Будущее нашей страны во многом зависит от вас

Структура

Введение

1.Детское общественное движение: терминология и сущность.

2.История детского движения. Основные этапы развития детского движения Новосибирска.

3.Классификация детских общественных объединений

4.Типология детских общественных объединений.

5.Статус и нормативно-правовое обеспечение деятельности детского объединения.

6.Принципы деятельности в детском общественном объединении.

7.Виды организационного оформления детского движения.

8.Символы и ритуалы детского движения.

9.Социальное проектирование как основа деятельности детского объединения.

10. Планирование деятельности детского объединения.

11.Список литературы.

Будущее нашей страны во многом зависит от вас,

Молодого поколения России. Очень важно, чтобы вы стали не только

Образованными людьми и грамотными профессионалами.

Главное, чтобы вы выросли гражданами, ответственными за судьбу

Своей Родины, настоящими патриотами.

(Из приветствия Президента Российской Федерации В.В.Путина лидерам детских организаций, ВДЦ «Орленок» 2007 г.)

Введение

Позитивному вхождению растущих граждан России в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детских общественных объединений, предоставляющая право выбора среды общения, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Создание условий для реализации основных идей Конвенции о правах ребенка рассматривается как приобщение к общечеловеческим, гражданским ценностям через включение детей и подростков в реальные общественно-значимые отношения. Детские общественные объединения имеют реальные возможности для расширения сферы своих интересов при позитивном отношении к детской инициативе и творчеству взрослой части объединений, что является свидетельством активности, гражданственности, инициативы подрастающего поколения России. Стабильное развитие российского государства и общества возможно только в условиях реализации социального, лидерского, творческого потенциала вступающего во взрослую жизнь поколения третьего тысячелетия. Именно общественные объединения самого разного уровня выступают для него прообразом многогранного проявления общественной и гражданской позиции.

За последнее время облик детских общественных объединений в Российской Федерации претерпел ряд серьезных изменений. Сегодня они демонополизированные, вариативные по направлениям деятельности, разнообразные по формам и механизмам реализуемых программ и проектов.

Общественное движение детей и подростков в России – реально существующий факт. За последние семнадцать лет детские общественные объединения не только стали особым социальным институтом общества, но и на деле доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего поколения.

На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы мероприятий по различным направлениям общественно-значимой деятельности. Обоснование взаимных обязательств во взаимодействии с органами государственной власти позволяет определить цели, задачи, принципы этого взаимодействия, основные мероприятия по его реализации. Государственная поддержка общественных инициатив выражается в долевом финансировании программ и проектов детских общественных объединений, проведением конкурсов социально-значимых проектов.

В то же время, проблема организации деятельности детских общественных объединений остается открытой и злободневной. Причина этого в глубоких социально-экономических изменениях, системном кризисе традиционных институтов социализации молодого поколения (в первую очередь семьи, школы). Наиболее актуальным и важным становится сегодня тенденция разрыва в преемственности ценностных ориентиров, зачастую огульного отрицания опыта, накопленного предшествующими поколениями в сфере общественной практики.

Время доказало, что успешность совместной деятельности детей и взрослых связана с обозначением категории «поколение». Общеизвестно, поколения являются социальными носителями ценностей, определяющие противоречивые отношения в системе «отцы-дети». Именно детские общественные объединения своей деятельностью способствуют интеграции усилий поколений в поддержке социальной активности юных граждан.

Решения этих проблем связано с задачей подготовки кадров организаторов детского движения, разработкой методических и практических рекомендаций. Предлагаемые читателю материалы отражают взгляд авторов на наиболее актуальные вопросы, приглашают к самостоятельному поиску в реальной социальной деятельности.

История детского движения

Детскому движению России уже 100 лет. В данном разделе представлены наиболее яркие этапы его развития. Стоит обратить внимание на преемственность и постоянное обновление идей, вокруг которых объединяются дети и взрослые.

