Тема. Профессиональная деятельность и личность педагога
Вопросы
1. В чем сущность педагогической деятельности?
2. Каковы цели педагогической деятельности?
3. Что такое педагогическое действие и каковы формы его проявления?
4. Дайте сравнительный анализ основных видов педагогической деятельности – преподавания и воспитательной работы.
5. Какова структура педагогической деятельности?
6. Раскройте смысл утверждения: учитель является субъектом педагогической деятельности.
7. Дайте определение профессиограммы как модели личности учителя.
8. Почему направленность личности педагога является его системообразующей характеристикой?
9. Напишите сочинение на одну из тем по выбору: «Мой любимый учитель», «Мой идеал учителя», «Современный учитель – каков он?» и др. Охарактеризуйте при этом те свойства личности учителя, которые отражают его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
Тема. Профессионально-педагогическая культура учителя
Вопросы
1. Рассмотрите и объясните соотношение понятий «профессиональная культура», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура».
2. Дайте определение профессионально-педагогической культуры.
3. Раскройте содержание аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры.
4. В чем заключается смысл и содержание технологического компонента профессионально-педагогической культуры?
5. Объясните смысл и содержание личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры.
Тема. Профессиональное становление и развитие учителя
Вопросы
1. Напишите микросочинение на тему «Почему я выбрал(а) педагогическую профессию?».
2. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?
3. В чем смысл многоуровневого педагогического образования?
4. Почему профессионально ориентированная деятельность является ведущим условием развития личности учителя?
5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?
6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном самовоспитании учителя?
7. Каков сегодня идеальный образ учителя?
8. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.
9. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?
10. Назовите способы профессионального самовоспитания.
11. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).
12. Напишите реферат на тему «Социально-психологические условия становления будущего учителя», где дайте характеристику студенчества как социальной группы и покажите ее роль в профессиональном становлении (по вопросам 4 - 7).
Тестовые задания к модулю «Педагогическая профессия, деятельность, культура»:
1. Понятия «учитель» и «педагог» являются:
1) синонимами;
2) антонимами;
3) обозначают различные аспекты педагогической действительности;
4) никак не связаны друг с другом.
2. Субъект-субъектные отношения предполагают:
1) отношение к ученику как к равноправному участнику образовательного процесса;
2) субъективизм оценки учителя;
3) отношение к ученику как к исполнителю;
4) оказание постоянной психолого-педагогической поддержки ученику.
3. Одаренные дети – это:
1) способные, творческие и целеустремленные дети;
2) умные, интеллектуально развитые дети;
3) дети с высокой мотивацией;
4) способные учиться на «4» и «5».
4. К компонентам педагогической культуры НЕ относится:
1) педагогическое творчество;
2) стремление к самосовершенствованию;
3) возраст учителя;
4) гуманное отношение к детям.
5. Профессиональная этика педагога – это:
1) нормы его поведения в обществе;
2) правила поведения и общения в деятельности;
3) применение моральных принципов в общении с коллегами;
4) знание моральных принципов.
6. Правовое понятие компетенции означает:
1) высокий уровень знаний;
2) высокий уровень квалификации;
3) знание ответственности и полномочий;
4) умение общаться.
7. Что такое педагогическая техника:
1) основные способы работы с учащимися;
2) требования к организации педагогического процесса;
3) совокупность умений, навыков приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом;
4) умения организовать педагогическое дело.
8. К идейным основаниям педагогики сотрудничества НЕ относится:
1) принцип научности;
2) принцип гуманизации;
3) принцип многоаспектной диагностики;
4) принцип оптимизации
9. Совокупность ценностно-смысловых оснований педагогической деятельности, опыта и умений профессиональной деятельности и общения, социальной и профессиональной идентичности педагога образуют
1) педагогическую деятельность;
2) педагогическое творчество;
3) педагогическое общение;
4) педагогическую культуру.
10. Какого стиля педагогического общения НЕ существует:
1) авторитарного;
2) социального;
3) либерального;
4) демократического.
Тестовые задания к модулю «Профессионально-личностное становление педагога»:
1. Что относится к сущностным особенностям педагогов:
1) желание учиться и развиваться;
2) умение контролировать;
3) правильно оценивать результат;
4) быть счастливым.
2. Приоритетом педагогического образования является формирование:
1) профессионально-педагогических качеств;
2) социальных качеств;
3) индивидуальных качеств;
4) личностных особенностей.
