IV. Контроль за усвоением темы.
— В каких словах не пишется ъ или ь? Почему? Придумайте с каждым из слов словосочетания (форму слов можно менять)
и запишите их в 2 столбика (с разделительным знаком / без разделительного знака).
Трёх_этажный, сверх_естественный, без_облачный, с_узить; с_ёжиться, обез_яна, сверх_скоростной, с_агитиро-вать, проб_ём, разол_ют.
V. Подведение итогов урокав форме самооценки усвоенияматериала.
VI. Домашнее задание.1. Упр. 55 с корректировкой задания:предложения составляются со всеми словами. 2. Усложнённое задание (по желанию): с данными словами составляется текст.
Урок 12. Раздельное написание предлогов (§ 13)
Цели урока: закрепить навык различения предлога и приставки;дать представление об орфограмме-пробеле (орф. № 7); совершенство-вать умение создавать устный и письменный текст по рисунку; упро-чить орфографические навыки; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; запомнить предлоги, пишущиеся через дефис.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому само-совершенствованию. Расширение лексического запаса. Регулятив-ные УУД. Познавательная инициатива. Целеполагание. Познава-тельные УУД. Анализ и синтез явлений. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятель-ности. Умение работать в группе.
Х о д у р о к а
I. Объяснительный диктант(по материалам домашнего зада-ния и пройденным темам).
Серьёзные трудности, разъярённый зверь, вьёт гнездо, ужас-ный подъём, вьюжная погода, въезжать на дорожку, колючий шиповник, опасное путешествие, зарядить ружьё, объявление
о субботнике, заячьи лапки, отъехать на безопасное расстоя-ние, съедобный гриб, грустные чижи, спортсмен с парашютом, честное жюри, хоккейный матч, ненастный день, бьёт из земли.
II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
1. Как спортивный шест превратить в число? Что общего
у оленя и у медведя?
2. Правильно или нет? Почему?
Мы шли по дороге и нашли подорожник. Ребята подали заявку на проведение субботника. За явку на него будет отвечать Костя.
III. Работа по теме урока с материалами учебника.
1. Чтение теоретических сведений на с. 29. Освоение поня-тия «орфограмма-пробел». Учащимся предлагается сделать морфемный разбор слова пробел, определить значение корня, подобрать однокоренные слова, слова с такой же приставкой. Проверяется усвоение понятия «нулевое окончание».
Учащиеся могут также составить пары с приставкой про-и предлогом про (можно и в созвучии, как в разминке): про-бел — про белку; большой пробег — думал про бег; простой (прил.) вопрос — простой (сущ.) машин — про стойку на ру-ках и др.
2. Выполнение упр. 60 (с. 30). Проверка выполнения работы
в сопровождении рассуждения по образцу упр. 59. Обращается внимание учащихся на правописание слов жжёт, как будто. Слова заносятся в словарики.
Дополнительно: выразительное чтение текста, определение стиля речи.
3. Запоминание правописания предлогов из-под, из-за с ис-пользованием схемы на с. 30 и упр. 62.
IV. Закрепление материала.
Учащиеся рассматривают рисунок на с. 31, подбирают суще-ствительные с предлогами, затем пишут небольшое сочинение. Подбор слов можно организовать в форме небольшого сорев-нования между двумя-тремя командами. За отведённое время каждая команда с условием, что один ученик может написать только одно выражение, записывает их на доске. Проверяется правильность написания и оригинальность (последнее — путём сравнения работы команд, выделения выражений, которых нет у других).
V. Подведение итогов урока.
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют, как то-варищи усвоили тему урока. Делают вывод о результативно-сти работы. По итогам проверки составляется самозадание.
VI. Домашнее задание.1. Подготовиться к контрольнойработе. Повторить пройденный материал, сделать работу над ошибками, закрепить правописание трудных слов (по словари-ку). 2. Упр. 64.