Глава 1. Основные теоретические подходы к совершенствованию

Системы предшкольного и начального образования

1. Современное состояние системы дошкольного образования

Программы обучения и развития дошкольников в России представляют собой достаточно широкий спектр подходов к целям предшкольного образования и строятся на различной теоретической основе. Первое место среди них по праву занимают программы, основанные на культурно-историческом деятельностном подходе, и разрабатываемые на протяжении ряда лет А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцовой, К.В.Тарасовой, Л.Парамоновой, Л.Ф.Обуховой, Т.В.Дороновой, С.Г.Якобсон и другими исследователями.

Историческим предшественником большинства программ, реализующих основные принципы культурно-исторического деятельностного подхода была Типовая программа обучения и воспитания в детском саду, разработанная коллективом авторов под руководством А.В.Запорожца и Н.Н.Подддъякова в в 70-х-80-х гг. Ниже представим краткий обзор программ.

1. Типовая программа, созданная на основе общесоюзной программы 1984 г., разработанная коллективом авторов под руководством А.В.Запорожца и Н.Н. Поддьякова.

В первом блоке программы содержится характеристика детей каждого из четырёх психологических возрастов: младенчества, раннего возраста, младшего дошкольного и старшего дошкольного. В них определены основополагающие цели воспитания, обучения и развития детей.

Второй блок посвящён содержанию образования, включающему четыре основных направления: здоровье и физическое развитие, социальное развитие, познавательное и эстетическое развитие. Для каждой возрастной группы выделены приоритетные задачи, которые решаются в процессе именно ведущей деятельности (общении, предметной деятельности, игровой, а также, в старшем дошкольном возрасте, в других видах деятельности, прежде всего в продуктивной), и задачи эти относятся к педагогу.

Существует три вектора их решения:

- как педагог непосредственно может воздействовать на детей, воспитывая и обучая их;

- как педагог воздействует на детей опосредованно, через организацию ситуаций, обеспечивающих взаимодействие детей между собой (возможности взаимодействия детей прежде учитывались крайне недостаточно);

- и как - через организацию предметной среды, инициирующей детское экспериментирование, постановку проблем, и разные виды детской деятельности.

Третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста. Интегральные показатели в совокупности характеризуют нормальное развитие детей на протяжении всего дошкольного возраста и позволяют воспитателю видеть индивидуальные перспективы своего воздействия.

В программе имеется раздел, который связан с принципами организации педагогами жизни и деятельности детей. Основной акцент сделан на следующем:

- организации диалогического общения с детьми;

- роли психолога в организации жизни детей;

- организации работы с родителями по формированию их ожиданий в развитии детей.

Особое внимание уделяется процессу самообучения и саморазвития: как ребёнок путём экспериментирования, опробования находит своё оригинальное решение, насколько он увлечён этой деятельностью, рад тому, что получилось и т.д.

2. Базисная программа «Истоки» (Л.А.Парамонова и коллектив Центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца).

Является развитием вышеописанной типовой программы. В основе программы "Истоки" лежат следующие принципы:

- базисность и открытость:программа - это краткое изложение принципиальных положений, представленное с точки зрения тех задач, которые возникают перед воспитателем на каждом возрастном этапе;

- интеллект и образность;

- учет особенностей ведущей деятельности в данном возрасте;

- единство знания и информации;

- амплификация вместо акселерации (А. В. Запорожец): принцип обогащения развития, который противостоит идеологии «акселерации» - резкого, искусственно интенсифицированного развития ребёнка;

- организация у детей опыта созидания целостностей (на метериале конструирования, оригами и т.д.);

- динамика взаимообогащения интеллектуального и личностного развития;

- вариативное планирование: в основе системы планирования лежат задачи не тематического планирования (как обычно принято), а задачи по направлениям детского развития, которые выделены в программе: социальное, познавательное, физическое, речевое развитие. Под эти задачи подбираются формы организации педагогической работы и организуется образовательная среда.

3. Программа «Радуга» (авторский коллектив лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой).

Это комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, обеспечивающая, по замыслу разработчиков, всестороннее развитие ребенка.

