Юридическая природа местного самоуправления. Основные подходы.
Понятие МСУ
Местное самоуправление — это публичное управление, имеющее властную природу. Деятельность по решению вопросов местного значения осуществляется посредством издания обязательных для исполнения населением муниципального образования муниципально-правовых актов и, наоборот, принятых народом решений, обязательных для исполнения муниципальными органами власти.
В целом местное самоуправление — это многозначное понятие, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:
- местное самоуправление — это одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства (ст. 3, 8, 12, 15 Конституции РФ );
- местное самоуправление — это право граждан (населения) данной территории на самостоятельное заведование местными делами;
- местное самоуправление — это сама деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения;
- местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;
- структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно — посредством референдума;
- местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это, в частности, проявляется при принятии символики муниципальных образований, определении наименования органов местного самоуправления;
- местное самоуправление — это одна из предусмотренных Конституцией РФ форм народовластия;
- местное самоуправление — один из видов социального управления, так как его задачей является управление обществом.
Сущность местного самоуправления обуславливается его тремя основными аспектами. Во-первых, оно является одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности, поскольку в Конституции РФ установлено положение о том, что местное самоуправление — это право граждан (в том числе и иностранцев, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального оброзования — прим. авт.).
2 Муниципальное образование.
Новый Федеральный закон № ФЗ-131 подходит к определению муниципального образования через перечисление возможных его видов: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Легального определения термина «муниципальное образование», в котором бы раскрывалась его правовая природа, в законодательстве в настоящее время отсутствует. Зачастую основными признаками муниципалитета называют территорию и население. Однако, следует подчеркнуть, что эти признаки вторичны, производны от его юридической природы публично-властной организации, для которой имманентны не только население и территория, но и обязательно наличие собственных предметов ведения и полномочий по их решению, обособленного аппарата управления (системы органов местного самоуправления), муниципальной собственности, собственных налогов и сборов, относительно автономного местного бюджета, существование самостоятельной системы правовых актов в соответствии с актами центральной власти, и даже наличие внешних символов. Последние (наименование муниципального образования, административный центр, герб, флаг и иные геральдические символы) индивидуализируют муниципальное образование как субъекта права, поскольку каждый имеет свой объем правомочий, долгов, обязательств.
3 признаки муницип. образования
1. Муниципальное образование создается для осуществления местного самоуправления. оно выступает пространственной сферой деятельности субъектов местного самоуправления по реализации его компетенции, то есть предметов ведения и полномочий, законодательно закрепленных за данным видом муниципального образования. Таким образом, муниципальные образования имеют иную цель, чем административно-территориальные единицы, которые необходимы для организации государственного управления в субъекте Российской Федерации.
2. поселенческий принцип, поскольку муниципальное образование является либо населенным пунктом, либо совокупностью нескольких населенных пунктов, объединенных общей территорией, либо частью населенного пункта.
3. В каждом муниципальном образовании должны быть созданы органы местного самоуправления.В соотв. с ФЗ-131 в муниципальных образованиях обязательно образуются представительный орган МСУ, исполнительно-распорядительный орган МСУ, глава МСУ. Без органов МСУ муниципальное образование существовать просто не может, в отличие от административно-территориальной единицы.
4. Каждое муниципальное образование должно обладать местным бюджетом и муниципальным имуществом.
5. Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав о местном самоуправлении
Муниципально-правовой режим
Совокупность правовых средств и способов правового регулирования, специфика их сочетания образуют режим отрасли муниципального права. Специфика муниципально-правового режима предопределена государственно-правовой природой местного самоуправления и комплексностью предмета муниципального права. В нем сочетается императивное и диспозитивное регулирование. В предмете муниципального права публично-правовые отношения преобладают. Более того, частно-правовые отношения, входящие в предмет муниципального права (гражданское, жилищное, земельное), направлены на удовлетворение ни частных, а публично-правовых нужд всего местного сообщества. Следовательно, комплексный метод муниципального права основан на сочетании двух способов правового регулирования – обвязывания и дозволения с преобладанием первого.
