Работа «История обретения иконы» . Головина Анастасия (г. Яранск)

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук» с 2004 г. участвует во Всероссийских Чтениях юношеских работ им. В.И. Вернадского. В семи форумах приняли участие 15 лицеистов. Ими было получено 7 Дипломов лауреатов, 11 Дипломов участников и различных номинациях, 11 Грамот, подписка журнала «Химия и жизнь».

Воспоминания участников Чтений:

«Запомнилась масштабность мероприятия. Создалось ощущение причастности к общему очень важному делу, осознавалась значимость той работы, которую мы делаем.»

Перевощикова Кристина (2012 г.)

«В 2009 году мне посчастливилось поучаствовать во Всероссийском этапе конференции имени В. И. Вернадского. Я узнала много нового и любопытного для себя. На время конференции окунулась в атмосферу внимания и доброжелательности со стороны взрослых не только ко мне, самому юному участнику, но и к моим более старшим коллегам. Здесь я приобрела новых хороших друзей, с которыми общаюсь до сих пор. Меня поразил тот диапазон различных тем и исследований, которые интересны школьникам. Казалось, что на этой конференции можно было найти информацию по любой теме, начиная от выращивания цветов до глобальных космических проблем. Такие мероприятия очень полезны для общества, так как они влияют на интеллектуальный уровень развития школьников. Здесь юные участники обсуждают очень серьезные вопросы, которые издавна будоражат выдающиеся умы человечества»

(Белозор Маргарита, город Киров, 2009 г.)

Участие лицеистов во Всероссийских Чтениях им. В.И. Вернадского ограничивается из-за высоких оргвзносов, хотя мы понимаем, что консультации исследователей через индивидуальные кабинеты по Интернету, рецензирование работ и организация самого мероприятия требует больших затрат. Однако кировчане имеют возможность участия в региональном туре. Вот уже в пятый раз лицеисты принимают участие в Региональном конкурсе, на который выходит команда лицея в составе более 40 человек, как и в предыдущих конкурсах. Все пять лет именно лицеисты достойно представляли нашу область на очном туре конкурса-Чтений в Москве и только в этом году реально участвовать смогли наши «гуманитарии».

Каждый год в конкурсе участвует более 100 человек с начальной школы и до студентов вузов города. В этом году приняли участие 142 человека. Это значительно больше прошлого года. В прошлом году география участников была меньше, чем в этом. Поддерживают участие своих учащихся в конкурсе «Лицей естественных наук» (36 человек), «Кировский физико-математический лицей» (10 человек), «Лицей №21» г. Кирова, гимназия имени А.Грина. Усилили поддержку участников конкурса МОАУ СОШ с УИОП №30 (6 человек), Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского (4 чел), МКОУ ДОД Дом детского творчества Яранского района, МКОУ СОШ с УИОП им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница, МОКУ СОШ п. Безбожник, МКОУ СОШ д. Шихово Слободского района, МОАУ СОШ №70 г Кирова и др. Впервые более представительно участвовали ребята из Гимназии №1 г. Кирово-Чепецка (16 чел).

Уже второй год конкурс работает как межрегиональный. Если в прошлом году в нем приняли участие 18 детей из Казани, то в этом году это ребята из:

Города Санкт-Петербурга - Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста»

Города - Нижнего Новгорода - МБОУ лицей №8 г.

Города Волгограда - МОУ СОШ школа № 54 города Волгограда.

Особую роль в организации регионального тура конкурса играет педагогический коллектив МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» г. Кирова - педагоги выступают в качестве модераторов на всех этапах его проведения. Экспертную работу в большей степени проводит кафедра экологии и преподаватели химического факультета ВятГГУ, а кафедра педагогики и МРД «АСТУР», в лице к.п.н, доцента Е.М. Рендаковой обеспечивают студенческую общественную экспертизу.