Основные цели программы:

-обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

- обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

- всестороннее и своевременное психическое развитие;

- формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

- приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Содержание программы соответствует (как в радуге) семи различным видам детской деятельности:

Физическая культура:на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их.

Игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре.

Изобразительная деятельность и ручной труд: обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой.

Конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании.

Занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию.

Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим:обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой.

Математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Программа "Радуга", ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.

Работа педагога складывается из трех компонентов:

- реализация поставленных в программе общих задач психического развития;

- реализация регионального компонента воспитания и образования;

- цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.

Задача подготовки детей к обучению в школе включает в себя:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие навыков самообслуживания;

- знакомство с основами безопасности жизнедеятельности;

- развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами;

- специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.

Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

По программе изданы комплекты пособий, методических рекомендаций, книги и т.д.

4. Программа "Развитие" (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко).

Программа направлена на развитие умственных и художественных способностей детей. Способности понимаются как ориентировочные действия со специфическими для дошкольника образными средствами решения задач. Способности позволяют ребёнку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного детства - осознанно относиться к собственной деятельности.

Авторы считают, что сущность развития ребёнка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение подобными средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами.

В основу программы легли два теоретических положения:

1. Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка - это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Это положение потребовало разработки особых, дошкольных путей развития ребёнка.

2. Концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребёнка - это способности (в отличие от знаний, умений, навыков). Способности, в отличие от знаний, умений и навыков, имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. При этом существуют особые сензитивные периоды, в которые развитие определённых видов способностей происходит наиболее успешно.

Цели программы: развитие умственных и художественных способностей ребёнка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности. Это требует установления новых форм и методов работы. Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.

Условия реализации программы связаны с:

-формами общения взрослых друг с другом;

- формами общения детей друг с другом;

- формами общения взрослого и ребёнка.

Программа «Развитие» носит вариативный характер: она может изменяться в соответствии с региональными условиями, в зависимости от ситуации с родителями.

На базе программы «Развитие» создана программа «Одарённый ребёнок», которая предназначена для работы с группой умственно одарённых детей шестого года жизни.

Основной задачей развития умственных способностей, начиная со средней группы, с точки зрения авторов программы, является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путём формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов. Основные типы моделей, которыми овладевают дети в средней группе, - это графический план, используемый, прежде всего, при ознакомлении детей с пространственными отношениями, а также графические модели предметов, применяемые при решении конструктивных задач. В подготовительной группе происходит интериоризация действий моделирования, т. е. их перевод во внутренний план. Само овладение построением моделей включает два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и её особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребёнка.

Основная задача развития художественных способностей - развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке, а также использование этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

В программу для детей старшей и подготовительной групп вводятся занятия по логике.

Организация предметной среды

По замыслу авторов, организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребёнка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т.д. Здесь используются принципы комплексирования и свободного зонирования. Создаются следующие зоны: «кабинет», «мастерскую», «театр», "изостудия", "уголок живой природы" и др.

Сотрудничество ребёнка со взрослым реализуется в определенных формах построения развивающих занятий. На одних занятиях взрослый вместе с детьми находит решения поставленной задачи; на других - помогает в организации совместной деятельности детей (распределение материала, удерживание различных ролевых позиций и т. п.). На некоторых занятиях у детей существует свободный выбор деятельности: одни лепят, другие рисуют, третьи делают аппликации и т.д. Большинство занятий проводятся в достаточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, за мольбертами, сидя на ковре и т. п.

Программа предусматривает проведение большинства занятий в подгруппах численностью 8-10 детей.

5. Программа «Одаренный ребенок» (Н.Б. Шумакова).

Под руководством Н.Б. Шумаковой реализована система и технология творческого междисциплинарного обучения в сети московских школ «Созвездие», а также в более 100 других школ России в рамках междисциплинарной программы «Одаренный ребенок». Н.Б. Шумакова показала, что важнейшим фактором и условием развития детской одаренности, превращения потенциально одаренного ребенка в человека с состоявшейся творческой судьбой является школьное личностно-развивающее обучение, построенное на основе применения психологических закономерностей и принципов развития и отвечающее особым познавательным потребностям и возможностям таких детей, их личностному своеобразию. Представление об одаренности как высоком творческом потенциале и общей предпосылке творческого развития человека позволило разработать новую модель развития общей одаренности детей в школьном обучении, в основе которой лежат психологические закономерности творческого развития.