Поскольку муниципальное право включает в себя также и нормы, где муниципальные органы вступают в правовые отношения на равных основаниях с иными частными, как правило, хозяйствующими субъектами (например, аренда, муниципальный заказ, покупка и продажа акций, ответственность за возмещение вреда, не связанного с договорным характером отношений), высказывается позиция о публично-частном характере муниципального права.
Муниципальные выборы»
Муниципальные выборы
прямМуниципальные выборы - это способ определения персонального состава органов местного самоуправления, а также определения лиц, замещающих выборные муниципальные должности, основанный на реализации избирательных прав граждан Российской Федерации а, в предусмотренных законом случаях, иностранных граждан в порядке, определенном избирательным законодательством.ой демократии, обеспечивающая непосредственное участие граждан в формировании выборных органов местного самоуправле
Виды муниципальных органов
Виды органов муниципального образования и должностных лиц местного самоуправления. Создаваемые в муниципальном образовании органы и должностные могут быть классифицированы по различным основаниям: по способу избрания они делятся на выборные и назначаемые; по характеру принятия решенийразличают единоличные и коллегиальные; по характеру компетенции дифференцируют органы и должностных лиц общей и специальной компетенции; по выполняемым функциям условно можно разделить органы и должностных лиц местного самоуправления на представительные (нормотворческие), исполнительные, контрольные и избирательные
Способы избрания главы МО
Законодатель называет два способа избрания главы муниципального. Устав муниципалитета может предусмотреть либо:
1) избирание главы на муниципальных выборах,
2) избрание представительным органом муниципального образования из своего состава.
В первом случае население муниципального образования, обладающее активным избирательным правом принимает участие в выборах этого должностного лица на равных основания. Голосование на выборах главы муниципалитета является прямым, тайным. Закон Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления» устанавливает, что глава муниципального образования, в случае, если уставом предусмотрено его избрание населением непосредственно выбирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов зарегистрированных избирателей. Если ни один из кандидатов не набрал требуемого количества голосов на общем голосовании, проводится повторное голосование. В избирательный бюллетень для повторного голосования включаются два кандидата, набравшие большее количество голосов. Во втором туре голосования для признания кандидата на должность главы муниципального образования избранным, достаточно относительного большинства голосов.
Порядок избрания главы муниципального образования депутатами из своего состава регулируется муниципальными правовыми актами, в первую очередь, уставом муниципального образования.
Понятие МСУ
Местное самоуправление — это публичное управление, имеющее властную природу. Деятельность по решению вопросов местного значения осуществляется посредством издания обязательных для исполнения населением муниципального образования муниципально-правовых актов и, наоборот, принятых народом решений, обязательных для исполнения муниципальными органами власти.
В целом местное самоуправление — это многозначное понятие, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:
- местное самоуправление — это одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства (ст. 3, 8, 12, 15 Конституции РФ );
- местное самоуправление — это право граждан (населения) данной территории на самостоятельное заведование местными делами;
- местное самоуправление — это сама деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения;
- местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;
- структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно — посредством референдума;
- местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это, в частности, проявляется при принятии символики муниципальных образований, определении наименования органов местного самоуправления;
- местное самоуправление — это одна из предусмотренных Конституцией РФ форм народовластия;
- местное самоуправление — один из видов социального управления, так как его задачей является управление обществом.
Сущность местного самоуправления обуславливается его тремя основными аспектами. Во-первых, оно является одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности, поскольку в Конституции РФ установлено положение о том, что местное самоуправление — это право граждан (в том числе и иностранцев, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального оброзования — прим. авт.).
2 Муниципальное образование.