Анализ современного состояния детского движения, прогнозирование его роли, места в новых исторических условиях, выявление специфических возможностей связано с использованием знаний организатора детского движения об этом явлении. Обращение к истокам детского движения становится настоятельной необходимостью практики еще и потому, что нынешний этап в его развитии схож своим «экспериментальным» характером с 10-20-ми годами XX века. Эти годы в истории детского движения можно считать началом теоретического осмысления обществом роли, места, сущности детских организаций в системе социального воспитания, тем фундаментом, на котором в дальнейшем шло накопление знаний о них.

Зарождение детского движения в России было связано с распространением идей скаутизма. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности привели к тому, что общественность пыталась использовать не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности. Возникновение скаутизма в России в 1908 году не случайно. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации.

Так же широко было распространено, находившиеся под опекой военного ведомства, движение «потешных». В 1908-1912 годах при помощи Министерства просвеще­ния, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков. Весной 1908 году в г.Бахмуте инспектор народных училищ А.А. Луцкевич сформировал роту «потешных» из 8 - 14-летних детей. Затем его поддержали Семеновский, Путиловский полки, Туркестанский армейский корпус, Каспийский флот, Севастополь, Томск, Иркутск. В основном это были военно-спортивные объединения, занимавшиеся строем, гимнастикой. В 1911 году, а затем в 1912 на Марсовом поле проводились «высочайшие смотры» «потешных», про­шел конкурс на лучшее пособие, выходили специальные журналы. Но направленность на парады, чрезмерная военизированность, картинность обусловили спад интереса к «потешным».

Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет.

Наибольшую активность проявляли учащиеся старших классов, а потому создание и деятельность ученических кружков можно отнести, скорее всего, к юношескому, а не детскому движению. Ученические кооперативы, подпольные кружки школьников подготовили почву для самостоятельной отрасли детского движения учащихся средних классов, которое было предшественником «Юного Спартака» на Украине. До второй полови­ны 20-х годов в России действовали организации православной церкви «Церковные юные разведчики», «Христовы цветочки», сионистские организации «Бней Цион», «Ялдей Цион» Москвы, Луганска, Екатеринбурга и др.

В 1908 году Николай II издал распоряжение «командировать в Германию, Англию, Францию представителей Военного Министерства для изучения дела физического воспитания молодежи». Среди них были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. На основе изучения зарубежного опыта в 1908 году О.И. Пантюховым в окрестностях Царского села под Петербургом и в 1910 году Г. А. Захарченко при Александровском юнкерском училище была предпринята попытка создать первые отряды юных разведчиков-скаутов. Первый опыт создания отрядов скаутов получил правительственную поддержку.

Появились отряды в Баку, Вятке, Гомеле, Одессе, Пензе. Сведения о численности отрядов скаутов весьма разноречивы: к 1917 году - от 20 до 50 тысяч в 143 городах.

Содержание деятельности скаутских отрядов определялось следующим образом:

▪ развитие духовно-нравственных, индивидуальных качеств (тренировка памяти, воли, органов чувств, воспитание ха­рактера);

▪ служение государству (приучение к практической помощи армии, населению);

▪ религиозное воспитание;

▪ физическое воспитание (гимнастика, военный строй, походы, физические упражнения);

▪ трудовое воспитание (овладение различными специальностями и практическими навыками).

Ведущим методом воспитательной системы «скаутинг» был метод длительной игры. Цель игры — «привитие юношам рыцарского отношения к окружающим, любви и преданности Родине, заботливого отношения ко всем людям».

Октябрьская революция и гражданская война, разделившие страну на непримиримые стороны, сказались и на скаутских организациях. Одни скауты покинули пределы России, другие оставались нейтральными, третьи — «находились под покровительством генералов и активно выступали против большевиков». Судя по материалам газет и журналов тех лет и воспоминаниям скаутов, к 1918 году их деятельность была связана преимущественно с тыловым обслуживанием, приемом раненых на вокзалах, сбором средств голодающим и беженцам, военизированной охраной, тушением пожаров.

Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров. В Поволжье, на Урале, в Сибири в течение всех последующих трех-четырех лет создавались отряды юков, стремящиеся использо­вать ценные стороны скаутинга в коммунистическом воспитании молодежи. Лозунгом юков были слова: «Юные коммунисты - залог будущего социалистической Родины». Многие скауты примк­нули к этой организации. Скаут-законы стали юк-скаутскими, с изменением первого, требующего верности царю, Богу. Структура, формы, методы работы были те же. В отряды юков, делившихся на патрули, принимались мальчики от 10 до 14 лет.

В 1918 – 1919 гг. созданный Российский Коммунистический Союз молодежи принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором.

Среди разнообразных организационных форм детского движе­ния определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к обществен­ной работе». При них существовали сапожные, переплетные, столярные и токарные мастерские. Вся жизнь клубов определялась Уставом, правилами. В клубе действовало самоуправление. Высшим органом являлось общее собрание членов клуба, которое избирало руководящий орган — правление. Политическая направленность клубов проявлялась в их названиях: «Октябрьская революция», «Юный социалист», «Друг детей». В некоторых клубах издавались журналы, имелась форма. На базе многих из них в 1923 году создались пионерские отряды.

Другим примером существования детских клубов как самостоятельных детских объединений является созданный учителем В.М. Шулеповым в г. Перми при городской детской библиотеке клуб «Муравейник». Организаторы называли его «свободной детской организацией детей». На конференции членов клуба был избран детский комитет, который в течение полугода руководил деятельностью клуба. В составе комитета было 3 комиссии: культурно-просветительная, организационно-инструкторская, отдел «юных пионеров». С 1920 года стала выходить газета «Муравей-чудодей». Характерной особенностью клуба было то, что в нем работало 13 кружков, которыми руководили опытные инструкторы.

Наряду с клубами общественно-политической направленности в России существовали и другие. Так, на начало 1921 года в Саратове, Полоцке, Владикавказе и других городах насчитывалось несколько сот человек, объединенных в спортивно-гимнастические клубы «Маккаби». Целью клубов было национально-физическое воспитание еврейской молодежи. Клубы

старались выработать сильный дух, твердую силу воли и крепкое здоровое тело. Членами клуба становилась молодежь 16-летнего возраста, а с правом сове­щательного голоса принимались 13 - 14-летние.

В России в 1917 - 1925 гг. существовало более 17 детских организаций. Появляющиеся в это время в России детские организации и объединения все отчет­ливее стали рассматриваться не только как форма внешкольного вос­питания, но и как «наиболее полноценная форма классового воспитания».

В январе 1919 года в Туле была создана первая детская коммунистическая организация - Детский пролеткульт. Руководил ею коммунист Д. В. Пожидаев. Ребята работали в мастерских, выполняли задания фронта, местных общественных организаций, создали агитгруппу, рассказывая населению о положении в стране. Детпролеткультовцы распространяли среди красноармейцев политическую литературу, вручали подарки, выступали с концертами.

В 1919-20 гг. были популярны такие объединения как «детские комсомольские ячейки» в Поволжье, «Юнтрудармия» на Украине, «Горсовет детских депутатов» в Екатеринославле, «Исполком детского интернационала» в Киеве, «Детский пролетарский клуб-театр» в Оренбурге и др.

Таким образом, детские самодеятельные объединения в России (до и после Октябрьской революции) становились важным звеном системы социального воспитания, объектом внимания со стороны органов народного образования.

В 1921 году 3 июня коллегия Наркомпроса, рассмотрев вопрос о работе среди подростков, предложила Главсоцвосу совместно с комсомолом прийти к окончательному решению вопроса о детской организации.

Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 г. в Краснопресненском районе г.Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии. В него вошли 52 пионера. В мае на 2-ой Всероссийской конференции РКСМ по докладу Оскара Тарханова была принята резолюция, одобряющая московский опыт и рекомендующая распространить его повсеместно.

Так 19 мая 1922 года стал днем рождения пионерской организации. Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская. Основными ориентирами в деятельности пионерской организации становятся: общественно-политическая, социально-значимая, трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия.

