Рабочая программа и методические указания по организации и проведению учебно-исследовательской практики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки Психология и педагогика дошкольного образования
(2014 год набора)
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа и методические указания по организации и проведению учебно-исследовательской практики. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. 32 с.
Рабочая программа и методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Автор: | к.п.н., доцент кафедры психологии образования и профессионального развития | Н.Е. Жданова |
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой философии и акмеологии УрГПУ | О.В. Кружкова |
Одобрены на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от ___ ____________ 2017 г. № ____.
Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития | Э.Ф. Зеер |
Одобрены на заседании методической комиссии института психолого-педагогического образования РПГГУ. Протокол от ____ _______ 2017 г. № __.
Председатель методической комиссии Института ППО | Н.О. Садовникова | |
Зам. директора НБ | Е.Н. Билева | |
Директор Института ППО | И.И. Хасанова |
© | ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017 © Н.Е. Жданова, 2017 | |
Содержание
1. Цели и задачи освоения учебно-исследовательской практики 4
2. Место практики в структуре образовательной программы 4
3. Результаты освоения практики 5
4. Структура и содержание практики 7
4.1. Объем практики и виды контактной и самостоятельной работы 7
4.2. Содержание и тематическое планирование практики 8
5. Образовательные технологии 10
6. Учебно-методические материалы 10
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению учебно-исследовательской практики 10
6.2. Задания и методические указания по выполнению письменного отчета по учебно-исследовательской практике 13
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики 13
8. Материально-техническое обеспечение практики 18
Приложения
1. ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ практики
В соответствии с требованиями ФГОС ВО и учетом рекомендаций Основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование учебно-исследовательская практика является составной частью образовательной программы подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения.
Целью практики является способствовать освоению бакалавром способов решения психолого-педагогических задач, возникающих в процессе осуществления различных видов профессиональной деятельности предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» с учетом специфики содержания профиля «Психология и педагогика дошкольного образования».
Задачи практики:
- систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний в области психологии и педагогики;
- овладение основами методологии и частными методиками научного исследования при решении проблем системы дошкольного образования;
- работа с научными источниками отечественных и зарубежных авторов, изучающих различные аспекты системы дошкольного образования.
2. МЕСТО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Учебно-исследовательская практика» является частью модуля Б2 «Практика учебного плана» по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Дисциплина реализуется в институте Психолого-педагогического образования кафедрой психологии образования и профессионального развития.
Для успешного прохождения практики необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Введение в профессиональную деятельность», «Возрастная и педагогическая психология», «История педагогики и образования», «Педагогическая психология», «Теоретические и методические основы взаимодействия психолога с родителями и сотрудниками ДОУ», «Научно-исследовательская работа».
Прохождение учебно-исследовательской практики позволяет перейти к прохождению преддипломной практики бакалавра.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Учебно-исследовательская практика» направлена на формирование следующих компетенций.
Общепрофессиональные компетенции:
1) готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
2) способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).
Профессиональные компетенции:
1) способностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПК-5);
2) способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
З1. Теории детского развития в отечественной и зарубежной психологии; источники, движущие силы и условия психического развития; механизмы развития личности
З2. Основные методы психологической диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.
З3. Методы и технологии организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды.
З4. Технологии организации взаимодействия с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
З5. Методы организации взаимодействия с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
Уметь:
У1. Планировать и организовывать индивидуальное и групповое диагностическое обследование детей разных возрастов.
У3. Применять стандартизованные методики и организовывать сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся во взаимодействии со сверстниками и со взрослыми.
У4. Организовать взаимодействие, совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.
У5. Осуществлять взаимодействие с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников
Владеть:
В1. Методами диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.
В2. Методами сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
В3. Способами и методами организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды.
В4. Способами адекватного применения диагностического инструмента для психолого-педагогического исследования.
В5. Методами взаимодействия с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»
Таблица 1
Коды компетенции | Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОПК-3 | готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов | Знать:1,2 Уметь:1,3 Владеть:1,4 |
ОПК-6 | способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды | Знать:3 Уметь:4 Владеть:3 |
ПК-5 | способностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками | Знать:2 Уметь:3 Владеть:2,4 |
ПК-6 | способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников | Знать: 4,5 Уметь:4,5 Владеть:3,5 |
4. СТРУКТУРА И содержание ДИСЦИПЛИНЫ
«УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зач. ед. (216 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 2.
