ДЕ 3. Психология развития в разные возрастные периоды
34. «Комплекс оживления» включает в себя три компонента: улыбку, вокализацию и ________ реакции.
пищевые
сенсорные
защитные
Двигательные
35.Период новорожденности характеризуется …
проявлением положительных эмоциональных реакций
осознанным различением сна и бодрствования
Биологической беспомощностью
нецеленаправленной двигательной активностью
36.Непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве, согласно Д. Б. Эльконину, является ________ данного возрастного периода.
психологическим новообразованием
кризисным взаимодействием
Ведущей деятельностью
социальной ситуацией развития
37.Суть кризиса конца первого года жизни заключается в изменении
познавательной сферы ребенка
Эмоциональной сферы ребенка
социальной ситуации развития
умений обращаться с предметами
38.Единственным периодом в жизни человека, когда в чистом виде проявляются врожденные, инстинктивные формы поведения, является …
дошкольное детство
младенчество
Новорожденность
раннее детство
39.К моменту рождения ребенка в наибольшей мере складывается система ________ рефлексов.
защитных
пищевых
атавистических
Приспособительных
40.Манипулятивная деятельность, свойственная раннему младенческому возрасту, в раннем детстве сменяется _________ деятельностью.
игровой
учебной
профессиональной
Предметной
41. Установите соответствие:
Периоды новорожденность и младенчество отличаются некоторыми особенностями:
[А]объективно необходимые отношения со взрослым
[Б]слитность ребенка и матери
[В]непосредственно эмоциональное общение ребенка с мамой
[Г]голосовые реакции
[Д]стремление к независимости, но объективная зависимость от взрослого
социальная ситуация развития
новообразование младенчества
ведущая деятельность младенчества
первая форма воздействия на взрослого
главное противоречие кризиса 1 года
Ответ А-1 Б- 2 В-3 Г-4 Д-5
42. Установите соответствие.
[А]новообразование младенчества
[Б новообразование новорожденности
[В]физиологический критерий окончания периода новорожденности
[Г]симптом кризиса 1 года
[Д]зрительное и слуховое сосредоточение
комплекс оживления
пра-мы (слитность ребенка и мамы)
появление зрительного и слухового сосредоточения
всплеск самостоятельности
кратковременная задержка импульсивных движений ручек и ножек ребенка
Ответ А-2 Б-1 В-3 Г-4 Д-5
43.Восстановите правильную последовательность.Расставьте в порядке появления в онтогенезе
А) затихает, прислушивается
Б) подражание ритму
В) лепет (повторяющиеся звукосочетания)
Г) гуление (издавание звуков при радостном оживлении)
Д) появление автономной речи
Ответ АБГВД
44.Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.
младшего школьного
подросткового
Раннего
дошкольного
45.Д. Б. Эльконин установил, что формирование _________ действий составляет особую линию развития в раннем детстве.
орудийных
игровых
Предметных
мыслительных
46.Решение задач в раннем возрасте основано на установлении связей между предметами и представляет собой ________ мышление.
Наглядно-образное
словесно-логическое
гипотетико-дедуктивное
наглядно-действенное
47.Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …
упрямством
своеволием
Негативизмом
строптивостью
48. Установите соответствие между характеристиками кризиса трех лет и их проявлениями:
[А]негативизм
[Б]деспотизм
[В]своеволие
[Г]упрямство
Гипертрофированная тенденция к самостоятельности
Настаивание на своем первоначальном решении
Отказ выполнять требование или просьбу взрослого
Жесткое проявление ребенком власти над окружающими его взрослыми, диктат над ними
Ответ А-3 Б-4 В-1 Г-2
49.Восстановите правильную последовательность.Расставьте в порядке появления в онтогенезе
А) узнает себя в зеркале
Б) появляется лепет
В) называет себя по имени в третьем лице
Г) гуление (издавание звуков при радостном оживлении)
Д) появляется первичная самооценка, сознание «Я».