Новый Федеральный закон № ФЗ-131 подходит к определению муниципального образования через перечисление возможных его видов: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Легального определения термина «муниципальное образование», в котором бы раскрывалась его правовая природа, в законодательстве в настоящее время отсутствует. Зачастую основными признаками муниципалитета называют территорию и население. Однако, следует подчеркнуть, что эти признаки вторичны, производны от его юридической природы публично-властной организации, для которой имманентны не только население и территория, но и обязательно наличие собственных предметов ведения и полномочий по их решению, обособленного аппарата управления (системы органов местного самоуправления), муниципальной собственности, собственных налогов и сборов, относительно автономного местного бюджета, существование самостоятельной системы правовых актов в соответствии с актами центральной власти, и даже наличие внешних символов. Последние (наименование муниципального образования, административный центр, герб, флаг и иные геральдические символы) индивидуализируют муниципальное образование как субъекта права, поскольку каждый имеет свой объем правомочий, долгов, обязательств.
3 признаки муницип. образования
1. Муниципальное образование создается для осуществления местного самоуправления. оно выступает пространственной сферой деятельности субъектов местного самоуправления по реализации его компетенции, то есть предметов ведения и полномочий, законодательно закрепленных за данным видом муниципального образования. Таким образом, муниципальные образования имеют иную цель, чем административно-территориальные единицы, которые необходимы для организации государственного управления в субъекте Российской Федерации.
2. поселенческий принцип, поскольку муниципальное образование является либо населенным пунктом, либо совокупностью нескольких населенных пунктов, объединенных общей территорией, либо частью населенного пункта.
3. В каждом муниципальном образовании должны быть созданы органы местного самоуправления.В соотв. с ФЗ-131 в муниципальных образованиях обязательно образуются представительный орган МСУ, исполнительно-распорядительный орган МСУ, глава МСУ. Без органов МСУ муниципальное образование существовать просто не может, в отличие от административно-территориальной единицы.
4. Каждое муниципальное образование должно обладать местным бюджетом и муниципальным имуществом.
5. Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав о местном самоуправлении
юридическая природа местного самоуправления. Основные подходы.
Общественная (общинная и хозяйственная). Возникла в середине XIX века во Франции и Бельгии. Право (коллективное) общины заведовать своими делами признаются естественным и неотчуждаемым наряду с основными индивидуальными правами человека. Община- естественно сложившаяся органическая корпорация, по существу независима от государства. В соответствии с ней государственные органы могут лишь следить за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции, не вмешиваясь в решение местных дел.
Государственная теория. Государственная теория местного самоуправления была сформулирована немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. В России развивалась дореволюционными государствоведами Н.И. Лазаревским, А.Л. Градовским и В.П. Безобразовым. местное самоуправление как часть государства. Местное самоуправление в рамках этой концепции является управлением публичного характера по поручению государства, т.е. продолжение государства местном уровне, но самим сообществом и в своих интересах. Местные дела есть дела государственные. местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, Здесь необходимо участие местных жителей, которые хорошо знают интересы и потребности сообществ и общин и могут полнее их удовлетворить.
Дуалистическая концепция местного самоуправления. природа местного самоуправления двойственная, сочетает в себе и государственные и общественные начала. Самостоятельность органов местного самоуправления присутствует только в местных делах. Осуществляя государственные управленческие функции, эти органы выходят за рамки местных интересов, и тогда должны действовать как орудие вышестоящей государственной администрации.
Теория кооперативно-корпаративных начал
Человек считается свободным в определении своей собственной публичной и частной деятельности. Став членом гражданского общества, он становиться пайщиком его власти, приобретая тем самым право и обязанность участвовать в политических процессах этого сообщества. Муниципальное образование рассматривается как некоторое юридическое лицо, созданное «на паях» членами местного сообщества. Каждый житель муниципалитета владеет своего рода голосующей акцией, участвуя в формировании органов управления, определении основных направлений деятельности и политики своего муниципалитета.
Юридическая теория местного самоуправления. Муниципальные образования рассматриваются как юридические лица, которые не являются публичными, но государство передает им ряд правительственных функций в полном объеме, признавая за ними независимость и неприкосновенность. Ответственность за надлежащее осуществление функций наступает в рамках этих отношений по делегированию публичных задач.