Хроника событий:

20-е гг. Пионеры принимают активное участие в борьбе за ликвидацию безграмотности и беспризорности. Создаются форпосты пионеров и пионербазы. 1923 г. – первый пионерский журнал «Барабан»; первая пионерская газета «Юный ленинец». апрель 1923 г. – в замоскворецком районе Москвы появляются первые «октябрятские» группы детей 7-10 лет. 23 января 1924 г. – переименование детских коммунистических групп пионеров им. Спартака в «Детские коммунистические группы юных пионеров им. тов. Ленина». 1924 г. – создаются первые группы октябрят; начинают издаваться журналы «Пионер» и «Вожатый». 23 мая 1924 г. – первый пионерский парад на Красной площади. 6 марта 1925 г. – первый выпуск газеты «Пионерская правда». 1925 г. – открытие «Артека». Лето 1929 г. – проведение 1-го Всесоюзного слета пионеров (Москва – Артек).  

Практическое руководство по созданию детской коммунистической организации возлагалось на комсомол. Пионерские звенья объединялись в группу во главе с советом и инструктором, назначенным ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководил ею Совет, назначенный комсомольским комитетом, ему же подчинялись и все местные группы.

С середины 30-х гг. разрабатывается новая концепция детской общественно-политической пионерской организации. Базой функционирования становится школа, усиливается педагогическое руководство пионерскими объединениями. Вводятся единая организационная структура, символы, атрибуты, Законы, Торжественное обещание пионера; штатная пионерская должность «старший вожатый».

1933 – 1934 гг. - завершена перестройка пионерской организации по школьному принципу. С этого времени все пионерские отряды создаются в школах и детских домах. Пионеры включаются в реализацию программ построения социалистического общества.

Массовый характер организации, новые задачи, поставленные перед ней, предъявляли и более повышенные требования к руководителям пионеров – вожатым. Комсомол проводит мобилизацию 50 тысяч наиболее грамотных комсомольцев для работы вожатыми отрядов, обучив их на краткосрочных курсах; каждой комсомольской ячейке было дано задание организовать не менее одного пионерского отряда в школе. Развернулась широкая вербовочная кампания по вовлечению детей разных социальных слоев и национальностей в пионерорганизацию.

Хроника событий:

1932 г. По призыву Председателя Госплана СССР В.В. Куйбышева пионеры включаются в движение «Узнаем свою страну». Пионерские отряды выходят на поиски полезных ископаемых и растений. В период с 1932 по 1934 гг. были организованы 4 Всесоюзные пионерские экспедиции (Сев. Кавказ, Казахстан, Волга, Алтай). Акции: сбор средств на постройку самолетов «Ленинские искры», «Пионерская правда»; участие в сооружении Ферганского канала. Первые юные Герои труда: Мамлакат Нахангова, Кычан Джакыпов.  

Годы великой Отечественной войны занимают особое место в истории нашей страны и пионерской организации.

Широкий размах получило тимуровское движение по оказанию помощи семьям погибших воинов, инвалидов, престарелым.

В тылу пионеры собирали железный лом, лекарственные травы, работали на заводах, полях, организовывали вечера в госпиталях, собирали посылки на фронт.

Только факты:

Более 20 тыс. пионеров были награждены медалями «За оборону Москвы». Дети вместе со взрослыми строили оборонительные рубежи, сооружали противотанковые заслоны, рыли земляные щели, обезвреживали зажигательные бомбы и т.д. 15250 ленинградских пионеров получили медаль «За оборону Ленинграда». 4 пионера – Герои Советского Союза: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик.  

В первые послевоенные годы комсомол и пионерская организация были призваны помочь школе значительно улучшить состояние учебной и воспитательной работы с учащимися. В педагогических училищах начинают создаваться отделения по подготовке старших вожатых (их по стране открылось более 100). Утверждается положение о старшем и отрядном пионерском вожатом.

Пионеры участвуют в трудовых акциях: помогают в весеннем севе, восстанавливают разрушенные войной здания.

В 1947 г. в стране развернулось движение юных натуралистов-мичуринцев «Украсим родину садами!» (пионерами закладывались сады, парки, питомники).