3. Объем учебного модуля равен:
1) 36 часам аудиторной нагрузки;
2) 36 часам общей нагрузки;
3) 36 часам самостоятельной работы;
4) может варьироваться в широких пределах.
4. Текст обзора литературных источников по одной определенной проблеме, с обобщением и выводами, называется
1) тезисами;
2) статьей;
3) рефератом;
4) аннотацией.
5. Рефлексия необходима в работе учителя, так как:
1) это основной способ накопления жизненного опыта;
2) один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта;
3) без нее не может жить ни один взрослый человек;
4) показатель зрелости личности педагога.
6. Накопление портфолио учителя НЕ преследует цели
1) организации профессионального развития;
2) организации личного архива;
3) изменения стиля профессиональной деятельности;
4) сопровождения профессиональной карьеры.
7. Профессиональное самообразование это:
1) целенаправленная самостоятельная деятельность по усовершенствованию и приобретению знаний;
2) чтение художественной литературы;
3) чтение публицистической литературы;
4) методическое самосовершенствование.
8. Написание текста какого жанра НЕ требуется от студента педагогического вуза:
1) реферат;
2) курсовая работа;
3) квалификационная работа;
4) монография.
9. Основным показателем выработки индивидуального стиля педагогической деятельности является:
1) профессиональная творческая активность человека;
2) умение человека самостоятельно выполнять работу;
3) владение индивидуальным способом решения профессиональных проблем;
4) необычные и неожиданные поступки.
10. Какой из компонентов НЕ входит в состав «Я-концепции»:
1) когнитивный;
2) поведенческий;
3) характерологический;
4) оценочный.
Критерии оценки:
· оценка «отлично» выставляется студенту, если он ответил правильно на 10 вопросов;
· оценка «хорошо» выставляется студенту, если он ответил правильно на 8-9 вопросов;
· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он ответил правильно на 6-7 вопросов;
· оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он ответил правильно на 5 и менее вопросов.
Задания для устной проверки знаний
1. Можно ли сравнить профессию актера с профессией учителя? С какими профессиями еще Вы можете сравнить профессию учителя?
2. Какой статус имеет учитель в современном российском обществе?
3. Проанализируйте функции профессионально-педагогической деятельности.
4. Подберите отрывки из литературных и научных источников по одной из предлагаемых тем:
а) социально-педагогические проблемы учительского труда;
б) общая и профессиональная культура педагога;
в) современный учитель: развитие или выживание;
г) гуманистическая направленность профессии педагога.
5. Может ли учитель со средним уровнем общего культурного развития быть высоким профессионалом-педагогом? Обоснуйте свой ответ.
6. Какие наиболее значимые профессионально-личностные качества Вы выделили бы, если бы выступали экспертом?
7. Дайте полный ответ на вопрос: что в моем характере поможет мне и что может помешать стать творческим учителем.
8. Проанализируйте, какие творческие черты личности будущего учителя закладывает обучение в педагогическом вузе.
9. Напишите мини-сочинение на тему «Учитель XXI века».
10. Можно ли утверждать, что образование в настоящее время вышло на уровень сохранения национальной безопасности? Аргументируйте свой ответ.
11. Почему, на ваш взгляд, часть выпускников вуза не имеют устойчивого интереса к учительской деятельности?
12. Какие проблемы в подготовке будущего учителя Вы считаете наиболее значимыми? Приведите примеры.
13. Подготовьте сообщение: «Что мне мешает и что помогает учиться в педагогическом вузе».
14. Чем привлекает Вас выбранная вами профессия учителя?
15. В чем вы видите основную цель работы учителя?
Итоговый тест результатов изучения дисциплины
1.Инструкция. Ответьте на вопрос:
Какая из принципиальных позиций лежит в основе отечественной педагогической традиции?
а) авторитарная;
б) материалистическая;
в) рационалистическая;
г) гуманистическая.
2.Инструкция. Выберите правильный вариант ответа.
Предметом педагогической этики является:
а) нравственные отношения между учителем и учеником;
б) коллективная деятельность учащихся;
в) технология выхода из стрессовых состояний в условиях реального педагогического процесса;
г) современные отечественные и зарубежные педагогические теории и парадигмы;
д) рациональные типы образа жизни современного педагога.
3. Инструкция. Выберите правильный вариант ответа.