В этой модели (модели творческого междисциплинарного обучения) внутренним психологическим условием творческого развития одаренного ребенка является его высокая исследовательская (творческая) активность, на основе преобразования которой во все более высокие формы возникает исследовательская позиция личности – фактор, обеспечивающий дальнейшее развитие одаренности и достижение человеком наиболее высоких форм творческой активности. Поэтому создание психолого-педагогических условий для развития повышенной исследовательской активности одаренного ребенка представляет, с точки зрения автора, центральную задачу обучения на всех возрастных этапах.

Важнейшим таким условием является обогащенная, развивающая среда, отвечающая познавательным потребностям и возможностям одаренных детей и подростков, особенностям их личности и включающая: особое содержание обучения – междисциплинарное; метод обучения, моделирующий процесс открытия ребенком новых знаний о мире – проблемно-исследовательский; субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества. Другим существенным внешним условием является признание ценности детского творчества значимыми взрослыми (учителя, родители).

На основании концептуальной модели творческого междисциплинарного обучения, разработана система и технология поддержки и развития общей одаренности детей и подростков, реализованная в экспериментальной программе междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок». Разработанная система включает три основных блока, каждый из которых, выполняет свою функцию на всех этапах школьного обучения:

«Развивающий блок», представленный системными курсами междисциплинарного обучения по авторской программе творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок».

«Образовательный блок», представленный обогащенными программами по обязательным предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов.

«Блок индивидуализации», представленный специально организованной системой работы со школьниками во вторую половину дня и каникулярное время.

Разработанная психолого-педагогическая технология творческого междисциплинарного обучения основана на определенном способе построения содержания обучения, в основе которого лежит междисциплинарное обобщение и на методике обучения, обеспечивающей высокий уровень проблемности и возможность открытия ребенком знаний об окружающем мире в условиях совместно-распределенной деятельности и диалогического общения субъектов образовательного процесса. Содержание и методика обучения позволяют учесть индивидуальные познавательные возможности одаренных школьников и их потребности в развитии.

Н.Б. Шумакова показывает, что система развития детей с общей одаренностью в школьном обучении, разработанная на основе предложенной модели творческого междисциплинарного обучения, обеспечивает достижение высоких результатов развития интеллектуальных и творческих способностей, способствует становлению исследовательской позиции личности и ее творческой самореализации в различных областях деятельности во взрослой жизни. В условиях междисциплинарного обучения одаренные дети и подростки обнаруживают более благоприятную динамику показателей развития интеллектуальных и творческих способностей, мотивационно-личностных качеств и достижений в интеллектуальных и творческих видах деятельности по сравнению со сверстниками, обучающимися по программам повышенного уровня сложности традиционного типа.

На развитие исследовательской позиции оказывает влияние личность учителя. Учитель, способный к саморазвитию, признающий ценность творчества и высоко оценивающий значение исследовательской позиции у своих учеников способствует становлению этой личностной характеристики у одаренных школьников в младшем школьном и подростковом возрастах.

6. Программа «Золотой ключик» (Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Бережковская Е.Л. и др).

Программа непрерывного образования детей от 2 до 10 лет. Отличительные особенности программы: совместное воспитание в разновозрастных группах детей-дошкольников и младших школьников, обучение школьников в стенах детского сада, активное вовлечение семьи, целенаправленная работа авторов программы с педагогическими коллективами. Образовательные проблемы рассматриваются через задачи переустройства всей совместной жизни детей и взрослых, задачей изменения «социальной ситуации развития».

Особенности организации жизни и обучения

Семейный принцип: все без исключения взрослые участвуют в воспитании детей, а все дети являются полноправными членами этой большой общественной семьи, оказывающейся продолжением и расширением собственной семьи ребёнка.

Родители детей и другие члены семей вовлечены в жизнь учреждения, принимают участие в делах и заботах детского центра.