С 1946 г. начинается движение юных путешественников по Ленинским местам, местам боев Советской Армии, по разведке полезных ископаемых, сбору дикорастущих растений. В 1946, 1948 гг. состоялись Всесоюзные слеты юных путешественников.

50 – 60 гг. – годы восстановления единой Всесоюзной пионерской организации (ВПО) и октябрятских групп при дружинах. Способствует этому создание Центрального Совета ВПО им. В.И.Ленина, на который возлагались координационные и методические функции. ЦС ВПО действует с 1957 года.

Пионерская работа тесно связана с учебно-воспитательными задачами школы. Тематика пионерских сборов этого времени: «Знание - сила», «Знания нужны как винтовка в бою», «Книги – наши друзья» и т.п.

Появляются новые формы работы: создаются Клубы Интернациональной Дружбы, организуется работа красных следопытов.

В 60-е гг. по инициативе газеты «Пионерская правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». С 1967 г. проводится военно-спортивная игра «Зарница».

С 50-х годов деятельность пионерской организации становится частью внеучебной воспитательной работы школы, важным звеном всестороннего, идейно-нравственного воспитания детей. Пионерский отряд и класс сливаются фактически в единый детский коллектив. Содержание деятельности пионерской организации определялось в основном краткосрочными программами-акциями, которые выполняли роль стимулов развития, активизации деятельности. Характерной чертой деятельности пионеров становятся всесоюзные акции, которые определили вклад пионеров в созидательную жизнь страны: «Пионерские рельсы - БАМу», «Пионерстрой», «Мое Отечество - СССР».

Организация награждается двумя орденами Ленина (в 1962г. и 1972г.). Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина занимала важное место в общественно-политической структуре общества, являясь ее «младшим звеном». Выполняя социальный заказ современного общества, все годы существования организация участвовала в различных общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности и помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу до миротворческих акций и масштабных трудовых операций.

Однако, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной по существу, государственно-общественной детской организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х гг. организация насчитывала около 25 млн. детей), ВПО им. В.И. Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, сложности и кризисные явления, которые усугублялись сложностями всех сфер жизни советского общества.

X Всесоюзный пионерский слет, проходивший в 1990г. принял решение о преобразовании ВПО им. В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, по сути дела, уже новую детскую организацию, которая, являясь ее правопреемником, избрала своей формой федеративное устройство, статусом юридического лицо, девизом слова: «За Родину, Добро и Справедливость!».

Начался период развития и становления детских общественных объединений как особого социального института общества. Чему способствовало формирование нормативно-правовой базы общественного сектора в Российской Федерации.

На сегодняшний момент СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», который объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.

СПО-ФДО является некоммерческим негосударственным общественным объединением, независимым от каких-либо партий и политических движений, и действует на основе законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательствами иностранных государств, где имеются члены СПО-ФДО, и Уставом СПО-ФДО.

Являясь частью международного детского движения, СПО-ФДО участвует в работе различных международных и общероссийских общественных объединений и некоммерческих организаций.

СПО-ФДО стремится создать благоприятные условия для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей.

СПО-ФДО помогает детям ориентироваться в условиях экономических реформ, жить в обществе на демократических основах; сочетать добро и справедливость, милосердие и гуманность с уважением к каждому члену организации.

В 2007 году по всей стране прошло празднование 85-летия пионерского движения. Это событие еще раз продемонстрировало значимость связи поколений, их различных этапов исторического развития проявляется в объединяющей роли общественно-значимой деятельности детей и взрослых.

Основные этапы развития детского движения Новосибирска.12 мая 1923 года Новониколаевский съезд комсомола призвал к созданию первых пионерских организаций в нашем городе. И уже в июне по улицам города вышагивали 60 мальчишек и девчонок в красных галстуках – это первый отряд, созданный в Новониколаевске при Вокзальном райкоме комсомола (Вокзальный район – это была территория Железнодорожного и Заельцовского районов). Начальником его – так называли тогда вожатых – был утвержден Юлий Бэк. Отряду присвоили имя В.И. Ленина.

