Речеведение. Синтаксис. Морфология
457. Прочитайте текст и выполните задания 1—6.
(1)... (2)Им нужен был способ долго хранить слово после того, как его произнесли, чтобы потом, когда понадобится, им воспользоваться. (3)Их глиняные таблички служили звукам упаковкой. ^Современные учёные придумали, как ещё можно работать со звукозаписью; у нас есть магнитофоны и множество различных диктофонов; специальные устройства фотографируют сплошь исписанные страницы и умещают огромные кипы таких страниц на узенькой ленте микрофильма. (5)Но самая замечательная из всех машин - это компьютер, ещё его называют электронным мозгом. (6)Это….,не то же самое, что человеческий мозг или человеческая память, но описывать его можно примерно в тех выражениях.
1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым этом тексте?
1) Письмо было изобретено в древнем Шумере.
2) В древнем Шумере люди изобрели письмо, потому что пе ними встала такая задача.
3) Кто изобрел письмо?
4) Языковые барьеры всегда будут сильно мешать людям.
2. Какое из приведенных ниже слов должно стоять на месте пропуска
шестом (6) предложении текста?
1) например 2) кажется 3) конечно 4) действитель
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном
предложений или в одной из частей сложного предложения текста
1) его произнесли (предложение 2)
2) есть магнитофоны (предложение 4)
3) есть магнитофоны и множество диктофонов (предложение 4)
4) описывать его (предложение 6)
4. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста;
1) бессоюзное сложное
2) сложноподчинённое
3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное с бессоюзной и сочинительной связью
5. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть притяжательные местоимения?
1)2,5,6 2) 2,3,5,6 3) 2,3 4)3
6. Укажите, в каком значении употреблено слово КИПА в предложении 4.
1) пачка или связка предметов, лежащих один на другом
2) большое количество
3) сброшюрованные листы
4) крупная упаковочная мера
458. Прочитайте предложения и выполните задания 1-6.
(1)... (2)Их рисуют бородатыми, с посохом в руке и с котомкой за плечами.
(З)Полагается думать, что вела их смиренная вера. (4)... вело их страстное любопытство, сомнение в том, что земля круглая и все люди двуглазы. (5)А это уж не смиренье, а бунтарство. (6)Эти люди не перевелись, не у всех у них длинные бороды и посох - много среди них и молодёжи.
1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Русские писатели и художники-реалисты правдиво изображали русский народ.
2) А. Н. Островский часто изображал в своих пьесах странниц.
3) Исстари повелось, что были на Руси странники-правдоискатели.
4) Монахи-отшельники всегда были на Руси.
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста?
1) Наверное, 3) Разумеется,
2) А на самом деле 4) Очевидно,
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) их рисуют (предложение 2)
2) полагается думать (предложение 3)
3) не смиренье, а бунтарство (предложение 5)
4) много среди них молодёжи (предложение 6)
4. Укажите верную характеристику четвертого (4) предложения текста.
1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое, состоящее из двух простых
3) сложноподчинённое, состоящее из трёх простых
4) сложное с сочинительной и подчинительной связью
5. Укажите номер предложения, в котором есть краткое прилагательное.
1)2 2) 3 3)4 4)6
6. Укажите номер предложения, в котором используются антонимы.
1)2 2) 4 3) 5 4)6
459. Прочитайте предложения и выполните задания 1-6.
(1)... (2)И всё же человек оставался диким, пока не изобрёл письмо. (3)Но и после этого он всё время придумывал для языка что-нибудь новое: он без устали искал пути к тому, чтобы его собратья как можно лучше и правильнее его понимали. (4)Люди создали надёжное орудие - язык— и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (5)Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. (6)...
1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым этом тексте?
1) Люди стали людьми, когда они придумали слово, чтобы общаться друг с другом.
2) Язык возник в глубокой древности.
3) Животные, как и люди, тоже имеют свой язык.
4) Первые люди на земле не умели разговаривать.
2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым (6) в тексте?
