Модуль 4. Средства контроля качества обучения

  Примерные вопросы контрольных работ  
1. Какие общеучебные умения должны быть сформированы у младших школьников (в соответствие с компонентами учебной деятельности)?
2. Каков порядок усвоения учащимися оценочных учебных действий?
3. Дайте характеристику репродуктивного и продуктивного уровней выполнения действий самоконтроля (самооценки) учащимися.
4. Назовите критерии качества учебных действий (самоконтроля, самооценки).
Почему проблема управления качеством образования является ключевой проблемой XXI века?
В чем состоит сущность и особенности диагностирования учебных достижений школьников?
Как Вы трактуете понятия «контроль», «проверка», «оценивание», «оценка», «отметка»?
Обоснуйте применение портфолио как перспективной формы представления индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Раскройте сущность планируемых результатов в начальной школе
  Тематика рефератов    
1. Ш.А. Амонашвили об оценке учения младших школьников.  
2. Технология контроля и оценки учебной деятельности в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.  
3. История безотметочного обучения в России.  
4. Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников.  
5. Особенности организации безотметочного обучения.  
Особенности системы оценки достижения требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ.  
Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований стандарта  
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов  
Организация накопительной системы оценки. Потрфолио.  
Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования.  
Формирование оценочной самостоятельности младших школьников.  
Принципы тестирования, требования к компьютерному тестированию  
Образцы КИМ  
Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как: А) часть – целое, Б) вид – род, В) форма проявления учебной деятельности.  
Соответствие видов и этапов учебных действий: 1) ориентировочные, 2) исполнительские, 3) оценочные; А) постановка учебной задачи, Б) контроль и оценка деятельности; В) активное преобразование изучаемого объекта.  
Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как: А) ее вид, Б) ее уровень, В) этап ее реализации.  
Оценочные действия соотносятся с учебной деятельностью как: А) вид – род, Б) часть – целое, В) уровень ее усвоения.  
Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется, как: А) осознанность, Б) прочность, В) освоенность.  
Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует: А) меру развернутости, Б) меру освоения, В) меру обощенности.  
Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в которых оно выполняется, - это… А) разумность, Б) осознанность, В) прочность.  
Цель реформы школьного оценивания – сделать оценку более А) содержательной, Б) объективной, В) субъективной, Г) дифференцированной.  
  Вопросы к зачету  
Сущность учебной деятельности.
Этапы усвоения, уровни и качества выполнения учебных действий.
Классификация общеучебных умений.
Понятия «контроль», «самоконтроль», функции контроля.
Виды и принципы контроля.
Понятие «тест», виды педагогических тестов.
Принципы тестирования, требования к компьютерным тестам.
Понятия «оценка», «самооценка», функции оценок.
Подходы к оцениванию, виды оценок, понятие «отметка».
Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка.
Средства стимулирования обучения и воспитания детей; педагогическая оценка как средство стимулирования.
Условия эффективности педагогической оценки.
Ш.А. Амонашвили об оценке учения младших школьников.
Технология контроля и оценки учебной деятельности в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников.
История безотметочного обучения в России.
Документы, регламентирующие использование безотметочного обучения в современной начальной школе. Направления модернизации системы школьного оценивания.
Этапы перехода к безотметочному обучению.
Принципы безотметочного оценивания.
Инструменты безотметочного оценивания.
Сущность портфолио, его структура, оценивание портфолио.
         




  Примерные практические задания, выносимые на зачет
1. Дайте содержательную характеристику достижений первоклассника (одного на выбор) за первое полугодие 1-го класса.
2. Составьте требования к тестам для начальной школы.
3. Составьте примерный перечень материалов для «Портфеля достижений младшего школьника».
4. Составьте памятку ученику по осуществлению контроля и оценки своих действий.
5. Оцените образцы КИМ по данной учебной дисциплине с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к тестам.

Модуль 5. Дополнительная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М.: Владос-пресс, 2004.

2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки умения. М., 1984.

  1. Ананьев В.Г. Психология педагогической оценки// Избранные педагогические труды. М., 1982.
  2. Беспалько В.П. Критерии оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обучения// Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. М., 1960.
  3. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования // Начальная школа. – 2002. - № 3. – С. 89-96.

6. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М.: Рассказов, 2000.

  1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой. М., 1976.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академия, 2004.