О том, как у нас в городе был создан первый пионерский отряд, вспоминает бывший пионер этого отряда Иван Брызгалов.

«1923 год. Я, ученик пятого класса. В один из майских дней к нам в школу пришел секретарь комсомола. Собрав учеников, он рассказал, что в стране создается детская коммунистическая организация юных пионеров. Познакомив нас с целями и задачами этой организации, секретарь комсомола призвал учащихся вступить в пионеры.

После собрания, поговорив между собой, группа ребят и девочек, среди которых были почетные пионеры нашего района Мария, Елизаветы и Михаил Рыбалко решили организовать первый отряд.

Через несколько дней нас, первых пионеров, собрали в саду школы и познакомили с молодым человеком. Это был Юлий Бэк, вожатый нашего отряда. На первом же сборе приняли решение: присвоить нашему отряду имя вождя В.И. Ленина».

Вскоре в городе был создан второй отряд (в те годы в Новониколаевске было только два района) при Закаменском райкоме комсомола. Ему было присвоено имя Карла Либкнехта. Начальником его стала комсомолка Татьяна Кучина.

29 июня 1923 года на городской площади Новониколаевска состоялся первый пионерский парад. Отрядам вручили знамена и впервые в ответ на обращение: «Достойная смена борцам революции, будьте готовы!» дружно прозвучали такие слова: «Всегда готовы!». Поднятая над головой ладонь правой руки символизировала единство пионерских рядов и означала, что для пионера общие интересы трудящихся выше личных, «выше собственного носа».

Ребята коллективно, всем строем, торжественно обещали: «Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться». Вечером был зажжен первый пионерский костер.

Этим же летом пионеры выехали в свой первый лагерь, который располагался в районе села Мочище. Прежде всего, ребята своими руками соорудили для себя шалаши. Продукты для детей несколько раз в месяц собирали по домам родители и привозили на лошади в лагерь. Пионеры сами готовили еду, охраняли лагерь, заготавливали топливо для кухни.

Как-то недалеко от лагеря возник лесной пожар, и пионеры во главе с вожатым помогли его тушить.

Жизнь в пионерском лагере еще больше укрепила дружбу ребят.

2 сентября 1923 года пионеры первых отрядов приняли участие в праздновании Международного юношеского дня. После митинга комсомольцы и пионеры у братской могилы поклялись быть верными борцами за советскую власть.

Одним из первых барабанщиков Новониколаевска был Миша Рыбалко. Всю свою жизнь он посвятил службе в авиации, участник Великой Отечественной войны, награжден боевыми и трудовыми орденами.

Первые пионеры любили труд с раннего детства и хотели трудиться в отрядах. Они сажали деревья на Комсомольском проспекте (тогда он называл Обским). Все бульвары и сады центра Новосибирска – плоды труда первых поколений пионеров и комсомольцев нашего города.

Борис Овчуков-Суворов, бывший пионер первого новосибирского отряда вспоминает: «У нас было много полезных дел. Мы ходили по домам ликвидировать неграмотность. Неграмотных тогда было много и среди ребят и среди взрослых».

Для руководства пионерской работой в школах создавались форпосты (передовой пост). Первый форпост был создан в Новониколаевске в 1923 году в школе № 10 Вокзального района. Им руководил пионер первого отряда Б. Овчуков-Суворов.

Форпосты привлекали в школы новых учеников, следили за их поведением и успеваемостью, организовывали работу кружков, помогли создать переплетную мастерскую. Одним из руководителей форпоста в те годы была Аня Данилова. В последующие годы она долгое время руководила Новосибирска отделом народного образования, награждена двумя орденами.

Большая помощь пионеров была в борьбе с беспризорничеством. Гражданская война оставила тяжелое наследие: разруху, голод. В Поволжье от голода вымирали целые деревни. Многие тысячи ребят лишились родителей, стали беспризорниками, кочующими с места на место в поисках хлеба и теплого угла. И многие дети из Поволжья ехали в Сибирь и пополняли ряды беспризорников.

Беспризорников находили повсюду: на базарах, вокзалах, в подвалах и чердаках домов. Оборванных, голодных ребятишек направляли в детские дома.

