Сказка о том, как трош подружился с миром
Жил-был на свете Трош. Он очень любил бегать, прыгать и скакать, а еще рисовать и общаться с другими ребятами. Но всё это выходило у него как-то неудачно: бежит по улице и обязательно споткнется, подпрыгнет – и приземлится неуклюже, поговорит с кем-нибудь, а этот кто-то непременно на него обидится. Никак Трош не мог понять, почему так происходит. А еще сестренки его младшие – Трюма и Тряма – постоянно говорят: «Ты, Трош, плохо учишься. Ты, Трош, разговаривать с людьми не умеешь. Ты, Трош, заниматься нам мешаешь».
Вышел однажды утром Трош на улицу: слякоть, тучи хмурые, ветер холодный. И подумал он: «Ну и что хорошего в этом мире? Скука одна, грязь да гадость. Злой этот мир. Вот и буду я делать всё назло: обижать других – пусть они тоже поймут, что мир плохой; бегать постоянно, драться со всеми – чтобы доказать, что я сильный; и учиться похуже, ведь всё равно ничему интересному меня не учат».
Как решил, так и сделал. Ходит, на мир злится, уроки не делает, на одноклассников обзывается, рисует в тетрадках человечков страшных и агрессивных.
И неизвестно, что бы произошло с Трошем дальше, если бы не подарили ему родители Капитошку – маленькое мягкое существо с нарисованной улыбкой и счастливыми распахнутыми глазами. Мял его Трош в руках, мял, всё пытался улыбку в злобную гримасу превратить. Но, как ни мял, а ничего не получилось: Капитошка продолжал улыбаться.
- Да что ж это такое! – обозлившись, спросил у Капитошки Трош. - Ты ж вообще существо неживое и игрушечное, должен мне подчиняться. А Капитошка улыбается – и всё тут. Подошёл Трош к учителю, спрашивает: «Почему этот Капитошка улыбается? Чему он радуется?» Учитель и ответил: «Миру он улыбается, жизни радуется. А ты, Трош, разучился радоваться, потому что обижаться на всех стал, а не в себе проблему искать». Удивился Трош: «Как это – в себе проблему найти? Я же всё правильно делаю, это мир плохой» - и спросил учителя: «А как это – миру радоваться?» - А ты попробуй сделать так, как Капитошка: улыбаться, несмотря ни на что, и во всём хорошее искать, а свои ошибки замечать и пытаться их исправлять, - сказал ему учитель. Трош задумался и решил попробовать. Проснулся ранним утром, рубашку чистую надел, проверил, всё ли в портфель положил, и пошёл в школу. Приходит – с одноклассниками здоровается, им улыбается. Ребята удивились, что это с Трошем сегодня, но виду не подали.
Начался урок. Пришел учитель в класс, стал проверять домашнюю работу, спросил Троша, а он к уроку не готов. Хотел было Трош обозлиться на двойку, которую ему за это собирались поставить, но посмотрел на Капитошку, сидящего на парте, и подумал: «А ведь это я виноват, что работу не сделал, чего ж на мир злиться». Не стал обижаться, а улыбнулся и спросил: «А можно я к следующему уроку это домашнее задание сделаю и новое тоже?» «Можно, - ответил учитель. – Я не поставлю тебе пока двойку, подожду до следующего урока».
«Интересно, - подумал Трош. – Значит, можно договориться и проблему вот так вот решить? Здорово!» Вышел Трош на перемене из класса, а ребята стоят в сторонке, друг с другом разговаривают, к нему не подходят. Хотел было обидеться Трош, но вспомнил, что решил начать новую жизнь, и передумал. А еще вспомнил игру, которую очень любили его сестренки Трюма и Тряма, - салочки. В классе Троша никто в нее не играл.
- Ребят, а давайте поиграем с вами в салочки? – предложил Трош.
- Что это с тобой сегодня, Трош? Улыбаешься, разговариваешь нормально – уж не белены ли объелся? – ехидно спросил его одноклассник Лёша.
Насупился Трош, отошёл, а потом подумал: «Ну а почему Лёша должен тут же соглашаться играть со мной? Я ж всё время с ним дрался, обзывал его, а теперь с дружбой своей лезу». Подошел еще раз: «Ребят, давайте поиграем, правда! Вы меня простите, что я обзывался всё время и в драку лез, я так больше не буду».
- Странный ты сегодня какой-то, - сказал его одноклассник Серёжа. – Ну давай попробуем, может, игра интересная окажется.
Объяснил им Трош правила, начали играть ребята, да так разыгрались, что и звонка не услышали, еле учитель их на урок дозвался. А после урока подошли к Трошу ребята и говорят: «Трош, ты молодец! Такую здоровскую игру придумал. Давай дальше играть». Так и играли весь день, когда время позволяло. Трош и забыл, что с этими ребятами постоянно ругался. А когда закончились уроки, все ему улыбались, говорили: «Пока! До завтра! Счастливо!» И Трош всем улыбался, радовался, что замечательно день прошёл. А вышел на улицу, смотрит – солнышко светит, воробьи в лужах купаются, машины весело бибикают. Красота, а не жизнь!
Вернулся Трош домой, сел за уроки – оказалось, что и сделать их несложно, надо только прочитать учебник внимательно и написать то, что в задании просят. И Трюма с Трямой Трошу при встрече улыбнулись, а потом вкусным обедом накормили.
Достал Трош перед сном Капитошку из портфеля, подмигнул ему и сказал: «Спасибо тебе, Капитошка, что ты улыбался несмотря ни на что. И учителю спасибо, который объяснил мне, почему ты так живёшь. Я теперь тоже буду улыбаться. И с миром дружить буду. Это, оказывается, так здорово. И совсем несложно». А после этого зевнул сладко-сладко и заснул.
