Сохранение и развитие певческой традиции
В народной художественной практике постижение певческих навыков начиналось с раннего возраста. Ребёнок впитывал вместе с колыбельной песней матери родной интонационный музыкальный язык и вокальную манеру. Вырастая в родной культурной среде, он осваивал язык пластики танцевальных движений, знакомился с играми, которые сопровождали короткие песенки, заклички. Знакомился также с обрядами календарного цикла, свадебными обрядами, которые основывались на песнях, раскрывались в песнях. Все песенные жанры были методом формирования нравственных ценностей народа, поскольку любая жизненная коллизия отражалась в песне. И человек учился жизни по песне. Именно поэтому в народных песнях огромное количество куплетов, которые невозможно все показать в сценической практике.
До середины XX века песня ещё была частью повседневной жизни и быта народа. Человек уже к 16–17 годам овладевал основными интонационными навыками, местной формой многоголосия, умел определять место своему голосу в общем ансамбле.
Поскольку семьи были большими, то семейные ансамбли были правилом. К семейному пению добавлялись календарные праздники, игры, карагоды, посиделки. И даже идя на работу в поле и с работы в поле, то по дороге люди пели. Пели когда пряли, ткали, вышивали.
«…Посмотрите на Русь, – писал великий русский писатель Н.В. Гоголь, – она вся звенит от песен. С песней рождается и с песней умирает русский человек…».
Из века в век простой русский народ посредством песни накапливал собственные духовные ценности. И что очень важно то, что создавал собственную методику развития певческой традиции, которая отличалась от западно-европейской.
Песенная традиция неразрывно была связана также и с конкретными природными условиями. Одно дело петь в избе, церкви, в костёле с их акустикой, но другое дело петь в поле, на улице, где акустика требует более звонкого звука и напряжения голоса.
Заметим, как отличается народное пение в северных областях, где большую часть времени люди поют в помещении и пение на юге, где большую часть времени года можно петь на улице, в поле. Пение северных областей менее звонкое с участием головного регистра. Пение в южных областях, на Дону, Кубани более открытое, звонкое с использованием только грудного регистра, дающего голосу силу и яркость.
Вследствие природных различий, а также влияния соседних народов возникали не только областные диалекты языка, приёмы звукообразования, но также и формы многоголосия. Стоит выделить южно-русскую, западно-русскую, северно-русскую и Донскую казачью песенную традицию. Однако, формы многоголосных распевов варьируются даже и внутри каждой региональной традиции.
Отказ и забвение народных, многовековых национальных культурных традиций и ценностей всегда проходил под лозунгами якобы, передовой, «современной культуры». Но на поверку это современное, особенно со времён Петра I, оказывалось простым подражанием или бездумным копированием чуждых нам западных форм культуры. Вот как писал по этому поводу в письме царю историк Н. М. Карамзин: «…Страсть к новым для нас обычаям преступила границы благоразумия. Государь Пётр I не хотел вникнуть в истину, что дух народа составляет нравственное государство, подобно физическому, нужное для твёрдости…»
Общеизвестно, что новое или инородное лишь тогда приносит пользу, когда не разрушает устоявшуюся жизненную среду, традиции народа.
Выписывая себе из Франции, Германии, Италии воспитателей, учителей дворяне и помещики в угоду моде отстранялись от собственной культуры, что пагубно отражалось на возможности развития народной певческой традиции.
Нельзя забывать, что механизмы развития и обновления заложены в природе любой национальной культуры. Вперёд к развитию идет только память, закрепляющая накопленный ценный опыт всего народа.
Например, мы можем проследить как из простейших одноголосных интонаций, попевок возникали сложные формы полифонического песенного многоголосия.
Русская народная песня по своей природе многоголосна. Под многоголосием понимается не собрание множества людей для пения, а соединение в песне нескольких одновременно звучащих малодий, образующих определённые гармонии и созвучия.
Уничтожение этой традиции путём замены многоголосия на сольное одноголосие на ТВ-каналах, ныне наносит вред не только народной музыкальной культуре, но и мировой культуре.
Заметим, что для шоу-бизнеса оказалось более удобно вести коммерческое дело с одним солистом, нежели с группой певцов или хором.
В условиях рыночной стихии, целью которой являются денежная прибыль, коллективные формы народного бытового пения отмирают, поскольку не приносят прибыли и не способны к конкуренции с шоу-бизнесом.
Однако, на современном историческом этапе освоение и развитие национальной многоголосной песни, может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с привлечением средств массовой информации. Изменение государственной политики в плане нормативных актов, законов.
Методики и механизмы освоения народом традиционной песенной культуры должны вводиться в программы специальных учебных заведений, общеобразовательных школ и детских садов.
Причины упадка народного пения стоит видеть в следующем:
1. В низком профессиональном уровне кадров, не владеющих методикой работы с людьми разного уровня способностей. Кадры, не знающие народной методики.
2. Исключение из репертуара певческих коллективов народной песни регионального стиля.
3. Состояние культурно-информационной среды, наполненной шоу-бизнесом.
4. Слабое знание, отсюда и неумение творчески использовать особенности народной песни, её музыкальный интонационный язык преподавателями специальных учебных заведений.
5. Упрощённое толкование понятия «классика» (образец). Из этого понятия исключена народная местная песня, как явление национальной культуры, веками развивавшей общество, являющаяся уже сама по себе образцом-классикой бытовой культуры.
6. Целенаправленное превращение массы народа из творцов культуры, в потребителей культуры в интересах монополистов шоу-бизнеса.
7. Управляющие государственные методические структуры образования и культуры не прошли сами школы эстетического развития, основанной на национальной русской традиции.