Имеющими трудности в обучении русскому языку.
Система специальной помощи обучающимся с нарушениями письменной речи предусматривает индивидуальный подход к детям, у которых наблюдается несформированность определённых операций процессов письма и чтения (дисграфии, дислексии).
Выделяют следующие виды дисграфии и дислексии: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает на почве расстройства устной речи. Ребёнок пишет так, как произносит. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребёнок отражает своё дефектное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
2. Акустическая дисграфия и дислексия возникают на основе нарушений фонемного распознавания. Проявляются в заменах букв фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Этот вид дисграфии и дислексии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме и в процессе чтения вследствие нарушения дифференциации твёрдых и мягких согласных. При чтении дети с трудом сливают буквы в слоги и слова, так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы.
Получить полный текст
Подписаться на рассылку!
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их чтении, пропуски гласных, перестановки букв, вставки, перестановки слогов. Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, предлогов со словами, раздельное написание слов, раздельное написание приставки и корня слова.
4. Аграмматическая дисграфия и дислексия. Этот вид дисграфии и дислексии связан с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. На уровне предложения аграмматизмы на письме и в процессе чтения проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушение предложных конструкций, изменении падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования, отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложений, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Оптическая дисграфия и дислексия связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме и в процессе чтения. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
- состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш); - включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м);
- зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.
Состав детей, нуждающихся в индивидуальном подходе при обучении русскому языку, неоднороден. К данной категории относятся:
- дети с речевыми проблемами, обусловленными органическим поражением центральной нервной системы;
- дети с минимальной мозговой дисфункцией;
- дети с нарушением зрительно-моторных и пространственных представлений.
Отбор для индивидуального подхода в обучении детей с нарушениями письменной речи осуществляет ГПМПК, которая на основании заключений учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-психиатра, представления учителя выдаёт обучающемуся протокол с рекомендациями о дальнейшем обучении или справку об индивидуальном подходе.
Индивидуальный подход предусматривает:
1. Коррекционно-развивающие занятия с логопедом.
Основной задачей логопеда является:
- формирование фонематических процессов;
- формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;
- формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- уточнение лексических значений слов и дальнейшее обогащение словарного запаса;
- уточнение значений используемых синтаксических конструкций;
-развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.
2. Совместную работу логопеда и психолога по направлениям:
- формирование психологической базы речи (памяти, внимания, мышления, восприятия);
- формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета;
- развитие зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
3. Общие методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми, испытывающих трудности в обучении:
- проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
- учёт психофизических, личностных особенностей;
- опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития ;
- смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
- соблюдение принципа от простого к сложному;
- переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности