Профиль: гуманитарно-эстетический.
Профильные предметы: литература, история.
Учебный Предмет | Вид учебного курса, число часов | Рекомендуемые спецкурсы | ||||||
углуб. | профиль. | Базовый | ||||||
Русский язык | - | - | ||||||
Литература | - | |||||||
Иностранный язык | - | - | ||||||
Математика | - | - | ||||||
Биология Химия Физика | Или | - - - - | - - - - | |||||
Естествознание | ||||||||
История | - | - | ||||||
Обществоведение | - | - | Начала философии: 140 ч. | |||||
Искусство | - | - | - | Спецкурс: 70ч. | ||||
Информационные технологии | - | - | ||||||
ОБЖ Физкультура | - - | - - | ||||||
География | - | - | - | Спецкурс: 70ч. | ||||
Число часов по профильным предметам: 700
Общее число обязательных учебных часов: 2100
Резерв обязательных учебных часов: 420
Выяснилось, что при наличии четырех основных профилей существует 41 образовательный маршрут учащихся, отличающийся набором и уровнем основных учебных курсов школьного компонента и набором спецкурсов элективного компонента. Из 49 возможных спецкурсов, рекомендуемых как в качестве обязательных для завершения профиля, так и спецкурсов свободного выбора, реально начали работать 16. Это спецкурсы, которые были выбраны минимум 13 учащимися - это минимальное количество учащихся, которое позволяет реализовать в школе данный спецкурс. Помимо рекомендованных к каждому профилю, наиболее популярными оказались такие спецкурсы, как “Начала философии” и “Информационные технологии в образовании”.
Учебным планом определено число часов, отводимых на изучение профильных курсов, которое должно составлять в среднем 14 часов в неделю. Иными словами, целесообразно принять такое распределение времени между инвариантным, профильным и элективным компонентами, которое выражается пропорцией 55%: 25%: 20%. Именно к такому распределению часов школа стремилась подойти, консультируя учащихся при составлении ими индивидуальных планов.
Следует заметить, что реализация такого большого числа спецкурсов и образовательных маршрутов учащихся возможно только при наличии в школе как минимум трех 10 классов профильного обучения. Лишь только в этом случае возможно открытие нужного количества спецкурсов, организация модульных, а в дальнейшем и разновозрастных модульных спецкурсов.
Сейчас в многопрофильной средней школе №91 нет классов в обычном смысле этого слова. Большое число аудиторных и внеаудиторных занятий проходит в составе так называемых “виртуальных” групп, где занимаются учащиеся разных классов.
Приведем примеры индивидуальных учебных планов учащихся.
Документ 10.
Примеры индивидуальных учебных планов
Ф.И.О | Петров Василий Профиль: химико-математический | |||||
Учебный предмет | Вид учебного курса | |||||
углубленный | Профильный | базовый | ||||
русский язык | ||||||
литература | ||||||
иностранный язык | ||||||
математика | ||||||
биология | ||||||
физика | ||||||
химия | ||||||
история | ||||||
обществоведение | ||||||
МХК | ||||||
информ. технология | ||||||
ОБЖ | ||||||
физкультура | ||||||
Итого часов: | ||||||
спецкурсы | № | профильные | по выбору | |||
Итого часов по спецкурсам: | ||||||
Общее число профильных часов: | ||||||
Общая учебная нагрузка: | ||||||
Ф.И.О. | Смирнов Сергей Профиль: химико - математический | |||||
Учебный предмет | Вид учебного курса | |||||
углубленный | профильный | базовый | ||||
русский язык | ||||||
литература | ||||||
иностранный язык | ||||||
математика | ||||||
биология | ||||||
физика | ||||||
химия | ||||||
история | ||||||
обществоведение | ||||||
МХК | ||||||
информ. технология | ||||||
ОБЖ | ||||||
физкультура | ||||||
Итого часов: | ||||||
спецкурсы | № | профильные | по выбору | |||
Итого часов по спецкурсам: | ||||||
Общее число профильных часов: | ||||||
Общая учебная нагрузка: | ||||||
Учебный план химико-математического профиля (см. Документ 5 ) показывает, что в нем осуществляются 11 образовательных индивидуальных маршрутов. Среднее число часов в неделю у некоторых учащихся превышает 36 часов, т.е. отдельные спецкурсы учащийся изучает во вторую половину своего рабочего дня. Это касается и проектной деятельности учащихся, которая может носить как предметный (например, творческие работы по химии, биологии, литературе, истории, краеведению и т.д.), так и надпредметный характер (художественные, музыкальные, театральные проекты и т.п.).