2013 год отмечен в нашей стране как ГОД защиты окружающей среды. Немалую роль в определении темы года сыграл и юбилей русского ученого, что отмечено в особом письме Министерства образования и науки РФ. Не только наша страна и мир (Решение ЮНЕСКО) отмечает 150 лет со дня рождения В.И. Вернадского: научные конференции, специальные издания, музейные занятия, но в течение года в образовательных учреждениях России пройдет УРОК ВЕРНАДСКОГО. Материал к Уроку можно найти на сайте Центра экологической культуры и информации Кировской областной государственной научной библиотеки им. А.И. Герцена.

Знакомство с биографией В.И. Вернадского позволяет понять значение самостоятельной мыслительной работы в становлении мировоззрения и методологии ученого. Значительную роль здесь играла библиотека (вуза, домашняя библиотека отца), занятия исследовательской деятельностью в научном кружке (СПб университета), социально направленная общественная деятельность (кружок «Братство», общество естествоиспытателей, земская деятельность, общество «Союз Освобождения», «Академический союз», политические партии). Работа в музеях, организация экскурсий. В целом – это компоненты дополнительного образования, которое чаще относят к понятиям «неформальное», «информальное». Через всю жизнь В.Вернадский прошел параллельно через «формальное» (научная и педагогическая работа в Университетах) и дополнительное образование. Они пересекались на решении вопросов выбора поведения человека и гражданина. Член Государственного Совета, он принял участие в решении судьбы России 1917 года. Он – основатель научного академического центра Украины (университеты, академия, библиотека). Роль человека в сохранении жизни планеты поставлена именно им, как гражданином Земли и Ученым XX века.

В настоящее время можно выделить три направления реализации его идей в системе дополнительного образования по форме и естественнонаучного по содержанию.

Первое – это деятельность общественных организаций по работе с детьми. Общероссийский Конкурс исследовательских работ носит имя Владимира Ивановича Вернадского уже 20 лет.

Цель конкурса представляет собой интеграцию обучения, воспитания и развития на основе процесса и результатов исследований естественнонаучного и гуманитарного образования. В связи с указанной целью обеспечиваются такие результаты как:

развитие творческого интереса школьников в области наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников в исследовательской работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В. И. Вернадского;

*развитие интереса к фундаментальным наукам среди школьников; ознакомление учащихся и педагогов с творческим наследием выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского;

Наблюдения за региональным и российским туром показывают, что ежегодно участников конкурса привлекает лишь первая из задач. Вторая ярко выражена в первые годы проведения конкурса, юбилейные даты ученого. Тем не менее, вторая задача, имея значительный потенциал развития познавательного интереса, менее всего обозначена в работах детей. С одной стороны это объясняется уровнем научного мировоззрения руководителей исследовательских работ детей, особенно в системе дополнительного образования. С другой стороны доступность ресурсов сети Интернет не компенсирует наглядность информации, которая характерна для медиаматериалов музеев космонавтики и авиации, поэтому не стимулирует познавательную активность детей и молодежи, что снижает возможности воспитания на примере уникальной личности самого ученого, общей характеристики его научного наследия. Внесение специальных номинаций по изучению творчества плеяды русских ученых-космистов, естественных наук в виде учебного исследовательского сочинения не привлекает внимания ни взрослых, ни детей.

В то же время условия конкурса ориентируют молодежь на междисциплинарные исследования, характерные для В. И. Вернадского по двум направлениям: гуманитарные и естественнонаучные. К последним относятся:

Астрономия (Space Science) — астрономия, науки о планетах, космонавтика, физика атмосферы, метеорология, климатология и др.

Науки о Земле (Earth Science) — геология, география, минералогия, ландшафтоведение и др.

Науки о водоемах (Water reservoirs Science) — гидрология, лимнология, гидрография, океанология, гидробиология и т.д.

Ботаника (Botany) — изучение жизни растений, ботаника, геоботаника, агрономия, лесоведение, лихенология, бриология и др.

Зоология (Zoology) — изучение животных, орнитология, ихтиология, энтомология, экология животных и др.

Загрязнение сред обитания (Study of pollution) — источники загрязнения сред обитания (вода, почва, воздух, в том числе в городах) и их контроль

Медицина и Здоровье (Medicine and Health) — физиология человека и позвоночных животных, фармакология, офтальмология, гигиена, изучение здорового образа жизни и др.

Микробиология, клеточная биология и физиология растений (Microbiology) —

бактериология, протозоология, микология, альгология (микроскопических водорослей), клеточная биология, физиология растений и др.

На региональном уровне члены оргкомитета сочли уместным предложить и иные темы, такие как:

Экология человека (социальная экология, биоэтика, экоэкономика, экология и информационная безопасность)

Химия окружающей среды

Биохимия

Рецензенты отмечают наличие навыков работы со сложной современной техникой, освоение методики подготовки тканевых микропрепаратов. Среди положительных моментов – развитие компетенций в использовании статистических и математических методов обработки полученных результатов, широкое использование информационных технологий для презентации материалов, оформления стендовых докладов.

Темы естественнонаучного направления обычно выполнены под руководством представителей науки: преподавателей, аспирантов, но также специалистов-родственников. Все больше на выбор темы влияет и сама методика эксперимента. Так в течение пяти лет представлены работы на одну тему, но с использованием разных методик, а также есть одни и те же темы с одинаковыми методами исследования, но уважение к результатам достигается за счет сравнения данных в течение не менее пяти лет.

Приоритет в количестве участников и вариативности, качестве работ на протяжении многих лет удерживает Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук».

Однако юбилей великого русского ученого может способствовать развитию внимания исследователей не только научных интересов В.И. Вернадского, но и его гражданской позиции, особенно активной деятельности в области образования: содержания школ на личные средства, поддержка земской активности, открытие новых университетов, факультетов, научных дисциплин. То есть предметом исследования может стать интеграция научной деятельности и гражданской позиции, гуманитарного и естественнонаучного знания, его теории о роли Человека в решении универсальных, глобальных проблем ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Список литературы:

1. Вернадский.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.- 224 с.

2. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (18; 2011; Москва). Сборник исследовательских работ участников конкурса, Москва, 2011 / XVIII Всерос. юнош. чтения им. В.И. Вернадского, Москва, 2011 ; [Общерос. обществен. Движение творческих педагогов "Исследователь", Лицей № 1553 "Лицей на Донской", МГДД(Ю)Т]. - Москва : Зимородок : Центр исслед. технологий РЕДУ, 2011. - 666 с.

3. Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», М.: ООД «Исследователь», 2012.- 31с.

4. Результаты XVIII Всероссийских юношеских чтения им. В. И. Вернадского: буклет.- М.: ООД «Исследователь», 2011.- 52с.

5. Соловьева М.Ф. The interrelation between libraries, non-profit organizations and public organizations in the system of lifelong educftion // Lifelongeducation: Continuous education for Sustainable Development proc. of IAEA coop.|arr.N.A. Lobanov. V.N. Skvortsov/leningr.St. Univ.n.a. A.S. Pushkin, Res.inst.Soc.-Econ. and Ped.Probl. of Lifelong ed.-Vol.8: parall.ed.-SPb.: LSU n.a. A.S. Pushkin, 2011.- 658 p. (464-466)

Первый после Бога…

Галкина И. В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 города Кирова

Я держу в руках книги под одинаковым названием – «Учитель». Хочется, чтобы каждый из нас задумался, каким Я иду к Ученикам. Может быть, остановился, подумал о себе в своей профессии, захотел тоже написать пусть не книгу, а небольшое эссе. И появится у нас книга о нашем Вятском учительстве, которую прочитают и наши ученики, и их родители, и наши коллеги, и наши руководители…

Елена Чернозёмова – доктор филологических наук, профессор Московского педагогического университета.