1) Гуттенберг стал отливать в металле каждую букву по отдельности
2) Это случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттен изобрёл наборные литеры.
3) Сразу же при помощи своего изобретения Гуттенберг стал печатать книгу о языке.
4) Прошло немного времени, и в обращении появились самые разные печатные книги.
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения тек
1) человек оставался (предложение 2)
2) люди создали (предложение 4) J
3) люди заставили улучшать (предложение 4)
4) изобрели (предложение 5)
4. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста
1) простое 3) бессоюзное сложное
2) сложносочинённое 4) сложноподчинённое
5. Укажите номер предложения, в котором прилагательное употреблен
но в значении существительного. 1)2 .2) 3 3)4 4)5
6. Укажите, в каком значении употреблено слово ДИКИЙ в предложении 2.
1) находящийся в первобытном состоянии
2) неприрученный
3) грубый, необузданный
4) чуждающийся людей, застенчивый
460. Прочитайте предложения и выполните задания 1-6.
(1)... природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. (2)Жизнь Пришвина - Доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца. |Н гаком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потомучто человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со •им внутренним миром, - всегда создатель, обогатитель и художник, и I о известно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом (это была его первая профессия). (5)... (6)Природа требует пристального глаза и напряжённой внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.
1.Какой союз должен стоять в начале первого предложения текста? 1)Хотя 3) Если бы
2) Чтобы 4) Для того чтобы
2. Какое из перечисленных ниже предложений должно быть пятым (5) в этом тексте?
1) Конечно, профессия агронома очень помогла Пришвину в его писательской деятельности.
2) Наверное, его писательский талант не смог бы реализоваться в полной мере.
3) Может быть, он и смог бы сочетать свою первую и вторую профессии.
4) Во всяком случае он вряд ли бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии: просто на это у него не хватило бы времени.
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) природа могла чувствовать (предложение 1)
2) природа могла чувствовать благодарность (предложение 1)
3) он проник (предложение 1)
4) человек должен (предложение 2)
4. Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.
1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое, состоящее из трёх частей
3) сложноподчинённое, состоящее из четырёх частей
4) сложное с сочинительной и подчинительной связью
5. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть глаголы в форме сослагательного наклонения? 1)1,4 2) 1,4,6 3)6 4)4,6
6. Укажите, в каком значении употреблено слово ПРИСТАЛЬНОГО предложении 6.
1) внимательный
2) сосредоточенный, напряжённый
3) придирчивый
4) видящий то, чего другие не замечают
461. Прочитайте предложения и выполните задания 1-6.
(1)... (2)Но животных рисовать трудно: они всё время в движении (3)И Ватагин изобрёл метод карандашного наброска с живой подвил ной натуры: на одном листе, следуя за основными движениями животного, одновременно начинаются несколько рисунков, на протяжении сеанса художник возвращается к тому из них, который отвечает позе принятой моделью в данный момент, в результате чего возникает ряд быстрых точек зрения. (4)Мастер рассматривал такие наброски не только как необходимую тренировку руки, глаза, памяти; он не считал также их лишь рабочим материалом, который может оказаться нужным будущем или же необходимым в данный момент для конкретного замысла, видел в них не только свою «кухню». (5)Они,..., должны обладать эстетической значимостью. (б)Натурные зарисовки Ватагина дают классический образ анималистического наброска, выдерживающей экспонирование на выставке или в музее, потому что отвечают требованию, сформированному их автором: каждый лист набросков должен представлять собой законченное художественное целое, быть цельным и гармоничным произведением искусства.
1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) В. Ватагин является одним из известнейших во всем мире художником-анималистом.
2) Художники, изображающие животных, называются анималистами.
3) Ни один анималист не может обойтись без работы с натуры.
4) Художники-анималисты должны очень хорошо знать животных, и иметь фундаментальные знания в области зоологии.
2. Какое из перечисленных ниже слов или сочетаний должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении текста?
