Принцип заполнения логико-структурной матрицы.
Обычно предпочтительнее начинать составление логико-структурной матрицы, двигаясь вертикально вниз по первой колонке (Текст), до тех пор, пока она не будет заполнена.
Как только иерархия общих целей, индивидуальных целей, результатов, действий и средств может считаться логичной, составляющий план может начинать заполнять колонку Предположений. Такой порядок помогает проводить проверку логичности описания проекта, а также выявляет факторы, сдерживающие выполнение проекта, и всевозможные факторы риска, не поддающиеся контролю в рамках проекта. Затем заполняются вторая и третья колонки матрицы для каждого уровня иерархии проекта. Так для каждого Показателя указываются Измерения, с помощью которых определяется, действительно ли показатель поддается измерению, эффективному с точки зрения затрат времени и стоимости.
Действия (мероприятия) должны определяться в логико-структурной схеме с такой степенью комплексности, чтобы поощрять менеджера сосредотачивать внимание более на стратегическом, чем на тактическом аспекте управления. Таким образом, действия не являются простым предоставлением ресурсов (напр., покупка канцелярских товаров), поскольку такой подход приведет к заполнению логико-структурной схемы ненужными подробностями. Тактические вопросы могут рассматриваться с помощью других приемов, таких как составление графика действий и плана расходов (см. Этапы 7 и 8).
Результаты следует определять как значимые выходные продукты, произведенные благодаря действиям.
Методика определения показателей.
Простая постановка цели не является достаточной. Важно определить путь оценки прогресса в ее достижении. Чтобы обеспечить измеримость цели, необходимо дополнить ее показателями, определяющими необходимую информацию. В тоже время следует указать также средства измерения показателей.
Формулировка показателей.
Показатели также должны соответствовать определенным критериям Качества, Количества и Времени (часто именуемым ККВ). Отбор показателей проводится в четыре этапа:
¨ Определение показателя: напр., улучшение положения в образовании
¨ Указание на качество: возрастание количества выпускников вузов, оканчивающих аспирантуры.
¨ Указание на количество: возрастание количества выпускников вузов, оканчивающих аспирантуры, с 500 до 1000.
¨ Указание на время: к 1999 году возрастание количества выпускников вузов, оканчивающих аспирантуры, с 500 до 1000.
Следует следить за тем, чтобы отобранные показатели были связаны с задачами, иными словами, чтобы они действительно свидетельствовали, достигнута цель или нет. Часто, однако, разные люди интерпретируют выполняемый проект по-разному. Если те, кто занимается планированием, и те, кто осуществляет проект, имеют разные представления о целях, результатом такого явления может быть серьезный ущерб выполнению проекта. Процесс отбора показателей будет полезным для четкого уяснения того, что понимается под целью, обеспечения реальности цели, ее конкретности и измеримости.
Список литературы.
Веснина Л. В., Малкова И. Ю. Логико-структурный подход: возможности для реализации системных региональных проектов/ Технология разработки, представления и анализа проектов системных изменений в образовании: Логико-структурный подход/ Под ред. Н.П. Дерзковой. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – с. 51-62
Раздел 2. Организация и исследование проектной деятельности в образовании: методика, содержание и результаты.
Образовательная задача – исследование образовательного содержания, результатов и способов их диагностики в разных формах организации проектной деятельности в образовании; реконструкция этапов становления проектной компетентности.
Образовательный результат – компетенции исследования образовательного содержания проектирования.
Содержание образовательной деятельности.
- Анализ особенностей содержания и диагностики образовательных результатов проектирования в контексте компетентностного подхода.
- Исследование признаков проектной компетентности как образовательного результата проектирования и определение стратегии развития проектной компетентности в образовании: от участника к организатору проектной деятельности.
§ Организация и рефлексия учебного проектирования как формы организации проектной деятельности по решению учебных задач.
Работа с методическими материалами.
Учебные задания и методические материалы к разделу 2 «Организация проектной деятельности в образовании: методика, содержание и результаты».
Учебные задания.
1. На материале пособия и предложенной литературы (1,2,3) сформулируйте признаки образовательного результата в контексте компетентностного подхода.
2.Проанализируйте методический материал и определите, в реализацию каких этапов разработки проекта вовлечены участники учебного проекта.
2. Модифицируйте освоенную в первом модуле технологию разработки проекта для организации учебного проектирования. Оформите рекомендации.
3. Опишите, какие компетенции проектирования формируются в учебном и образовательном проекте.
Учебные задания для актуализации образовательного содержания метода проектов.
Сформулируйте проблемы или задачи образовательной деятельности, для решения которых Вы решили обратиться к ресурсам программы «Современные образовательные технологии»? Оформите текст 1.
Проанализируйте общие характеристики метода проектов, представленные на презентации, в методических материалах и конкретизируйте: решению каких из ваших проблем и задач может способствовать метод проекта? Дополните текст1.
- Учебные задания и способы организации модельной ситуации по разработке проекта.
Определите тему проекта для разработки. Работа по группам - определение проблем, решению которых способствует разработка проекта на данную тему. Пленум – разработка общего поля проблем.
Сформулируйте задачи и обоснуйте результаты проекта, обеспечивающие решение поставленных проблем.
Определите действия, обеспечивающие достижения результатов проекта и решение задач.
Оформите текст проекта в соответствии со структурой:
§ Актуальность проекта.
§ Проблемы, на решение которых направлен проект.
§ Цель и задачи проекта.
§ Ожидаемые результаты проекта.
§ Содержание деятельности по достижению результатов.
§ Показатели эффективности проекта.
2.5. Разработайте форму представления (презентации) вашего проекта. Определите средства анализа качества результатов проекта.
3. Учебные задания для рефлексивного семинара.
3.1. Какие этапы в организации проекта Вы выделяете? Опишите, в чем заключается содержание деятельности на каждом этапе.
3.2. Проанализируйте предложенные методические материалы и сформулируйте вопросы на уточнение способов организации метода проекта.
4. Учебные задания к аналитическому семинару.
4.1. Опишите образовательные результаты и эффекты, наиболее проявленные в модельной ситуации. (Текст от группы).
4.2. Проанализируйте предложенные методические материалы и сформулируйте основные требования к организации оценки результатов обучения по методу проектов.
4.3. Опишите основные отличия действий педагога на уроке и в процессе организации метода проекта.
4.4. Сформулируйте ресурсы и дефициты вашего образовательного учреждения для эффективной организации метода проекта.
4.5. Оформите аналитический отчет по курсу (опираясь на Текст 1), включающий ответы на следующие вопросы:
- Возможно ли и для чего необходимо использовать метод проекта в вашей образовательной практике?
- Будите ли Вы использовать метод проекта в своей деятельности?
- Что вам для этого необходимо изменить в деятельности?
- Изменилось ли у вас представление о проектном обучении в процессе прохождения курса? Если да, то по каким признакам (технология организации, образовательные результаты, методы диагностики, условия организации и др.)
Методические материалы.