«Мои размышления о смысле слова ненаучны. Это просто домыслы, попытка войти и соприкоснуться с миром тайны, заключённой в слове. «Уч» в тюркских языках означает «три». «Три- итель» - тот, кто выстраивает, с-траивает вплетает в отношения наставник-ученик нечто Третье. Какой будет природа этого Третьего? Станет этим третьим страх, требование безоговорочного повиновения или Любовь, Доверие, Вера в безграничные возможности ученика, ясность его мысли, искренность намерений, чистоту души и сила собственной Веры – вот что определяет суть Учителя». В книге с опорой на материал литературных произведений автор ведёт рассуждение о сути понятия Учителя жизни. Это и «Божественная комедия» Данте, и «Тяжёлые времена» Чарльза Диккенса, и притча об Учителе из книги «Иллюзии, или Приключения Мессии Поневоле». В книге мы прочитаем также о Януше Корчаке. Особая глава посвящена чилийской поэтессе Габриэле Мистраль. Глава называется «Учительская молитва и молитва об Учителе». Главы книги посвящены также педагогам-современникам: «Союз учительских сердец Шалвы Амонашвили»,

«Уроки взращивания мощи сердец Валерии Ниорадзе», «Солнечный сад» Игоря Киршина.

Елена Евдокимова «Беседы об Учителе». Книга – сборник бесед, посвящённых Учителю и его многогранному служению Ребёнку. Глава «Материнская школа или первые Учителя Ребёнка»: «Дорогие учителя гуманитарных и естественных наук, почему бы вам на ваших уроках не рассказывать воспитанникам о том, что «у большинства гениальных людей были замечательные матери, и они гораздо больше приобрели от своих матерей, чем от отцов» (английский историк Томас Бокль) Попробуйте!». Автор представила список полотен русских и зарубежных художников, восхищающие своей духовной красотой материнства, а также образы отцов. Глава « В ожидании Учителя света» начинается с вопроса: «Какого учителя ждут сегодня дети?» и отвечает воспоминаниями о своих школьных учителях, «качаясь на волнах» детских воспоминаний. И всё же встречи с каким учителем каждый новый учебный год и каждый день ждут наши дети? Попробуем узнать у самих учеников и отправимся в небольшое путешествие по школам родного города. А ответы даёт на такие вопросы:

-Дети были бы счастливы видеть своих учителей…

- Запрет дети наложили бы… Ответы любопытные.

Никто из нас – учителей, воспитателей, родителей – не является маленьким человеком, от кого мало что зависит… судьбы детей в наших руках.

Кира Алексеевна Молчанова в книге «Учитель» представила следующие разделы»:

1. Ведущая роль Учителя в обществе. Настоящим Учителем становится тот, кто своим трудом, духовным и физическим, претворил в себе высокие идеалы любви, красоты, знания и целесообразного действия. Именно так. Потому что научить может только тот, кто владеет тем, чему он учит….

2. Внутренняя культура. Кира Алексеевна рассказывает о людях высокой культуры в её жизни. Среди них Юрий и Святослав Рерихи.

3. Самосовершенствование. Победить себя. Чтобы победить себя, мне лично необходимо стараться развивать радостное восприятие жизни. Завершается книга эпизодом из очерка Н К. Рериха «Учительство». Однажды в Финляндии на берегах Ладоги я сидел с крестьянским мальчиком. Кто-то, средних лет, прошёл мимо, и мой маленький друг вскочил и с искренним почтением снял свою шапочку. Я спросил его: «Кто этот человек?» Необычайно серьёзно мальчик ответил:

-Это Учитель

Я снова спросил:

- Это ваш Учитель?

- Нет, - ответил мальчик, - это учитель из соседней школы.

- Вы знаете его лично?

- Нет, - ответил юный друг

-Почему же вы его приветствовали так почтительно?

. Ещё более серьёзно малыш ответил:

- Потому что он Учитель.

«Я ученик, стремящийся е Учителю». Так назвала свою книгу Ирена Стульпинене. Учитель физики, написавшая также книгу «Физика языком сердца». В главе «Все имейте Учителя на Земле» Ирене рассказывает об удивительных людях – педагогах. Их судьбах, о том, какой след они оставили в сердцах своих учеников. «И только мой Учитель знает, что мне требуется преодолеть в первую очередь. Именно он несёт весть, МНЕ наинужнейшую. Целесообразно желать себе трудного пути и сильных заданий – от своего Учителя! И в какие дебри можно залезть без истинного Руководства?». Один из разделов книги называется «Из писем и раздумий об учителе и школе». Письма – всегда личное, откровения, своеобразная исповедь… «В школу не надо идти, чтобы над кем-нибудь властвовать. Также не надо идти, чтобы стать лидером среди коллег. Желай стать учителем-авторитетом, а не учителем-лидером. Настоящий учитель никогда не чувствует себя выше других, наоборот, тихо служит…»

