Положение о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений
Муниципального района
Воронежской области
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ
ОЛЬХОВАТСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
396670 Воронежская область
р.п.Ольховатка Октябрьская, 64
тел. 40-2-43 [email protected]
от 30.08.2017 г. № 1306
Уважаемые коллеги.
В соответствии с письмом департамента образования, науки и молодежной политики от 24.08.2017 г. 80-11/7457 «О проведении регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений» отдел образования администрации Ольховатского муниципального района информирует, что написание работ учащимися на базе образовательных учреждений, сканирование и отсылка работ и заявок в региональное жюри Конкурса – до 24 сентября 2017 г.;
Участникам необходимо в соответствии с положением о конкурсе (приложение № 1) и методическими рекомендациями по проведению конкурса (приложение № 2) направить материалы участников конкурса на адрес электронной почты [email protected] в срок до 24 сентября 2017 года.
Руководитель отдела образования А.П. Буряк
Исп.: Свинарева Т.В.
40-6-84
Приложение № 1
Положение о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений
В Воронежской области в 2017 году
I. Общие положения
1.1. Учредителем и разработчиком положения Всероссийского конкурса сочинений 2017 года (далее - Федеральное положение) является Министерство образования и науки Российской Федерации.
1.2. Настоящее Положение утверждает порядок организации и проведения регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений в Воронежской области (далее – Конкурс), порядок участия в Конкурсе и определения победителей Конкурса.
1.3. Методическое сопровождение Конкурса осуществляет рабочая группа Конкурса (Приложение № 1);
1.4. Региональным оператором Конкурса является государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования» (ВИРО);
1.5. Оператор Конкурса осуществляет организационно-техническое и информационное сопровождение Конкурса, в том числе на электронном ресурсе – www.viro36.ru в разделе «Конкурсы».
1.6. Цели регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений:
возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности;
обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи обучающихся.
1.7. Задачи регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений:
создать условия для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности;
выявить литературно одаренных обучающихся, стимулировать их к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
способствовать формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышению в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы;
привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования, к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования;
получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных проблем;
способствовать решению педагогических задач развития письменной речи обучающихся, распространению эффективных педагогических методик в области развития письменной речи обучающихся, в том числе обучения написанию сочинений.
1.8. Участниками Конкурса являются обучающиеся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Среди участников Конкурса выделяются 4 возрастные группы:
1 возрастная группа – обучающиеся 4 – 6 классов;
2 возрастная группа – обучающиеся 7 – 9 классов;
3 возрастная группа – обучающиеся 10 – 11 классов;
4 возрастная группа – обучающиеся организаций среднего профессионального образования.
1.9. Участие в Конкурсе добровольное.
1.10. Рабочим языком Конкурса является русский язык – государственный язык Российской Федерации.
1.11. Организация и проведение Конкурса в Воронежской области регламентируются настоящим Положением и методическими рекомендациями по организации и проведению Конкурса (Приложение 2 к письму департамента образования, науки и молодежной политика Воронежской области).
1.12. Оператор регионального этапа Конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные материалы в некоммерческих целях (репродуцировать в целях рекламы Конкурса, в методических и информационных целях, для освещения в средствах массовой информации, в учебных целях) на основе согласия конкурсантов. Конкурсанты соглашаются с безвозмездной публикацией их работ или фрагментов работ любым способом и на любых носителях по усмотрению Оператора с обязательным указанием авторства.
1.13. Информация о проведении Конкурса размещается на официальном сайте www.viro36.ru в разделе «Конкурсы».
IV. Требования к конкурсным работам и порядок проведения этапов Конкурса
4.1. Все конкурсные работы выполняются обучающимися в письменном виде. Образец оформления конкурсной работы и заявки в Конкурсе представлен на сайте АПКиППРО в разделе «Всероссийский конкурс сочинений».
4.2. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.
4.3. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
4.4. Конкурсные работы, представляемые на региональный этап Конкурса, принимаются в сканированном виде (заявка, работа и согласие родителей (законных представителей) обучающегося, заявившего о своем участии в Конкурсе) в формате PDF, разрешение 600 dpi, объемом не более 3 МБ в ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования» по электронному адресу: [email protected]. К сканированной работе прилагается копия, набранная на компьютере и сохраненная в формате Word. В строке «тема» указать: ВКС, назвать фамилию и инициалы участника, номер класса. Все документы сохраняются единым архивом, который должен быть назван по образцу: «Иванова Т.И._5» (фамилия участника, инициалы и номер класса). Перед отправкой работы она должна быть проверена на плагиат. Одно письмо может содержать только одну работу участника. В случае, если с одного электронного адреса отправляется несколько работ, они должны быть направлены разными письмами.
Согласие
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ
Грамотность сочинения.
На федеральном этапе Конкурса добавляется критерий «Общее читательское восприятие текста сочинения» – дополнительный вариативный балл (по усмотрению члена жюри).
5.2.Соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса, содержание и формулировка темы сочинения.Критерий позволяет выявить и оценить степень понимания участником тематики конкурса, умение создавать текст на определенную тему, размышлять в заданном тематическом поле, знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса; оригинальность авторского подхода к созданию сочинения в контексте заданных тематических направлений, соотнесенность с заданным тематическим направлением, адекватность историко-литературному или литературному материалу, соответствие темы и содержания.
Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра.Критерий позволяет выявить и оценить степень владения участником знаниями в области жанровых особенностей текстов, умение создавать собственный текст с опорой на характерные признаки жанра, понимание взаимозависимости содержания и жанра текста, обоснованность выбора того или иного жанра для выражения собственного коммуникативного замысла.
Композиция сочинения.Критерий позволяет выявить и оценить композиционные качества сочинения, умения автора в области построения связного письменного текста: наличие и цельность композиции, наличие вычленяемых композиционных элементов, логичность их расположения и соразмерность относительно друг друга, соответствие композиции выбранному жанру и логике развития мысли.
Выражение в сочинении авторской позиции.Критерий позволяет выявить и оценить наличие в сочинении оригинальной авторской составляющей, которая вносит в текст неповторимость, индивидуальность и способствует усилению его воздействия на читателя. Критерий позволяет выявить и оценить уровень проявления авторского «я» в конкурсной работе, воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции, морально-этических установок автора, соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом, глубину восприятия, способность к личной интерпретации художественного материала.
Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения.Критерий позволяет оценить творческую и языковую составляющую работы. Художественность может достигаться использованием различных стилистических приемов, изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур), богатством и разнообразием лексики, умелым использованием разнообразных синтаксических конструкций и приемов стилизации.
Грамотность сочинения.Критерий позволяет оценить общий уровень грамотности участника Конкурса, его знания в области нормативного аспекта русского языка и владение орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами.
Общее читательское восприятие текста сочинения. Дополнительный (вариативный) балл (максимальное значение – 6 баллов). Выставляется членами жюри федерального этапа Конкурса. Дополнительный балл участник Конкурса может получить, если текст сочинения произвел на читающего яркое впечатление благодаря каким-то своим качествам, которые невозможно оценить в соответствии с перечисленными выше установленными критериями.
5.3. Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в таблице. Максимальный балл по каждому показателю – 3. Итоговая сумма баллов, выставленных одним членом жюри за одну конкурсную работу, на региональном этапе Конкурса не может превышать 75 баллов. Итоговая сумма баллов, выставленных одним экспертом за одну конкурсную работу, на федеральном этапе Конкурса не может превышать 80 баллов.
