Представления о профессиональных качествах
(в % от числа опрошенных)
Структура качеств | Всего | Руководители | Специалисты |
1. Аналитический тип мышления, память, внимание | 14,35 | 41,91 | 58,09 |
2. Способность к предвидению событий | 5,77 | 56,83 | 43,17 |
3. Осознанное усвоение нормативов, передача их другим сотрудникам | 8,79 | 52,36 | 47,64 |
4. Способность к лидерству, к контактам с людьми, учету их интересов, общительность | 8,17 | 50,26 | 57,35 |
5. Мотивация достижения результата, волевая самоорганизация поведения | 5,18 | 42,4 | 57,6 |
6. Умение согласовывать свои действия с работой других сотрудников | 12,48 | 39,2 | 60,8 |
7. Пунктуальность | 10,24 | 38.46 | 61,53 |
8. Способность к поиску нестандартных путей разрешения проблемы | 4,89 | ||
9. Компетентность | 14,39 | 40,92 | 59,08 |
10. Умение представлять интересы организации во внешней среде | 5,18 | 56,8 | 43,2 |
11. Способность к профессиональному самосовершенствованию | 10,49 | 39,52 | 60,47 |
12. Другое | 0,04 |
В таблице показано, что в числе важнейших качеств государственного служащего эксперты выделяют компетентность как важнейший признак профессионализма, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, средств и способов достижения целей.
Компетентность – показатель профессиональной социализации личности, получения профессии, уровня мастерства, достигнутого ею. На пути от некомпетентности к компетентности человек проходит ряд ступеней.
Первая ступень – безотчетная некомпетентность. Она присуща молодому человеку, осваивающему свою будущую профессию. Это фаза ученичества, на которой индивид лишь в первом приближении осознает тайну своей специальности.
Вторая ступень – осмысленная некомпетентность. Она возникает, когда молодой специалист, окончив обучение, приступает к исполнению своих служебных обязанностей. Это фаза адаптации, на которой индивид привыкает к своей работе. Он только входит в профессию, начинает постигать ее практически. «Обживать» свое ремесло человек будет в течение двух-трех лет.
Третья ступень – безотчетная компетентность. Она проявляется по мере освоения человеком профессии. Индивид еще не достиг зрелости в своем деле, не овладел комплексом способов и методов практической деятельности. Это фаза стабильности, она длится от 3 до 7-10 лет.
Четвертая ступень – осмысленная компетентность. Она наступает, когда человек достиг вершин мастерства, стал зрелым профессионалом. Это фаза преобразования (после 7-10 лет пребывания на рабочем месте), на которой специалист демонстрирует способность привнести в профессиональную деятельность новшество (новый способ организации работы, новый метод управления и т.п.).
По критерию стажа работы в организационно-управленческой сфере в выборку нашего исследования вошли три примерно равные по количеству группы государственных и муниципальных служащих: 1) "адаптанты" со стажем управленческого труда до 3-х лет (34,66 %); 2) "функционеры" со стажем от 4 до 10 лет (34,53 %); 3) "инноваторы" со стажем свыше 10 лет (30,81 %). Показатели уровня профессиональной социализации управленцев коррелируют с возрастными характеристиками респондентов. Среди "адаптантов" доминируют группы служащих в возрасте до 30 лет (70,81 %), "функционеров" - в возрасте 31-40 лет (50,41 %), "инноваторов" - в возрасте 41-50 лет (52,94 %).
Указанные группы гражданских служащих различаются по спектру решаемых вопросов. Так, например, из перечня 11 ключевых компетенций у "адаптантов" на первый план выходит "сбор и обработка информации", у "функционеров" – "экспертиза управленческого решения и путей его реализации", у "инноваторов" - "освоение новых технологий управленческой деятельности".
Как показало социологическое исследование, по критерию наличия элементов новизны результатов труда для группы "адаптантов" доминирует ответ "новации отсутствуют" (44,29 %), для группы "функционеров" - "имеются замыслы, но их не удается реализовать" (39,62 %), для группы "инноваторов" - "разработки нашли применение на практике" (38,71 %).
Материалы исследования приводят к выводу, что гражданские служащие на этапе адаптации выполняют в основном рутинную работу; на этапе стабилизации ядро профессии расширяется за счет усиления кооперации с другими видами деятельности; наконец, на этапе преобразования, профессиональное развитие осуществляется посредством увеличения возможности самостоятельного решения вопросов (табл.6).
Таблица 6
Возможность самостоятельного решения вопросов
(в % от числа опрошенных)
Наличие возможности | Адаптанты | Функционеры | Инноваторы |
1. Нет, в организации все предопределено: распределение обязанностей, режим работы, размер зарплаты и т.д. | 37,47 | 34,23 | 28,3 |
2. Мои возможности ограничены анализом состояния дел | 43,33 | 26,67 | |
3. Да, в структуре моей деятельности основной вопрос - принятие решений | 36,06 | 38,94 | |
4. Другое | 31,58 | 15,79 | 52,63 |
5. Затрудняюсь ответить | 71,79 | 17,95 | 10,26 |
В целом большинство государственных и муниципальных служащих оценивают свой профессионализм как полностью соответствующий занимаемой должности (33,38 %) и вполне достаточный для занимаемой должности (50,27 %). Лишь 14,01 % респондентов ответили, что их профессионализм требует существенного развития. Причем среди них больше специалистов (66,67 %), чем руководителей (33,33 %).
|
службы респонденты отмечают недостаточную оплату труда (27,16 %), протекционизм в отборе кадров (16,73 %), недостаток знания своего дела (15,77 %), несовершенство карьерного продвижения (14,03 %) и др. Особую озабоченность у специалистов вызывает несовершенство карьерного продвижения, а у руководителей - трудности в непрерывном образовании.
Приведенные данные показывают, что кадры управленцев стремятся повысить свой профессионализм, осознают необходимость непрерывного образования. Однако, помимо субъективной готовности руководителей и специалистов к приобретению управленческих компетенций, необходима также эффективная система дополнительного профессионального образования. Обследованные нами чиновники включены в следующие формы дополнительного образования: 16,78 % - обучаются в региональных академиях государственной службы с целью получения второго высшего образования в сфере менеджмента; 30,67 % - обучаются в региональных академиях государственной службы по программе профессиональной переподготовки с целью получения новой специальности в области управления; 52,41 % - обучаются в региональных академиях государственной службы по программе повышения квалификации с целью накопления знаний в сфере административной работы. В указанных формах дополнительного профессионального образования представлены все категории гражданских служащих (табл. 7).
Таблица 7