Различия между линейной и циклической картиной мира
Атрибут жизни | Линейная | Циклическая |
Зрелость | Предсказуемость событий | Адаптация к изменениям в себе и в окружении, умение использовать новые возможности |
Жизненные роли | Изменения в соответствии с социальным расписанием | Циклическая повторяемость таких тем, как любовь, достижения и поиск смысла жизни. Их содержание меняется под действием разных факторов |
Удовлетворенность жизнью | Если человек делает все, что положено ему в соответствии с его полом, то он будет счастлив | Одинаковая значимость подъемов и спадов. Конфликты и потери – такая же часть жизни, как радость и удовлетворение |
Контроль над течением жизни | Возможен | Невозможен |
Обучение | В детстве и юности | В течение всей жизни |
Источник: Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / Социологические исследования. 2007. № 2.
Самоактуализация личности может быть интерпретирована как нормативный процесс, заданный стабильным обществом в форме неписаных правил социальной жизни. Если человек будет своевременно проходить через предписанные обществом фазы социализации, то он достигнет удовлетворяющего его уровня самореализации. Циклической картине мира соответствует ненормативный процесс актуализации творческого потенциала личности в нестабильном обществе. Быстрые изменения на рынке труда увеличивают вариативность событий. В этих условиях многие лица выстраивают несколько профессиональных карьер за свою жизнь. Поэтому ненормативная форма самореализации личности в зрелом возрасте может рассматриваться как уникальный процесс конструирования жизненного пути с учетом индивидуальных и социальных особенностей человека.
Каждый входящий в профессиональное сообщество индивид осваивает исторически сложившееся содержание специализированной деятельности. В то же время он привносит в работу элемент творчества, какую-либо новацию. Наиболее ценные достижения впоследствии закрепляются, становятся традициями, превращаются в источник развития профессии.
Посттрудовая стадия социализации вызывает сомнение у некоторых исследователей. Они указывают на неправомерность применения термина социализации к лицам пожилого возраста, у которых свертываются социальные функции. Однако в структуре народонаселения увеличивается удельный вес людей «третьего возраста». В значительной степени сохраняется трудовой потенциал работающих пенсионеров. Экспериментальные исследования в области геронтологии свидетельствуют о сохраняющейся социальной активности пожилых людей, которые вносят существенный вклад в воспроизводство профессионального опыта.
Успех социализации зависит от множества факторов. В первую очередь от качества подготовки специалистов и повышения квалификации (профессиональное самоопределение в общеобразовательной школе, широта профиля обучения в профессиональной школе, систематичность повышения квалификации после окончания учебного заведения). Таким образом, непрерывное образование играет большую роль в интериоризации, включении во внутренний мир человека профессиональных норм и ценностей, его адаптации к социально-профессиональной среде, интеграции с ней и последующей экстериоризации, опредмечивания усвоенных образцов поведения.
Социологи отмечают один из парадоксальных фактов современности – увеличение выпускников вузов сопровождается ростом профессиональной некомпетентности 1. Именно некомпетентность, дилетантизм, верхоглядство лежат в основе затянувшегося кризиса в нашей стране. Свидетельство тому, - множество неверных управленческих решений, связанных с реформированием российского общества. Некомпетентность становится общенациональным бедствием. Она одновременно и причина и следствие бедности, жизненных трагедий, девиантного поведения, фактор социального риска.
Некомпетентность, - подчеркивает Ж.Т. Тощенко, - характеризуется функциональной неграмотностью, профессиональной ограниченностью, отсутствием общей культуры и нравственных ориентиров 2.
Понятие «функциональная неграмотность» означает неумение читать, т.е. воспроизводить информацию; писать, т.е. передавать свои мысли; говорить, т.е. быть способным к коммуникации; обеспечивать социальную саморегуляцию. У выпускников высших учебных заведений проявляются следующие формы функциональной неграмотности: неумение излагать свои мысли в научных статьях, обзорах, докладах и рецензиях; неумение составлять деловые бумаги; уклонение от участия в научных обсуждениях, публичных высказываний на профессиональные темы; вычурность языка и злоупотребление терминологией, в том числе и заимствованной из других отраслей знания, маловразумительная фразеология (так называемый «птичий» язык); незнание многообразия современных подходов к решению практических проблем и др.
Что касается профессиональной ограниченности, то она проявляется в стремительном росте числа лиц, которые занимаются не тем, чему их обучали в соответствующих вузах. С одной стороны, многие инженеры работают грузчиками, продавцами, с другой стороны – не так уж редко встречаются философы-предприниматели, биологи-консультанты по вопросам управления и т.д. Теряется смысл профессиональной подготовки, ибо, зачем тратиться на обучение специалистов, обладающих лишь поверхностными знаниями, усвоившими «вершки» конкретного дела.
Работодатели не без оснований полагают, что выпускники профессиональных учебных заведений зачастую не в полной мере отвечают современным требованиям. Неудивительно, что основным критерием при приеме на работу становится не образование, а, прежде всего стаж работы по специальности.
Одна из причин некомпетентности – недостаток общей культуры, отсутствие той гуманитарной базы, которая составляет основу успешной профессиональной деятельности. Многие специалисты все еще похожи, по выражению Козьмы Пруткова, на флюс – их полнота односторонняя.
Важным элементом общей культуры специалиста стала компьютерная грамотность. Она – непременное качество личности XXI века. Отсутствие навыков владения информационно-компьютерными технологиями ограничивает возможности человека, затрудняет его включение в современное информационное пространство.
Наконец, некомпетентность характеризуется безнравственностью. Специалист без нравов не профессионал, а делец. Он признает за собой только право выгоды, право достичь успеха, в основном за чужой счет. Такой человек не подчиняется привычным нормам и правилам, законам и принципам, у него своя мораль, своя логика поведения.
Утрата нравственных начал сказывается на профессиональной полноценности специалиста, уверенности в своих силах. По этой причине он неуживчив, не может спокойно наблюдать за успехами компетентного человека, завистлив, испытывает чувство досады, вызванное благополучием настоящего профессионала.
Некомпетентности противостоит компетентность. Она определяется как доскональное знание своего дела, существа, форм и методов выполняемой работы, средств достижения поставленной цели.
Компетентность – показатель профессиональной социализации личности, получения профессии, уровня мастерства, достигнутого ею. На пути от некомпетентности к компетентности человек проходит ряд ступеней своей зрелости: физической, нравственной, социальной и профессиональной.
Итак, компетентность представляет собой социализационную норму, которая определяется А.И. Ковалевой, во-первых, как результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие; во-вторых, как многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; в-третьих, как устоявшуюся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению 1. Исходя из этого можно сделать предположение о том, что результативность социализации состоит в максимальном сближении ее реальной и нормативной составляющих.