Стадии развития общественной организации

(на примере общероссийской общественной организации

«Детские и молодежные социальные инициативы»)

Стадия Цель Основная функция Ресурсы Признаки
I. Инициативная Оформление идеи Ориентация Личные средства участников (членов инициативной группы) Наличие личностных потребностей в создании организации. Самовыдвижение лидера (команды лидеров). Ресурсное обеспечение процесса создания организации, выделение помещения, др. ресурсов. Финансовая поддержка проведения учредительной конференции.
II. Юридическая Юридическое оформление Нормативная Финансовая поддержка государственных органов Принятие групповых ценностей (свода «законов») организации, планирование деятельности. Восполнение недостающих знаний руководителями / лидерами организации. Поиск источников финансирования деятельности организации. Спонсирование юридической регистрации. Информационная поддержка.
III. Программная Программирование деятельности Проектирование Гранты зарубежных фондов Инициирование, разработка проектов, поиск источников их финансирования. Комплектование инициативных структур. Разработка образовательных программ. Обучение членов организации проектированию и программированию, проведение образовательных мероприятий. Организационная поддержка программ и проектов организации.
IV. Стандартизации Увеличение количественных показателей Бюрократизация Гранты зарубежных фондов Четкое определение своего места и своей роли в организации, фиксирование членства (на основании личного устного или письменного заявления). Завышенная самооценка (оценка только с позитивной позиции), минимальный учет мнений со стороны. Завышение реальных количественных показателей. Придумывание новых должностей, наделение большого количества членов особым статусом. Инициирование создания новых структур (комиссий, комитетов, советов и т.п.) управления организацией; образовательных структур («школ», центров, клубов и т.п.). Акцентирование внимания на количественных показателях деятельности (целевых группах). Поддержка проектов, направленных на целевые группы. Требования различных отчетов, справок и т.п.
V. Фандрайзинговая Создание системы устойчивого финансового развития Ресурсное обеспечение Поддержка фондов и государственные гранты Участие в регулярном обмене информации и анализе проблем, выяснение и акцентирование внимание на личных потребностях и профессиональной карьере. Определение сильных и слабых сторон организации как «товара», продвигаемого на рынок. Упорядочение порядка сбора членских взносов. Обучение членов организации фандрайзингу. Активный поиск дополнительных источников финансирования, в том числе привлечение ресурсов регионов. Участие во всех «подходящих» конкурсах программ. Поддержка программ, частичное содержание наемного персонала (аппарата).
VI. Стимулирующая Фиксация качественных достижений как организации в целом, так и каждого ее члена Стимулирование Многоканальные источники финансирования Приоритет индивидуального подхода; признание достижений членов организации, поддержка чувства успеха, оптимизма в отношении будущего. Адекватная самооценка достигнутых и планируемых результатов, внимание к оценкам сторонних участников программ и проектов, журналистов, партнеров, коллег. Разработка системы стимулов, форм поощрения. Признание вклада организации и отдельных членов в решение социальных проблем, поощрение достижений (награждение). Поддержка программ, частичное содержание наемного персонала (аппарата).
VII. Имиджевая Создание и пропаганда имиджа организации Признание достижений Многоканальные источники финансирования Определение силы и привлекательности предложения о вступлении и членстве в организации. Создание собственной субкультуры, выражающейся в символах, ритуалах, атрибутах, традициях, униформе, общих мероприятий – всего, что работает на единый результат. Создание специфического микроклимата, фирменного стиля организации. Формирование четкого образа будущего (что произойдет, если я стану членом, лидером, руководителем этой организации). Разработка имиджа в целом, а не отдельных частей, подразделений или результатов работы. Перевод желаемых характеристик организации в вербальную, визуальную и событийную формы. Популярность и высокая репутации организации в целом и ее лидеров. Организация – часть социально-политической системы.
VIII. Корпоративная Вычленение и фиксирование особенностей организации в сравнении с другими Обособление Многоканальные источники финансирования Осознанное чувство корпоративной принадлежности к организации. Сосуществование ощущений общности с членами своей организации и отчужденности от других организаций. Идентификация личного морального кодекса с групповыми нормами и ценностями. Разработка системной идеологии развития организации. Оформление договорных отношений. Попытка использования потенциала организации в правозащитных или политических целях. Стремление регулировать деятельность организации в интересах власти.
IX. Законодательно-инициативная Совершенствование нормативного правового поля деятельности Законотворчество Превалирование государственной финансовой поддержки Высокая активность в деятельности законодательных институтов, участие в парламентских слушаниях и законотворчестве. Интерес к законотворчеству, организационному упорядочению. Преобладание внутри организации вертикальных отношений. Выступление руководителя организации в роли политического лидера. Сотрудничество с секторальными органами управления (образование, социальная защита, молодежная политика). Организация межсекторного партнерства. Содействие изменению общественного мнения в отношении инициативности и активности детей и молодежи, закрепление позитивных эффектов. Привлечение лидеров к участию в общественных и государственных структурах. Рассмотрение лидеров организации как кадрового резерва государственных институтов.
X. Научно-обобщающая Обобщение достигнутых результатов на научном уровне Систематизация Государственная (закупки) Личностный и профессиональный карьерный рост. Признание достижений. Самореализация. Разработка стратегии поступательного развития организации и подведение ее сильных сторон под потребности стержневой и целевых групп. Создание безопасной, бесконфликтной, доверительной атмосферы, здорового окружения. Налаживание потока достоверной информации, свободно развивающейся как по вертикали, так и по горизонтали. Максимальное усиление имеющихся положительных моментов. Участие актива организации в научных мероприятиях различного статуса. Поддержка выпуска научной, учебной и методической литературы, фиксирующей достижения организации и обеспечивающей профессиональную подготовку кадров для бюджетных социальных учреждений разной ведомственной подчиненности.




Наши рекомендации