Примеры индивидуальных учебных планов показывают, что индивидуальные образовательные маршруты позволяют учитывать разнообразные интересы учащихся и оставляют им время для спорта и отдыха.
Учащимся предоставляется еще две возможности вернуться к пересмотру своих учебных планов: после первого семестра, по результатам которого учащиеся могут изменить профиль своего обучения, а также в конце 10 класса, до перехода в 11 класс.
Ответственность за выбор образовательного маршрута и за его результаты разделяют все участники процесса, в первую очередь, это учащиеся и их родители. Школа, учителя и администрация отвечают за организацию и содержание учебного процесса. Учащиеся и их родители со своей стороны подписывают соглашение с администрацией школы (см. Док.12 ).
Документ 12. Соглашение. Учащийся 10 класса ____________________________и его/ее родители (мать/отец) с одной стороны, и школа № 91 в лице директора Васильевой Т.В. с другой стороны, заключают настоящее соглашение на участие в Федеральном эксперименте “Профильная старшая школа” в течение двух лет с 1 сентября 2001г. Эксперимент предусматривает изменение формы и содержания обучения. · Организация учебного процесса включает: составление индивидуального учебного плана учащегося; работу в группах переменного состава; наличие систематических и модульных учебных курсов; скользящее расписание; неравномерную учебную нагрузку в пределах рекомендуемых норм. · Новые формы аттестации учащихся включают промежуточную и итоговую аттестацию в форме централизованного мониторинга, зачетов, коллоквиумов, экзаменов, защиты творческих работ и т.д., при отсутствии текущей аттестации в виде ежедневных отметок в журнале. · Содержание учебного процесса включает углубленные, профильные и базовые учебные курсы; спецкурсы (профильные и по выбору); увеличение доли самостоятельной и творческой работы как индивидуально, так и в малых группах. Школа дает возможность получить полное среднее образование, при этом обеспечивает профильное изучение одного-двух учебных курсов из перечня, предложенного школой. Учащийся может изменить индивидуальный план трижды в течение 10 класса. При изменении учебного плана в 11 классе, по решению администрации, предоставляется возможность составления личного учебного плана, включающего учебную работу вне школы. Родители участвуют в мониторинге хода эксперимента в виде анкет, собеседования, обсуждения и т.д. _____________________ 200….г. Директор школы_________________ Учащийся_________________ Родители ______________________ |
Таким образом, опыт школы №91 показывает, что начать работу по освоению профильного обучения в старшей школе в обычной, общеобразовательной школе, можно, используя следующий алгоритм действий:
Ø Создание рабочей группы, изучение документов по модернизации образования;
Ø Проведение педагогического совета, выявление учителей, желающих работать в новых условиях, их возможностей и предложений основных и специальных учебных курсов;
Ø Проведение собрания с учащимися 10-го класса, составление проектов индивидуальных учебных планов;
Ø Проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов;
Ø Установление сроков возможного изменения планов и профилей;
Ø Анализ индивидуальных учебных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей;
Ø Подписание соглашения с родителями и учащимися.
Набор документов, разработанных и используемых школой при составлении индивидуальных учебных планов, организации профилей и заключении соглашения (в данном случае 12 документов), в каждой школе может быть свой. Кроме того, содержание каждого документа также может отличаться в зависимости от профилирования школы, от профессиональной подготовки кадрового состава, от индивидуальных особенностей школьников и их родителей, и других факторов.
Школа, сделавшая выбор в пользу выбравшая вариативного учебного плана, сталкивается с целым рядом проблем, разрешение которых не всегда просто. Однако, как показывает практика, начало пути – выбор образовательного маршрута – осуществляется учащимися достаточно легко и свободно. Им любопытно и важно жить и работать, чувствуя себя главными участниками нового, интересного и полезного для них дела. Включение учащихся и их родителей в выбор образовательного маршрута, в формирование профилей, передача им ответственных функций заметно изменяет отношения между учителями, сотрудниками школы и учащимися. Эти отношения становятся более мягкими, дружественными, коллегиальными. В школе, которая формируется при твоем непосредственном участии, работать и учиться интересно и радостно.