Таблица 2
Вид работы | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
Семестр изучения | ||
8-й | 9-й | |
Кол-во часов | Кол-во часов | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||
Контактная работа, в том числе: | ||
Лекции | - | - |
Практические занятия (семинарские занятия) | - | - |
Лабораторные работы | – | – |
Консультации | ||
Другие виды контактной работы | – | – |
Самостоятельная работа, в том числе: | ||
Изучение теоретического курса | ||
Самоподготовка к текущему контролю знаний | ||
Подготовка и защита отчета | ||
Подготовка к защите работ | – | – |
Контрольная работа | – | – |
др. виды работ | – | – |
Подготовка к экзамену | – | - |
4.2. Содержание и тематическое планирование
Задания и методические указания по организации и проведению учебно-исследовательской практики
Учебно-исследовательская практика связана с преддипломной практикой, существенной особенностью которой является поисково-исследовательский характер и научная обоснованность принимаемых решений. Следовательно, при планировании деятельности студентов необходимо опираться на методологические концепции научной деятельности с учетом социально-психологических проблем.
Студент, получивший задание в первые дни учебно-исследовательской практики составляет подробный план (программу) прохождения практики. План согласовывается с научным руководителем и утверждается руководителем практики от учреждения, на базе которого проходит практика.
Практика завершается составлением студентом отчета по практике, который оценивает научный руководитель.
Каждый практикант совместно с научным руководителем оформляет рабочий вариант содержания (плана) практики, устанавливая конкретные задачи, т.е. содержание центрального этапа практики, сроки их решения и планируя результат работы: отчетные документы, которые следует представить к окончанию назначенного срока. В целом содержание практики можно представить в виде формы-таблицы (см. табл. 3).
Таблица 3
Неделя, № | Содержание этапа | Планируемые результаты |
Организация взаимодействия студента с руководителем практики. Анализ актуальных противоречий, проблематики, тенденций науки и прикладной сферы в системе дошкольного образования (поиск и анализ научно-методологической литературы по теме исследования: учебники, учебные пособия, научные журналы, авторефераты диссертаций и др.) | Выявление противоречий, конкретизация проблемы, актуальности исследования, определение цели и задач исследовательских задач, выявление объекта и предмета исследования | |
2-3 | Теоретическое исследование научных источников по проблеме системы дошкольного образования Разработка методологических аспектов заявленной проблемы и консолидации прикладных способов ее разрешения | Оформление теоретической части научного исследования Оформление методологической базы, планируемой коррекционной /развивающей/профилактической или иных программ в рамках достижения цели исследования |
Подведение итогов практики, оценка соответствия достигнутых результатов плану, коррекция плана дальнейшего дипломного исследования – при личной встрече | Оформление отчета по практике и документации, соответствующие требованиям программы; итоговая оценка, выставленная на титульный лист отчета, в зачетную книжку студента и ведомость (экзаменационный лист) |
Перед прохождением учебно-исследовательской практики студент-практикант должен ознакомиться с памяткой для студентов, проходящих практику (см. Приложение 1).
Получить от руководителя практики от РГППУ направление на практику (Приложение 4) и индивидуальное задание (Приложение 5).
На последней неделе практики практикант лично представляет научному руководителю отчет, содержащий: титульный лист, индивидуальный план практики и документы, предусмотренные планом практики (оформленная теоретическая глава выпускной квалификационной работы методологическое обоснование планируемой разрабатываемой программы).
На завершающем этапе практики подписать направление о прохождении практики у руководителя принимающей организации (Приложение 4).
До конца отчетной недели преподаватель обязан сделать в экзаменационную ведомость запись о дифференцированном зачете/незачете практики с выставлением оценки. Запись о незачете вносится в ведомость в том случае, если практикант: систематически уклонялся от встреч с научным руководителем; либо до окончания практики не представил отчет по практике; либо выполнил менее трети из заданий, зафиксированных в индивидуальном плане практики. В этом случае преподаватель обязан на титульном листе отчета указать, какие из заданий не были выполнены, какие задачи практики не были решены, а также возможные причины и предполагаемые пути выхода из создавшейся ситуации.
