Выбор педагогических технологий
Таблица
Начальная школа | Основная школа | Старшая школа |
Адаптивные технологии | ||
Технологии адаптации первоклассниковк школе | Технологии адаптации пятиклассников к новым образовательным условиям | Технологии адаптации десятиклассников к новым образовательным условиям |
Технологии создания образовательной среды | ||
Создание учебного сообщества | Создание учебного сообщества | Создание учебного сообщества |
Образовательные технологии | ||
Игровые | Игровые (сюжетно-ролевые) | |
Рефлексивные | Рефлексивные | Рефлексивные |
Развития критического мышления | Развития критического мышления | Развития критического мышления |
Информационные | Информационные | Информационные |
Проектные | Проектные | |
Исследовательские | Исследовательские |
Рассмотрим последовательно педагогические технологии начальной, основной и старшей школы.
Начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания имели действительно развивающий эффект, причем именно для этого ребенка. Откровенная заинтересованность ребенка, любознательность и инициативность – вот очевидные показатели, что идет процесс развития, а не просто «натаскивание» на определенные знания. Достижение этих целей охарактеризовано в Стратегии целым комплексом взаимосвязанных задач, среди которых некоторые имеют явно выраженный технологический характер. К этим задачам могут быть отнесены следующие:
· Использование разнообразных технологий безотметочного обучения - безотметочная система обучения на протяжении всей начальной школы, обучение детей самооцениванию, свобода выбора школами систем оценки;
· Освоение учениками технологий самостоятельной познавательной и поисковой деятельности – расширение форм работы, предполагающих развитие творческой и поисковой активности детей во всех сферах школьной жизни, в частности, в учении:
· Построение образовательного процесса с использованием коммуникативных технологий и технологий учебного взаимодействия – существенное расширение видов совместной работы учащихся, расширение коммуникативного опыта учащихся, прежде всего в русле совместной предметной деятельности.
Поисковая активность развивается в начальной школе в основном в рамках различных форм учебного взаимодействия, поэтому чрезвычайно важно создавать сообразную среду в коллективе, в которой каждый ученик мог бы найти для себя учебного партнера.
В качестве одной из основных форм решения задач начальной ступени обучения рассматривается создание учебного сообщества–группы детей и взрослых, объединяющихся для совместного выполнения учебного задания. Такое сообщество способно решить следующие задачи:
· во-первых, обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за рискованное дело, пробовать что-то новое, высказывать свои мысли о чем-то неизвестном;
· во-вторых, сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебный процесс и не «выпадать» из него;
· в-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – это та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия;
· в-четвертых, сами навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием обучения, как умения и навыки чтения, письма и счета;
· в-пятых, сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя «со стороны», соотнести свое мнение и свои действия с действиями других и с общим результатом.
Из сказанного ясно, что в сообществе принципиально меняется роль учителя. Учитель не дает в готовом виде знания, правила работы, необходимые для усвоения образцы. Он помогает детям выдвигать предположения, слышать мнения друг друга, учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Организовав групповое взаимодействие детей, учитель сам включается в деятельность только в том случае, если дети вовлекают его. Таким образом, функции учителя приобретают совершенно отличный от традиционного характер. Они сводятся к следующему:
· демонстрировать культурные образцы взаимодействия, предоставляя детям варианты, равновозможные для выполнения конкретного задания;
· инициировать пробные действия детей с учебными заданиями и корректировать дальнейшую работу класса с опорой на возникающие по ходу индивидуальные варианты решений;
· искать способы вовлечения каждого ученика в работу малых групп и в общеклассную дискуссию;
Для создания учебного сообщества учитель:
1. Формулирует ценность совместной работы: «Мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение»;
2. Создает среду для реализации декларированной ценности:
а) подбирает задания, требующие прямого обращения детей друг к другу (например: «За одну минуту выучи имена двух девочек и двух мальчиков из нашего класса. Представь их классу». «Расскажи, что сегодня ел на завтрак твой сосед по парте… Какая его любимая книжка? Игра?.. Что он любит рисовать?..»);
б) вводит первые правила совместной работы (например: «Когда я задаю вопрос, ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться». «К доске можно выходить вдвоем или группой, если вы заранее договорились об ответе. Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись друг с другом»);
в) вводит первые правила «этикета» совместной работы: поворачиваться к говорящему и смотреть на собеседника, обращаться по имени, говорить «мы считаем» (а не «я считаю»);
3. Постепенно увеличивает число, длительность и сложность заданий, которые дети выполняют сообща. В первую очередь это должны быть собственно учебные занятия на уроках математики и родного языка;
4. Постепенно переходит от работы вдвоем к работе в малых группах (4-6 человек);
5. Постоянно наращивает навыки сотрудничества: учит детей, как можно узнать точку зрения другого человека, как соглашаться и не соглашаться друг с другом, как возражать, как просить о помощи, как предлагать помощь, как помогать, не унижая, как поддерживать хорошее настроение партнеров, как приглашать к сотрудничеству, как отказываться от сотрудничества;
6. Старается добиться развития умения слушать и проверять свое понимание, которое составляет основу человеческого общения и взаимодействия, и должно воспитываться особо средствами всех учебных предметов.
