Взаимодействие учителя-дефектолога и педагогов в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью
ОД учителя-дефектолога в рамках одной лексической темы | ||||
Вид образовательной деятельности | Воспитатель | Музыкальный руководитель | Учитель-логопед | Педагог-психолог |
НОД | Рисование Лепка Конструирование Аппликация | Музыкальные занятия | _ | _ |
ОД в ХРМ | - Дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим и развитию речи; - Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие; - Сюжетно-ролевые игры; - Сюжетно-отобразительные; - Игры – импровизации; - Театрализованные игры на основе малых форм фольклора; - Театрализованные игры на основе художественной литературы; - Дидактические игры «Я – ребенок» | -Музыкальные развлечения с использованием материала занятий театрализованной деятельностью (песенки, потешки, прибаутки, русские народные сказки и т.п.); - Музыкальные дидактические игры. | - Игры по подготовке артикуляционного аппарата, развитию слуховых функций и речевого слуха; - Лексико-грамматические игры. | - Групповой тренинг «Дружба начинается с улыбки» - Индивидуальные игры по коррекции ЭВ и личностной сферы. |
Преемственность в работе педагогов группы по разным видам образовательной деятельности
Взаимодействие с семьей в реализации задач образовательного процесса
Цель:
Активизация родителей, привлечение их внимания к коррекционно-педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка с ИН более последовательным и эффективным.
Успех в воспитании и обучении детей в группе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно для родителей, имеющих ребенка с нарушением интеллекта, т.к. категория этих родителей должна овладеть способами взаимодействия со своими детьми, знаниями их психологических особенностей, умениями по оказанию образовательной помощи детям в домашних условиях.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами, которые ежегодно выявляются в ходе анкетирования, были выбраны наиболее оптимальные для контингента родителей нашей группы формы работы. Их можно разделить на 3 вида:
- Аналитические формы работы:
· анкетирование родителей, сбор информации по интересующим специалистов проблемам, информационная корзина «Шкатулка вопросов»);
- Информационно-просветительские формы работы:
· Родительские собрания
· Информация в уголке дефектолога
· Информационные стенды, папки, ежемесячная газета «Играем дома», фотогазета.
· Индивидуальные беседы
· Консультации – всеобучи
- Практические формы работы:
· Индивидуальные дневнички «Поиграем дома»
· Семинары практикумы
· Заседания семейного кафе
· Открытые мероприятия (индивидуальные и подгрупповые).
Т.О. представленная система работы с родителями является личностно-ориентированной, учитывает интересы и желания родителей, позволяет установить партнерские отношения с родителями, и создает атмосферу общности интересов, повышает педагогическую компетентность родителей.
Проектирование организации образовательной среды в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью
Учитель-дефектолог принимает непосредственное участие в организации предметной развивающей среды, вместе с воспитателями группы. Наполняемость ПРС осуществляется в соответствии с изучаемой лексической темой учителя-дефектолога, в речевом уголке в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
При проектировании в ООП данного компонента обязательной части ООП ДО необходимо ориентироваться на психолого-педагогические принципы и требования к созданию предметной развивающей среды (ПРС), обеспечивающей реализацию рабочей программы.
Проектирование и организация среды осуществлено в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ПРС в группе отвечает основным принципам В.А. Петровского:
- дистанция позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми (подбор мебели соответственно росту ребенка, возможность смены поз, положения во время занятий со взрослым (на ковре, за столом);
- активность – реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения (совместное создание игровых атрибутов, игрушек, распределение их в игровых уголках с одновременным их обыгрыванием, называнием, возникающим при этом эмоциональном отношении к ним;
- стабильность, динамичность среды – направленность условий на изменение и созидание окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;
- ориентировка на комплексное и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (игровые уголки);
- эмоциогенность среды – индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
- эстетическая организация среды – сочетание привычных и неординарных элементов;
- тенденция открытости –готовности среды к изменению,корректировке развитию;
- учет половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Игровые уголки:
· Познавательно-речевой уголок
· Сенсорный уголок
· Кукольный уголок
· Центр театрализованных игр «Уголок сказки»
· Музыкальный уголок
· «Уголок эмоций»
· Уголок «Познай себя»
Т.о. ПРС в группе успешно выполняет свои основные функции:
- организующая (разнообразие среды подталкивает к активному участию детей в разных видах деятельности, самостоятельному ее выбору);
-воспитывающая(способствует зарождению сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения);
- информационная (разнообразие тематики, обогащение среды в соответствии с тематикой занятий);
- развивающая (содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумеваем развитие, позволяя ребенку быть творцом в различных видах деятельности).
