Профиль: гуманитарно-эстетический.

Профильные предметы: литература, история.

Учебный Предмет Вид учебного курса, число часов Рекомендуемые спецкурсы  
  углуб. профиль. Базовый    
Русский язык - -    
Литература -      
Иностранный язык - -    
Математика - -    
Биология Химия Физика   Или - - - - - - - -    
Естествознание        
История - -    
Обществоведение - - Начала философии: 140 ч.  
Искусство - - - Спецкурс: 70ч.  
Информационные технологии - -    
ОБЖ Физкультура - - - -    
География - - - Спецкурс: 70ч.    
                 

Число часов по профильным предметам: 700

Общее число обязательных учебных часов: 2100

Резерв обязательных учебных часов: 420

Выяснилось, что при наличии четырех основных профилей существует 41 образовательный маршрут учащихся, отличающийся набором и уровнем основных учебных курсов школьного компонента и набором спецкурсов элективного компонента. Из 49 возможных спецкурсов, рекомендуемых как в качестве обязательных для завершения профиля, так и спецкурсов свободного выбора, реально начали работать 16. Это спецкурсы, которые были выбраны минимум 13 учащимися - это минимальное количество учащихся, которое позволяет реализовать в школе данный спецкурс. Помимо рекомендованных к каждому профилю, наиболее популярными оказались такие спецкурсы, как “Начала философии” и “Информационные технологии в образовании”.

Учебным планом определено число часов, отводимых на изучение профильных курсов, которое должно составлять в среднем 14 часов в неделю. Иными словами, целесообразно принять такое распределение времени между инвариантным, профильным и элективным компонентами, которое выражается пропорцией 55%: 25%: 20%. Именно к такому распределению часов школа стремилась подойти, консультируя учащихся при составлении ими индивидуальных планов.

Следует заметить, что реализация такого большого числа спецкурсов и образовательных маршрутов учащихся возможно только при наличии в школе как минимум трех 10 классов профильного обучения. Лишь только в этом случае возможно открытие нужного количества спецкурсов, организация модульных, а в дальнейшем и разновозрастных модульных спецкурсов.

Сейчас в многопрофильной средней школе №91 нет классов в обычном смысле этого слова. Большое число аудиторных и внеаудиторных занятий проходит в составе так называемых “виртуальных” групп, где занимаются учащиеся разных классов.

Приведем примеры индивидуальных учебных планов учащихся.

Документ 10.

Примеры индивидуальных учебных планов

Ф.И.О Петров Василий Профиль: химико-математический  
Учебный предмет Вид учебного курса
  углубленный Профильный базовый
русский язык    
литература    
иностранный язык    
математика    
биология    
физика    
химия    
история    
обществоведение    
МХК    
информ. технология    
ОБЖ    
физкультура    
Итого часов:
спецкурсы   профильные по выбору
     
     
     
     
     
Итого часов по спецкурсам:    
Общее число профильных часов:    
Общая учебная нагрузка:      
             
Ф.И.О. Смирнов Сергей Профиль: химико - математический  
Учебный предмет Вид учебного курса
  углубленный профильный базовый
русский язык    
литература    
иностранный язык    
математика    
биология    
физика    
химия    
история    
обществоведение    
МХК    
информ. технология    
ОБЖ    
физкультура    
Итого часов:
спецкурсы   профильные по выбору
     
     
     
     
Итого часов по спецкурсам:    
Общее число профильных часов:    
Общая учебная нагрузка:      
             


Учебный план химико-математического профиля (см. Документ 5 ) показывает, что в нем осуществляются 11 образовательных индивидуальных маршрутов. Среднее число часов в неделю у некоторых учащихся превышает 36 часов, т.е. отдельные спецкурсы учащийся изучает во вторую половину своего рабочего дня. Это касается и проектной деятельности учащихся, которая может носить как предметный (например, творческие работы по химии, биологии, литературе, истории, краеведению и т.д.), так и надпредметный характер (художественные, музыкальные, театральные проекты и т.п.).