Гавриленко А.Ю., Москва, учитель-словесник
История о том, как маленький дракончик
узнал первые «волшебные слова»
На красивой солнечной полянке в уютной пещере, под высокой старой сосной жили – поживали семья драконов – мама, папа и маленький дракончик. Мама и папа были очень добрые и вежливые драконы. И все жители Сказочного леса их называли Мамуся и Папуся.
Они очень любили своего сыночка, просто обожали. Поэтому маленький дракончик рос очень балованным и невоспитанным. Никого не слушал, всем грубил – его поэтому никто даже по имени не хотел называть, только – по фамилии. Но он не обращал на это внимания и делал, что хотел: носился по лесу, как заводной, а потом падал с ног от усталости и моментально засыпал.
И вот однажды приснился ему сон.
Как – будто отправился он гулять по лесу, без мамы и папы. Долго шёл дракончик по лесной тропинке. Совсем устал, а дорогу домой найти не может. Совсем расстроился, сел на пенёчек. И вдруг видит: совсем рядом Муравей ползет. Увидел малыша – дракончика, остановился и спрашивает: «Здравствуй, малыш! Почему ты один? Ты, наверное, заблудился?» Но Дракоша очень невежливо ответил – выпалил, как из пулемета: «Я не малыш и я с таракашками не разговариваю! Позови кого-нибудь большого! Пусть он меня домой отведет!»
Обиделся Муравей и отправился дальше своей дорогой. Дракончик так и остался сидеть на пенёчке. Тут, откуда не возьмись, Лягушка скачет. Увидела она дракончика, остановилась и говорит: «Добрый день, малыш! Ты, наверное, заблудился и испугался? Чем могу помочь тебе?» Дракончик щеки надул, обиделся. «Я – испугался? Я ничего не боюсь!» - закричал он и лапой топнул – прогнал Лягушку.
Поднял дракончик голову и увидел маленькую Белочку, которая орешки собирала. Очень дракончику кушать захотелось. Взял он большую – большую шишку, бросил в Белочку и говорит: «Эй, ты! Отдай мне твои орешки! И поскорее, а то я очень кушать хочу!» А Белка хвостиком махнула: «Ух, невоспитанный какой!», - и перепрыгнула на другое дерево.
Дракончик опять один остался. И тут он решил, что все его бросили и остался он один на свете – стало страшно ему, он заплакал. Услышала его Мудрая Сова – большая голова. Она всё видела и слышала.
- Послушай, малыш, если хочешь, чтобы тебе помогли, надо стать вежливым.
- А как это? - удивился дракончик.
- Вежливость – это целая наука, – ответила Мудрая Сова. - Во-первых, ко всем жителям Сказочного леса надо относиться с уважением. Во-вторых, есть слова, которые помогают проявить это уважение и исполниться любому желанию (конечно, если оно не плохое и вреда никому не принесет). Они так и называются – волшебные.
Запомни их. Если ты с кем-нибудь встретился, надо улыбнуться, посмотреть в глаза и сказать: «Здравствуйте» или «Добрый день». Если ты хочешь о чём-нибудь попросить, нужно вспомнить другое волшебное слово – «пожалуйста». А после того, как твою просьбу выполнили, обязательно надо поблагодарить - сказать: «Спасибо». Но все эти слово окажутся волшебными только в том случае, если ты будешь произносить их спокойным, доброжелательным голосом и смотреть прямо в глаза собеседнику».
Сказала это Мудрая Сова и улетела, а маленький дракончик сидел на пенёчке и повторял про себя волшебные слова, чтобы запомнить получше. Тут, откуда не возьмись, Белка скачет, с ветки на ветку перепрыгивает, домой обратно торопится.
Увидел её дракончик, встал с пенёчка и говорит: «Добрый день, тётушка Белка! Угостите меня, пожалуйста, вкусным орешком, а то очень кушать хочется».
Остановилась Белка и очень удивилась, но вида не подала. Спустилась к самой земле и протянула дракончику целую горсть орехов: «Кушай на здоровье, малыш! Орехи очень вкусные, приятного аппетита!» Дракончик взял орехи, посмотрел Белке в глаза и тихим голосом сказал: «Спасибо, тётя Белка».
Сидит дракончик на пенёчке, щёлкает орешки и вдруг видит: Муравей ползёт, большую ветку тащит. Тяжело Муравью, ветка по земле волочится.
- Добрый день, дядя Муравей, позвольте, я вам помогу! – быстро выпалил слова дракончик.
- Спасибо, - промолвил удивленный муравей, - мне здесь недалеко: муравейник вон за тем кустом. Может, и тебе моя помощь нужна, хоть я и маленький?
- Заблудился я, - с надеждой глядя ему в глаза, ответил дракончик, - не могу найти дорогу домой. Помогите мне, пожалуйста! – и он стал быстро-быстро рассказывать, как он потерялся.
- Конечно, малыш, иди за мной, - сказал муравей. – Только не тараторь – я не успеваю даже слово в твой разговор вставить. Сейчас нам надо направо повернуть. И привёл Муравей дракончика к самой пещере. Обрадовался дракончик и … проснулся. Стал словами волшебными пользоваться – и исправился. Стал вежливым и культурным. И не тараторил больше без умолку – давал зверям свое слово в разговор вставить. Научился их слушать. Это всем понравилось - и в лесу все звери стали его тоже ласково, как и мама с папой, звать «Дракоша». Так у дракончика появилось имя.
Козловская Н.Э., воспитатель ГОУ дс №456 г. Москвы