Модуль 4. Средства контроля качества обучения
Примерные вопросы контрольных работ | |
1. | Какие общеучебные умения должны быть сформированы у младших школьников (в соответствие с компонентами учебной деятельности)? |
2. | Каков порядок усвоения учащимися оценочных учебных действий? |
3. | Дайте характеристику репродуктивного и продуктивного уровней выполнения действий самоконтроля (самооценки) учащимися. |
4. | Назовите критерии качества учебных действий (самоконтроля, самооценки). |
Почему проблема управления качеством образования является ключевой проблемой XXI века? | |
В чем состоит сущность и особенности диагностирования учебных достижений школьников? | |
Как Вы трактуете понятия «контроль», «проверка», «оценивание», «оценка», «отметка»? | |
Обоснуйте применение портфолио как перспективной формы представления индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. | |
Раскройте сущность планируемых результатов в начальной школе |
Тематика рефератов | ||||
1. | Ш.А. Амонашвили об оценке учения младших школьников. | |||
2. | Технология контроля и оценки учебной деятельности в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. | |||
3. | История безотметочного обучения в России. | |||
4. | Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников. | |||
5. | Особенности организации безотметочного обучения. | |||
Особенности системы оценки достижения требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ. | ||||
Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований стандарта | ||||
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов | ||||
Организация накопительной системы оценки. Потрфолио. | ||||
Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования. | ||||
Формирование оценочной самостоятельности младших школьников. | ||||
Принципы тестирования, требования к компьютерному тестированию | ||||
Образцы КИМ | ||||
Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как: А) часть – целое, Б) вид – род, В) форма проявления учебной деятельности. | ||||
Соответствие видов и этапов учебных действий: 1) ориентировочные, 2) исполнительские, 3) оценочные; А) постановка учебной задачи, Б) контроль и оценка деятельности; В) активное преобразование изучаемого объекта. | ||||
Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как: А) ее вид, Б) ее уровень, В) этап ее реализации. | ||||
Оценочные действия соотносятся с учебной деятельностью как: А) вид – род, Б) часть – целое, В) уровень ее усвоения. | ||||
Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется, как: А) осознанность, Б) прочность, В) освоенность. | ||||
Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует: А) меру развернутости, Б) меру освоения, В) меру обощенности. | ||||
Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в которых оно выполняется, - это… А) разумность, Б) осознанность, В) прочность. | ||||
Цель реформы школьного оценивания – сделать оценку более А) содержательной, Б) объективной, В) субъективной, Г) дифференцированной. | ||||
Вопросы к зачету | ||||
| Сущность учебной деятельности. | |||
| Этапы усвоения, уровни и качества выполнения учебных действий. | |||
| Классификация общеучебных умений. | |||
| Понятия «контроль», «самоконтроль», функции контроля. | |||
| Виды и принципы контроля. | |||
| Понятие «тест», виды педагогических тестов. | |||
| Принципы тестирования, требования к компьютерным тестам. | |||
| Понятия «оценка», «самооценка», функции оценок. | |||
| Подходы к оцениванию, виды оценок, понятие «отметка». | |||
| Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка. | |||
| Средства стимулирования обучения и воспитания детей; педагогическая оценка как средство стимулирования. | |||
| Условия эффективности педагогической оценки. | |||
| Ш.А. Амонашвили об оценке учения младших школьников. | |||
| Технология контроля и оценки учебной деятельности в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. | |||
| Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников. | |||
| История безотметочного обучения в России. | |||
| Документы, регламентирующие использование безотметочного обучения в современной начальной школе. Направления модернизации системы школьного оценивания. | |||
| Этапы перехода к безотметочному обучению. | |||
| Принципы безотметочного оценивания. | |||
| Инструменты безотметочного оценивания. | |||
| Сущность портфолио, его структура, оценивание портфолио. | |||
Примерные практические задания, выносимые на зачет | |
1. | Дайте содержательную характеристику достижений первоклассника (одного на выбор) за первое полугодие 1-го класса. |
2. | Составьте требования к тестам для начальной школы. |
3. | Составьте примерный перечень материалов для «Портфеля достижений младшего школьника». |
4. | Составьте памятку ученику по осуществлению контроля и оценки своих действий. |
5. | Оцените образцы КИМ по данной учебной дисциплине с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к тестам. |
Модуль 5. Дополнительная литература
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М.: Владос-пресс, 2004.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки умения. М., 1984.
- Ананьев В.Г. Психология педагогической оценки// Избранные педагогические труды. М., 1982.