1) наверное 2) однако 3) всё-таки 4) с его точки зрения i
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) они в движении (предложение 2) ;
2) ряд возникает (предложение 3)
3) он не считал (предложение 4) .
4) зарисовки дают (предложение 6)
4 Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
1) сложноподчинённое
2) бессоюзное сложное
3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью
5 В каком варианте ответа правильно указаны номера предложений, в
которых есть относительные местоимения?
1)3 2) 3,4 3) 6 4) 3,4,6
6 Укажите, в каком значении употреблено слово ЭКСПОНИРОВАНИЕ в предложении 6.
1) выставление произведения искусства на аукционе
2) выставление произведения искусства для обозрения, показа
3) вывоз произведений искусства за границу
4) оценка произведений искусства
Анализ текста
Текст 1
ВЕЩИ И КНИГИ
(1)Мы живем среди овеществлённых человеческих мыслей, вступивших некогда в спор с забвением и одержавших победу.
(2)Самыми ценными памятниками являются те, которые создавались не из тщеславия или чванства, не с целью возвыситься или унизить, - а просто так, в рабочем порядке, без заботы преодолеть забвение. (З)Они-то, собственно говоря, и стали основой наших знаний, нашей культуры и, может быть, даже нашего существования.
(4)Почти все имена людей, создавших эти памятники, исчезли. (5)Но овеществлённая мысль их осталась навсегда. (6)Мы знаем, кто придумал паровоз, но не знаем, кто придумал колесо, без которого этот паровоз не поехал бы.
(7)Овеществлённые мысли ждут нас, когда мы ещё не появились на свет, и сопровождают нас всю жизнь. (8)Но всех нетерпеливее нас ожидают книги.
(9)Вещи не требуют собеседника. (10)В вещах есть что-то безразличное, может быть, даже высокомерное. (11)Они созданы для того, чтобы служить, и они служат — не бойко, не лениво, а в пределах своего
назначения. (12)Они появляются на свет без радости и исчезают печали. (13)Ониживы, пока живут, иживут, пока служат. (14)Книги собеседника мертвы. (15)Они могут молчать многие годы. (1б)Нок приходит собеседник - они оживают. (17)У них особая судьба. (1 отличие от вещей они умеют печалиться и радоваться, потому что ме ума и догадливости в них ещё вложены страсти.
(19) Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те сам которые охватили нас, когда мы появились на свет. (20)Мы размыш ли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы на" размышлений. (21)Мы изобретали велосипеды, а в книгах томил указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобрети
(22)Книги ждут собеседника. (23)И в отличие от вещей им вовсе всё равно, кто к ним явится в этом качестве. (24)Потому что они бы ют скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и веле чивы. (25)Люди одинаково пользуются вещами. (26)Для того чт напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. (27)Но к дый обращается с книгой по-своему. (28)Один читает в ней то, что н писано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий видит написанного потому, что не желает видеть. (29)Вещи живут времени. (30)Время живёт в книгах.
(31)Время умещается в них на бесконечно малых пространства размеренное, исчисленное, предопределённое. (32)Время мудрее ве щей. (ЗЗ)Книги мудрее времени. (34)Потому что время, попавшее книгу, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.
(35)Книги мудрее времени. (Зб)Они оставляют в себе время, кото рое ушло. (37)В них мы находим опавшие листья, которые никогда нйистлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.
(38)Время покорно книгам. (39)Потому что в них встречаются те, не совпал во времени. (40)В них встретится тот, кто ещё не родился, с тем кто ушёл навсегда. (41) Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы...
(42)Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. (43)Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен.
(Л. Лиходеев)
I
1. Какое утверждение противоречит точке зре ния автора?
1) Самыми ценными памятниками культуры были те, которые создавались с целью возвыситься.
2) Вещи созданы для того, чтобы служить людям, и живут до тех пор, пока служат.
I) Книги мудрее времени, потому что в книгах время останавливается и застывает таким, каким оно было. 4) В книгах запечатлены истины и заблуждения авторов, и только читатель может их отделить. • Жределите стиль речи данного текста.