Какие бы технологии не использовал учитель в начальной школе, необходимо помнить о чрезвычайном значении среды учебного взаимодействия - кабинет, коридор, рекреация. Ребенок должен иметь комфортные условия не только для учебы, но и для отдыха. Как известно, чередование нагрузки и отдыха чрезвычайно актуально для сохранения работоспособности, особенно ученика начальной школы.
Основная школа – наиболее трудное для модернизации звено общеобразовательной школы. Именно на ступени основной школы наблюдается наибольшая перегрузка, многопредметность, снижение учебной мотивации учащихся. Сегодняшняя практика сформировала господствующую точку зрения на подростковый период как на трудный и непродуктивный для решения образовательных задач. Школа должна отвечать интересам, влечениям и потребностям подростка, предлагая ему культурные формы реализации этих влечений и «возвышения» его потребностей. Основой этих интересов и потребностей является ориентация подростка на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной.
Технологический аспект основной школы заключается в повышении многообразия видов и форм организации деятельности учащихся – рост удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности школьников; самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных; введение социальной практики; дифференциация учебной среды: классно-кабинетное пространство, лаборатории, сфера самостоятельной работы и др.
Ведущая роль на данной ступени отводится технологиям проектного обучения.
Проектная деятельность предполагает последовательность относительно отграниченных друг от друга и относительно завершенных проектов. Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. Завершенность проекта как реализация замысла и как отчужденный результат есть механизм формирования у ребенка способности видеть собственное действие со стороны глазами другого.
Таким образом, проект в контексте образования есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях. Специально организованные условия дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях, т.е. осуществлять пробу в культурных формах. Проектируя, ребенок учится:
· выделять собственную цель;
· соотносить поставленную цель и условия ее достижения;
· строить программу действий в соответствии с собственными возможностями;
· различать виды ответственности внутри собственной учебной работы.
Кроме того, проект как «форма» работы требует оформления результатов (продукта) для предъявления его окружающим. Соответственно, возникает необходимость использовать предметные знания как средство реализации проекта.
Обучение проектной деятельности целесообразно начинать в основной школе (в 5-м классе) в форме индивидуальных или групповых самостоятельных творческих заданий, хотя и в начальной школе ученики могут выполнять проекты, но это будет скорее всего совместная деятельность ребенка и взрослого, т.к. ученик начальных классов пока не готов работать самостоятельно над созданием какого-либо продукта (за исключением игровых ситуаций). Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое продолжение содержания учебного предмета (образовательной области). Исходные проекты, как правило, многопредметны, но, развиваясь, они позволяют осуществлять содержательную интеграцию учебного содержания.
Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале; наряду с ней дети осуществляют и другие виды деятельности – учебную, игровую, трудовую, исследовательскую и т.д. Однако именно проектирование может рассматриваться как структурообразующий принцип организации основной школы, который предполагает обязательное сочетание различных видов деятельности детей. Именно сочетание и координация различных видов деятельности являются необходимым условием возникновения у ребенка различения типов требований, предъявляемых к его работе и, как следствие, умения действовать в режиме пробы и в режиме исполнения.
Это сочетание специальных подпространств, структурированных по принципу «подготовка – опыт – демонстрация», поскольку именно эти три этапа выделяются как в структуре проекта (эксперимента), так и в структуре ответственного действия. Подготовка подразумевает формулирование замысла, планирование возможных действий. Опыт подразумевает пробу осуществления замысла, первичную реализацию. Демонстрация подразумевает окончательную реализацию замысла, своеобразный отчет о связи замысленного и реализованного. Это этап оценки состоятельности своего замысла. Подпространства проектной деятельности в школе: