Основные виды детской деятельности
Вид детской деятельности | Программные задачи | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Познавательно-исследовательская |
| Наблюдение Экскурсия Экспериментирование Коллекционирование Планирование последовательности действий, деятельности Игры (познавательные, сюжетные, с правилами, сенсорные, с математическим содержанием) Решение проблемных ситуаций, загадок. | Простейшие опыты, наблюдения, создание игровых ситуаций. Показ способов действия с предметами, комментирование. Показ способов действия с предметами, множествами. Консультации – всеобучи Показ вариантов проведения развивающих игр. Дневнички «Играем дома» Игровые упражнения на ориентировку в пространстве. Беседы и разговоры с детьми, общение. Собственный пример родителей. Целевые прогулки, экскурсии, совместные просмотры познавательных передач, мультфильмов. |
Коммуникативная |
| Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами) «Минутки общения» | Комментирование. Беседы и разговоры с детьми, общение. Показ вариантов проведения речевых игр, пальчиковых гимнастик. Помощь в выполнении графических работ, штриховок. Консультации – всеобучи Дневнечки «Играем дома» |
Игровая |
| Сюжетные игры: - ролевая (отобразительная) -драматизация -имитационная -хороводная -пальчиковая -игра-забава | Беседы и разговоры с детьми, общение. Показ вариантов проведения игр. Собственный пример родителей. Разработка сценариев для сюжетных, театрализованных игр. |
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса (см. приложение)
Раздел IV
Содержание коррекционной работы
Содержание коррекционной работы обеспечивает социальную направленность коррекционно-педагогических воздействий и направлено на коррекцию психического развития детей с нарушением интеллекта и их социализацию.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических исследованиях:
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии. Т.е. построение коррекционной работы на основе данных психолого-педагогического исследования.
- принцип генетического хода развития психической деятельности. Стремление к тому, чтобы каждый этап возрастного развития ребенка с нарушением интеллекта был максимально приближен к норме.
- принцип развивающего характера обучения. Учет особенностей возраста, особенностей структуры нарушения.
- принцип системного и комплексного подхода
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода
- принцип коммуникативной направленностинеобходимость специального внимания к развитию речи, как основного средства коммуникации.
- учет зоны ближайшего развития (актуальный и потенциальный уровни).
- учет сензитивных периодов в развитии. Периоды, которые чувствительны к развитию определенной функции, процесса, деятельности.
В отборе содержания коррекционной работы учтен:
- характер ведущей деятельности;
- структура и степень выраженности нарушения;
- ведущие мотивы и потребности ребенка в различные периоды детства;
- цели дошкольного воспитания.
Особенностью рабочей программы является:
-взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологом и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;
- построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- занятия интегративного характера, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
- индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от нарушений;
- использование игровой мотивации на всех занятиях;
- распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем возрасте, то этапы соответствуют как основным дошкольным возрастам, так и годам обучения;
- использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
- подача основного содержания программы на основе освоения ближайшего природного и социокультурного пространства региона (города).
Определение и переход с одного этапа на другой осуществляется на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования детей в группе, проводимого всеми специалистами ДОУ. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Так, дети с умеренной умственной отсталостью и Аутизмом (60%) могут освоить один или два этапа обучения в течение 3-4 или 5 лет пребывания в ДОУ.
Результаты психолого-педагогического обследования детей поступивших в группу в этом году показывают, что необходимо спланировать работу с данными детьми таким образом, чтобы имелась возможность подготовить их к усвоению содержания реализуемой программы. А именно предусмотреть в рабочей программе, в разделе содержание коррекционной работы пропедевтический (подготовительный) этап. Обозначим его нулевой этап (0).
Цель: Построение системы коррекционно-развивающей работы, направленной на социально-личностную реабилитацию детей с выраженными нарушениями интеллекта, овладение ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.
Задачи:
Подготовительный этап | 1 этап |
1. Познавательно-речевое развитие (область Познание и Коммуникация): | |
1.1 Формирование интереса к себе и окружающей действительности, стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая положительную мотивацию; 1.2 Формирование навыков идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств; учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке; учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой, маленький); развивать пространственные ориентировки, ориентировка в собственном теле (кукле). 1.3 Пробуждение у ребенка речевой активности (звукоподражания), формирование понимания соотносящих и указательных жестов; | 1.1 Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности через знакомство с природой, бытом и культурой родного края; 1.2 Формирование величинных (большой, маленький, высокий, низкий, длинный короткий, т.д.; пространственных представлений и ориентировок (далеко, близко, высоко, низко) 1.3 Развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений; |
2. Социально-личностное развитие (область Социализация): | |
2.1 Формирование у детей образа собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирая свое отражение из двух, на фотографиях; учить взаимодействию детей друг с другом, объединяя их в пары в процессе сожетно-отобразительных, театрализованных игр; | 2.1 Формирование первоначальных представлений о себе и ближайшем социальном окружении «Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», через организацию сожетно-отобразительных, театрализованных игр; |