Квалификация (степень) выпускника – магистр
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Б2.Н.1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
44.04.01 Педагогическое образование
Магистерская программа «Физкультурно-оздоровительное образование»
_____________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника – магистр
очная форма обучения
Составитель: Киевская О.Г. канд. пед. наук, профессор кафедры ФКСиБЖД |
|
Программа практики
Научно-исследовательская работа
студентов обучающихся по направлению подготовки
44.04.01 Педагогическое образование,
Магистерская программа «Физкультурно-оздоровительное образование»
очная форма обучения
Срокипроведения практики 12 недель: 1 семестр (4 недели); 2 семестр (4 недели); 4 семестр (4 недели).
Цель практики
Целью научно-исследовательской работы является формирование у магистрантов заданных компетенций, обеспечивающих их подготовку к научно-исследовательской деятельности в области физкультурно-оздоровительного образования, выработки практических навыков осуществления научных исследований, связанных с решением сложных профессиональных задач.
Задачи практики
Задачи научно-исследовательской работы заключаются в следующем:
- обеспечение становления профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование у них четкого представления об основных профессиональных задачах, способах их решения;
- обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства;
- самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской работы, требующих углубленных профессиональных знаний.
Данный курс предполагает:
- выработку навыков проведения самостоятельных и коллективных научных исследований;
- более глубокое усвоение теоретических знаний, получаемых при изучении дисциплин учебного плана, путем использования их при практическом выполнении задания;
- овладение методологией научного поиска;
- выполнение заданий в соответствии с разработанным календарным графиком работы;
- воспитание требовательности к себе, аккуратности и точности в выполнении задания, научной объективности.
Научно-исследовательская работа также способствует расширению научного кругозора и экономического мышления, получению навыков работы в научных коллективах, проводящих исследования по физкультурно-оздоровительной проблематике.
Место практики в структуре ОП
Научно-исследовательская работа проводиться в течение 12 недель.
Научно-исследовательская работа магистрантов входит в раздел «Б2» подготовки магистров «Практики, в том числе научно-исследовательская работа «НИР», которая реализуется в течение всего времени обучения и выполняет интегрирующие функции в формировании навыков самостоятельного применения изученных в рамках профессиональных и профильных дисциплин инструментов и механизмов выполнения научных исследований в предметной области. Значительная трудоемкость НИР определяет ее важную роль в подготовке магистрантов к научно-исследовательской деятельности.
Выполнение НИР ориентировано на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность под руководством и контролем научного руководителя.
Место проведения практики
Базами практики являются: Мурманский арктический государственный университет, общеобразовательные учреждения г. Мурманска и Мурманской области, учреждения дополнительного образования детей и молодежи спортивной направленности, имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных работников, способных выполнять обязанности педагогов-наставников, у студентов-практикантов (с учетом специфики различных видов спорта). Базовые учреждения определяются факультетским руководителем ВУЗа, ответственного за организацию и проведение практики.
5. Содержание и характер деятельности студентов
Разделы (этапы) практики | Виды работы на практике | Формы текущего контроля |
1 семестр | ||
Подготовительный этап | ||
Перед практикой студент должен: - совместно с групповым руководителем определиться с местом прохождения практики, в случае необходимости заключить договор о прохождении практики; - посетить установочную конференцию в вузе; - ознакомиться с проблематикой научных исследований кафедры и определить тему научного исследования. | Самостоятельная работа и работа под руководством научного руководителя и руководителя практики. | Установочная конференция, заключенный договор на проведение практики (в случае необходимости). |
Основной этап | ||
- Оформить и согласовать календарный план прохождения практики с научным руководителем и руководителем практики; - определить методологический аппарат научного исследования: объект и предмет исследования, сформулировать цели, задачи, гипотезу исследования, подобрать методы исследования, - спроектировать ход исследования; - приступить к изучению научно-методической литературы; - приступить к разработке плана-проспекта магистерской диссертации. | Самостоятельная работа и работа под руководством научного руководителя и руководителя практики. | Согласованный календарный план прохождения практики, план-проспект магистерской диссертации. |
Отчетный этап | ||
Подготовить отчетную документацию: - индивидуальный отчет о прохождении практики заверенный подписью научного руководителя; - план-проспект магистерской диссертации; - дневник прохождения практики. | Самостоятельная работа и работа под руководством научного руководителя и руководителя практики. | |
2 семестр | ||
Подготовительный этап | ||
Перед практикой студент должен: - совместно с групповым руководителем определиться с местом прохождения практики, в случае необходимости заключить договор о прохождении практики; - посетить установочную конференцию в вузе. | Самостоятельная работа и работа под руководством научного руководителя и руководителя практики. | Установочная конференция, инструктаж по технике безопасности в вузе, заключенный договор на проведение практики (в случае необходимости). |
