Внутренние условия психического развития.
Изучение влияния наследственности на психическое развитие привео к появлению термина – генетика поведения.
Для оценки влияния наследственности на развитие применяют два основных метода: изучение близнецов (моно-дизиготных) и изучение приемных детей. Для оценки, также нужно ввести понятия:
Неразделяемые влияния среды (НВС)- это уникальный опыт индивида, не разделяемый с другими членами семьи и обусловливающий различия между ними.
Разделяемые влияния среды (РВС)-общий опыт для всех членов семьи, обусловливающий сходство между ними.
Влияние генотипа на интеллект: по мере развития ребенка, гены оказывают все большее влияние на индивид, различия в его интеллекте.
Влияние генотипа на личностные особенности: многие личностные черты в умеренной степени генотипически обусловлены (около 40%)
Влияние генотипа на нарушения поведения и психические заболевания: люди наследуют не поведенческие нарушения или болезни, а предрасположенность к ним.
12.вопрос: Влияние условия психического развития.
См.вопрос.№14
13. вопрос: Взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии.
Взаимодействие генотипа и окружающей среды по Скарр и Мак-Картни.
Пассивное взаимодействие: тип формируемой родителями семейной обстановки, в которой находятся дети, частично обусловлен собственным генотипом родителей. Например: родители генетически предрасположены к атлетической конституции и создают обстановку повышенного внимания к физ. культуре. Их дети делят с ними гены атлетизма и находятся в оптимальной для себя среде.
Стимулирующее взаимодействие: генетически обусловленные характеристики детей детерминируют реакции на этих детей со стороны других. Например: улыбающиеся дети получают больше внимания, чем угрюмые.
Активные взаимодействия: дети предпочитают и стремятся найти ту среду, которой в наибольшей степени соответствует их генотипу. Например: ребенок, предрасположенный к застенчивости и интровертированности, может избегать большого количества людей, предпочитая уединение.
14 вопрос: Социализация. Институты социализации и развитие личности.
Социализация: процесс усвоения индивидом образцов поведения, псих. установок, норм, ценностей, навыков позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Семья как институт социализации: согласно Джею Белски, семья является ценностной структурой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых влияет с ее стороны и каждая часть вносит свой вклад в функционирование целого.
Улыбку ребенка, встречает улыбки матери и наоборот. Это называет прямым взаимодействием.
Отцы часто влияют на отношения в системе мать-ребенок: матери. Живущие в успешном браке, склонны воздействовать с детьми намного более терпеливо и сензитивно. Это косвенное воздействие или воздействие третьей стороны.
Дети также оказывают прямое или косвенное воздействие на своих родителей.
СМИ как институт социализации:
Негативное влияние ТВ: наблюдение насилия по ТВ повышает агрессивные тенденции детей. Которые стимулируют интерес к передачам, включающие насилие, что способствует дальнейшему росту агрессии.
Влияние компьютеров случайно выбранные участники, которым поручили играть в видеоигры, связанные с насилием проявили сильную враждебную установку и последующим провокациям, чем группа играющая в игры без применения насилия.
15.вопрос. Противоречие как движущие силы психического развития.
Противоречия, движущие психическое развитие человека- разнообразны.
Это, например, противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями и возможностями их удовлетворения старыми ранее сложившимися способами; противоречия между предъявляемыми обществом средой, окружающими взрослыми требованиями и фактическими возможностями ребенка; между самими этими возможностями-духовными и физическими и т.д.
Особо важное значение в психическом развитии имеют противоречия, связанные с удовлетворением социальных по содержанию и происхождению потребностей в общении и в новых впечатлениях.
На каждом возрастном этапе противоречия приобретают конкретный специфический характер. Разрешение их приводит к определенным скачкам , к формированию новообразований в психическом развитии. Эти новые качества и создают основу для перехода ребенка к следующему возрастному этапу.