Основные виды детской деятельности

Вид детской деятельности Программные задачи Формы работы с детьми Формы работы с родителями
  Познавательно-исследовательская  
  1. Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности;
  2. Сенсорное развитие;
  3. Формирование величинных, пространственных представлений и ориентировок;
  Наблюдение Экскурсия Экспериментирование Коллекционирование Планирование последовательности действий, деятельности Игры (познавательные, сюжетные, с правилами, сенсорные, с математическим содержанием) Решение проблемных ситуаций, загадок.     Простейшие опыты, наблюдения, создание игровых ситуаций. Показ способов действия с предметами, комментирование. Показ способов действия с предметами, множествами. Консультации – всеобучи Показ вариантов проведения развивающих игр. Дневнички «Играем дома» Игровые упражнения на ориентировку в пространстве. Беседы и разговоры с детьми, общение. Собственный пример родителей. Целевые прогулки, экскурсии, совместные просмотры познавательных передач, мультфильмов.  
  Коммуникативная  
  1. Развитие понимания соотносящих и указательных жестов;
  2. Побуждение ребенка к речевой активности;
  3. развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений (использование невербальных средств общения);
 
  Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами) «Минутки общения»     Комментирование. Беседы и разговоры с детьми, общение. Показ вариантов проведения речевых игр, пальчиковых гимнастик. Помощь в выполнении графических работ, штриховок. Консультации – всеобучи Дневнечки «Играем дома»  
  Игровая  
  1. Формирование первоначальных представлений о себе и ближайшем окружении;
  2. Развитие предметных и предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности;
  3. Социально-нравственное развитие.
Сюжетные игры: - ролевая (отобразительная) -драматизация -имитационная -хороводная -пальчиковая -игра-забава   Беседы и разговоры с детьми, общение. Показ вариантов проведения игр. Собственный пример родителей. Разработка сценариев для сюжетных, театрализованных игр.    


Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса (см. приложение)

Раздел IV

Содержание коррекционной работы

Содержание коррекционной работы обеспечивает социальную направленность коррекционно-педагогических воздействий и направлено на коррекцию психического развития детей с нарушением интеллекта и их социализацию.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических исследованиях:

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии. Т.е. построение коррекционной работы на основе данных психолого-педагогического исследования.

- принцип генетического хода развития психической деятельности. Стремление к тому, чтобы каждый этап возрастного развития ребенка с нарушением интеллекта был максимально приближен к норме.

- принцип развивающего характера обучения. Учет особенностей возраста, особенностей структуры нарушения.

- принцип системного и комплексного подхода

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода

- принцип коммуникативной направленностинеобходимость специального внимания к развитию речи, как основного средства коммуникации.

- учет зоны ближайшего развития (актуальный и потенциальный уровни).

- учет сензитивных периодов в развитии. Периоды, которые чувствительны к развитию определенной функции, процесса, деятельности.

В отборе содержания коррекционной работы учтен:

- характер ведущей деятельности;

- структура и степень выраженности нарушения;

- ведущие мотивы и потребности ребенка в различные периоды детства;

- цели дошкольного воспитания.

Особенностью рабочей программы является:

-взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологом и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;

- построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- занятия интегративного характера, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;

- индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от нарушений;

- использование игровой мотивации на всех занятиях;

- распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем возрасте, то этапы соответствуют как основным дошкольным возрастам, так и годам обучения;

- использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

- подача основного содержания программы на основе освоения ближайшего природного и социокультурного пространства региона (города).

Определение и переход с одного этапа на другой осуществляется на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования детей в группе, проводимого всеми специалистами ДОУ. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Так, дети с умеренной умственной отсталостью и Аутизмом (60%) могут освоить один или два этапа обучения в течение 3-4 или 5 лет пребывания в ДОУ.

Результаты психолого-педагогического обследования детей поступивших в группу в этом году показывают, что необходимо спланировать работу с данными детьми таким образом, чтобы имелась возможность подготовить их к усвоению содержания реализуемой программы. А именно предусмотреть в рабочей программе, в разделе содержание коррекционной работы пропедевтический (подготовительный) этап. Обозначим его нулевой этап (0).

Цель: Построение системы коррекционно-развивающей работы, направленной на социально-личностную реабилитацию детей с выраженными нарушениями интеллекта, овладение ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.

Задачи:

Подготовительный этап 1 этап
1. Познавательно-речевое развитие (область Познание и Коммуникация):
1.1 Формирование интереса к себе и окружающей действительности, стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая положительную мотивацию; 1.2 Формирование навыков идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств; учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке; учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой, маленький); развивать пространственные ориентировки, ориентировка в собственном теле (кукле). 1.3 Пробуждение у ребенка речевой активности (звукоподражания), формирование понимания соотносящих и указательных жестов; 1.1 Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности через знакомство с природой, бытом и культурой родного края; 1.2 Формирование величинных (большой, маленький, высокий, низкий, длинный короткий, т.д.; пространственных представлений и ориентировок (далеко, близко, высоко, низко) 1.3 Развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений;
2. Социально-личностное развитие (область Социализация):
2.1 Формирование у детей образа собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирая свое отражение из двух, на фотографиях; учить взаимодействию детей друг с другом, объединяя их в пары в процессе сожетно-отобразительных, театрализованных игр;   2.1 Формирование первоначальных представлений о себе и ближайшем социальном окружении «Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», через организацию сожетно-отобразительных, театрализованных игр;

Наши рекомендации