Примеры индивидуальных учебных планов показывают, что индивидуальные образовательные маршруты позволяют учитывать разнообразные интересы учащихся и оставляют им время для спорта и отдыха.

Учащимся предоставляется еще две возможности вернуться к пересмотру своих учебных планов: после первого семестра, по результатам которого учащиеся могут изменить профиль своего обучения, а также в конце 10 класса, до перехода в 11 класс.

Ответственность за выбор образовательного маршрута и за его результаты разделяют все участники процесса, в первую очередь, это учащиеся и их родители. Школа, учителя и администрация отвечают за организацию и содержание учебного процесса. Учащиеся и их родители со своей стороны подписывают соглашение с администрацией школы (см. Док.12 ).

Документ 12. Соглашение. Учащийся 10 класса ____________________________и его/ее родители (мать/отец) с одной стороны, и школа № 91 в лице директора Васильевой Т.В. с другой стороны, заключают настоящее соглашение на участие в Федеральном эксперименте “Профильная старшая школа” в течение двух лет с 1 сентября 2001г. Эксперимент предусматривает изменение формы и содержания обучения. · Организация учебного процесса включает: составление индивидуального учебного плана учащегося; работу в группах переменного состава; наличие систематических и модульных учебных курсов; скользящее расписание; неравномерную учебную нагрузку в пределах рекомендуемых норм. · Новые формы аттестации учащихся включают промежуточную и итоговую аттестацию в форме централизованного мониторинга, зачетов, коллоквиумов, экзаменов, защиты творческих работ и т.д., при отсутствии текущей аттестации в виде ежедневных отметок в журнале. · Содержание учебного процесса включает углубленные, профильные и базовые учебные курсы; спецкурсы (профильные и по выбору); увеличение доли самостоятельной и творческой работы как индивидуально, так и в малых группах. Школа дает возможность получить полное среднее образование, при этом обеспечивает профильное изучение одного-двух учебных курсов из перечня, предложенного школой. Учащийся может изменить индивидуальный план трижды в течение 10 класса. При изменении учебного плана в 11 классе, по решению администрации, предоставляется возможность составления личного учебного плана, включающего учебную работу вне школы. Родители участвуют в мониторинге хода эксперимента в виде анкет, собеседования, обсуждения и т.д. _____________________ 200….г. Директор школы_________________ Учащийся_________________ Родители ______________________

Таким образом, опыт школы №91 показывает, что начать работу по освоению профильного обучения в старшей школе в обычной, общеобразовательной школе, можно, используя следующий алгоритм действий:

Ø Создание рабочей группы, изучение документов по модернизации образования;

Ø Проведение педагогического совета, выявление учителей, желающих работать в новых условиях, их возможностей и предложений основных и специальных учебных курсов;

Ø Проведение собрания с учащимися 10-го класса, составление проектов индивидуальных учебных планов;

Ø Проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов;

Ø Установление сроков возможного изменения планов и профилей;

Ø Анализ индивидуальных учебных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей;

Ø Подписание соглашения с родителями и учащимися.

Набор документов, разработанных и используемых школой при составлении индивидуальных учебных планов, организации профилей и заключении соглашения (в данном случае 12 документов), в каждой школе может быть свой. Кроме того, содержание каждого документа также может отличаться в зависимости от профилирования школы, от профессиональной подготовки кадрового состава, от индивидуальных особенностей школьников и их родителей, и других факторов.

Школа, сделавшая выбор в пользу выбравшая вариативного учебного плана, сталкивается с целым рядом проблем, разрешение которых не всегда просто. Однако, как показывает практика, начало пути – выбор образовательного маршрута – осуществляется учащимися достаточно легко и свободно. Им любопытно и важно жить и работать, чувствуя себя главными участниками нового, интересного и полезного для них дела. Включение учащихся и их родителей в выбор образовательного маршрута, в формирование профилей, передача им ответственных функций заметно изменяет отношения между учителями, сотрудниками школы и учащимися. Эти отношения становятся более мягкими, дружественными, коллегиальными. В школе, которая формируется при твоем непосредственном участии, работать и учиться интересно и радостно.

Наши рекомендации