№ | Критерий | Показатели | Оценка в баллах |
Соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса, содержание и формулировка темы сочинения | 1.1. Соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса | 0 – 3 | |
1.2. Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию) | 0-3 | ||
1.3. Соответствие содержания теме сочинения | 0-3 | ||
1.4. Полнота раскрытия темы сочинения | 0-3 | ||
1.5. Использование литературного, исторического, фактического, научного материала, соответствующего тематическим направлениям Конкурса | 0 – 3 | ||
Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра | 2.1. Наличие в сочинении признаков выбранного жанра | 0 – 3 | |
2.2. Соответствие содержания сочинения выбранному жанру | 0 – 3 | ||
Композиция сочинения | 3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения | 0 – 3 | |
3.2. Соответствие композиции содержанию сочинения | 0 – 3 | ||
3.3 Своеобразие композиции | 0-3 | ||
Выражение в сочинении авторской позиции | 4.1. Соотнесенность содержания сочинения с личностным интеллектуальным, эмоциональным и эстетическим опытом автора | 0 – 3 | |
4.2. Воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции | 0 – 3 | ||
4.3. Соответствие речевого оформления сочинения коммуникативному замыслу автора | 0 – 3 | ||
Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения | 5.1. Богатство лексики | 0 – 3 | |
5.2. Разнообразие синтаксических конструкций | 0 – 3 | ||
5.3. Использование изобразительно-выразительных средств языка | 0 – 3 | ||
5.4. Уместное и грамотное использование цитат, афоризмов, пословиц | 0 – 3 | ||
5.5. Наличие оригинальных образов | 0 – 3 | ||
5.6. Соответствия стиля сочинения художественному замыслу | 0 – 3 | ||
5.7. Целесообразность использования языковых средств | 0 – 3 | ||
5.8. Точность и ясность речи | 0 – 3 | ||
Грамотность сочинения | 6.1. Орфография | 0 ошибок – 3 балла, 1 – 2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов | |
6.2. Пунктуация | 0 ошибок – 3 балла, 1 – 2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов | ||
6.3. Грамматика | 0 ошибок – 3 балла, 1 – 2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов | ||
6.4. Грамотность речи | 0 ошибок – 3 балла, 1 – 2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов | ||
Общее читательское восприятие текста сочинения | Дополнительный (вариативный) критерий на федеральном этапе Конкурса. Выставляется на усмотрение члена жюри. | 0 – 5 | |
Максимальный балл 75 + 5 = 80 |
6. Принципы формирования, функции и полномочия жюри Конкурса, процедура оценивания конкурсных работ и порядок определения победителей
6.1. Состав жюри Конкурсана всех этапах по возможности формируется из числа (в примерном процентном соотношении):
- практикующих учителей русского языка и литературы (50%);
- представителей методических служб, системы повышения квалификации и педагогов высшей школы (30 %);
- представителей общественных организаций, чья деятельность соответствует тематике Конкурса (20 %).
Требования к отбору членов жюри Конкурса:
- наличие профессиональной квалификации, позволяющей обеспечить компетентный уровень оценивания конкурсных сочинений;
- отсутствие личной заинтересованности в результатах проведения Конкурса (т.е. отсутствие родственников или учеников среди участников Конкурса на этапе, в рамках которого член жюри производит оценку конкурсных работ).
6.2. Функции и полномочия жюри Конкурса на региональном этапе:
- члены жюри открытым общим голосованием избирают Председателя жюри Конкурса;
- жюри оценивает представленные на Конкурс работы в соответствии с утвержденными критериями;
- каждую работу оценивают не менее 2 членов жюри методом случайной выборки;
- жюри имеет право на снятие с Конкурса работ, имеющих признаки плагиата;
- жюри определяет победителей и призеров Конкурса в соответствии с установленной квотой из числа конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов;
- жюри заполняет и подписывает протокол заседания жюри и рейтинговые списки;
- жюри передает протоколы и оцененные конкурсные работы оператору регионального этапа Конкурса в субъекте Российской Федерации.
6.3. В соответствии с Положением каждая конкурсная работа должна быть проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри, однако целесообразно увеличить количество членов жюри, оценивающих одну работу, до трех человек (по возможности).
Проверка работ производится в соответствии с возрастной группой участника, т.е. один член жюри проверяет работы только в рамках одной возрастной группы.
6.4. Работы, участвующие во Всероссийском конкурсе сочинений, оцениваются членами жюри в соответствии с критериями, утвержденными Положением о Всероссийском конкурсе сочинений, и методикой оценки, описанной в данных методических рекомендациях.
