Особенности прогрессивных организаций, использующих нововведения
Новые условия работы предъявляют огромные требования к организациям и их членам, заставляя широко внедрять нововведения. Изучая характеристики высокоэффективных и прогрессивных организаций, мы обнаруживаем некоторые общие особенности.
Прогрессивные организации, широко использующие нововведения, обладают стратегией и культурой, построенной на идее инновации. Это подразумевает терпимое отношение к ошибкам и уважение к идеям, предложенным из самых лучших побуждений, но не сработавшим. В таких организациях есть структуры, оказывающие поддержку нововведениям. Они делают упор на творчестве, проистекающем из командной работы и кросс-функциональной интеграции. Эти организации применяют децентрализацию и делегирование полномочий для преодоления ограничений, связанных с их крупными размерами. В прогрессивных организациях подбор персонала производится с учетом идеи инноваций. Особое
Рис..4. Процесс нововведения: пример разработки нового продукта
внимание уделяют решающей роли генераторов идей, хранителям информации, чемпионам производительности и руководителям проектов. Наконец, прогрессивные организации извлекают преимущества из поддержки на высшем управленческом уровне. Руководители являются хорошим примером для окружающих, устраняя препятствия на пути нововведений и пытаясь всячески поддержать их внедрение в жизнь. Бывший исполнительный директор Johnson &Johnson, например, сказал однажды: «Я пытаюсь внушить людям чувство, что если их постигнет неудача, то в этом нет ничего страшного»; а основатель Quad Graphics практиковал метод, получивший название «менеджмент посредством прогулки». Оба эти метода подразумевали: работники знают, что необходимо делать; а работа менеджеров заключалась в том, чтобы доверять им и помогать выполнять свою работу как можно лучше21.
Динамика стресса
Процессы изменений и нововведений нередко влекут за собой дополнительное давление на людей, участвующих в них. Стресснеобходимо понимать как состояние напряжения, которое испытывают люди, сталкиваясь с чрезмерными требованиями, ограничениями или возможностями22.
Стресс — это напряжение от чрезмерных требований, ограничений или возможностей.
Источники стресса
Любые мысли о вашей будущей карьере в современных динамично меняющихся условиях должны включать в себя осознание того факта, что вам, как и всем остальным людям, придется испытать стресс23. Стрессорамиявляются разнообразные факторы, вызывающие у людей стресс. Некоторые стрессоры непосредственно связаны с тем, что люди испытывают на рабочем месте, тогда как другие относятся к нерабочим и личным факторам.
Стрессоры— это факторы, вызывающие стресс.
Стрессоры, связанные с работой.Не вызывает сомнений тот факт, что работа может вызывать очень сильный стресс, а профессиональные требования могут серьезно пошатнуть баланс между работой и жизнью. Так, исследование семейных пар, в которых оба супруга работают, продемонстрировало: 43% мужчин и 34% женщин заявили, что вынуждены работать больше, чем им хотелось бы24. Мы знаем, что существует множество источников стресса, обусловленного работой, — чрезмерно жесткие или недостаточные требования к выполнению заданий, ролевые конфликты и неопределенность, плохие межличностные отношения, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост. Список наиболее распространенных стрессоров включает в себя следующие факторы:
• Требования к выполнению задания — зачастую требуется делать слишком
много или слишком мало.
• Ролевая неопределенность — человек не знает, чего от него хотят, а также то,
каким образом производится оценка выполненной работы.
• Ролевые конфликты — человек чувствует, что он не в состоянии удовлетворить многочисленные, зачастую взаимоисключающие, требования к работе.
• Этические дилеммы — человека просят делать вещи, нарушающие закон или
противоречащие его личным ценностям.
• Межличностные проблемы — у человека плохие взаимоотношения, или ему
приходится работать с теми, с кем он не ладит.
• Карьерный рост — человек продвигается по карьерной лестнице слишком
быстро и чувствует себя «растянутым»; если же он продвигается слишком
медленно, то ощущает себя «зажатым».
• Физические условия — человека травмирует шум, невозможность уединить
ся, загрязнение и другие неприятные условия труда.
Нерабочие и личные стрессоры.Менее очевидным, хотя и важным источником стресса для людей на работе является «эффект брызг», который вызывают силы, связанные с их нерабочей жизнью. Семейные события (например, рождение ребенка), экономические трудности (например, неожиданная потеря крупной инвестиции) и личные проблемы (например, ссора или развод) могут вызвать чрезвычайно сильный стресс. Поскольку зачастую очень трудно полностью разграничить рабочую и нерабочую жизнь, стресс от этих факторов может оказать свое влияние на чувства и поведение людей как на работе, так и за ее стенами.
Еще один набор стрессоров включает в себя такие факторы, как индивидуальные потребности, способности и личностные особенности. Стресс гораздо быстрее достигает деструктивной стадии у более эмоциональных людей или индивидов с низкой самооценкой. По-видимому, люди, которые ощущают соответствие профессиональных требований своим навыкам, демонстрируют более высокую устойчивость к стрессу, чем те, кто ощущает свою некомпетентность вследствие несовпадения характеристик своей личности и работы25. Важную роль играют и базовые характеристики личности. Так, ориентация на достижение, нетерпение и перфекционизм, характерные для людей типа А, часто вызывают у них стресс на работе, тогда как остальные считают ту же самую ситуацию мало связанной со стрессом26.
Стресс и производительность
Стресс не всегда негативно влияет на нашу жизнь. У него есть две стороны — позитивная и негативная27. Конструктивный стрессоказывает положительное воздействие. Умеренный уровень стресса способствует повышению работоспособности, стимулирует творчество и прилежание. Возможно, вы знакомы с таким стрессом — такое напряжение заставляет вас усердно заниматься накануне экзамена, уделять большое внимание и вовремя выполнять все задания по трудному предмету.
Деструктивный стресс,или дистресс, является дисфункциональным и для индивида, и для организации. Слишком высокий уровень стресса вызывает перегрузку, разрушает физическое и психическое здоровье человека, что ведет к невыходам на работу, текучести кадров, ошибкам, несчастным случаям, чувству неудовлетворенности, снижению производительности, неэтичному поведению и даже заболеваниям. Так, ученый из Стэнфордского университета Дж. Пфеффер критикует организации со слишком высоким уровнем стресса за то, что они создают «ядовитые рабочие места»28. Отношение такой ядовитой компании к своим работникам формулируется следующим образом: «Мы собираемся поместить вас в условия, в которых вам придется выдерживать невыносимый стиль и темп работы. Мы хотим, чтобы вы пришли к нам и выгорели дотла. А тогда вы можете идти на все четыре стороны»29.
Конструктивный стресс оказывает положительное воздействие и на установки, и на производительность.
Деструктивный стресс оказывает отрицательное воздействие и на установки, и на производительность.
Стресс и здоровье
Всем известно, что стресс влияет на здоровье человека. Он является потенциальным источником тревожности и фрустрации, которые со временем могут нанести вред физическому и психическому здоровью30. Стресс способствует появлению таких проблем со здоровьем, как сердечные приступы, инсульты, гипертония, мигрени, язва желудка, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, переедание, депрессия и мышечные боли. Как сказано в «Эффективном менеджере 16.3», менеджеры должны очень чутко относиться к сигналам о повышенном уровне стресса у самих себя и своих коллег. Основными симптомами являются любые отклонения от привычных моделей: переход от регулярного посещения работы к прогулам, от пунктуальности к опозданиям, от усердия к небрежной работе, от готовности меняться к сопротивлению переменам, от сотрудничества к враждебности.
ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР 3
ПРИЗНАКИ ЧРЕЗМЕРНОГО СТРЕССА
• Изменение пищевых привычек .
• Изменение в потреблении алкоголя или курении.
• Болезненные симптомы — боли, тяжесть в желудке.
• Беспокойство, неспособность сконцентрироваться, проблемы со сном.
• Напряжение, замкнутость, суетливость, нервозность.
• Чувство дезориентации, подавленности, депрессии, раздражительности.
Управление стрессом
Лучшей стратегией в борьбе против стресса является его профилактика.Она включает в себя меры, направленные прежде всего на то, чтобы не допустить деструктивного стресса. Необходимо распознавать личные и нерабочие стрессоры и предпринимать действия, предупреждающие их негативные последствия. Так, люди с личностью, ориентированной по типу А, могут развивать самодисциплину, а их начальники — попытаться моделировать более мягкий, расслабленный стиль работы. Семейные проблемы можно в какой-то степени решить, изменив график работы: уровень тревоги может значительно снизиться, если работник будет уверен в том, что начальник понимает его волнения.
Если же стресс достигает деструктивного уровня, то можно применить специальные техники управления стрессом.Для этого сначала необходимо распознать симптомы стресса, а затем предпринять необходимые шаги для выполнения работы на уровне, предупреждающем развитие деструктивного стресса. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с употреблением слова «благополучие». Личное благополучие включает в себя раскрытие физического и психического потенциала посредством персональной программы улучшения здоровья31. Эта концепция предусматривает ответственность самого человека за повышение и сохранение благополучия с помощью дисциплинированного отношения к физическому и психическому здоровью. Она требует уделять внимание таким вопросам, как курение, контроль массы тела, соблюдение диеты, употребление алкоголя и поддержание хорошей физической формы. Организация может извлечь пользу, поддерживая личное благополучие. Исследования, проведенные в Мичиганском университете, показали, что фирмы экономят до $600 в год на каждом работнике, помогая им снизить риск возникновения серьезных проблем со здоровьем32. Генеральный директор Healthy Outlook Worldwide, фирмы, консультирующей по вопросам физического здоровья, утверждает: «Если я могу сэкономить для компании в год от 5 до 20% от расходов на медицину, ее руководители выслушают меня. В конце концов, у вас будет благополучная компания, и слово "благополучие" происходит именно отсюда»33.
Организациям, которым удалось организовать благоприятную рабочую обстановку и которые вкладывают крупные инвестиции в своих сотрудников, легче всего извлечь максимальную выгоду из их талантов и рабочего потенциала. Дж. Пфеффер говорит: «Единственное, что обеспечивает вам отрыв от ваших конкурентов, — это навыки, знания, заинтересованность и способности людей, работающих на вас. Организации, которые правильно обращаются со своими людьми, получают высокие прибыли»34. По сути дела, весь предмет организационного поведения сводится именно к этому.
Профилактика стресса подразумевает сведение к минимуму вероятности возникновения стресса.
Управление стрессом предусматривает активный подход к борьбе со стрессом, влияющим на поведение.
Благополучие подразумевает сохранение физического и психического здоровья для того, чтобы было легче справиться со стрессом, если он возникнет.
Резюме