- Беспалько В.П. Критерии оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обучения// Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. М., 1960.
- Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования // Начальная школа. – 2002. - № 3. – С. 89-96.
6. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М.: Рассказов, 2000.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой. М., 1976.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академия, 2004.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И.Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия». 2007. – 192 с.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.
- Мельникова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.
12. Немов Р.С. Психология педагогической оценки // Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Владос, 2001. - С. 377-390.
13. Оценка без отметки / под ред. Г.А. Цукерман. – М., 1999.
14. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - Глава 6,10.
15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др; Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001. - Главы 12,13.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1996.
17. Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе / Авт.-сост. И.А. Петрова и др. – М.: Астрель, 2003.
18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Контроль и оценка в обучении // Психологический справочник учителя. – М.: Просв., 1991. – С. 255-268.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие / М.Б. Челышкова - М.: Логос, 2002 - 432 с.
- Чибисова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М., 2001.
- Шамова Т.И., Белова С.Н. Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007 – 192 с.
22. Щуркова Н.Е. Педагогическая оценка // Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед. общество России, 1998. С 170-183.
Периодические издания
1. Амонашвили Ш.А. Об оценке и отметке // Начальная школа: плюс – минус. – 1999. - № 9. – С. 49-52.
2. Бакушина А. Подведение итогов учебного года: новые формы оценки и презентации знаний учащихся // Директор школы. – 2003. - № 8, 9.
3. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования // Начальная школа. – 2002. - № 3. – С. 89-96.
4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2005. - № 3. – С. 56-79.
5. Горенков Е.М. Технологические особенности современной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Нач. школа. - 2002. - № 12. - С.57-62.
6. Долинер Л.И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2004. - № 1, 2.
7. Дрожжина Е. Возможности компьютерных технологий обучения // Народное образование. – 1997. - № 7. –С. 52-59.
8. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 1999. - № 4. – С. 10-23.
9. Лобода Ю.О. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения // Педагогическая диагностика. – 2005. - № 4. – С. 71-79.
10. Руйфанова А.Н. Формы оценки и контроля учебных достижений учащихся начальных классов // Начальная школа: плюс – минус. – 2003. - № 11. – С. 7-11.
11. Столовичева Е.Ф. Из опыта работы по безотметочному обучению учащихся начальной школы // Начальная школа: плюс – минус. – 2003. - № 12. – С. 24-27.
12. Сысоева Л.А. Информационно-семантические модели педагогических тестов // Педагогическая диагностика. – 2005. - № 4. – С. 20-40.
13. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 20-24.
14. Цукерман Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. - № 1. – С. 23-26.
15. Чепурная Л.Р. Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения // Начальная школа: плюс – минус. – 2004. - № 1. – С. 64-68.
16. Червонный М.А. Проектирование средств и систем оценивания // Педагогическая диагностика. – 2005. - № 4. – С. 80-89.
17. Ярулов А.А. Критериально-ориентированная диагностика в школе // Педагогическая диагностика. – 2005. - № 3. – С. 30-55.
18. Яшина Н. Диагностика обученности как способ управления качеством образования // Народное образование. – 2004. - № 7. – С. 131-139.
Модуль 6 . Материально-техническое оснащение дисциплины
Перечень мультимедийного и программного обеспечения дисциплины.
1. Электронная версия учебника «Дидактика» Г.И. Вергелес, В.С. Коневой;
2. Программа «Информационная компьютерная среда» для освоения студентами методических курсов;
3. Демо-слайды и анимация для сопровождения лекционного курса и практических занятий;
4. Обучающий программно-методический комплекс «Семейный наставник. Начальные классы 2,3,4» НП ООО «ИНИС-СОФТ», республика Беларусь
5. Интернет-сайты: htpp://www.ug.ru, htpp://www.edu.nsu.ru/~su/index.html, htpp://education.recom.ru, htpp://www.vestniknews.ru/main/enter/main.php, htpp:// www.viofio.ru/vio_site/default.htm, http://standart.edu.ru http://psi.lib.ru/detsad/sbor/lfso.htm, http://mon.gov.ru/ http://www.ed.gov.ru; http://www.school.edu.ru; http://www.edu.ru; http:// www.center.fio.ru; http://nsc.1september.ru; http://www.openworld.ru; http://www.zankov.ru; http:// www.maro.newmail.ru; http://fio.samara.ru/resourse/files/2.doc; http://www.ug.ru; http:// www.vestniknews.ru/main/enter/main.php.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики и психологии
Кафедра начального образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