Единство сада и начальной школы: учреждение, работающее по программе, получает статус «семейно-общественного детского центра» и является комплексом типа «детский сад-начальная школа», где вместе живут и учатся дети от двух-трёх до десяти лет.

Группы всех возрастов: дети объединены в разновозрастные группы от пятнадцати до двадцати пяти человек в каждой, с равномерной представленностью в группе детей всех основных возрастных ступеней от двух до четырёх лет, от пяти до семи и от восьми до десяти лет в каждой группе.

Работа воспитателей с микрогруппами детей и специальная организация индивидуальной деятельности ребёнка: поскольку в детском центре дети живут и учатся в разновозрастных группах, то невозможно господство фронтальных методов в работе педагога с детьми.

Система событий: основу всей жизнедеятельности учреждения и педагогического процесса задаёт специальная система событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми, которая позволяет пробудить детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций.

Знания через разновозрастное общение. Решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объёма знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и воспитателями, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

Для старших детей, начиная с шестилетнего возраста, организуется специальное обучение на занятиях продолжительностью не более 20-30 минут для шестилеток и не более 1-1,5 часов для школьников в течение дня.

Учебный план

В учебный план закладываются основы широкого гуманитарного образования. Дети знакомятся со сведениями из области гуманитарных наук (история культуры, мифология, всемирная история и история своего народа, иностранный язык) и естественных наук (основы географии, физические и химические явления, начала биологии и экологии, в математике - элементы алгебры и теории графов). Кроме того, дети осваивают начала различных искусств (элементарное музицирование, нотная грамота, танцы, пение, изобразительные искусства, народные ремёсла).

Организация обучения

Обучение в детском центре происходит в конкретных деятельностях детей, в осмысленных совместных делах и занятиях, в разнообразном общении детей между собой и в содержательных контактах с педагогами. Это предполагает разумное и гибкое сочетание коллективных и индивидуальных методов обучения, привязанность учебного содержания к осмысленным событиям в жизни детей, учёта возрастных и индивидуальных особенностей.

6. Программа "Детский сад - дом радости" (Н. М. Крылова, В. Т. Иванова).

Основная метафора программы - «лесенка успеха»: характер содействия воспитателя тому, как осваивает ребёнок любой вид деятельности, и соответствующие изменения в позиции ребёнка и в роли воспитателя.

Четыре ступеньки "лесенки" соответствуют четырём уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество). Первая ступенька обозначает этап знакомства с новой деятельностью. На второй ступеньке ребёнок уже включился в освоение заинтересовавшей его деятельности, но ему ещё необходимо содействие взрослого, диалог с ним. Причём время обучающего общения определяется именно дошкольником. До тех пор, пока интересно, он упражняется в деятельности, а как устанет, наскучит, он откажется от общения. В старшей и подготовительной группе на первое место выходит такое качество взрослого собеседника, как эрудиция и владение сказочной формой адаптации избыточной научно-популярной информации воспитанникам.

Для воспитателя каждый этап восхождения ребёнком по «лесенке успеха» (а особенно достижение четвёртой ступени каждым из воспитанников) отражает успешный результат, эффективность всей работы, служит показателем сотворчества с ребёнком и его семьёй. Восхищаясь своими воспитанниками, педагог утверждается в своём профессиональном мастерстве, в чувстве собственного достоинства. Он начинает ощущать и оттачивать в себе свой особый неповторимый стиль, в совершенствовании которого находит путь личностного и духовного роста.

7. Программа «Детство» (В. И. Логинова и коллектив сотрудников).

Образовательная программа Если в младшем дошкольном возрасте инициатива общения преимущественно исходит от воспитателя, то в последующих группах «Детского сада - дома радости» мастерство педагогического общения проявляется в том, что дети берут инициативу на себя.

Третья ступенька «Лесенки успеха» - это уровень самостоятельности, для которого характерны инициатива, автономность и ответственность в достижении результата. Здесь реализуется возможность каждого ребёнка стать участником новой коллективной формы деятельности (занятия, игры, труда, рисования и т.д.), раскрываются возможности выбора, прогнозирования успеха, применения волевых усилий, переживания радости от сотрудничества.