1) научно-популярный 3) публицистический
2) художественный 4) разговорный
Н каком значении используется в предложении 43 выражение ОТДЕЛИТЬ ПЛЕВЕЛЫ ОТ ЗЁРЕН?
1) отделить оболочку от зерна
2) отделить хорошее от плохого
3) очиститься от чего-то вредного, чуждого
4) отделить сорную полевую траву от зерна
П
4Укажите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЙ (предложение 20).
N, Среди предложений 1-6 найдите глагол в форме сослагательного наклонения и выпишите его.
ii. Какой тип подчинительной связи используется в словосочетании (НЕ) С ЦЕЛЬЮ ВОЗВЫСИТЬСЯ (предложение 2)?
/. Среди предложений 9-14 найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием. Укажите номер этого предложения.
8. Среди предложений 22—34 найдите предложение с обособленными
одиночными однородными определениями. Укажите номер этого предложения.
9. Среди предложений 19-30 найдите сложное предложение с бессо-
юзной и подчинительной связью и укажите его номер.
10. Среди предложений 35 - 43 найдите предложение, которое связа-
но с предыдущими при помощи парцелляции и личного местоимения, и укажите его номер.
11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
, «Рассказывая о вещах и книгах, Л. Лиходеев использует такой приём, как_(например, на нём построен весь пятый абзац). Яркой
приметой публицистического стиля этого текста являются пов
_(предложения 29-30; 32-33; 35, 38), придающие ос
экспрессивность тексту. Кроме того, в тексте часто употребля
_(предложения 12,14,18,22имногиедругие). Исполь
ние книжного_в последнем предложении текста придает
особую приподнятую тональность». Список терминов:
1) антитеза 6) парцелляция
2) ирония 7) экспрессивный повтор
3) сравнение 8) фразеологизм
4) литота 9) синтаксический параллелизм
5) метафора
Ш
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Текст 2
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
(1 )«Почему бы не издать полное собрание трудов Шкловского? (2)С он — живой музей...» — я не успел ответить на это письмо из Ташкента.
(З)Шкловский лежал на черно-красном постаменте, как золот яйцо улетевшей М*ысли.
(4)Горло свело от горя. (5)Прощавшиеся вглядывались в помолодевшее лицо и белый пушок, приставший к тонким губам, - но э-~ были уже случайные черты. (б)Пытавшиеся поцеловать его становились на цыпочки, но не могли дотянуться до лба, вознесённого слишком высоко на ритуальном подиуме.
(7)Многие пришли проводить его. (8)Уход его, великого мыслителя, могучего читателя, подвижника духа под стать веку, совпал со сборами в дорогу нашего столетия, вступавшего в пору своего декабря. (9) 15 лет, оставшиеся до финального свистка ве ка, самого мощного по достижениям и чудовищности, заставляют взглянуть на события серьёзнее.
(10)Провожали последнего из исчезающего вида «мамонтов культуры» - какими были и Эйзенштейн, и Тынянов.
(11)Тревога за уходящую культуру — главная нота писем, пришедших после опубликований «Прорабов духа». (12)Странное дело... (13)Месяцы прошли, успела выйти книга под тем же названием, но почта продолжает идти. (14)Редакция газеты попросила меня высказаться по этому поводу.
(I '^Радостно, что идея подвижников духа, обеспокоенность куль-»«И взволновала столько сердец. (16)Пишут на редакцию, на Союз
• мелей, домой, называют имена своих бессребреников, «прорабов ».1» и «прорабов нюха», указывают аварийные точки и пути исправле-II - значит, это совпало с их собственными мыслями, с активным ■млом в них, значит, они разделяют мысль о заповедности культуры, I < »м, что культура в опасности.
(17)В опасности не только внешняя среда, вековые леса и реки -
• щогическое угасание внутренней духовной среды куда опаснее, чем и-чиней. (18)При крахе первой погибнет вторая.
(19)Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, определя-м загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное кммеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет mmпочти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?!