Также студент должен самостоятельно сформулировать цель и задачи исследования, используя знания и умения, полученные им на занятиях в вузе, конспекты лекций, источники научной литературы. По окончании практики студент должен оформить отчет, подготовиться к защите практики.
Конкретное содержание практики и решаемые задачи исследования весьма вариативны и зависят не только от профиля специальности, направления научных исследований кафедры, имеющихся возможностей руководителей, но и от интересов и перспективы деятельности каждого студента.
Задания и методические указания по выполнению письменного отчета по учебно-исследовательской практике
1. Оформить отчет по практике. Образец титульного листа отчета по практике представлен в Приложении 3.
2. Заполнить дневник практики (образец его заполнения в Приложении 2).
3. Приложить направление на практику с проставленными в ней отметками о прохождении практики руководителями от РГППУ и от руководителя принимающей организации.
4. После сдачи письменного отчета по практике и сопровождающих документов руководитель практики от РГППУ заполняет лист оценивания компетентностных результатов прохождения практики (Приложение 6).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Основная литература:
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. - 318 с.: ил., табл. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 311-318
2. Дьяченко Е.В. Экспериментальная психология: курс лекций [для студентов психолог. спец.] / Е. В. Дьяченко, О. В. Боголюбова; [под ред. Н. С. Глуханюк; рец. Э. Ф. Зеер, В. П. Прядеин]; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2012. - 167 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 150-153
3. Ефанов А.В. Педагогическая практика: основы организации и методика проведения [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. В. Ефанов, О. И. Гадельшина ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2011. - 68 с.
4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 206, [1] с.
5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 206, [1] с.
6. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для вузов [Гриф Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена] / [В. И. Загвязинский и др.]; под ред. В. И. Загвязинского. - Москва: Академия, 2013. - 237, [1] с.
7. Королева Н.Н. Организация и планирование психологического исследования: методические рекомендации для вузов / Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, Ю. Л. Проект; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 99 с.
8. Королева Н.Н. Организация и планирование психологического исследования: методические рекомендации для вузов / Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, Ю. Л. Проект; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 99 с.
9. Попова Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учеб. пособие для вузов / Т. В. Попова. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта: Издательство МПСИ, 2011. - 70, [1] с.: табл. 4.
10. Психологические задания на период педагогической практики [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для вузов. Ч. 1 / [Л. Л. Баландина и др. ; под ред. Е. А. Силиной]. - 2-е изд., стер. - Электрон.текстовые дан. - Москва : Флинта, 2013. - 61, [1] с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/44131/
11. Руденко А.М. Экспериментальная психология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / А. М. Руденко. - Ростов на Дону: Феникс, 2011. - 285 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 265-282
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
2. Бушенева Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы [Электронный ресурс] / Ю. И. Бушенева. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 139 с.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М.: Академический проект, 2010. – 384 с.
4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1984. – 176 с.
5. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, 2005. – 288 с.
6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2012. – 318 с.
7. Дьяченко Е.В. Экспериментальная психология: курс лекций [для студентов психолог. спец.] / Е. В. Дьяченко, О. В. Боголюбова; [под ред. Н. С. Глуханюк; рец. Э. Ф. Зеер, В. П. Прядеин]; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2012. - 167 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 150-153
8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 336 с.
9. Зарецкий А.Д. Промышленные технологии и инновации: для бакалавров и магистрантов [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Зарецкий, Т. Е. Иванова. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2014. - 473 с.
10. Зимина Е.Ю. Выпускная квалификационная работа: подходы, содержание, оформление: учеб. пособие / Е. Ю. Зимина, Г. Р. Мугинова, Л. Н. Осадчая; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2012. - 73 с.
11. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для вузов [Гриф Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена] / [В. И. Загвязинский и др.]; под ред. В. И. Загвязинского. - Москва: Академия, 2013. - 237, [1] с.
12. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Т. В. Корнилова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 384 с.
13. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие [для вузов] / И. Н. Кузнецов. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 282 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/56264 /
14. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) [Текст]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. В. Кукушкина. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 263, [1] с.
15. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Уч. пособие. СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
16. Научно-исследовательская и квалификационная практика. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по специальности 020400 – психология специализация 020408 – психология труда и организационная психология. ГОС 2000. Составитель Гончарь П.С. Екатеринбург 2004.
17. Новиков Ю.Н. Подготовка и защита магистерских диссертаций и бакалаврских работ [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Ю. Н. Новиков. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2012. - 29 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4630/
18. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб.: Питер, 2004. – 446 с.
19. Осипова И.В. Теоретические основы подготовки студентов профессионально-педагогического вуза по рабочей профессии: компетентностный подход : [учеб.] моногр. / И. В. Осипова, Н. Н. Ульяшина ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2012. - 225 с.
20. Основы дипломного проектирования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для вузов / [Н. А. Платонова и др.]; под ред. Н. А. Платоновой. - 2-е изд. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 270 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/50229/
21. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / [И. Н. Кравченко и др.]; под ред. И. Н. Кравченко. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2015. - 301 с.: ил., табл., фот. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/56165/
22. Планирование, организация и проведение научных исследований в машиностроении [Текст]: учебное пособие для [Гриф УМО] / А. И. Барботько, В. А. Кудинов, П. А. Понкратов, А. А. Барботько. - Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии, 2014. - 499 с.
23. Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / И. Б. Рыжков. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2013. - 222 с.
24. Соловьев В.П. Организация эксперимента [Текст]: учебное пособие для вузов по направлению "Металлургия" [Гриф УМО] / В. П. Соловьёв, Е. М. Богатов. - Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии, 2013. - 253 с.
25. Солсо Р., Маклин К. Экспериментальная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 480 с.
26. Толстых Ю.О. Организация выполнения и защиты дипломного проекта (работы) и выпускной квалификационной работы бакалавра [Текст]: учебно-[методическое] пособие [для вузов] / Ю.О. Толстых, Т. В. Учинина, Н. Я. Кузин. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 117, [1] с.
27. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие [для бакалавров] / М. Ф. Шкляр. - 5-е изд. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 243 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/56263 /
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Поисковые системы, рекомендованные ФГОС:
§ http://e.lanbook.com
§ http://informika.ru
§ http://edu.ru
§ http://rospsy.ru
§ http://rsl.ru
§ http://mon.gov.ru
ДНЕВНИК
_______________________________практики
Студента ____________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Группа _______________________________________________________
Направление подготовки________________________________________
Профиль ______________________________________________________
I. Общие сведения
1. Фамилия, имя и отчество студента
_______________________________________________________
2. Направление __________________________________________
3. Профиль__________________________________________
4. Место практики _______________________________________________________
(наименование организации)
___________________________________________________________(адрес)
___________________________________________________________
(телефон)
5. Срок практики с ________________20___г. до________20___г.
6. Руководитель практики от РГППУ
_______________________________________________________
Подпись _______________( )
печать
IV. Рекомендации и замечания руководителя практики
от кафедры в период прохождения студентом практики
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись
руководителя ________________________( )
«_____» _______________ 20___г.
Образец титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-
педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра психологии образования и профессионального развития
ОТЧЕТ
по учебно-исследовательской практике в
(название образовательной организации, населенный пункт, где проводилась практика)
Студент Ф.И.О. _______________
(подпись)
Руководитель от образовательной
организации
Ф.И.О ________________________
(подпись)
Оценка практики _______________
Руководитель от РГППУ
Ф.И.О., должность _____________
(подпись)
Итоговая оценка _______________
Екатеринбург, 2017
Приложение 4
|
НАПРАВЛЕНИЕ НА ПРАКТИКУ
Студент _________________________________________________________________
Курс ____ группа _________
Код, наименование направления подготовки __________________________________
Профиль _________________________________________________________________
Профилизация ____________________________________________________________
направляется для прохождения __________________________________ практики
(вид практики)
в ______________________________________________________________________
(наименование принимающей организации)
с «____» __________ 201____г. по «______» ___________ 201__ г.
Основание: приказ №______от «____» ___________20___г.
М.П. Директор института ______________________ Ф.И.О.
(подпись)
Руководитель практики
от РГППУ _____________________ Ф.И.О.