Уровень самостоятельности стимулирует экспериментально-поисковую деятельность ребёнка, в ходе которой идёт поиск собственного неповторимого стиля исполнения. Происходит переход от изучения деятельности как предмета познания в форму самовыражения человеком своей индивидуальности.

Четвёртая ступенька - вершина и одновременно старт для новых начинаний. Дети, научившись самостоятельно что-то делать, найдя индивидуальный стиль исполнения деятельности, используют уже её как средство и форму для выражения своей неповторимости, превращаются в «артистов», творцов. Самостоятельность и потребность в творчестве позволяют им строить между собой отношения, основывающиеся на признании взаимных достоинств, искреннем интересе и симпатии друг к другу.

«Детство» является результатом многолетней научно-исследовательской работы кафедры дошкольной педагогики Российского государственного университета имени А.И.Герцена. Концепция программы включает три основных положения.

Первое - концепция обогащения развития ребёнка-дошкольника, созданная А.В. Запорожцем (обогащать развитие ребёнка, используя все возможности дошкольных видов деятельности - игры, общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, детского труда, изобразительной деятельности).

Второе положение - целостное развитие ребёнка как субъекта детской деятельности.

Третье положение концепции базируется на исследованиях Логиновой В.И., Леушиной А.М., их учеников. Они показали, что дошкольник может осваивать знания системного характера. Освоение системных знаний даёт возможность ребёнку быть самостоятельным, успешно осваивать позицию субъекта во всех детских видах деятельности.

Программа направлена на целостное развитие личности дошкольника, приобщение его к современному миру через единый и взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации ребёнка. В связи с этим программа предлагает обогащённое образовательное содержание, соответствующее возрастным потребностям, интересам и возможностям современного дошкольника. Содержание программы по возрастным ступеням дошкольного детства ориентировано на психологические новообразования развития ребёнка и его общую готовность к школьному обучению, укрепление физического и психического здоровья.

Все разделы программы разработаны авторами в едином подходе к раскрытию содержания, формулировкам задач, определению критериев уровней освоения программного содержания детьми. Программа включает разделы: «Первые шаги в математику», «Развиваем речь детей», «Ребёнок познает мир природы», «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки».

8. «Обновление и самообразование» (Е. Шулешко и коллектив сотрудников)

Программа рассчитана на старшие и подготовительные группы детских садов и начальные классы школ.

Основные положения программы:

- Не цели, а ожидания: во всех видах деятельности идти от возможностей детей, открыть широкий путь игре, не навязывать детям свои представления на занятиях, а создавать условия для высказывания детьми своих представлений;

- Самообразование:поиск окружения, которой образовывает и преобразовывает субъекта незаметно для него самого;

- Форма и содержание как "обратная перспектива": главная забота воспитателей, основная цель, провозглашаемая авторами - это дружеские связи детей, их склонность действовать совместно, желание и умение сотрудничать, закрепление дружественно-делового стиля общения. Именно характер взаимоотношений детей, а не изучаемые предметы школьного цикла - содержание педагогического дела.

- Дидактика равноправия.

- Грамота для жизни, а не для школы:письменная и устная речь должна стать естественным продолжением развитой способности ребёнка прочитывать «тексты» своего жизненного пространства.

- Организация матрицы занятий - событий, которые переживаются и наблюдаются взрослым и детьми.

9. Программа "Сообщество" («Step by step», Вашингтон, Джорджтаунский Университет).

Создана в 1994 году по инициативе Фонда Джорджа Сороса, выделившего значительные средства, и компании «Международные Детские Ресурсы» с целью «содействия укреплению демократических принципов в образовании и усиления привлечения местных сообществ к воспитанию и обучению детей». Программа переведена на 19 языков, принимается в качестве альтернативной или вариативной министерствами образования более чем в 30 странах мира. Страны-участницы международного проекта получили «матричную» или «рамочную» программу, ключевые стратегии. Дальнейшая задача каждой страны, каждого детского сада и каждого педагога состояла в наполнении программы содержанием (национальным, местным, соответствующим потребностям и интересам конкретных детей).