Ответ Г Б А В Д
50.Восстановите правильную последовательность.Расставьте в нужной последовательности особенности общения ребенка раннего возраста со сверстниками в порядке появления их в онтогенезе
А) беспокойство при приближении сверстника
Б) внимание и интерес к сверстнику
В) демонстрация успехов, привлечение внимания
Г) чувствительность к отношению сверстника
Д) эмоционально- практическое взаимодействие
Ответ А Б В Г Д
51.Выберите правильный вариант ответа.Ведущим видом деятельности в раннем детстве является:
А) сюжетно-ролевая игра
Б) учебная деятельность
В) предметно-орудийная деятельность
Г) непосредственно-эмоциональное общение
Д) словотворчество
52.Выберите правильный вариант ответа.Основным новообразованием раннего детства является:
А) комплекс оживления
Б) осознание общественной значимости статуса школьника
В) поло-ролевая идентификация
Г) сознание «Я», «Я сам»
Д) слуховое сосредоточение
53. Выберите правильный вариант ответа.К симптомам кризиса трех лет НЕ относят:
А) своеволие
Б) упрямство
В) деспотизм
Г) непослушание
54.Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
предметно-манипулятивная
предметно-ролевая
Сюжетно-ролевая
компьютерная
55.Формой освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения у ребенка-дошкольника является …
Игра
моделирование
подражание
общение
56.Сюжетно-ролевая игра в отечественной психологии понимается как деятельность _____________ по происхождению, по содержанию и структуре.
Социальная
учебная
инстинктивная
биологическая
57.По мнению Л. И. Божович, кризис 6–7 лет связан с появлением _________ ребенка как нового, стержневого для его личности системного образования.
автономной речи
произвольности поведения
уровня притязаний
Внутренней позиции
58.Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.
этической речи
эмоционального выгорания
Горькой конфеты
аномального поведения
59. Установите соответствие
[А]игра
[Б]структура игры
[В]компоненты игры
[Г]развитие игры
самостоятельная деятельность, моделирующая жизнь взрослых
роль, игровые действия, правила
игровые условия, сюжет, содержание
ролевая, образно-ролевая, сюжетно-ролевая
Ответ А- 1 Б-2 В-3 Г-4
60. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность нравственного развития дошкольников:
А) правильный поступок ребенка определяется усвоенными им нормами поведения
Б) ребенок сам начинает оценивать собственное поведение в соответствии со знаемыми нормами
В) ребенок поступает согласно указаниям взрослых
Ответ В Б А
61. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность развития содержания сюжетно-ролевой игры:
А) ребенок воспроизводит в игре только действия взрослых
Б) содержанием игры становятся отношения между людьми
В) воспроизведение в игре правил взаимоотношений между людьми согласно взятой на себя роли
Ответ А Б В
62. Установите соответствие между особенностями дооперационального мышления детей и их проявлениями:
[А]виды деятельности дошкольника
[Б]новообразования дошкольника
[В]содержание игры
[Г]предмет ведущей деятельности дошкольника
игра, восприятие сказки, элементарный труд, рисование
первое мировоззрение и этические инстанции, соподчинение мотивов, произвольность
действия, отношения, правила
взрослый, как носитель определенных общественных функций
Ответ А-1, Б-2, В-3, Г-4
63.Выберите правильный вариант ответа.Основными новообразованиями дошкольника:
А) соподчинение мотивов, самосознание
Б) послушание
В) овладение речью
Г) появление игровой деятельности
Д) интерес к миру взрослых
64.Выберите правильный вариант ответа.Кризис 7 лет – это:
А) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности
Б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх
В) тревожность, демонстративность, вербализм
Г) произвольность всех процессов
Д) возникновение чувства взрослости
65.Для социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте характерно …
освоение ребенком способов действия с предметами в совместной со взрослыми деятельности
доминирование системы отношений ребенка с родителями