В соответствии с тематическим планом предусматривается обновление (обогащение) центров разнообразными материалами, которые помогут детям проявлять нестандартный и творческий подход к деятельности.
Раздел III.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей и их интеграция
Образовательная область | Образовательная деятельность в разных видах детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии. | |||||
Задачи психолого-педагогической работы с детьми | Игры на ознакомление с окружающим и развитие речи «Познавай-ка» | Игры на сенсорное развитие | Игры сюжетно-отобразительные, театрализованные | |||
«Познание» Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. | - развитие познавательно-исследовательской деятельности; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. -развитие сенсорной культуры; - формирование элементарных математических представлений. | - «Мир минералов», «Мое тело», «Мои эмоции», «Мир звуков» - игры по лексическим темам; - «Лето. Его краски», «Зима. Его краски»; | - игры на выделение предметов из фона; - игры и упражнения на идентификацию предметов и движений; - игры и упражнения на развитие представлений о форме предметов; - игры на развитие восприятия отношений по величине; - игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений. | Игры с куклами, машинками и животными: «Постелем куклам кроватки», «Стирка одежды», «Куклы ждут Деда Мороза», «Курочка и цыплята», «Поездка в лес», «Путешествие в зоопарк», «Большие и маленькие ножки», «Оденем кукол на прогулку», «Катаем машины по дорожкам» т.п. Игры в театр: «Выросла репка», «Забыла девочка котенка покормить», Желтый маленький комочек», «Хлопья снежные летят», «Елочная песенка», «Капают капели», «Веселый автобус», «На лесной тропинке», «Цветочная полянка».т.п. | ||
«Коммуникация» Цель: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. | - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) - практическое овладение нормами речи; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми. | Игры по лексическим темам: - игры на развитие лексико-грамматического словаря; - разыгрывание ситуаций. - элементарные беседы по лексическим темам с использованием игрушек, картинок, реальных предметов. | Обогащение, расширение, активизация качественного пассивного и активного словаря (обозначающего размер, форму, цвет): - игры и упражнения на развитие представлений о форме и цвете предметов («Что катится, что не катится», «Найди такую кляксу» т.п.); - игры на развитие восприятия отношений по величине («Гаражи и машины», «Матрешки», «Гриб под елкой» т.п.). | - Игры с куклами, машинками и животными: «Познакомимся с куклой Аней», «Мишка-топтыжка пришел в гости к кукле Ане», «Кукла Катя и кукла Аня приглашают лесных зверей на праздник», «Кошка и котята», «Кукла Аня проснулась» т.п. - Игры в театр: Элементарные беседы по произведениям с использованием игрушек, картинок; Разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) совместно со взрослым: «Давайте познакомимся!», «Хоровод снежинок», «Петрушкин концерт», «Теремок», «Репка» т.п. * Все игры направлены решение задач данной области (см. тематический план) | ||
«Здоровье» Цель:охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. | - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание кгн навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | Через лексические темы: «Мое тело», «Предметы гигиены» «Домашний очаг», «Мой дом», «Мои эмоции», «Продукты питания», «Лето и летние игры», «Зима. Зимние забавы», «Одежда», «Обувь», «Продукты питания». | - Игры с куклами, машинками и животными: «Стирка одежды», «Купание малышей голышей», «Все умеем делать сами, моем руки кукле Ане», «Постелем куклам кроватки», «Накормим кукол обедом»; - Игры в театр: «Забыла девочка котенка покормить…», «Почему кот моется после еды», «Котик простудился» т.п. | |||
