Долганова светлана сергеевна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

    СОСТАВИТЕЛЬ: ДОЛГАНОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА    

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора_____________О.В.ДУБОВАЯ

РАССМОТРЕНО:

На заседании МО, протокол от __________2012 г. № ______

Руководитель МО__________________Е.В.КУЛИЧЕНКОВА

Набережные Челны 2012

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Средняя школа №53»

___________Ж.В.МОИСЕЕВА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДОЛГАНОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

На 2012-2013 учебный год

План составлен согласно Инструктивному письму № 2 от 14.12.2000г.

«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного

учреждения» утверждённым Министерством образования РФ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

городская школьная учителя
    Создание оптимальных условий для предупреждения неуспеваемости учащихся начальных классов обусловленных различными нарушениями речи
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол от_______2012г.№____ Дата «___»__________2012г СОГЛАСОВАНО Зам. директора _____________О.В.ДУБОВАЯ Дата «___»___________2012г    

ЛИТЕРАТУРА

1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.

Пояснительная записка

Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера). Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полно­ценного овладения грамотой, чтением и письмом.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произноше­ния звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР). Среди учащихся 2 – 3 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедическо­го воздействия в каждой группе.

Обследованиеучащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методикам Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.

Общую проблемупри коррекционно-развивающем обучении пер­воклассников составляет своевременная и целенаправленная под­готовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недо­развитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

1. Сформировать полноценные фонематические процессы.

2. Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.

3. Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

4. Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.

На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:

1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

2. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

3. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.

2. Программирование смысловой структуры высказывания.

3. Установление связности и последовательности его.

4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Таким образом, программа включает в себя следующие разделы (этапы):

I этап

Основным содержанием I этапа является восполнение пробе­лов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР). I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 15-18 сентября по 13 марта, что составляет, при­мерно, 50-60 занятий. Количество занятий для детей с выраженным ОНР может быть увеличено, примерно, на 15-20 занятий.

Из общего количества занятий данного этапа особо выделя­ются первые 10-15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепле­ние поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельно­сти. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на фор­мирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно про­износимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,

5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс уп­ражнений определяется конкретным составом группы);

20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 чело­века) в зависимости от этапа работы над звуком.

С первоклассниками мож­но по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.

На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незна­чительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонемати­ческие процессы и уточняются представления о звуко-слоговом со­ставе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устно­го опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтак­сических конструкций.

Необходимость такого подхода обусловлена основным прин­ципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а имен­но: одновременная работа над всеми компонентами речевой систе­мы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.

Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы:

– развитие фонематических процессов;

– формирование навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;

– формирование готовности к восприятию определенных ор­фограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

– закрепление звукобуквенных связей;

– автоматизация поставленных звуков.

По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.

Таким образом, общее содержание и по­следовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципи­альное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего об­щему развитию ребенка и структуре дефекта.

В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации дан­ного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, соглас­ном. На первых занятиях термины используются только учителем-лого­педом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронталь­ной работой.

II этап

На II этап коррекционной работы отводится обычно 35 – 45 занятий (примерно, с 4-5 марта по 3-4 ноября следующего учебного года), в зависимости от состава конк­ретной группы.

Основной задачей данного этапа являет­ся восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР. Целью – формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтаг­матических связях слов, о контекстуальных значениях слов.

Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обо­гащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являю­щихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций; по дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформ­ления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осущест­вляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процес­се работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.

Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа лого­педических занятий у детей с ОНР формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности построения и свобод­ного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказа­тельства, рассуждения).

Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, сло­варь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном со­ставе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап

III этап

Ос­новной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

– программирование смысловой структуры высказывания;

– установление связности и последовательности его;

– отбор языковых средств, необходимых для построения выска­зывания в тех или иных целях общения (доказательство, рас­суждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определенной последовательности через следующие задачи:

1. Формирование практических представлений о тексте.

2. Развитие умений и навыков анализировать текст.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связно высказывания.

Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 - № 2.

2. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ НВОНР

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1 ЭТАПА

Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 этапа

При завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания даного этапа. К этому времени у учащихся должны быть:

ü сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

ü восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

ü уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

ü поставлены и от дифференцированы все звуки;

ü уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

ü введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.

Раздел I. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Тема урока Содержание по темам Кол-во Часов (ДАТА) Требования к уровню подготовки учащихся
Вводное занятие.   Знакомство детей с лого­педическим кабинетом, его оборудованием, и с новыми требованиями Должны уметь: - слушать и слы­шать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия. - уметь понять и принять учебное задание, поставлен­ное в вербальной форме. Должны быть сформированы элементарные оптико-пространственные и временные представления.
Уточнение и развитие пространственных представлений.   Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Расширение и активизация лексического запаса на заданную тему
    Уточнение и развитие временных отношений.   Раздел II. Обобщение и систематизация знания детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста. Наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий. Понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра; утро, день, вечер, ночь; времена года; дни недели… . Расширение и активизация лексического запаса на заданную тему
 
  Тема урока   Содержание по темам Кол-во Часов (дата)     Требования к уровню подготовки учащихся
Виды фонетико- фонематического анализа и синтеза Развитие лексико- грамматической стороны речи Развитие связной речи  
  Речь. Предложение.   Составление схем к пред­ложению.   Большая буква вначале предложения. Точка в конце предложения.   Составление предложе­ний из 2-х слов по пред­метным картинкам.     Дети должны уметь:   - разграничивать понятия речевые и неречевые звуки   - называть звуки из которых состоит слово (гласные-ударный; безудар-ый согласные–звон-кие,глухие,твёрдые, мягкие);   - не смешивать понятия «звук» и «буква»;   - определять кол-во слов в предложении; кол-во слогов в слове;   -делить слова на слоги, ставить ударение;   - определять границы предложения и слова;   - иметь представление о большой букве в начале и пунктуационных знаках конца предложения (уметь обозначать это на схеме предложения);   - уметь понять и принять учебное задание, поставлен­ное в вербальной форме.   - целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны логопеда.   У учащихся должны быть сформированы:   - понятия о слове как единице предложения, о слоге как части слова, звуке как части слога   - первичные фонематические представления и фонематический анализ на уровне слова, слога
Предложение Слово.   Схема слова. Схема пред­ложения.   Предложение состоит из слов. _______________. Слова пишутся раздель­но. ______ _______.   Распространение предложения. До­бавление слова по кар­тинке.
Слово.   Схема, слова, пред­ложения, (сказка про овощи.)   Активизация и обогащение словаря по теме: «Профессии»   Составление предложений по предложенной схеме (с опорой на сюжетную картинку).Распространение предложения дополнением  
Звуки речи и неречевые звуки. Органы речи. Звуковая схема. Дифференциация речевых и неречевых звуков. (Игра «Что звучит»).     Слияние звуков.   Распространение предложения определением. На ступила долгожданная осень
Гласные звуки (и уже знако­мые буквы).   Выделение гласного в слове, где он образует слог из одной буквы Э-ХО, И-ВА. Карточки -символ гласного звука. Роль гласного звука в слове. Обозначение глас­ного звука буквой. Игро­вое упр-е «Парад букв».   Составление предложений по схемам.  
Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков Схема слога, слова, пред­ложения; выделение гласных Игра «Большой – маленький – ещё меньше»: гриб- грибок – грибочек; дом - домок –домочек. Составление предложений по предметным картинкам
Деление слов на слоги Делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах. Составление слов из предложенных слогов. Игра: «Слоги разбежались» Составление предложений по сюжетной картинке
Ударение. Ударный и безударный слоги.   Графическая схема удар­ных и безударных глас­ных а/о.   Понятие об ударении. Смыслоразличительная роль ударения.   Составление предложе­ний об осени из двух слов с опорой на картинку. Пересказ полученного рассказа.  
Согласные звуки (и зна­комые уже буквы).   Звуковой и звуко-слоговой анализ. Вычис­ление звонких по акусти­ческим признакам из на­чала, середины, конца слова и серии слогов. Сопоставление звука и буквы.   Составление предложе­ний по двум картинкам из 3-х слов. Котенок ловит мышку.  
Гласные звуки (и уже знакомые гласные бук­вы 2 ряда). Выделение гласного в слове где он образует слог из одной буквы. Я-ма, ю-ла, е-жи. Сопоставление с гласными 1 ряда.   Обозначение гласного звука буквой. Сопостав­ление звук-буква.   Сопоставление предло­жений из 3-х слов по сложенной картинке.  
Твердые и мягкие со­гласные.   Различение t и t' по аку­стическим и моторным признакам. Чтение и сравнение слогов ма-мя, но-не. Определение позиции t и t' звуков. Картинка - символ обо­значения t и t' звуков.   Обозначение на письме мягкости согласных глас­ными 2-го ряда. Употребление ед. и ми. числа Гус ь – гуси. Лось – лоси. Рысь - рыси   Составление I предложений по картинке с опорой на схему  
Звонкие и глухие со­гласные.   Различие звонкости и глухости по акустическим признакам. Графическая схема с выде-лением со­гласного звука и его обо­значением б/балка, т/том. Картинка сим-вол обоз-наче-ния зв. и глух. соглас­ных звуков.   Слова - паронимы обра­зование слов, путем заме­ны звонкого согласного на глухой согласный звук Балка - палка Дом - том Горка - корка   Добавь слово по картин­ке. На хлебе черствая (кор­ка). Дети катаются с (гор­ка).  
Повторение основных изученных понятий Обобщение и систематизация знаний детей о предложении, слове, слоге, звуке. Нахождение гласных и согласных в словах, деление слов на слоги, определение ударения в слове. Закрепление умений употреблять учебную терминологию: звук, слог, слово, пред­ложение.
Звуки п - п'. Буквы П,п.   Определение наличия звуков п (п*) в слове. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слого-вой анализ слов, типа: плот, пила. Буквы Пп. Чтение закрытого слога и односложного слова с t и t* согласным Пал - пил - пыл - пол -пул - пял - пел Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами Совершенствовать умения и навыки в составлении предложе­ний по картинке, типа, Петя заправляет постель. Уметь различать по акуст. и мотор. призна­кам звуки п (п*) определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами П, п.
Звуки б -б'. Буквы Б, б.   Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слого-вой анализ слов, типа: бант, бинт. Определение наличия зву­ков б (б*) в словах Буква Б б Чтение с ускорением темпа, изменением по­следовательности и раз­личны м ударением Ба - бо - бу Бо - ба - бу Бу - бо - ба Составление предложе­ния по картинке, типа, Боря рисует кораблик.   Уметь различать по акуст. и моторным призна­кам звуки б - б', выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами Б, б.
Различие звуков п - б (п' - б')   Различения по акустиче­ским и моторным призна­кам в слогах, словах предложениях. Сравнить Палка Балка Чем похожи, чем отлича­ются? Активизации словаря словами-паронимами, типа, Палка – балка, Почка – бочка. Помогать детямнаходить и сравнивать лексическое значение слов-паронимов Составление предло­жений со словами-паронимами по сюжетным картин­кам.   2чч Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки п - б (п' - б'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.
Звуки ф - ф'. Буквы ф, Ф.   Определение наличия звуков Ф-Ф' в слове. Звуко- слоговой анализ: ФО­КУС, ФИЛИН   Буква Ф ф. Упражнения с разрезной азбукой: АФ - ФА - ФЛА - ФЛАГ ИФ - ЛИФ - ЛИФТ ШАРФ - ШАРФЫ ШКАФ - ШКАФЫ ЖИРАФ – ЖИРАФЫ Беседа по сказке Г. Юди­на «Фокусник Федя» (3. а. стр.288) Составление предло­жений по сюжетным картинкам. Уметь различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки ф-ф',-определять и выделять их в слогах, словах, предл-ниях; соотносить с буквами Ф, ф.
Звуки в - в'. Буквы В, в.   Помочь детям увидеть согласный звук В в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков В - В' в слове. 3вуко-слоговой анализ слов, типа: ВЕТКА, ХВОСТ Буква В в. Образование слов с по­мощью уменьшительно-ласкательного суффикса -УШК: СОВУШКА СОЛОВУШКА ЖУРАВУШКА и т.д. Беседа (стр. 27, Конова-ленко-3) по рассказу Ча­рушина «Волчишко (стр. 84, Коноваленко -Зима)   Уметь различать по аккустическим и моторным призна­кам звуки в-в', определять их и выделять в слогах, словах, предложениях.; соотносить с буквами В, в.
Различие звуков ф - в (ф' - в').   Различение по акустиче­ским и моторным призна­кам. Звуко-слоговой ана­лиз на примере слов, типа, АЛФАВИТ.   Активизация словаря словами-паронимами, типа, ВАТА ~ ФАТА, ВАНЯ – ФАНЯ, ВЕНЯ – ФЕНЯ. Составление предложе­ния по сюжетной картин­ке: НА СТОЛЕ В ВАЗАХ ЛЕЖАТ КОНФЕТЫ И ВАФЛИ.   Уметь различать по акуст. и моторным призна­кам звуки ф - в (ф' - в'); выделять их в слогах, словах, пр-ниях; соотносить с буквами в,ф.
Звуки т - т'. Буквы Т, т.   Помочь детям увидеть согласный звук в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков т - т' в слове. Звуко-слоговой анализ: Татарстан. «Сказка про Тима и То­ма»   Буква Тт Различия в написании букв П и Т. Уточнение и развитие словаря но темам "транс­порт" и "электробытовые приборы"   Какому транспортному средству нужны эти коле­са (Самолету, самокату, теле­ге, тачке). Беседа: «Татарстан - республика в которой мы живём».   Уметь различать по акуст. и мотор. призна­кам звуки т -т', определять их в слогах, словах, пред-ях; соотносить с буквой. Читать и писать слоги, слова с изуч. буквами. Различать буквы, имеющие кинетиче-ское сходство: п и т
Звуки д - д'. Буквы д, Д. Помочь детям увидеть согласный звук в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков д (д*) в словах дом, дыня, дедушка. Звуковой анализ слов, типа: дрозд, драп, день, дверь. Буква Д д Различия в написании букв д, б. Запись слова дятел. Составление предложений по сюжетной картине. Дима делает зарядку. Выделение звонкого д Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звука д - д', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и писать слова с изученными буквами. Различать буквы, имеющие кинет. сходство: д-б
Различие звуков т - д (т' - д') Совершенствование умений и навыков звуко-слогового ана­лиза на примере слов-паронимов, типа: дом – том, дачка - тачка. Чем похожи, чем отличаются? Определение лексического значения слов-паронимов. Составление предло­жений со словами-паронимами; по сюжетной картине «Стадо на пастбище» (Из трубы идет дым. Доярка сидит на стуль-чике. Пастух сидит под деревом.) Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки т - д (т' - д'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.
Звуки к - к'. Буквы к, К. Помочь детям увидеть согласный звук в твёрдой и мягкой позиции. Определение наличия звуков к - к' и их позиции в слогах словах. Звукобук. анализ слов с данными звуками (Казань, Кама). Составление цепочки слов коза - волк: Коза - поза - пола, Полк - волк Активизация словаря «Сказочные герои» Практическое употребле ние тв.п. ед.ч. «Кто между кем». Игровое упражнение. Распространение предложения путем введения дополнения. Коля пишет буквы мелком. Продолжение цикла бесед о нашем крае. «Казань – столица нашей республики». 1чч Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки к - к', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Писать строчную букву к, различать её среди других букв.
Звуки г - г'. Буквы г, Г. Согласные звуки г - г в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях соотносить их с буквой. Определение наличия звука и его позиции в словах. Звуко-слоговой анализ слов: гимн герб флаг, пингвин, галстук. Буква Г г Практическое употребле ние тв.п. ед.ч. Игровое упр-е «Путешествие на поезде». Кто с кем едет в одном вагоне. Составление предложе- ний по картинкам и во- просам типа: Гвозди забивают молотком. Белье гладят утюгом. Грядки рыхлят граблями. Продолжение цикла бесед о нашем крае «Гимн, герб, флаг – символы Республики Татарстан». Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки г - г', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Умение читать и печатать буквы г, Г, писать строчную букву г, различать её среди других букв.  
