Волонтерская деятельность как путь саморазвития и самопознания
Лобырева О.,
Институт психологии им.Л.С. Выготского РГГУ, 3 курс
Вслед за известнейшим психологом А. Маслоу многие авторы стали уделять внимание личностному саморазвитию и самоактуализации. Жизненный путь человека оказывается направленным на самораскрытие, познание себя и реализацию собственного творческого потенциала.
Карл Роджерс ставит во главу угла своей клиент ориентированной терапии личность клиента. Немаловажным считает он развитие личности клиента, раскрытие его качеств, чувств для самого же человека. Этот подход находит применение в разных сферах.
«Теоретические идеи Роджерса, его концепция развития личности и помогающих отношений могут использоваться всюду, где общаются люди и группы людей: в менеджменте, медицинской практике, в отношениях между государствами. Начиная с 60-х годов и до настоящего времени его идеи оказывают очень большое влияние на методы и практику образования. Из всех представителей гуманистической психологии К. Роджерс был единственным, кто создал свою собственную концепцию обучения. В системе взглядов на обучение К. Роджерса работа учителя сравнивается с работой терапевта, который не формирует человека, стараясь отлить его в форму, задуманную ранее, а помогает ученику найти в себе то положительное, что в нем уже есть, но искажено, забито, спрятано». (1, предисловие, Е.И. Исенина, с. 31).
При работе с детьми, как нормально развивающимися, так и с особыми образовательными потребностями, мы должны обращать внимание на их личностное развитие. Вся наша работа (как педагогическая, так и, тем более, психологическая) должна способствовать развитию гармоничной личности ребенка. По мнению О.И. Моткова, личность развивается через преодоление трудностей.
Университет создает условия для саморазвития личности. Однако, здесь студенты сами расставляют приоритеты. Хотя не стоит отрицать влияние и помощь в этом нелегком деле педагогического состава – предоставляются возможности личностного роста, приобретения новых качеств и воспитания себя.
Все же, я буду говорить о себе, не обобщая и не претендуя на универсальность своих выводов.
Поступив в университет, я стала активно участвовать в общественной жизни университета. Стоит сказать, что сложностей появилось сразу очень много. Приходилось преодолевать огромное количество трудностей – находить более эффективные способы общения с коллегами, справляться со стрессовыми ситуациями, раскрывать новое в себе – учиться организовывать, оформлять, выступать.
Однако, наиболее интересной оказалась для меня работа волонтера.
Волонтер – это человек, который работает не за что-то конкретное – деньги, благодарственные письма. Он работает на себя и для себя, знакомясь с самим собой без отвлекающего материального фактора. Не все готовы пожертвовать своим свободным временем ради «эфемерной», как кажется многим, перспективой самопознания. Но я призываю все же уделить хоть немного своего личного времени волонтерству в любой сфере и почувствовать себя в этом.
Судьба очень неожиданным образом привела меня в команду параолимпийской сборной Москвы. Здесь я увидела себя совсем с другой стороны. Работа с людьми с ограниченными возможностями многих, прошу прощения, пугает. Признаюсь, мне тоже было не очень комфортно в самом начале моей волонтерской деятельности. Здесь я поняла ценность человеческого общения, истинность эмоций. Стала более открытой.
Мы, не станем лукавить, часто при общении с другими людьми надеваем маски – для каждого нашего собеседника маска своя. Люди с ограниченными возможностями обладают одной удивительной чертой – они чувствуют неискренность острее многих других, и эта неискренность отмечается ими очень тактично и аккуратно. Оказавшись в коллективе спортсменов – параолимпийцев, я научилась понимать и принимать свои эмоции – истинные, открытые, без рамок и ограничений призвать их. Это не маловажно для понимания себя.
Посчастливилось мне заняться развитием профессиональных качеств психолога. Наблюдательность, анализ, умение выслушать и направить человека – все это просто приходилось находить в себе. Признаюсь – трудно было обходить острые углы: оказывая какую-либо помощь и поддержку, всегда требовалось учитывать особенности спортсменов, контролируя себя, тактично подходить к каким-либо вопросам.
Одна из черт самоактуализирующейся личности – это умение сопереживать. Раньше для меня это был обычный термин. Сложно было прочувствовать это состояние. Команда меня этому научила.
Здесь я так же получила опыт общения с тренером, погрузилась в атмосферу большого спорта. Следует отметить, что раньше я была очень далека от этой сферы общественной жизни. Терпение, выдержка, понимание - все это необходимо для работы в этой области. Однако, я так же оценила необходимость некоего мобилизующего давления как на спортсменов, так и на тех, кто работает с ними (волонтеров в том числе). Это давление воспитывает эмоциональную устойчивость, самоконтроль.
Волонтерская деятельность приоткрыла для меня способ решения вопроса о дальнейшей карьере в сфере психологии. Это своего рода экскурсия в сферу будущей профессиональной деятельности – я получила ценные знания о требованиях к личности психолога, об особенностях лиц с ограниченными возможностями, их семей.
Каждая личность, безусловно, индивидуальна. Каждый идет своим неповторимым путем, ищет свой «дао», как говорил Лао Цзы. Личность развивается через трудности – не стоит прятаться от них – открывайте новые горизонты, не бойтесь учиться новому. Главное в жизни – искать себя. А как известно – кто ищет, тот всегда найдет.