(20)Синие и белые ласточки писем, стремительные защитницы
• рсды, обеспокоены оскудением культуры, в них страсть, тоска по ис-мшным ценностям, за каждой строкой стоит судьба, из этих многих
• «ген пришедших писем складывается особый новый характер - «фанат культуры», некий транзистор идеи, проводник духа. (21)Это некий «меценат снизу», личность бескорыстная и героичная, порой неудобная для окружающих.
(А. Вознесенский, 1985)
I
1. В каком предложении содержится основная мысль второй половины
текста?
1)15 2) 17 3) 20 4)21
2. Определите стиль речи и тип текста.
1) художественный; повествование
2) научно-популярный; рассуждение
3) публицистический; описание
4) публицистический; рассуждение с элементами повествования и описания
3. В каком значении используется слово МЕЦЕНАТ в предложении 21 ?
1) богатый покровитель наук и искусств
2) тот, кто покровительствует какому-либо делу, начинанию
3) тот, кто обеспокоен состоянием культуры в стране
4) фанат культуры
4. Каким способом образовано слово ПРОЩАВШИЕСЯ (предло'
ние 5)?
5. Из предложений 7-9 выпишите притяжательные местоимения.
6. Какой тип подчинительной связи используется в словосочетан
ПОД ТЕМ ЖЕ НАЗВАНИЕМ (предложение 13)?
7. Среди предложений 10-16 найдите предложение, в котором гр
матическая основа выражена именами существительными, и жите его номер.
8. Среди предложений 15-20 найдите предложение, осложнённое о
собленными приложениями. Укажите номер этого предложен-
9. Среди предложений 14-21 найдите бессоюзное сложное предло
ние и укажите его номер.
10. Среди предложений 10-21 найдите предложение, связанное с п дыдущим при помощи порядковых числительных. Укажите ном этого предложения.
11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе тек
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущен Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру те мина из списка.
«Автор текста, известнейший поэт Андрей Вознесенский, подни мает проблему, которая была актуальной не только в 1985 году, когд были написаны эти размышления, вызванные смертью В. Шкловск
го. Используя_(«в опасности не только внешняя среда - ... уга
сание внутренней среды куда опаснее»), («взволновала столько сердец»), эмоционально окрашенного__(«ритуальный подиум», «подвижникдуха», «бессребреники», «оскудение культуры», «ме-' ценат» и др.), автор усиливает тем самым особую приподнятость и эмо-,
циональность своей речи. Использование_(предложение 19)
позволяет читателю понять и почувствовать масштабы поднятой автором проблемы».
Список терминов:
1) эпитет 6) газетно-публицистическая лексика
2) антонимы и фразеология
3) сравнение 7) экспрессивный повтор
4) парцелляция 8) синекдоха
5) ирония 9) риторический вопрос
Ш
I Ьпишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Текст 3
(I )Иногда я задумываюсь, откуда в человеке такая страсть. (2)Я имею ищу разнообразные на первый взгляд занятия, но всё же такие, кото-|' может объединить общее для них слово - охота. (З)Рыболовство. ) 1'ыбалка зимняя, летняя, морская, озёрная, на спиннинг, на донку, it самодур, но прежде всего с поплавком. (5)Рыбалка; где радуют от-ш;1ь не килограммы выловленной рыбы. (6)Мне приходилось доволь-11 механически налавливать мешок судаков и восторгаться изловлени-м карася в полтора килограмма весом.
(7)Охота: по дичи боровой, степной, водоплавающей, на красного •т'ря, на зайца, на волка, на медведя, на белку, охота с собакой и без I иУаки, охота, где радость и ликование измеряются отнюдь не центовыми добычи. (8)Можно равнодушно отстрелять лося и считать счаст-|цным случаем добычу обыкновенного русака.
(9)У Аксакова на этот счет читаем: «Охота, охотник! (10)Что такое • чышно в звуках этих слов? (11 )Что таится обаятельного в их смысле, принятом, уважаемом в целом народе, в целом мире, даже не охотниками?.. (1 2)Как зарождается в человеке любовь к какой-нибудь охоте, по каким причинам, на каком основании? (13)Ничего положительного сказать невозможно. (14)Расположение к охоте некоторых людей, час-ю подавляемое обстоятельствами, есть не что иное, как врождённая наклонность, бессознательное увлечение».
(15)Все правильно сказал Сергей Тимофеевич Аксаков. (1б)Может быть, нужно только уточнить, что расположение к охоте (в самом широком смысле слова) есть врождённая склонность не некоторых, а положительно всех людей, но что в большинстве случаев это расположение вот именно подавляется обстоятельствами.
(17)У человека самая яркая пора - детство. (18)Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (19)Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна—остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. (20)Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
(21)Но ведь детство было и учеловечества в целом. (22)Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. (23)Всё, от лесного ореха домяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том ч грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных ков, но бытом, повседневностью, жизнью. (25)Точно так же, к ство просто человека — это не игра в куклы или в солдатиков, но п жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве мируется характер человека, именно в детстве его постигают неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то ниточку жизни. (26)То, что страшно яблоневому ростку, не с взрослой и крепкой яблоне.
(27)Конечно, добывание себе пищи в первобытные времена суровой необходимостью, а не забавой. (28)Но теперь, когда п века и когда добыча пищи состоит не в том, чтобы стрелять дичь том, чтобы стоять у станка или сидеть в канцелярии, теперь восп нания о суровой заре человечества, живущие в неведомых глубинах ловеческого существа, окрашены для нас в золотистую романтичес" милую дымку.
(29)Итак, я считаю, что страсть к охоте, к рыбалке, к грибам есть что иное, как смутное воспоминание детства человечества, потом" сладка и желанна эта страсть. (30)И ведь не просто воспоминания, можно, оказывается, как бы возвратиться в то самое прежнее сост ние, когда ты один в лесу или на реке и только от тебя самого, от у. ния, ловкости и смекалки зависит, добудешь или не добудешь тете ва, щуку, корзину рыжиков или боровиков.
(В. Солоухи I
1. В каком предложении автор выразил своё мнение о том, откуда
человеке живет страсть к охоте? 1) 16 2) 19 3) 27 4) 29
2. Укажите тип текста, который используется в предложениях 1-14.
1) повествование 3) описание
2) рассуждение 4) сочетание всех типов текста
3. Укажите номера предложений, в которых используются синонимы.
1)4 2) 7,8 3) 12,14 4) 22
П
4. Каким способом образовано слово ПОВСЕДНЕВНОСТЬЮ (пред-
ложение 24)?
5. Из предложений 17 - 20 выпишите частицы.
• ■ и | ип подчинительной связи в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ М>ЧАНИЧЕСКИ (предложение 6)? -
" п.ко безличных предложений среди предложений 10—21 (в том «п. >ie и в составе сложных)? " 1(.ко вводных слов в предложениях 27-30?
in предложений 21—30 найдите сложное предложение с сочини-и |1>ной и подчинительной связью, состоящее из пяти частей, и v ы жите его номер.
( роди предложений 15-30 найдите предложение, которые связано 1предыдущим при помощи сочинительного союза, наречия и лек-
• ического повтора. Укажите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру тер-минаиз списка.
• Размышления писателя В. Солоухина посвящены вопросу, уводя-Iчу нас в далёкое прошлое наших доисторических предков. Отвечая | мопрос «Откуда в человеке страсть к охоте?», автор прибегает к раз-н'шым языковым средствам и приёмам:_(третий абзац тек-
11.1),_(«солдатики», «дымка», «ниточка»),_(«спин-
нинг», «донка», «самодур» и др.). Приём.
, (предложения 24,
lu, 27 и др.) также позволяет В. Солоухину подвести читателя к автор-• Iому ответу на поставленный в тексте вопрос». Список терминов:
6) профессиональная лексика и профессиональный жаргон
7) экспрессивный повтор
8) разговорная лексика
9) риторический вопрос
Ш
1) противопоставление
2) метафоры 3)сравнение
4) парцелляция
5) цитирование
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Текст 4
(1 )Священное писание уделяет много внимания человеческим страхам. (2)Философы, которые специально исследовали природу страха, -Кьеркегор, Шеллинг, Уайдлер — опирались прежде всего на Библию.
(З)Обыденное сознание зачастую уверено, что религия дер на страхе наказания. (4)Картины ада должны устрашать, удержи~ греха. (5)Система простая — будешь хороший, добродетельный, падёшь в рай. (б)Плохой - в ад. (7)Страх вечного огня, мукд' делать человека лучше. (8)Нравственность диктуется страхом. (9) упрощение не раскрывает причин религиозной веры. (Ю)Спас страх кары. (П)Спасает вера в Бога, любовь к нему. (12)Религиоэ человек боится не ада, не Геенны огненной, он боится Бога. (13)С Божий связан не с наказанием, верующего останавливают-страх и потерять Божию любовь. (14)Для верующего этот страх посильнее лов с кипящей смолой, в которых его обещают без конца варить.
(15)Обычный человек — это арена борьбы добра и зла, страха и ги. (1б)Их поединки у каждого проходят по-своему. (17)Достигнуть боды можно, лишь преодолев страх.
(18)Одни отступают перед насилием, перед могуществом зла, искусом, присоединяются к запуганному большинству, которое необходимо власти. (19)Другиё вступают в борьбу за себя, за свою ч вечность. (20)Ите, кто не призывает Бога, борются в одиночку, бор ся с переменным успехом, но не прекращают своей борьбы. (21)Не п сивное приятие судьбы, — свобода приходит к ним как активное при всей ответственности за свою судьбу. (22)Быть самим собою, к чему это ни привело, — в этом смысле человек богоподобен. (23)И эта св да трудна и трагична, ибо не на кого и не на что перекладывать бре ответственности за свои поступки.
(Д. Грани
I
1. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) автор выражает свое мн
ние о том, на чём держится религия. 1)3,4 2) 7 3) 8 4) 12,13
2. Какой тип текста представлен в последнем абзаце?
1) описание 3) повествование
2) рассуждение 4) рассуждение и описание
3. В каком значении используется слово ИСКУС в предложении 18?
1) искушение, соблазн 3) насилие
2) страх 4) строгое, суровое испытание
П
4. Каким способом образовано слово ВЕРУЮЩЕГО (предложение 14)?
5. Из предложений 15 - 20 выпишите притяжательные местоимения.
|ii>i (уделите тип подчинительной связи в словосочетании ПРЕОДО-ПШ СТРАХ (предложение 17).
>' ом абзаце найдите предложения с составным глагольным сказу-■ мым (в том числе и в составе сложных). Укажите номера этихпред-южений.
Пойдите в тексте предложение, в котором тире ставится при однородных членах с уточняющим значением, и укажите номер этого предложения.
' 11,1 идите в последнем абзаце сложноподчинённое предложение с придаточными причины и укажите номер этого предложения.
t 'реди предложений 3—14 найдите предложение, которое связано с предыдущими при помощи антонима и неполноты своей структуры. Укажите номер этого предложения.
11 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Сложность поставленной Д. Граниным философской проблемы стра-
ы подчёркивается широким использованием_(«добродетель-
имй», «арена борьбы», «могущество зла», «искус», «пассивное - активное приятие», «богоподобен», «бремя ответственности» и др.). Автор ■ (арается воздействовать на читателя логическими доводами и рассуж-II'пнями, а не эмоциями. Экспрессия же создаётся за счет многократно-to использования_(предложения 15,18-19,21),_
(предложения 18,19) и_
_ (предложение 6), оправданного автор-
»ким замыслом и его видением природы человеческого страха». Список терминов:
1) антонимы 6) парцелляция
2) ирония 7) экспрессивный повтор
3) сравнение 8) синтаксический параллелизм
4) литота 9) газетно- публицистическая лексика
5) метафора и фразеология
Ш
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
" Текст 5
ЛЕВ ИЗ КЛАССА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
У этого животного обе половины совершенно независимы одна от д^
V
(1)Земляной лев - так его величали в древности за его солидн неторопливость, за его большое достоинство. (2)Из тех немногих лг которые он позволял себе на земле, не было ни одного необдуманн
(3)«Обдумаем ситуацию, - обычно соображал он, сидя неподв но и производя на всех должное впечатление. (4) - Если сделать1 влево, то можно нарваться на неприятности, а если сделать шаг впр то получится, что я не хочу нарваться на неприятности, и хотя я д ствительно этого не хочу, но я и не хочу, чтобы так получалось...»
