Долганова светлана сергеевна
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
СОСТАВИТЕЛЬ: ДОЛГАНОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА |
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора_____________О.В.ДУБОВАЯ
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО, протокол от __________2012 г. № ______
Руководитель МО__________________Е.В.КУЛИЧЕНКОВА
Набережные Челны 2012
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Средняя школа №53»
___________Ж.В.МОИСЕЕВА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОЛГАНОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА
На 2012-2013 учебный год
План составлен согласно Инструктивному письму № 2 от 14.12.2000г.
«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения» утверждённым Министерством образования РФ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
городская | школьная | учителя |
Создание оптимальных условий для предупреждения неуспеваемости учащихся начальных классов обусловленных различными нарушениями речи |
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол от_______2012г.№____ Дата «___»__________2012г | СОГЛАСОВАНО Зам. директора _____________О.В.ДУБОВАЯ Дата «___»___________2012г |
ЛИТЕРАТУРА
1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.
6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.
Пояснительная записка
Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера). Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.
На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР). Среди учащихся 2 – 3 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе.
Обследованиеучащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методикам Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.
Общую проблемупри коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:
1. Сформировать полноценные фонематические процессы.
2. Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.
3. Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
4. Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.
На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:
1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
2. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
3. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:
1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
2. Программирование смысловой структуры высказывания.
3. Установление связности и последовательности его.
4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Таким образом, программа включает в себя следующие разделы (этапы):
I этап
Основным содержанием I этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР). I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 15-18 сентября по 13 марта, что составляет, примерно, 50-60 занятий. Количество занятий для детей с выраженным ОНР может быть увеличено, примерно, на 15-20 занятий.
Из общего количества занятий данного этапа особо выделяются первые 10-15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,
5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.
С первоклассниками можно по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.
На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.
Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы:
– развитие фонематических процессов;
– формирование навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;
– формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
– закрепление звукобуквенных связей;
– автоматизация поставленных звуков.
По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.
Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.
В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, согласном. На первых занятиях термины используются только учителем-логопедом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронтальной работой.
II этап
На II этап коррекционной работы отводится обычно 35 – 45 занятий (примерно, с 4-5 марта по 3-4 ноября следующего учебного года), в зависимости от состава конкретной группы.
Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР. Целью – формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов.
Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций; по дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.
Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа логопедических занятий у детей с ОНР формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности построения и свободного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения).
Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап
III этап
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
– программирование смысловой структуры высказывания;
– установление связности и последовательности его;
– отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Эти цели реализуются в определенной последовательности через следующие задачи:
1. Формирование практических представлений о тексте.
2. Развитие умений и навыков анализировать текст.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связно высказывания.
Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 - № 2.
2. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.
4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ НВОНР
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1 ЭТАПА
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 этапа
При завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания даного этапа. К этому времени у учащихся должны быть:
ü сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
ü восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
ü уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
ü поставлены и от дифференцированы все звуки;
ü уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
ü введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.
Раздел I. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
№ | Тема урока | Содержание по темам | Кол-во Часов (ДАТА) | Требования к уровню подготовки учащихся | ||
Вводное занятие. | Знакомство детей с логопедическим кабинетом, его оборудованием, и с новыми требованиями | 1ч | Должны уметь: - слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия. - уметь понять и принять учебное задание, поставленное в вербальной форме. Должны быть сформированы элементарные оптико-пространственные и временные представления. | |||
Уточнение и развитие пространственных представлений. | Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Расширение и активизация лексического запаса на заданную тему | 2ч | ||||
Уточнение и развитие временных отношений. Раздел II. | Обобщение и систематизация знания детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста. Наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий. Понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра; утро, день, вечер, ночь; времена года; дни недели… . Расширение и активизация лексического запаса на заданную тему | 1ч | ||||
№ | Тема урока | Содержание по темам | Кол-во Часов (дата) | Требования к уровню подготовки учащихся | ||
Виды фонетико- фонематического анализа и синтеза | Развитие лексико- грамматической стороны речи | Развитие связной речи | ||||
Речь. Предложение. | Составление схем к предложению. | Большая буква вначале предложения. Точка в конце предложения. | Составление предложений из 2-х слов по предметным картинкам. | 1ч | Дети должны уметь: - разграничивать понятия речевые и неречевые звуки - называть звуки из которых состоит слово (гласные-ударный; безудар-ый согласные–звон-кие,глухие,твёрдые, мягкие); - не смешивать понятия «звук» и «буква»; - определять кол-во слов в предложении; кол-во слогов в слове; -делить слова на слоги, ставить ударение; - определять границы предложения и слова; - иметь представление о большой букве в начале и пунктуационных знаках конца предложения (уметь обозначать это на схеме предложения); - уметь понять и принять учебное задание, поставленное в вербальной форме. - целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны логопеда. У учащихся должны быть сформированы: - понятия о слове как единице предложения, о слоге как части слова, звуке как части слога - первичные фонематические представления и фонематический анализ на уровне слова, слога | |
Предложение Слово. | Схема слова. Схема предложения. | Предложение состоит из слов. _______________. Слова пишутся раздельно. ______ _______. | Распространение предложения. Добавление слова по картинке. | 1ч | ||
Слово. | Схема, слова, предложения, (сказка про овощи.) | Активизация и обогащение словаря по теме: «Профессии» | Составление предложений по предложенной схеме (с опорой на сюжетную картинку).Распространение предложения дополнением | 1ч | ||
Звуки речи и неречевые звуки. Органы речи. | Звуковая схема. Дифференциация речевых и неречевых звуков. (Игра «Что звучит»). | Слияние звуков. | Распространение предложения определением. На ступила долгожданная осень | 1ч | ||
Гласные звуки (и уже знакомые буквы). | Выделение гласного в слове, где он образует слог из одной буквы Э-ХО, И-ВА. Карточки -символ гласного звука. | Роль гласного звука в слове. Обозначение гласного звука буквой. Игровое упр-е «Парад букв». | Составление предложений по схемам. | 1ч | ||
Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков | Схема слога, слова, предложения; выделение гласных | Игра «Большой – маленький – ещё меньше»: гриб- грибок – грибочек; дом - домок –домочек. | Составление предложений по предметным картинкам | 1ч | ||
Деление слов на слоги | Делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах. | Составление слов из предложенных слогов. Игра: «Слоги разбежались» | Составление предложений по сюжетной картинке | 3ч | ||
Ударение. Ударный и безударный слоги. | Графическая схема ударных и безударных гласных а/о. | Понятие об ударении. Смыслоразличительная роль ударения. | Составление предложений об осени из двух слов с опорой на картинку. Пересказ полученного рассказа. | 2ч | ||
Согласные звуки (и знакомые уже буквы). | Звуковой и звуко-слоговой анализ. Вычисление звонких по акустическим признакам из начала, середины, конца слова и серии слогов. | Сопоставление звука и буквы. | Составление предложений по двум картинкам из 3-х слов. Котенок ловит мышку. | 2ч | ||
Гласные звуки (и уже знакомые гласные буквы 2 ряда). | Выделение гласного в слове где он образует слог из одной буквы. Я-ма, ю-ла, е-жи. Сопоставление с гласными 1 ряда. | Обозначение гласного звука буквой. Сопоставление звук-буква. | Сопоставление предложений из 3-х слов по сложенной картинке. | 1ч | ||
Твердые и мягкие согласные. | Различение t и t' по акустическим и моторным признакам. Чтение и сравнение слогов ма-мя, но-не. Определение позиции t и t' звуков. Картинка - символ обозначения t и t' звуков. | Обозначение на письме мягкости согласных гласными 2-го ряда. Употребление ед. и ми. числа Гус ь – гуси. Лось – лоси. Рысь - рыси | Составление I предложений по картинке с опорой на схему | 1ч | ||
Звонкие и глухие согласные. | Различие звонкости и глухости по акустическим признакам. Графическая схема с выде-лением согласного звука и его обозначением б/балка, т/том. Картинка сим-вол обоз-наче-ния зв. и глух. согласных звуков. | Слова - паронимы образование слов, путем замены звонкого согласного на глухой согласный звук Балка - палка Дом - том Горка - корка | Добавь слово по картинке. На хлебе черствая (корка). Дети катаются с (горка). | 1ч | ||
Повторение основных изученных понятий | Обобщение и систематизация знаний детей о предложении, слове, слоге, звуке. Нахождение гласных и согласных в словах, деление слов на слоги, определение ударения в слове. Закрепление умений употреблять учебную терминологию: звук, слог, слово, предложение. | 1ч | ||||
Звуки п - п'. Буквы П,п. | Определение наличия звуков п (п*) в слове. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слого-вой анализ слов, типа: плот, пила. | Буквы Пп. Чтение закрытого слога и односложного слова с t и t* согласным Пал - пил - пыл - пол -пул - пял - пел Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами | Совершенствовать умения и навыки в составлении предложений по картинке, типа, Петя заправляет постель. | 1ч | Уметь различать по акуст. и мотор. признакам звуки п (п*) определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами П, п. | |
Звуки б -б'. Буквы Б, б. | Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слого-вой анализ слов, типа: бант, бинт. Определение наличия звуков б (б*) в словах | Буква Б б Чтение с ускорением темпа, изменением последовательности и различны м ударением Ба - бо - бу Бо - ба - бу Бу - бо - ба | Составление предложения по картинке, типа, Боря рисует кораблик. | 1ч | Уметь различать по акуст. и моторным признакам звуки б - б', выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами Б, б. | |
Различие звуков п - б (п' - б') | Различения по акустическим и моторным признакам в слогах, словах предложениях. Сравнить Палка Балка Чем похожи, чем отличаются? | Активизации словаря словами-паронимами, типа, Палка – балка, Почка – бочка. Помогать детямнаходить и сравнивать лексическое значение слов-паронимов | Составление предложений со словами-паронимами по сюжетным картинкам. | 2чч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки п - б (п' - б'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. | |
Звуки ф - ф'. Буквы ф, Ф. | Определение наличия звуков Ф-Ф' в слове. Звуко- слоговой анализ: ФОКУС, ФИЛИН | Буква Ф ф. Упражнения с разрезной азбукой: АФ - ФА - ФЛА - ФЛАГ ИФ - ЛИФ - ЛИФТ ШАРФ - ШАРФЫ ШКАФ - ШКАФЫ ЖИРАФ – ЖИРАФЫ | Беседа по сказке Г. Юдина «Фокусник Федя» (3. а. стр.288) Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки ф-ф',-определять и выделять их в слогах, словах, предл-ниях; соотносить с буквами Ф, ф. | |
Звуки в - в'. Буквы В, в. | Помочь детям увидеть согласный звук В в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков В - В' в слове. 3вуко-слоговой анализ слов, типа: ВЕТКА, ХВОСТ | Буква В в. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -УШК: СОВУШКА СОЛОВУШКА ЖУРАВУШКА и т.д. | Беседа (стр. 27, Конова-ленко-3) по рассказу Чарушина «Волчишко (стр. 84, Коноваленко -Зима) | 1ч | Уметь различать по аккустическим и моторным признакам звуки в-в', определять их и выделять в слогах, словах, предложениях.; соотносить с буквами В, в. | |
Различие звуков ф - в (ф' - в'). | Различение по акустическим и моторным признакам. Звуко-слоговой анализ на примере слов, типа, АЛФАВИТ. | Активизация словаря словами-паронимами, типа, ВАТА ~ ФАТА, ВАНЯ – ФАНЯ, ВЕНЯ – ФЕНЯ. | Составление предложения по сюжетной картинке: НА СТОЛЕ В ВАЗАХ ЛЕЖАТ КОНФЕТЫ И ВАФЛИ. | 2ч | Уметь различать по акуст. и моторным признакам звуки ф - в (ф' - в'); выделять их в слогах, словах, пр-ниях; соотносить с буквами в,ф. | |
Звуки т - т'. Буквы Т, т. | Помочь детям увидеть согласный звук в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков т - т' в слове. Звуко-слоговой анализ: Татарстан. «Сказка про Тима и Тома» | Буква Тт Различия в написании букв П и Т. Уточнение и развитие словаря но темам "транспорт" и "электробытовые приборы" | Какому транспортному средству нужны эти колеса (Самолету, самокату, телеге, тачке). Беседа: «Татарстан - республика в которой мы живём». | 1ч | Уметь различать по акуст. и мотор. признакам звуки т -т', определять их в слогах, словах, пред-ях; соотносить с буквой. Читать и писать слоги, слова с изуч. буквами. Различать буквы, имеющие кинетиче-ское сходство: п и т | |
Звуки д - д'. Буквы д, Д. | Помочь детям увидеть согласный звук в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков д (д*) в словах дом, дыня, дедушка. Звуковой анализ слов, типа: дрозд, драп, день, дверь. | Буква Д д Различия в написании букв д, б. Запись слова дятел. | Составление предложений по сюжетной картине. Дима делает зарядку. Выделение звонкого д | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звука д - д', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и писать слова с изученными буквами. Различать буквы, имеющие кинет. сходство: д-б | |
Различие звуков т - д (т' - д') | Совершенствование умений и навыков звуко-слогового анализа на примере слов-паронимов, типа: дом – том, дачка - тачка. Чем похожи, чем отличаются? | Определение лексического значения слов-паронимов. | Составление предложений со словами-паронимами; по сюжетной картине «Стадо на пастбище» (Из трубы идет дым. Доярка сидит на стуль-чике. Пастух сидит под деревом.) | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки т - д (т' - д'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. | |