В 1998 году, когда программа получала гриф Министерства образования России, она получила новое название - программа «Сообщество». Так в российском названии подчёркнут важнейший для программы принцип создания вокруг каждой детской группы общности педагогов, родителей и ребят.

Практика и философия программы

Авторы программы исходят из понимания того, что «сегодняшним детям, где бы они ни жили, предстоит сталкиваться с изменениями». Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, программа стремится заложить основы способностей: принимать и осуществлять перемены; критически мыслить; осуществлять выбор; ставить и решать проблемы; проявлять творчество, фантазию, изобретательность; заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.

Программа свободна от закреплённых тематизмов, «единственно верных» методик; она предполагает, что каждый педагог в сотворчестве с детьми и родителями будет создавать свою собственную программу, учитывающую их и свои возможности, реальные обстоятельства, потребности, интересы, ресурсы местного сообщества.

В то же время, программа предлагает определённые формы, соответствующие философии программы:

- обязательный ежедневный групповой сбор для совместного планирования учебного проекта и дневного плана,

- организация работы детей в Центрах активности на основе их собственного выбора;

- ведение педагогического наблюдения, обеспечивающего информацию о ходе и перспективах развития каждого ребёнка, влияющего на выбор педагогических стратегий в детском саду и в семье;

- объединение усилий семьи и детского сада, местного сообщества для создания условий развития детей.

Программа имеет продолжение - Программа «Сообщество» для начальной школы от 6 до 10 лет, - сохраняющая философские и методологические подходы к пониманию и организации развивающей среды, процесса обучения.

10. Монтессори-педагогика

Идеи, программы и практика российской монтессори-педагогики возникали на стыке следующих традиций:

- концепция и практика свободного саморазвития ребёнка в специально подготовленной культурной развивающей среде, разработанная Марией Монтессори;

- российская версия системы Монтессори начала века Ю.И.Фаусек (с 1913 по 1941 год);

- идеи свободного воспитания Л.Н.Толстого и развивающего обучения Л.С.Выготского;

- опыт экспериментальной работы с детьми от 2,5 лет;

- «коммунарский» опыт последователей методики коллективных творческих дел И.П.Иванова.

Основные принципы педагогики Марии Монтессори как системы саморазвития ребёнка в специально подготовленной культурной развивающей среде.

- Принцип сензитивных периодов развития.

- Принцип свободной работы ребёнка в специально подготовленной культурной развивающей среде.

- Принцип актуального и ближайшего развития.

- Принцип открытия мира в логике от конкретного к абстрактному через работу руки и утончение чувств.

Основными формами учебной работы в детском саду Монтессори являются:

- свободное занятие детей, когда каждый ребёнок может выбрать любой материал и работать любое время с ним;

- индивидуальные занятия с ребёнком (в виде трехступенчатых уроков или презентаций нового материала), во время которых ребёнку передаётся способ деятельности с тем или иным материалом, в процессе которой возможно получение нового знания; даётся информация, понятия, определения сжато, но достаточно ёмко, с обязательной опорой на самостоятельную практическую деятельность ребёнка и получаемые им чувственные впечатления - проводятся обычно во время свободного занятия;

- занятия с группой детей - обычно во время свободного занятия - учитель с 4-6 детьми проводит занятия по какой-либо теме (дети группируются по уровню развития, интересам и т.п.);

-общие занятия - групповые занятия в течение 15-30 минут, когда учитель организует совместную деятельность детей по изучению определённой темы, либо разучивает стихи, разыгрывает сценки, повторяет и закрепляет пройденный материал;

- при обучении музыке, изодеятельности, физкультуре используются все указанные формы занятий.

11. Программа «Берёзка» (Вальдорфская педагогика в России).

Идеи этой педагогики были выдвинуты Рудольфом Штайнером. Общий методико-дидактический принцип работы вальдорфского детского сада - принцип природосообразности развития и воспитания.

Он конкретизируется в следующих положениях:

- Воспитание через подражание и пример, через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия.

- Ритм и повторение.

- Художественно-эстетический общий фон.

- Культивирование многообразных форм игровой деятельности.

- Развитие у дет

Наши рекомендации