Основной этап | ||
- Оформить и согласовать календарный план прохождения практики с научным руководителем и руководителем практики; - работа с литературными источниками; - экспериментальная работа; - сбор и систематизация материалов. | Самостоятельная работа и работа под руководством научного руководителя и руководителя практики. | Согласованный календарный план прохождения практики, скорректированный план-проспект магистерской диссертации, текст отдельных разделов диссертации. |
Отчетный этап | ||
Подготовить отчетную документацию: - дневник прохождения практики; - план-проспект магистерской диссертации; - план педагогического эксперимента; - первая глава магистерской диссертации. | Самостоятельная работа и работа под руководством научного руководителя и руководителя практики. | Выступление на итоговой конференции с результатами научно-исследовательской работы: состояние изученности проблемы в современной науке и результаты экспериментальной работы магистранта. |
4 семестр | ||
Подготовительный этап | ||
Перед практикой студент должен: - посетить установочную конференцию в вузе. | Самостоятельная работа и работа под руководством научного руководителя и руководителя практики. | Установочная конференция, инструктаж по технике безопасности в вузе, заключенный договор на проведение практики (в случае необходимости). |
Основной этап | ||
- Согласовать план прохождения практики с научным руководителем и руководителем практики; - продолжить работу над магистерской диссертацией: анализ, интерпретация, обобщение результатов исследования. | Самостоятельная работа и работа под руководством научного руководителя и руководителя практики. | Согласованный план работы, скорректированный развернутый план-проспект диссертации, текст разделов диссертации. |
Отчетный этап | ||
Подготовить отчетную документацию: - дневник прохождения практики; - развернутый план-проспект магистерской диссертации; - вторая и третья главы магистерской диссертации. | Самостоятельная работа и работа под руководством научного руководителя и руководителя практики. | Выступление на итоговой конференции с результатами научно-исследовательской работы: состояние изученности проблемы в современной науке и результаты экспериментальной работы магистранта. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Основная литература:
1. Вопросы физического воспитания студентов вузов [Текст] : сборник научных статей : Вып. 8 / [редкол.: В. А. Коледа (отв. ред.) и др.]. - Минск : БГУ, 2010. - 178 с.
2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - 7-е изд., стер. - М. : Издательский центр Академия, 2014. - 288 с.
3. Космин, В.В. Основы научных исследований (Общий курс) [Текст] : Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: РИОР: ИНФА-М, 2014. – 214 с. – (Высшее образование: Магистратура).
4. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с.
5. Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта [Текст] : учебник для вузов / В.Г. Никитушкин. – М. : Советский спорт, 2-13. – 280 с.
6. Селуянов, В. Н. Научно-методическая деятельность [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. 032100 - Физическая культура [и др.] / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков, И. П. Космина. - М. : Физическая культура, 2005. - 287 с.
Дополнительная литература:
1. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Н. Буйлова, С. В. Кочнева. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 158 с.
2. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / В. П. Голованов – М.: ВЛАДОС, 2011. – 205 с.
3. Глазков Ю. И. Дополнительное образование детей в национальной образовательной стратегии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Ю. И. Глазков - М. : Про-Пресс, 2012. - 77 с.
4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: учеб. пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
5. Куприянов Б. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: учебное пособие для вузов / Б. В. Куприянов - М.: Академия, 2004. - 239 с.
6. Лебедев О. Е. Дополнительное образование детей [Текст]: учебное пособие для вузов / О. Е. Лебедев [и др.]; под ред. О. Е. Лебедева. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 254 с.
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Библиотека МАГУ: http://www.mshu.edu.ru/index
2. Электронно-библиотечная система BOOK.ru: http://www.book.ru/
3. Электронно-библиотечная система издательства "Юрай: http://www.biblio-online.ru/
4. ЭБС Университетская библиотека онлайн — http://www.biblioclub.ru/
5. Электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки: http://diss.rsl.ru/
6. Педагогическая библиотека «Рубинштейн»: http://www.pedlib.ru/index.php
Наиболее распространенными образовательными технологиями в процессе занятий физической культурой являются лично-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, специальные методы, используемые в процессе обучения двигательным действиям учащихся общеобразовательных учреждений в средней и старшей школе. Студент-практикант должен уметь:
- проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры с использованием апробированных методик;
- проводить научный анализ результатов исследований (с помощью методов математической статистики и информационных технологий), и использовать их в практической деятельности;
- осуществлять сбор материала (индивидуально по заданию научного руководителя студента).
ОТЧЕТ
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Б2.Н.1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
44.04.01 Педагогическое образование
Магистерская программа «Физкультурно-оздоровительное образование»
_____________________________________________________
квалификация (степень) выпускника – магистр
очная форма обучения
Составитель: Киевская О.Г. канд. пед. наук, профессор кафедры ФКСиБЖД |
|
Программа практики