6.5. Протокол проверки конкурсных работ должен быть подписан не менее чем двумя членами жюри и Председателем жюри Конкурса.
6.6. Лист оценивания работы участника Всероссийского конкурса сочинений и образец Протокола оценивания работ участников представлены сайте АПКиППРО в разделе «ВКС».
6.7. Итоговый балл за каждую работу выставляется как среднее арифметическое от баллов, выставленных каждым проверяющим работу членом жюри.
6.8. Решения жюри принимаются большинством голосов, в случае равного количества голосов «за» и «против» решение принимается Председателем жюри Конкурса. Принятые жюри решения считаются окончательными и пересмотру не подлежат. Апелляции не принимаются. При решении спорных вопросов к участию в работе жюри могут привлекаться представители регионального оператора Конкурса.
6.9. На основании протоколов работы жюри Конкурса составляют рейтинговые списки участников по возрастным группам. В соответствии с полученными результатами определяются победители регионального этапа Конкурса (а также школьного (на базе образовательной организации) и муниципального этапов, если их проведение предусмотрено региональным Положением о Конкурсе).
6.10. Количество победителей регионального (а также школьного (на базе образовательной организации) и муниципального этапов, если их проведение предусмотрено региональным Положением о Конкурсе) этапа Конкурса определяется региональным Положением о Конкурсе.
6.11. На региональном этапе Конкурса победители награждаются дипломами победителя регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений, остальные участники – дипломами участника регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
6.12. Партнеры проведения Конкурса на региональном этапе имеют право учредить специальные номинации и призы для участников Конкурса.
Приложение
к методическим рекомендациям
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
1. Наименование субъекта Российской Федерации
___________________________________________________________________________
2. Наименование муниципального образования
__________________________________________________________________________
3. Ф.И.О. (полностью) участника Всероссийского конкурса сочинений
___________________________________________________________________________
4. Класс (курс), в (на) котором обучается участник (2016/2017 гг.)
___________________________________________________________________________
5. Почтовый адрес участника Всероссийского конкурса сочинений
__________________________________________________________________________
6. Электронная почта участника Всероссийского конкурса сочинений
___________________________________________________________________________
7. Контактный телефон участника Всероссийского конкурса сочинений
___________________________________________________________________________
8. Контактные данные учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участника Всероссийского конкурса сочинений:
Ф.И.О. (полностью) _________________________________________________________
контактный телефон _________________________________________________________
адрес электронной почты_____________________________________________________
9. Контактные данные образовательной организации, в которой обучается участник Всероссийского конкурса сочинений:
полное название ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
почтовый адрес образовательной организации (с индексом)________________________
___________________________________________________________________________
адрес электронной почты _____________________________________________________
номер телефона (с кодом населенного пункта)____________________________________
10. Согласие участника Всероссийского конкурса сочинений (законного представителя) на обработку персональных данных и использование конкурсного материала_________________________________________________________________
11. Подпись участника Конкурса __________________________________________
12. Подпись руководителя образовательной организации _________________(ФИО)
Муниципального района
Воронежской области
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ
ОЛЬХОВАТСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
396670 Воронежская область
р.п.Ольховатка Октябрьская, 64
тел. 40-2-43 [email protected]
от 30.08.2017 г. № 1306
Уважаемые коллеги.
В соответствии с письмом департамента образования, науки и молодежной политики от 24.08.2017 г. 80-11/7457 «О проведении регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений» отдел образования администрации Ольховатского муниципального района информирует, что написание работ учащимися на базе образовательных учреждений, сканирование и отсылка работ и заявок в региональное жюри Конкурса – до 24 сентября 2017 г.;
Участникам необходимо в соответствии с положением о конкурсе (приложение № 1) и методическими рекомендациями по проведению конкурса (приложение № 2) направить материалы участников конкурса на адрес электронной почты [email protected] в срок до 24 сентября 2017 года.
Руководитель отдела образования А.П. Буряк
Исп.: Свинарева Т.В.
40-6-84
Приложение № 1
Положение о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений