Подготовительный этап проекта.
Проведены предварительные исследования с целью определения и обоснования оптимального варианта выполнения работ для решения проблемы на основе анализа состояния и разработанности вопросов возникновения и развития профессиональных династий и педагогических династий с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам:
1. Аналитико-синтетическое изучение доступных источников информации: изучены архивные фонды Музея истории ВятГГУ; Киролвского областного музея истории народного образования, библиотечные фонды ВятГГУ, Кировской областной библиотеки им. А. И. Герцена; некоторые конкретные источники:
2. Разработана методика изучения педагогической династии.
3. Разработана схема-паспорт педагогической династии.
В процессеисследованияпо вопросу классификации педагогических династий ориентировались на классификацию Сахарова В.Ф., доктора педагогических наук, профессора ВятГГУ, предложенную в книге «Вятские учительские династии».
4. Разработана методика опроса членов педагогической династии:
Первый этап эмпирического исследования:
Реализован первый этап теоретических и экспериментальных исследований с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов для решения поставленных научно-исследовательских задач, позволяющих выявить причины появления педагогических династий, особенности социального и личностного поведения членов сообщества педагогической династии, тенденции их развития; формулировки закономерностей их существования.
1. Изучены материалы архива Департамента образования Кировской области, Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (Института развития образования Кировской области) – материалы зала Славы педагогических работников, налажены исследовательские связи с представителями образовательных округов Кировской области. Изучены материалы сборника «Путь к успеху», сборник, Киров: дом печати – Вятка, 2008. 304 с. и другие источники.
2. Организовано выездные поисковые экспедиции в населенные пункты Вятского края для сбора эмпирического материала о педагогических династиях:
3. Организовано взаимодействие с краеведческими музеями области (районными (5), Кировским областным музеем истории народного образования, Музеем истории Вятского государственного гуманитарного университета); Музеем «Страницы истории школы» МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 66 Нововятского района г. Кирова; Школьным музеем Ошланской средней общеобразовательной школы (МОУ ООШ с. Ошлань Богородского района Кировской области); Музеем истории Синегорского края (МОУ СОШ с. Синегорье Нагорского района Кировской области); Музеем истории школы (МОУ СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Яранска Кировской области); Музеем учительской славы (МОУ ДОД Станция юных туристов г. Котельнича Кировской области); МИССИ – музей истории села Среднеивкино (МОУ СОШ с. Среднеивкино Верхошижемского района Кировской области).
4. Организовано выполнение исследовательских проектов в Областной краеведческой школе и других общественно-педагогических организациях по проблеме педагогических династий:
5. Проведены научно-общественные чтения-презентации «Педагогические династии Вятского края» по 8 образовательным округам Кировской области, два мероприятия-встречи с представителями педагогических династий Вятского государственного гуманитарного университета.
В результате каждый образовательный округ представил порядка восьми-десяти педагогических династий (всего выявлено педагогических династий более 200).
В Вятском государственном гуманитарном университете выявлено более 60 работавших или работающих в настоящее время представителей профессиональных педагогических династий, распределенных по шести номинациям: династии ректоров; династии, представители которых трудятся в области «Естественнонаучное и физико-математическое образование»; династии «Гуманитарные и общественные науки»; династии «За здоровый образ жизни»; династии «Педагогический калейдоскоп» (представители династии работают в различных научных и образовательных областях); молодые династии университета.
Исследования показали, что за последние двадцать лет четко оформились две тенденции в развитии педагогических династий:
1. Годы экономических преобразований, кризисов и дефолта привели к большому количеству отсева молодого поколения педагогических династий, в то же время нередки случаи разрыва семейных пар в социально-профессиональном плане (кто-то из супругов педагогических семей вынужден был решать проблемы экономического выживания семьи в ином виде экономической деятельности).
2. Развитие международной миграции, в т. ч. в образовательной сфере привело к расширению педагогических династий, как в территориальном, так и в уровневом развитии. Например, династия Коптеловых-Артемовых в настоящее время продолжает свою деятельность посредством международной образовательной медиадеятельности (Киров-Хьюстон), династия Глушковых (Киров-Франция), династия Помеловых (Киров-Германия) и др.
В ходе реализации проекта и презентаций педагогических династий различных образовательных округов на базе Кировского областного музея истории народного образования непосредственными участниками были не только представители династий, но и студенты ВятГГУ. Их участие первоначально в качестве пассивных исполнителей, слушателей оказывало значительное воспитательное воздействие на формирование социально-профессионального самоопределения, поэтому на этапе последействия они проявляли инициативу в сборе эмпирического материала, формирования профессиональной рефлексии в процессе инкультурации.