«Социализация» Цель:освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. | - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование положительного отношения к себе; - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. | Через лексические темы: «Мой детский сад», «Мое тело», «Домашний очаг», «Моя семья», «Мой дом», «Мои эмоции», «Новый год», «Предметы труда», «Профессии», «Продукты питания». | Игры на сенсорное развитие: «Далеко - близко», «Гаражи и машины», «Девочки и мальчики», «Чья фотография?», «Зеркальце скажи…», «Кто с кем рядом?» | - Игры с куклами (кормление, купание, укладывание спать, одевание на прогулку, обед кукол); - Игры с машинами (мойка, ремонт, заправка, разные машины, автобус, самолет, паровоз, корабль); - Игры с игрушечными животными (уход за животными, зоопарк); - театрализованные игры: «Без друзей нам не прожить», «Очень жить на свете туго без подруги», «Как собака друга искала». | ||
«Безопасность» Цель:формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). | - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. | Через лексические темы: «Мой детский сад», «Мое тело», «Мой дом», «Новый год», «Предметы труда», «Профессии», «Продукты питания», «Растения», «Животные дома», «Животные леса», «Водоем», «Транспорт», «Бытовые приборы». | Создание безопасных условий для детей при организации игр, направленных на сенсорное развитие (осторожное использование мелких предметов, под контролем взрослого – колец, пуговиц, бусин, крупы, зерна т.п.) | - Игры с куклами, машинками и животными: «Кукла Аня и кукла Катя наряжают елку», «Оденем Кукол на прогулку», «Поездка на поезде в лес», «Наведем порядок в доме», «Катаем машины по дорожкам», «Путешествие в зоопарк», «Прогулка с игрушками за грибами», «Путешествие с куклами к ручейку»; - Игры в театр: «Вот поезд наш едет», «Котик простудился», «Катание на санках», «На лесной тропинке». | ||
«Труд» Цель:формирование положительного отношения к труду. | - развитие трудовой деятельности; - воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; | Через лексические темы: «Мой детский сад», «Мой дом», «Предметы труда», «Профессии», «Транспорт», «Бытовые приборы». «Посуда», «Мебель», «Сад» | Привлечение детей к посильному труду перед занятием и после: подготовка к занятию, приборка Игрушек и т.п. | - Игры с куклами, машинками и животными: «Стирка одежды» «Накормим кукол обедом» «Наведем порядок в доме» « Катаем машины по дорожкам», «Кукла заболела», «Кукла Аня делает покупки», т.п. Игры в театр: «Вот поезд наш едет», «Котик простудился», «Выросла репка», т.п. «Что растет на грядке?». | ||
«Чтение художественной литературы» Цель:формирование интереса и потребности в чтении книг. | - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; | Чтение и знакомство с худ. литературы и устным народным творчеством (песенки, потешки, прибаутки, пословицы, сказки) по лексическим темам; | - Обогащение, расширение, активизация качественного пассивного и активного словаря через уточнение новых слов в процессе знакомства с литературными произведениями; - игры на развитие лексико-грамматического словаря; - разыгрывание ситуаций. - элементарные беседы по лексическим темам с использованием игрушек, картинок, реальных предметов, книжных иллюстраций. | - Чтение лит. произведений и малых форм фольклора, как предварительная работа к сюжетным играм; - Театрализованные игры (игры – инсценировки, драматизации, пластические этюды) | ||
«Музыка» Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. | - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. | Игры с куклами, машинками и животными: «Укладываем куклу Аню спать» - прослушивание колыбельных. «Мишка – Топтыжка пришел в гости …», «Кукла Аня танцует и поет», - пляска под музыку. «Игры с зайчиками», «Курочка и цыплята», «Грузовик возит грузы», «Поездка на поезде в лес» и т.д. – движения под музыку. Театрализованные игры: - Игры - имитации под музыку; - Хороводные игры; - Ассоциации с музыкой. | ||||