(подпись)
_________________________________________________________________________
Отметка предприятия
(заполняется принимающей организацией и возвращается на кафедру вместе с отчетом о практике и Дневником практики)
Студент _______________________________ Курс ____ группа _______
Дата прибытия студента на предприятие «_____» ________________20___г.
Направлен_______________________________________________________________________
(наименование структурного подразделения принимающей организации)
Приказ №_____ от «___» ____20___г. (копия приказа обязательно прилагается к отчету о практике)
Практику окончил «_____» __________________20___г.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Или
2 балла – полностью соответствует/без ошибок
1 балл – частично соответствует/одна ошибка
0 баллов - не соответствует/более одной ошибки
Максимальное количество баллов – ___________
Пороговое количество баллов – __________
Заключение кафедры____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Итоговая оценка ________________________________
Эксперт (_______________________)
подпись ф.и.о.
Рабочая программа и методические указания по
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки Психология и педагогика дошкольного образования
(2014 год набора)
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа и методические указания по организации и проведению учебно-исследовательской практики. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. 32 с.
Рабочая программа и методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Автор: | к.п.н., доцент кафедры психологии образования и профессионального развития | Н.Е. Жданова |
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой философии и акмеологии УрГПУ | О.В. Кружкова |
Одобрены на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от ___ ____________ 2017 г. № ____.
Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития | Э.Ф. Зеер |
Одобрены на заседании методической комиссии института психолого-педагогического образования РПГГУ. Протокол от ____ _______ 2017 г. № __.
Председатель методической комиссии Института ППО | Н.О. Садовникова | |
Зам. директора НБ | Е.Н. Билева | |
Директор Института ППО | И.И. Хасанова |
© | ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017 © Н.Е. Жданова, 2017 | |
Содержание
1. Цели и задачи освоения учебно-исследовательской практики 4
2. Место практики в структуре образовательной программы 4
3. Результаты освоения практики 5
4. Структура и содержание практики 7
4.1. Объем практики и виды контактной и самостоятельной работы 7
4.2. Содержание и тематическое планирование практики 8
5. Образовательные технологии 10
6. Учебно-методические материалы 10
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению учебно-исследовательской практики 10
6.2. Задания и методические указания по выполнению письменного отчета по учебно-исследовательской практике 13
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики 13
8. Материально-техническое обеспечение практики 18
Приложения
1. ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ практики
В соответствии с требованиями ФГОС ВО и учетом рекомендаций Основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование учебно-исследовательская практика является составной частью образовательной программы подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения.
Целью практики является способствовать освоению бакалавром способов решения психолого-педагогических задач, возникающих в процессе осуществления различных видов профессиональной деятельности предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» с учетом специфики содержания профиля «Психология и педагогика дошкольного образования».
Задачи практики:
- систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний в области психологии и педагогики;
- овладение основами методологии и частными методиками научного исследования при решении проблем системы дошкольного образования;
- работа с научными источниками отечественных и зарубежных авторов, изучающих различные аспекты системы дошкольного образования.
2. МЕСТО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Учебно-исследовательская практика» является частью модуля Б2 «Практика учебного плана» по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Дисциплина реализуется в институте Психолого-педагогического образования кафедрой психологии образования и профессионального развития.
Для успешного прохождения практики необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Введение в профессиональную деятельность», «Возрастная и педагогическая психология», «История педагогики и образования», «Педагогическая психология», «Теоретические и методические основы взаимодействия психолога с родителями и сотрудниками ДОУ», «Научно-исследовательская работа».
Прохождение учебно-исследовательской практики позволяет перейти к прохождению преддипломной практики бакалавра.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Учебно-исследовательская практика» направлена на формирование следующих компетенций.
Общепрофессиональные компетенции:
1) готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
2) способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).
Профессиональные компетенции:
1) способностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПК-5);
2) способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
З1. Теории детского развития в отечественной и зарубежной психологии; источники, движущие силы и условия психического развития; механизмы развития личности
З2. Основные методы психологической диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.
З3. Методы и технологии организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды.
З4. Технологии организации взаимодействия с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
З5. Методы организации взаимодействия с семьей, педагогическими работни