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И.Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия». 2007. – 192 с.
  2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.
  3. Мельникова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.

12. Немов Р.С. Психология педагогической оценки // Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Владос, 2001. - С. 377-390.

13. Оценка без отметки / под ред. Г.А. Цукерман. – М., 1999.

14. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - Глава 6,10.

15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др; Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001. - Главы 12,13.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1996.

17. Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе / Авт.-сост. И.А. Петрова и др. – М.: Астрель, 2003.

18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Контроль и оценка в обучении // Психологический справочник учителя. – М.: Просв., 1991. – С. 255-268.

  1. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие / М.Б. Челышкова - М.: Логос, 2002 - 432 с.
  2. Чибисова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М., 2001.
  3. Шамова Т.И., Белова С.Н. Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007 – 192 с.

22. Щуркова Н.Е. Педагогическая оценка // Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед. общество России, 1998. С 170-183.

Периодические издания

1. Амонашвили Ш.А. Об оценке и отметке // Начальная школа: плюс – минус. – 1999. - № 9. – С. 49-52.

2. Бакушина А. Подведение итогов учебного года: новые формы оценки и презентации знаний учащихся // Директор школы. – 2003. - № 8, 9.

3. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования // Начальная школа. – 2002. - № 3. – С. 89-96.

4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2005. - № 3. – С. 56-79.

5. Горенков Е.М. Технологические особенности современной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Нач. школа. - 2002. - № 12. - С.57-62.

6. Долинер Л.И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2004. - № 1, 2.

7. Дрожжина Е. Возможности компьютерных технологий обучения // Народное образование. – 1997. - № 7. –С. 52-59.

8. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 1999. - № 4. – С. 10-23.

9. Лобода Ю.О. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения // Педагогическая диагностика. – 2005. - № 4. – С. 71-79.

10. Руйфанова А.Н. Формы оценки и контроля учебных достижений учащихся начальных классов // Начальная школа: плюс – минус. – 2003. - № 11. – С. 7-11.

11. Столовичева Е.Ф. Из опыта работы по безотметочному обучению учащихся начальной школы // Начальная школа: плюс – минус. – 2003. - № 12. – С. 24-27.

12. Сысоева Л.А. Информационно-семантические модели педагогических тестов // Педагогическая диагностика. – 2005. - № 4. – С. 20-40.

13. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 20-24.

14. Цукерман Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. - № 1. – С. 23-26.

15. Чепурная Л.Р. Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения // Начальная школа: плюс – минус. – 2004. - № 1. – С. 64-68.

16. Червонный М.А. Проектирование средств и систем оценивания // Педагогическая диагностика. – 2005. - № 4. – С. 80-89.

17. Ярулов А.А. Критериально-ориентированная диагностика в школе // Педагогическая диагностика. – 2005. - № 3. – С. 30-55.

18. Яшина Н. Диагностика обученности как способ управления качеством образования // Народное образование. – 2004. - № 7. – С. 131-139.

Модуль 6 . Материально-техническое оснащение дисциплины

Перечень мультимедийного и программного обеспечения дисциплины.

1. Электронная версия учебника «Дидактика» Г.И. Вергелес, В.С. Коневой;

2. Программа «Информационная компьютерная среда» для освоения студентами методических курсов;

3. Демо-слайды и анимация для сопровождения лекционного курса и практических занятий;

4. Обучающий программно-методический комплекс «Семейный наставник. Начальные классы 2,3,4» НП ООО «ИНИС-СОФТ», республика Беларусь

5. Интернет-сайты: htpp://www.ug.ru, htpp://www.edu.nsu.ru/~su/index.html, htpp://education.recom.ru, htpp://www.vestniknews.ru/main/enter/main.php, htpp:// www.viofio.ru/vio_site/default.htm, http://standart.edu.ru http://psi.lib.ru/detsad/sbor/lfso.htm, http://mon.gov.ru/ http://www.ed.gov.ru; http://www.school.edu.ru; http://www.edu.ru; http:// www.center.fio.ru; http://nsc.1september.ru; http://www.openworld.ru; http://www.zankov.ru; http:// www.maro.newmail.ru; http://fio.samara.ru/resourse/files/2.doc; http://www.ug.ru; http:// www.vestniknews.ru/main/enter/main.php.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии

Кафедра начального образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Наши рекомендации