Исключительные полномочия представительного органа МО

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) формирование, утверждение местного бюджета и отчета его исполнения;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов программ развития муниципального образования, утверждение отчетов и их исполнение;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящегося в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях международного сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, по решению вопросов местного значения.

68 Порядок принятия правовых актов представительным органом муниципального образования. Особенности принятия НПА в финансовой сфере.

· Правотворческий процесс начинается с внесения проекта правового акта в порядке реализации права правотворческой инициативы. Деятельность над проектом нормативного акта осуществляется широким кругом субъектов, включая органы исполнительной власти, научные учреждения, высшие учебные заведения, общественные объединения, профсоюзы, предпринимательские круги. В число субъектов, наделенных правом официально внести проект правового акта, ФЗ-131 включает депутатов представительного органа муниципального образования, главу муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, главу местной администрации, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан. Уставом муниципального образования круг инициаторов правотворческого процесса может быть расширен.

Исключительной правотворческой инициативой обладает глава администрации на представление в Совет депутатов проекта бюджета, внесения в него изменений, утверждения отчета об исполнении бюджета. Прерогативой главы администрации является внесение проекта акта, устанавливающего структуру администрации.

Содержание права законодательной инициативы включает три элемента: возможность управомоченного лица – субъекта права правотворческой инициативы – внести в представительный орган проект правового акта; требовать от парламента включения проекта в повестку дня или представления мотивированного отказа; обратиться к уполномоченным органам за защитой своих нарушенных прав, отозвать проект решения до начала его рассмотрения на сессии. Праву субъекта правотворческой инициативы корреспондирует обязанность местного совета рассмотреть поступившее предложение. Но парламент не обязан принять поступивший проект и может принять его совсем в ином виде, чем предлагалось. Как правило, проект представляется на имя председателя и подлежит регистрации. Кроме пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости принятия предполагаемого решения, характеристику целей и задач, к проекту акта в отдельных случаях требуется прилагать его финансово-экономическое обоснование.

По общему правилу поступивший проект рассматривается на ближайшем заседании депутатского корпуса.

Обсуждение, доработка и принятие проекта правого акта – объемная и наиболее важная стадия правотворческого процесса в представительном органе местного самоуправления. В ее рамках выделяют отдельные этапы: подготовка проекта правового акта к рассмотрению, чтения.

До обсуждения на совместном заседании депутатского корпуса по каждому проекту проводится основательная подготовительная работа. К пленарному рассмотрению депутатами проект правового акта проходит экспертные процедуры.

Организация работы над проектом правового акта в комиссиях и комитетах представительного органа.

В зависимости от содержания проекта определяется профильная по нему комиссия.

Ответственный комитет оценивает готовность проекта правового акта.

Сверх того приобщается заключение о результатах публичных слушаний и протокол об их проведении.

Процедура обсуждения проекта разбивается на «чтения», под которыми понимают формализованные этапы рассмотрения проекта с участием всех депутатов представительного органа местного самоуправления на пленарном заседании.

Рассмотрения проекта решения на заседании Совета депутатов включает в себя пошаговые элементы:

- доклад инициатора проекта;

- содоклад;

- вопросы к докладчику и содокладчику и ответы на вопросы;

- прения по обсуждаемому вопросу;

- заключительное слово докладчика и содокладчика;

- выступления по мотивам голосования;

- само голосование, в ходе которого проект принимается за основу.

«Второе чтение» включает:

- внесение поправок к принятому за основу проекту решения;

- выступления по мотиву голосования;

- голосование, в ходе которого проект решения принимается в целом.

Первое чтение: обсуждаются основные положения проекта, дается общая оценка концепции проекта и решается вопрос о необходимости его принятия. Принятие проекта за основу(1-е чтение) означает, что текст может дорабатываться путем внесения в него поправок. Если проект не утвержден, то он может рассматриваться постатейно. В случае непринятия проекта решения за основу и отказа от постатейного рассмотрения, он считается отклоненным. Протокольным решением такой проект направляется на доработку в ту же ответственную комиссию или поручается его последующая подготовка другой комиссии. Совет вправе признать нецелесообразной дальнейшую работу над внесенным документом. Отклоненный проект может быть внесен вторично, но не ранее чем через два месяца.

Проект решения городского Совета, принятый за основу, на этом же заседании может быть поставлен на голосование в целом. Если поправки внесены и в ходе заседания юридическая группа подготавливает заключение об отсутствии внутренней несогласованности и противоречий действующему законодательству по проекту, он выносится на голосование в целом. В иных случаях проект решения направляется на дополнительную проверку в юридический отдел городского Совета и вносится на голосование в целом на следующее заседание сессии или на следующую сессию.

Поставленный проект принимается за основу и в целом большинством голосов от установленного числа депутатов.

Заключительная стадия правотворческого процесса - «промульгация». Содержание этой стадии состоит в том, что принятый депутатами акт направляется главе муниципального образования, подписывается им, после чего официально опубликовывается (обнародуется) и вступает в действие.

глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, наделяется правом «вето».имеет право отклонить акт. это система сдержек и противовесов на мест. уровне)). Для преодоления «вето» представительный орган местного самоуправления принимает отклоненный акт в прежней редакции повторным рассмотрением и голосованием.

· Проекты решений, предполагающие увеличение расходов или уменьшение доходов, осуществление дополнительных расходов из средств бюджета, вносятся в Совет депутатов по инициативе главы администрации с приложением их финансово-экономического обоснования. Такие проекты могут быть внесены и иными субъектами, наделенными уставом правом правотворческой инициативы только при наличии заключения, данного по ним главой администрации.

Усложненный порядок внесения так называемых «финасовоемких» проектов соответствует общепринятой практике правотворчества в этой сфере. Процедура обязательного получения заключения исполнительных органов на указанные проекты служит гарантией, позволяющей депутатскому корпусу воздержаться от принятия необеспеченных материальными и финансовыми средствами решений, реализация которых будет затруднена. Нарушение правила о получении предварительного заключения главы администрации по проекту финансово затратного проекта выступает основанием для отклонения принятого представительным органом нормативного правового акта главой муниципального образования.

Наши рекомендации