.11.1995г.
4. ФЗ РФ от 02.08.1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
5. ФЗ РФ от 29.03.02г. №25 «Об утверждении рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите»;
6. ФЗ РФ от 05.11.98г. № 1105 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий»;
7. О социальном обслуживании населения: Закон Хабаровского края от 24. 12. 2004 за 404-ОЗ // Муниципальная информационная газета. - 208.
5. О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Хабаровском крае: Закон Хабаровского края от 09. 12. 2004 за 376-ОЗ // Муниципальная информационная газета. - 214.
8. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения : доп. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. пособия для студентов образовательных учреждений среднего проф. образования / В.П. Галаганов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2007.
9. Гуслова, Маргарита Николаевна. Организация и содержание социальной работы с населением : доп. Эксперт. советом по проф. образованию в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы НПО / М.Н. Гуслова. - М. : Академия, 2007.
10. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы: учебное пособие/ А.Д. Зарецкий. –Ростов н/Д: Феникс,2008.
11. Латфуллин, Геннадий Рашидович. Теория организации : доп. М-вом. образования Рос. Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 061100 Менеджмент организации, 061000 Гос. и муниципальное управление / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. - СПб. : ПИТЕР, 2006.
12. Макашева,Э.М. Основы менеджмента: учебное пособие/ Э.М. Макашева.-М.:КНОРУС,2004.
13. Менеджмент социальной работы: учебное пособие для студентов/ под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. –М.: ВЛАДОС,2001.
14. Право социального обеспечения России: учебник. М.:.Wolters Kluwer,2005.
15. Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / Под ред. В.С. Кукушина.– М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ, 2003. – 336 с.
СЕМИНАР № 2
Тема 1.2 Нормативный инструментарий организационно-административной работы
Продолжительность ___2___ часа;
Учебная цель – изучить нормативный инструментарий организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Понятие «нормативный инструментарий ОАР»;
2. Уставы, положения, должностные инструкции, используемые в организационно-административной работе социальных учреждений. Их структура и содержание;
3. Система организационных норм: нормы времени, нормы обслуживания, нормы численности, нормы управляемости. Их краткая характеристика;
4. Режим труда и отдыха в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте режим труда и отдыха в системе социальных служб, учреждений и организаций.
2. Дайте определение понятию «организационная норма».
3. Проанализируйте составные элементы системы организационных норм.
Практическое задание
Составьте перечень норм обслуживания клиентов социальных служб и социальных учреждений.
Список рекомендуемой литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.- М: Омега-Л, 2006.
2. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения : доп. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. пособия для студентов образовательных учреждений среднего проф. образования / В.П. Галаганов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2007.
3. Гуслова, Маргарита Николаевна. Организация и содержание социальной работы с населением : доп. Эксперт. советом по проф. образованию в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы НПО / М.Н. Гуслова. - М. : Академия, 2007.
4. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы: учебное пособие/ А.Д. Зарецкий. –Ростов н/Д: Феникс,2008.
5. Латфуллин, Геннадий Рашидович. Теория организации : доп. М-вом. образования Рос. Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 061100 Менеджмент организации, 061000 Гос. и муниципальное управление / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. - СПб. : ПИТЕР, 2006.
6. Макашева,Э.М. Основы менеджмента: учебное пособие/ Э.М. Макашева.-М.:КНОРУС,2004.
7. Менеджмент социальной работы: учебное пособие для студентов/ под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. –М.: ВЛАДОС,2001.
8. Право социального обеспечения России: учебник. М.:.Wolters Kluwer, 2005.
9. Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / Под ред. В.С. Кукушина.– М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ, 2003. – 336 с.
Тема 2 Содержание и методика организационно-административной работы в центрах социального обслуживания, в системе социальной работы, в органах, учреждениях и организациях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов
СЕМИНАР № 3
Тема 2.1. Содержание и методика организационно-административной работы в центрах социального обслуживания
Продолжительность ___6___ часа
Учебная цель – изучить содержание и методику организационно-административной работы в центрах социального обслуживания населения
Вопросы к семинарскому занятию
1. Задачи системы социальной защиты населения в Российской Федерации
2. Основные направления социального обслуживания
населения.
3. Организационно-административная структура органов социальной защиты населения.
4. Центр социального обслуживания населения: понятие, структура, нормативно-правовая база, содержание деятельности;
5. Управление Центром социального обслуживания населения и функциональные обязанности специалистов по социальной работе;
6. Виды социальных услуг, оказываемых центрами социального обслуживания населения, их краткая характеристика (рассмотреть на конкретном примере);
7. Источники финансирования, материальная база, кадровое обеспечение центров по социальной работе населения.
8. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних: понятие, сущность, нормативно-правовая база, цели, структура управления, принципы и содержание деятельности. Функциональные обязанности специалистов по социальной работе, сущность и содержание оказываемой помощи.
9. Права и обязанности детей, посещающих социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
10. Центры психолого-педагогической помощи: понятие, сущность, нормативно-правовая база, цели, структура управления, принципы и содержание деятельности. Функциональные обязанности специалистов по социальной работе, сущность и содержание оказываемой помощи.
11. Центры экстренной психологической помощи по телефону: понятие, сущность, нормативно-правовая база, цели, структура управления, принципы и содержание деятельности. Требования к кадрам, работающим по телефону.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте основные задачи системы социальной защиты населения в Российской Федерации;
2. Охарактеризуйте основные направления социального обслуживания
населения.
3. Опишите организационно-административную структура органов социальной защиты населения на всех уровнях власти.
4. Проанализируйте функциональные обязанности специалистов по социальной работе в центрах социального обслуживания населения.
5. Опишите функциональные обязанности специалистов по социальной работе, сущность и содержание оказываемой помощи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Практическое задание №1
Изучите опыт создания социальных служб в различных регионах России и за рубежом.
Практическое задание №2
Изучите методические рекомендации по организации деятельности социальных служб.