Виктория Бак «Учитель». «… Сегодня я работаю в школе, в которой когда-то училась. Тихий осенний вечер, уроки в школе закончились, и есть время размышлений по пути от школы домой. Дорога – это хороший символ. Она местами ровная, без ухабов, а местами извилистая, с выступающими камнями, как и жизненный путь. Несу домой астры. Астры, напоминающие школу, - это сентябрь. Пионы, поразительно пахнущие в вазах, - это май. … Наверное, цветы очень хотят, чтобы их приносили в школу, тогда их цветочная жизнь обретает смысл. Уже почти полвека эта дорога всё та же.. иногда мне говорят: «Неужели тебе не надоело ходить всю свою жизнь только по одной дороге?» Виктория Фёдоровна с любовью вспоминает своих учителей, а также В. А. Сухомлинского, П. Флоренского и его письма детям, В.И. Вернадского, Януша Корчака, Л. Н. Толстого, Ш. А. Амонашвили. Глава «Размышление у картины «Устный счёт». Меняются времена, обычаи, а суть сюжета остаётся одна: ученик нуждается в учителе. Без учителя, без его жертвенного служения ученик не повзрослеет, не раскроет в себе своё предназначение….. Учителем ты становишься только тогда, когда понимаешь, что детство нуждается в Хранителях, Защитниках и Проводниках»

Возможно, наше время не лучшее время для учительства, но волею судьбы мы выбрали для себя Дорогу, ведущую в колу. Пусть эта дорога не усыпана розами, но она исхожена Сократом и Пифагором, Коменским и Руссо, Песталоцци и Спенсером, Корчаком и Сухомлинским, Ниорадзе и Амонашвили. Многие из нас, выбрав её, попадают под действие пространства, «проработанного духом»

И если остаются в ней, то начинают вбирать в свою личность надличностные черты Учителя, борясь с «ветхим » человеком в самом себе.

Марианна Озолиня почти 40 лет проработала директором церкви Святого Петра в Риге, хранителем её материальных ценностей и духовкой культуры. В своем поэтическом сборнике «Учитель» Марианна размышляет о высокой миссии Учителя формировать человека сегодняшнего дня для наступающего, о месте человека на Земле и во Вселенной, о его величии и духовном росте.

О мужестве Учителя

Песню вам пою.

За Истину, за Знание

Он день и ночь в бою.

Сквозь тернии невежества

Он ищет к звёздам путь,

Возводит по ступеням,

С которых не свернуть…

О солнечном Учителе

Песню вам пою.

Творит он вдохновенную

Миссию свою.

К небесным идеалам

Нацеливает ввысь,

Сердечно призывая:

- на старте помолись!

Прикоснись ко мне добротой

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

Прикоснись ко мне добротой,

Как целебной живой водой, -

И приду на встречу с тобой

Самым первым цветком весной.

Если мыслей твоих снегопад

Позовёт меня в звёздный сад,

Я тотчас поспешу за тобой,

Стану новорождённой звездой.

Список литературы:

1. Чернозёмова ЕН. Учитель – М., Ярославль: ООО Издательско-полиграфический комплекс «Литера», 2013. - 64с.

2. Евдокимова Е.С. «Беседы об учителе» - М.: Планета, 2013. – 64с.

3. Молчанова К.А Учитель. Издатель: Ассоциация гуманно-личностной педагогики в Эстонии. Таллинн, 2012. – 32с.

4. Стульпинене Ирене. Я ученик, стремящийся к Учителю – Вильнюс, 2013. – 85с.

5. Бак В. Ф. Учитель – всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной педагогики, Артёмовский Центр Гуманной педагогики. – Артёмовск, 2013. -80с.

6. Озолиня М.Р. Международный Центр Гуманной Педагогики Подольск культурно-просветительский Центр им. Н К Рериха. – Рига, 2012.- 194с.

Наши рекомендации