Закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни
объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин в своей деятельности
происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании
4. Несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций характеризует _______ развития.
неоднородность
детерминированность
Гетерохронность
дискретность
5.Общий процесс влияния социокультурных факторов на развитие в смысле врастания человека в окружающее общество и культуру описывают понятием …
импринтинга
адаптации
Социализации
дифференциации
6.Внешний показатель развития и его количественная характеристика понимается как …
созревание
Рост
универсальное изменение
совершенствование
7.Индивидуальное развитие, или временная дистанция длиной в человеческую жизнь, называется …
социогенезом
микрогенезом
Онтогенезом
филогенезом
8.Медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, согласно учению Л. С. Выготского, происходит в ________ периодах.
последовательных
необратимых
критических
Стабильных
9.Теория _________ стала первой теорией, объясняющей процесс психического развития человека.
Рекапитуляции
деятельности
трех ступеней развития
конвергенции
10.К. Бюлер выделил три ступени развития ребенка – …
инстинкт, действие, знание
инстинкт, навык, опыт
Инстинкт, навык, интеллект
инстинкт, действие, навык
11.Социальной ситуацией развития называется …
Специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой
зона актуального развития
наследственный фактор
зона ближайшего развития
12.Возрастной период, где наблюдается оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, называется …
стабильным периодом
зоной актуального развития
Сенситивным периодом
зоной ближайшего развития
ДЕ 2. Возрастные периодизации
13.Развитие интеллектуальных структур лежит в основе периодизации …
С. Холла
А. Гезелла
Э. Эриксона
Ж. Пиаже
14.Закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе психического развития был открыт …
В. Штерном
Д. Б. Элькониным
А. Гезеллом
С. Л. Выготским
15.Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга _________ периоды.
наследственно своеобразные
количественно своеобразные
Качественно своеобразные
возрастно своеобразные
16.По мнению А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, основой психического развития является смена …
критических периодов
новообразований
Ведущей деятельности
социальной ситуации развития
17.В своей периодизации В. И. Слободчиков опирается на идею о становлении в психическом развитии __________ (или внутреннего мира), как особого личностного образования.
индивидуальности
Субъективности
потребностей
интеллекта
18.Идея о том, что в развитии поведения ребенка следует различать две сплетенные линии – естественное «созревание» и культурное совершенствование – принадлежит …
В. Штерну
Ж. Пиаже
Н. А. Бернштейну
Л. С. Выготскому
19.Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга ________ своеобразные периоды.
количественно
биологически
Качественно
природно
20.Установите соответствие между компонентами в структуре личности по З.Фрейду и их характеристиками:
[А]Оно
[Б]Я
[В]Сверх-Я
рациональное поведение
сосредоточение инстинктов – агрессивных и сексуальных
совесть, чувство вины, мораль
Ответ А-2 Б-1 В-3
21. Установите соответствие между авторами психоаналитического направления и их основными идеями:
[А]З.Фрейд
[Б]Э.Эриксон
сексуальность (либидо) - основной человеческий мотив поведения
для каждой стадии развития характерна специфическая задача, выдвигаемая обществом
Ответ А-1,4 Б-2,3
22. Установите соответствие между предметом конфликта развития и психосоциальным исходом, согласно Э.Эриксону:
[А]Могу ли я управлять собственным поведением?
[Б]Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды, позиции?
[В]Доволен ли я прожитой жизнью?