Звуки к - к'. Буквы к, К. | Помочь детям увидеть согласный звук в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков к - к' и их позиции в слогах словах. Звукобук. анализ слов с данными звуками (Казань, Кама). | Составление цепочки слов коза - волк: Коза - поза - пола, Полк - волк Активизация словаря «Сказочные герои» Практическое употребле ние тв.п. ед.ч. «Кто между кем». Игровое упражнение. | Распространение предложения путем введения дополнения. Коля пишет буквы мелком. Продолжение цикла бесед о нашем крае. «Казань – столица нашей республики». | 1чч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки к - к', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Писать строчную букву к, различать её среди других букв. | |
Звуки г - г'. Буквы г, Г. | Согласные звуки г - г в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях соотносить их с буквой. Определение наличия звука и его позиции в словах. Звуко-слоговой анализ слов: гимн герб флаг, пингвин, галстук. | Буква Г г Практическое употребле ние тв.п. ед.ч. Игровое упр-е «Путешествие на поезде». Кто с кем едет в одном вагоне. | Составление предложе- ний по картинкам и во- просам типа: Гвозди забивают молотком. Белье гладят утюгом. Грядки рыхлят граблями. Продолжение цикла бесед о нашем крае «Гимн, герб, флаг – символы Республики Татарстан». | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки г - г', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Умение читать и печатать буквы г, Г, писать строчную букву г, различать её среди других букв. | |
Различие звуков к - г (к' - г') | Сравнительный звуко- буквенный и звуко- слоговой анализ слов типа: Кол – гол. Корка - горка | Оределить лексическое значение слов-паронимов, типа: Кол – гол. Корка - горка Выявить и расширить словарный запас детей по темам «Овощи», «Фрукты». | Добавление предложения по картинке: В землю вбили… В ворота забили…. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки к - г (к - г'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. | |
Звуки с - с'. Буквы с, С. | Звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов типа слон, стол, пост, страх,столб. Подбор слов к звуковым схемам | Активизировать и уточ- нять словарь словами по теме «Птицы». Игровое упражнение «Кто с кем» (мама с дочкой, девочка с мячом). Буквы С-с, со- поставление написания с-е. | Составление словосоче- таний с предлогом с. Графическая запись предлога с. | 1ч | Уметь различать по акустическим и мотор. признакам звуки с - с', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и писать буквы с, С, различать их среди других букв (сопоставление написания с-е). | |
Звуки з - з'. Буквы з, З. | 3вуко-буквенный анализ слов типа звонок, стрекоза. Звуко-слоговой анализ с определе-нием места звука з Зебра, обезьяна, козы, кузнечик. Подбор слов к звуковым схемам. | Буква 3 з. Сопоставле-ние написания з, э. Активизация и уточнение словаря по теме «Животные». Познакомить с понятием о непроизносимой согласной на конце слова. | Введение в предложения дополнения род.п. и предлога без «Кто без кого вышел на прогулку». | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки з - з', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и печатать буквы з, З, различать их среди других букв (сопоставление написания з - э). | |
Различие звуков с - з (с' -з') | Находить предмет по данному слогу: сан, за, со (санки, замок, соба-ка). Звуко-слоговой анализ слов типа сказочник, стрекоза, кузовок. | Дид. упр-е «Прятки». Упражнять в применении правила о написании непроизносимой согласной на конце слова | Игровое упр-е «Кто с кем вышел на прогулку. Кто без кого вышел на прогулку». | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. | |
Звук ш. Буквы ш, Ш | Определять и выделять твёрдый звук ш в слогах, словах, предложениях соотносить с буквой | Образование слова путем добавления слога: шко…, шля... Буква Ш ш. Сопоставле- ние ш, и. Образование слов из слова шоколадка. | Формирование умения выделять заданный звук в тексте (на примере выделения слов со звуком ш в стихот-ворении Г. Тукая «Мышь, попавшая в молоко»). Введение в предложение союза а. (Летом шишки зеленые, а осенью коричневые) | 1ч | Уметь определять по акустическим и мотор. признакам звук ш; выделять его в слогах, в словах, предложениях; соотносить с буквой; уметь писать буку ш, различать её среди других букв (сопоставление ш, и). | |
Звук ж. Буквы ж, Ж | Звукобуквенный анализ слов со звуком ж. Определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; | Превращение слова жир в слово нож, путём замены букв и слогов: жир – жар, ложа – ложка, ножка – нож. Сопоставление ж – х. Упражнения в закреплении изученного на уроках правила «жи, ши» | Составление предложений по картинке (Дежурная Женя положила на стол ложечки и ножи). | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звук ж; определять его в слогах, словах; соотносить с буквой. Уметь писать буку ж, различать её среди других букв (сопоставлять ж -х). | |
Различие звуков ш – ж | Звуко-слоговой анализ слов типа: одежда, пижама, шарф, шорты, шапка, рубашка. | Активизация словаря по теме «Одежда». Образование слов Р.п, мн. Числа. | Составление развёрнутого ответа на вопрос «В какой чемодан положишь одежду со звуком Ш?». Почему. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звукиш – ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. | |
Различие звуков з – ж | Различать по акустическим и моторным признакам звукиз - ж; определять и выделять их в слогах, словах, типа жал – зал. Чем похожи слова, чем отличаются. | Игровое упр-е «Буква потерялась». Железо - *еле*о | Составление предложе- ний со словами парони- мами по сюжетным картинкам. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звукиз- ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. | |
Раз |