Различие звуков к - г (к' - г') Сравнительный звуко- буквенный и звуко- слоговой анализ слов типа: Кол – гол. Корка - горка Оределить лексическое значение слов-паронимов, типа: Кол – гол. Корка - горка Выявить и расширить словарный запас детей по темам «Овощи», «Фрукты». Добавление предложения по картинке: В землю вбили… В ворота забили…. Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки к - г (к - г'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.
Звуки с - с'. Буквы с, С. Звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов типа слон, стол, пост, страх,столб. Подбор слов к звуковым схемам Активизировать и уточ- нять словарь словами по теме «Птицы». Игровое упражнение «Кто с кем» (мама с дочкой, девочка с мячом). Буквы С-с, со- поставление написания с-е. Составление словосоче- таний с предлогом с. Графическая запись предлога с. Уметь различать по акустическим и мотор. призна­кам звуки с - с', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и писать буквы с, С, различать их среди других букв (сопоставление написания с-е).
Звуки з - з'. Буквы з, З. 3вуко-буквенный анализ слов типа звонок, стрекоза. Звуко-слоговой анализ с определе-нием места звука з Зебра, обезьяна, козы, кузнечик. Подбор слов к звуковым схемам. Буква 3 з. Сопоставле-ние написания з, э. Активизация и уточнение словаря по теме «Животные». Познакомить с понятием о непроизносимой согласной на конце слова. Введение в предложения дополнения род.п. и предлога без «Кто без кого вышел на прогулку». Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки з - з', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и печатать буквы з, З, различать их среди других букв (сопоставление написания з - э).
Различие звуков с - з (с' -з') Находить предмет по данному слогу: сан, за, со (санки, замок, соба-ка). Звуко-слоговой анализ слов типа сказочник, стрекоза, кузовок. Дид. упр-е «Прятки». Упражнять в применении правила о написании непроизносимой согласной на конце слова Игровое упр-е «Кто с кем вышел на прогулку. Кто без кого вышел на прогулку». Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.
Звук ш. Буквы ш, Ш Определять и выделять твёрдый звук ш в слогах, словах, предложениях соотносить с буквой   Образование слова путем добавления слога: шко…, шля... Буква Ш ш. Сопоставле- ние ш, и. Образование слов из слова шоколадка. Формирование умения выделять заданный звук в тексте (на примере выделения слов со звуком ш в стихот-ворении Г. Тукая «Мышь, попавшая в молоко»). Введение в предложение союза а. (Летом шишки зеленые, а осенью коричневые) Уметь определять по акустическим и мотор. призна­кам звук ш; выделять его в слогах, в словах, предложениях; соотносить с буквой; уметь писать буку ш, различать её среди других букв (сопоставление ш, и).
Звук ж. Буквы ж, Ж Звукобуквенный анализ слов со звуком ж. Определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; Превращение слова жир в слово нож, путём замены букв и слогов: жир – жар, ложа – ложка, ножка – нож. Сопоставление ж – х. Упражнения в закреплении изученного на уроках правила «жи, ши» Составление предложений по картинке (Дежурная Женя положила на стол ложечки и ножи). Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звук ж; определять его в слогах, словах; соотносить с буквой. Уметь писать буку ж, различать её среди других букв (сопоставлять ж -х).  
Различие звуков ш – ж Звуко-слоговой анализ слов типа: одежда, пижама, шарф, шорты, шапка, рубашка. Активизация словаря по теме «Одежда». Образование слов Р.п, мн. Числа. Составление развёрнутого ответа на вопрос «В какой чемодан положишь одежду со звуком Ш?». Почему. Уметь различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звукиш – ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.
Различие звуков з – ж Различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звукиз - ж; определять и выделять их в слогах, словах, типа жал – зал. Чем похожи слова, чем отличаются.     Игровое упр-е «Буква потерялась». Железо - *еле*о Составление предложе- ний со словами парони- мами по сюжетным картинкам. Уметь различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звукиз- ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.
Раз

Наши рекомендации