(5)Степенно, неторопливо он обдумывал свой очередной шаг. (6) этом один глаз смотрел влево, а второй - вправо, потому что так б устроены его глаза. (7)Левый глаз его смотрел влево и видел там слав опасности, а правый глаз смотрел вправо и видел там бесславие и кой. (8)И вся левая его сторона рвалась влево, а вся правая - впра~ потому что так было устроено его тело.
(9) - Эх, была»не была! — говорила левая сторона.(Ю) - Если погибать, так с музыкой!
(11) - Музыка будет печальная, - говорила правая сторона.(12) Потому что когда погибать — какое уж тут веселье!
(13) Пока его стороны спорили между собой, он сидел неподвижн и это производило весьма солидное впечатление.
(14)- Как нам быть с удавом? - спрашивали кролики, подойдя ' нему с левой стороны.
(15) И он отвечал:
(16)- Известное дело - действовать! (17)- Как быть с кроликами? — советовался удав, подойдя к нему правой стороны.
(18) И он отвечал:
(19) — Известное дело—действовать!
(20)И кролики действовали, и удав действовал, а он смотрел на это и всё не мог сообразить, какой же тут сделать шаг: влево или вправо?.. (21)Землянойлев!
f Ч)Так его величали в древности. .
<J 5) А вообще-то его называют хамелеоном.
(Ф. Кривин)
\ И каком значении использовано в тексте слово ПЕЧАЛЬНАЯ (предложение 11)?
I) проникнутая печалью, грустная i) вызывающая сожаление )) плохая, предосудительная 4) торжественная Определите стиль речи данного текста.
1) разговорный 3) научно-популярный
2) публицистический 4) художественный
IJУкажите номер предложения, в котором не используются антонимы. 1)4 2) 6 3) 7 4) 17
П
4, Каким способом образовано слово БЕССЛАВИЕ (предложение 7)? \ Выпишите из текста междометие(-я).
К. Укажите типы подчинительной связи в части предложения 14 -ПОДОЙДЯ К НЕМУ С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ.
У. Сколько односоставных неопределённо-личных предложений (в том числе и простых в структуре сложных) в первых трёх абзацах?
8. Сколько неполных предложений (в том числе и простых в структуре
сложных) в первых трёх абзацах?
9. Сколько в тексте сложных предложений с сочинительной и подчи-
нительной связью, состоящих из трёх простых?
10. Среди предложений 5-10 найдите предложение, которое связано с
предыдущими при помощи сочинительного союза и лексических повторов. Укажите номер этого предложения.
11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Жанр сказки позволяет автору поставить перед читателем на самом деле глубокие философские проблемы, в частности — проблему лицемерия. Избранному жанру соответствуют и используемые в тексте
средства:_(вторая половина текста),_(предлож
15-16,18-19),_(предложения 9,10),создающи
ле^шё непринуждённой живой разговорной речи". Противопос ние в последних двух предложениях текста устаревшего слова («в ли») и разговорного («вообще-то») позволяет нам почувство авторскую_».
Список терминов: 1) разговорная лексика
и фразеология 2)ирония 3)сравнение
4) литота
5) метафора
6) парцелляция
7) экспрессивный повтор
8) риторические вопросы
9) вопросно-ответная форма изложения
Ш
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.