идентичность – смещение ролей
целостность эго – отчаяние
автономия – сомнение
Ответ А-3, Б-1, В-2
23. Установите соответствия
[А]Л.С.Выготский
[Б]Д.Б.Эльконин
[В]П.П.Блонский
[Г]А.В.Петровский
чередование стабильных и кризисных периодов
взаимодействие ребенка с членами референтной группы
социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основные новообразования возраста
появление и смена зубов
Ответ А-1 Б-3 В-4 Г-2
24. Установите соответствия
[А]Л.С.Выготский
[Б]Д.Б.Эльконин
[В]П.П.Блонский
[Г]А.В.Петровский
беззубое детство (до 8 мес.-2.5 лет), детство молочных зубов (до 6.5 лет), детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости)
Кризис новорожденности, младенчество, кризис 1 года, раннее детство, кризис 3, дошкольный возраст, кризис 7 лет, школьный возраст, кризис 13 лет, пубертатный возраст, кризис 17 лет
раннее детство (младенчество и ранний возраст), детство (дошкольный и младший школьный возраст), отрочество (подростковый и ранняя юность). На каждом из этих периодов автор рассматривает развитие мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферы ребенка
эпоха детства (раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст), эпоха отрочества (период среднего школьного возраста), эпоха юности (старший школьный возраст). На каждом этапе ребенок проходит три фазы: адаптация, индивидуализация, интеграция
Ответ А-2 Б-3 В-1 Г-4
25. Установите соответствия
Какие периоды выделяет Д.Б.Эльконин в:
[А]эпохе раннего детства
[Б]детства
[В]подростничества
младший школьный возраст
ранняя юность
младенчество
Ответ А-34 Б-15 В-26
26. Установите соответствие между авторами периодизаций и характеристиками раннего детства:
[А]Фрейд З.
[Б]Эриксон Э.
[В]Пиаже Ж..
[Г]Эльконин Д.Б.
предметно-орудийная деятельность
дооперациональная стадия развития интеллекта, (репрезентативный интеллект)
автономность – стыд, сомнение
фаллическая стадия
Ответ А-4 Б-3 В-2 Г-1
27.Установите правильную последовательность развития интеллекта, согласно теории Ж. Пиаже:
А) дооперациональная стадия (ограниченные представления о причинах и следствиях)
Б) сенсомоторная стадия (познание мира только посредством различных действий)
В) стадия конкретных операций (начинают классифицировать объекты по нескольким признакам, способность к рассуждению, доказательствам)
Г) стадия формальных операций (проводят анализ решения конкретных задач, строят планы на будущее, вспоминают прошлое).
Ответ БАВГ
28.Установите последовательностьформирования высших психических функций по Л.С.Выготскому:
А) формируются в совместной деятельности
Б) переходят во внутренний план
В) становятся внутренними психическими процессами ребенка
Ответ АБВ
29.Установите последовательностьстадий развития морального сознания по Л.Колбергу:
А) ориентир на наказание
Б) ориентир на поощрение
В) ориентир на оправдание ожиданий близких
Г) ориентир на авторитет
Д) ориентир на обязательства перед обществом
Е) ориентир на общечеловеческие этические принципы
Ответ АБВГДЕ
30.Восстановите правильную последовательностьстадий психосексуального развития по З.Фрейду:
А) анальная;
Б) генитальная;
В) латентная;
Г) фаллическая;
Д) оральная.
Ответ ДАГВБ
31.Восстановите правильную последовательность.
Расположите в порядке появления в онтогенезе стадии психосоциального развития детства по Э.Эриксону:
А) инициативность – чувство вины;
Б) идентичность – смещение ролей;
В) базисное доверие - недоверие;
Г) трудолюбие – неполноценность;
Д) автономность – стыд и сомнения.
Ответ ВДАГБ
32.Восстановите правильную последовательность.Расставьте в порядке появления в онтогенезе виды ведущей деятельности в классификации Д.Б.Эльконина.
А) эмоционально-личностное общение
Б) предметно-манипулятивная деятельность
В) сюжетно-ролевая игра
Г) учебная деятельность
Д) учебно-профессиональная деятельность
Ответ АБВГД
33.Восстановите правильную последовательность.Расставьте в порядке появления в онтогенезе приведенные ниже соотношения (по А.В.Петровскому).
А) адаптация преобладает над индивидуализацией
Б) индивидуализация преобладает над адаптацией
В) интеграция преобладает над индивидуализацией
Ответ АБВ