Детские дома того времени были на полном самообслуживании. Так, например, в детских домах Колыванского района имелся свой домашний скот, посевы зерновых культур, картофеля, овощей, своя сапожная и столярная мастерские.

Комсомольцы и пионеры шествовали над детскими домами.

Бывший пионер первого отряда Иван Брызгалов вспоминает: «Мы ходили по улицам города с кружками – собирали деньги среди населения на покупку одежды и обуви воспитанниками детских домов. Старшие пионерки вязали для них носки и варежки. Наш отряд долгое время был шефом детского дома «Муравейник», который находился на территории Заельцовского района. В этом детском доме мы помогали создавать кружки рисования, рукоделия и др. руководили ими наши пионеры: читали детдомовцам интересные книги, разучивали песни».

Потрясенные смертью вождя революции трудящиеся Новосибирска решили ознаменовать жизнь Ленина особым выдающимся памятником: этим памятником стал Дом Ленина. Первые пионеры помогали осуществлять сбор средств на строительство Дома Ленина вместе с комсомолом, рабочими, служащими.

А, когда в 1941 году гитлеровская армия напала на нашу страну, и полчища хлынули на наши поля, села, города, труба вновь пропела: «Пионер! Родина в опасности!» и пионеры откликнулись на зов.

Вставка о создании НООО «Союз пионеров»

Детского объединения

В новом веке сложились особые социальные условия, которые свидетельствуют об изменении статуса детского общественного объединения. Это связано с пониманием того, что «статус – это интегративной показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. Компонентами социального статуса являются социальные позиции, которые характеризуют авторитет, престиж, соотнесенность, зависимость социальной группы». Социальный статус определяется также и с помощью нормативных регуляторов – законов, положений, соглашений.

Знание правовых основ функционирования детской общественной организации способствует реализации предоставленных законами прав и свобод, позволяет соблюдать установленные ими ограничения. Организатору детского объединения важно представлять противоречивость нормативно-правового поля общественной деятельности.

В настоящее время деятельность детских и молодежных общественных объединений регламентируют следующие законодательные акты: Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон об общественных объединениях, Федеральный Закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, Закон Российской Федерации об образовании с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 13 января 1996 года.

Деятельность любого общественного объединения регулируется определенным кругом документов. Основная часть документов – это нормативно-правовые акты, принимаемые органами власти, в соответствии с их компетенцией.

Право детей и молодежи на общественные объединения установлено Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации. «Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний», – гласит статья 15 Конвенции о правах ребенка. «Каждый имеет право на объединение… Свобода деятельности общественных объединений гарантируется», – говорится в статье 30 Конституции Российской Федерации. Что понимается законом под общественным объединением? Гражданский кодекс, Закон об общественных объединениях общественных объединениях дают четкое определение этого понятия. «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» – такая формулировка содержится в статье 5 Закона об общественных объединениях. Добровольность объединения, общность интересов граждан, объединившихся для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, подчеркивается и в перечне основных признаков общественных организаций (объединений) в статье 117 Гражданского кодекса.

В соответствии со статьей 4 Закона о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в детские объединения входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности с детьми, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. В молодежные объединения входят граждане в возрасте до 30 лет.

Организатору детского движения необходимо различать общественные объединения и по их организационно-правовым формам. Согласно статье 7 Закона об общественных объединениях, в число таких форм входят общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Детские объединения, как правило, создаются в двух формах: общественная организация и общественное движение. В чем их различие? Общественная организация основывается на членстве, а общественное движение не предусматривает членства, но носит обязательно массовый характер.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Организаторам работы с детьми следует учесть, что регистрация общественных объединений предусмотрена только в случае приобретения им статуса юридического лица. А поскольку детские объединения, создаваемые в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, на такой статус не претендуют или уже входят в состав региональных детских объединений, уже имеющих свой устав и прошедших государственную регистрацию, – они могут функционировать без регистрации.

Федеральным Законом о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений определены гарантии, общие принципы, содержание и меры поддержкимо<

Наши рекомендации