Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей
можно считать:
· принятие задания;
· способы выполнения задания;
· обучаемость в процессе обследования;
· отношение к результату своей деятельности.
Все эти параметры нашли отражение в балльной оценке умственного развития детей.
Количественная оценка в баллах производится следующим образом:
1 балл -дается в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели;
2 балла - даются в тех случаях, если ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;
3 балла - ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;
4 балла - ставятся в том случае, если ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Положения основаны на закономерностях психического развития нормально развивающегося и особенностях психического развития умственно отсталого ребенка.
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (26–32).
Качества пд ребенка | Содержание | Название методики, автор |
1. Восприятие (зрительное) - Форма - Величина - Цвет - предметная картинка - целостное восприятие предметной картинки 2. Наглядно-действенное мышление 3. Внимание 4. Память | «Лови шарик», «Спрячь шарик» - 0 этап. «Коробка форм» - 1 этап Разборка и складывание матрешки. 2-3 составную – 0 этап 4 составную – 1 этап Разборка и складывание пирамидки 3-4 кольца – 0 этап 5-6 колец - 1 этап. Цветные кубики – 0 этап Группировка игрушек – 1 этап Парные картинки – 0 этап «Найди пару» – 1 этап Разрезные картинки 2 части – 0 этап 3 части – 1 этап «Достань тележку» 0 и 1 этапы «Найди одинаковые предметы» 0 и 1 этапы «Запомни и найди» 0 и 1 этапы | Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложением альбома: «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева,, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под редакцией Е.А. Стребелевой – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2004. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка (0 – 3 года). Практическое руководство по тестированию. – СПб.: Паритет, 2006. |
Основными параметрами оценки предметно-игровой деятельности детей можно считать:
- Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними, его устойчивость;
- Характер игровых действий;
- Сопровождение игры речью;
- Продолжительность игры.
Количественная оценка в баллах производится следующим образом:
1 балл – ребенок действует с игрушками неадекватно (тянет в рот, кидает); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на них;
2 балла – ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками.
3 балла – ребенок проявляет интерес к игрушкам, самостоятельно может выполнить ряд последовательных действий, но не может организовать сюжетную игру без помощи взрослого.
4 балла – ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.
Основными параметрами оценки театрализованной деятельности детей можно считать:
- основы театральной культуры;
- речевая культура;
- эмоционально-образное развитие;
- навыки кукловождения.
Обследование проводится при помощи заданий, к каждому из которых дается инструкция, где детям показывают примерный результат предстоящей деятельности и способ достижения этого результата, т.е. дается образец.
Для оценки заданий разработана четырех бальная система оценки:
1балл – не понимает, не выполняет задание;
2балла – задание понимает, но часто отвлекается и испытывает трудности (допускает грубые ошибки) при выполнении задания;
3балла – задание понимает, интерес устойчивый, выполняет задание в полной мере, но с незначительными неточностями;
4балла – задание выполняет точно.
Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения задания.
1. Уровень развития игры (предметно-игровые действия) | «Поиграй» 0 и 1 этапы | Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. |
2. Уровень развития театрализованной игры | «Просмотр представления» «Покажи сказку» «Покажи как я» 0 этап, «Угадай настроение героя» 1 этап «Поиграй» 0 этап «Оживи куклу» 1 этап. | Адаптированная технология Комаровой Т.С. , Соломенниковой О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. |
Управление образования ГО Первоуральск
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 комбинированного вида».
Утверждаю
директор МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного
вида»
Т.А. Чижова ___________
Рабочая программа