Кто из известных мыслителей прошлого считается основоположником научной педагогики?
а) Леонардо да Винчи;
б) Марк Тулий Цицерон;
в) Ян Амос Коменский;
г) Дени Дидро;
д) Жан Жак Руссо;
е) М.В. Ломоносов.
4. Инструкция. Дополните показатели высокой педагогической культуры
(по Е. В. Бондаревской).
- ………………………………………………………………
- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
- образованность и владение педагогическими технологиями;
- опыт творческой деятельности;
- культура профессионального поведения, способы саморазвития, саморегуляции деятельности и общения.
5.Инструкция. Дополните недостающие в перечне личностные структуры сознания:
критичность;
коллизийность;
мотивирование;
опосредование;
ориентирование;
самореализация;
обеспечение уровня духовности жизнедеятельности
…………………….
…………………….
…………………….
6.Инструкция. Дополните определение (по Е. В. Бондаревской):
Личностно ориентированное воспитание – это……………….воспитательный процесс, в котором собственные усилия личности имеют первостепенное значение.
7.Инструкция. Вставьте пропущенное.
В систему педагогических наук входят:
общая педагогика
…………………
теория воспитания
…………………
история педагогики
…………………..
дефектология
……………….
педагогика высшей школы
8.Инструкция. Вставьте пропущенное
Человек культуры – это личность
Гуманная, ……………., ………………,……………..
9.Инструкция. Закончите определение.
Педагогика – это ……….
а) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;
б) наука о процессах отражения человеком действительности;
в) наука о воспитании, обучении и развитии;
г) наука о прошлом человечества во всей его конкретности и многообразии.
10.Инструкция. Выберите правильный ответ.
Из каких социальных слоёв вышли первые учителя в странах Древнего Востока?
а) жрецы;
б) ремесленники;
в) аристократия;
г) рабы
11.Инструкция. Выберите правильный вариант ответа.
Укажите, кто из известных деятелей является основоположником русской научной педагогики и организатором русской народной школы.
а) Пётр Первый;
б) К.Д. Ушинский;
в) В.Г. Белинский;
г) А.С. Макаренко.
12.Инструкция. Выберите правильный ответ:
К какому типу профессии относится профессия педагог?
а) человек – техника;
б) человек – природа;
в) человек – знаковая система;
г) человек – человек;
д) человек – художественный образ.
13.Инструкция. Выберите правильный ответ.
В общеобразовательной школе основной формой обучения является:
а) урок;
б) лекция;
в) семинарское занятие;
г) лабораторная работа.
14.Инструкция. Выберите правильное определение:
Вариативность образования - это:
а) возможность выбора образовательного учреждения и программы;
б) возможность выбора вуза для получения высшего образования;
в) возможность выбора друзей и учителей;
г) возможность варьировать формы оценки.
15.Инструкция. Определите, какой из нижеследующих способов педагогической деятельности лежит в основе гуманной педагогики?
а) педагогическое воздействие на личность;
б) взаимодействие учителя и ученика;
в) упреждение учителем действий ученика;
г) строгое регламентирование учебного процесса.
Вопросы к итоговой аттестации
по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность»
1. Исторические этапы развития педагогической профессии. Специфика педагогической профессии в разных культурах.
2. Нормативно-правовые основы педагогических профессий в ДНР, в современной России. Профессиограммы и квалификационные характеристики учителей.
3. Традиции и инновации в отечественном педагогическом сообществе.
4. Личность педагога: профессиональные, социокультурные, индивидуальные аспекты.
5. Проблемы профессионально-личностного становления учителя в современном мире.
6. Феноменология педагогической деятельности. Организация педагогической деятельности в условиях образовательных учреждений разных типов.
7. Виды и модели педагогической деятельности.
8. Литературные и художественные источники о педагогической деятельности.
9. Классическая педагогика: имена, идеи, наследие.
10. Педагогика реформ: имена, идеи, наследие.
11. Педагогика сотрудничества: имена, идеи, наследие.
12. Альтернативные педагогические системы: школа Монтессори, Вальдорфская педагогика, религиозная педагогика.
13. Эзотерика в педагогике и образовании.
14. Методы диагностики педагогических способностей.
15. Этика и философия педагогической деятельности в современном мире. Проблемы педагогической деонтологии.
16. Категориальное поле педагогической деятельности: педагогическое общение, педагогическая компетентность, педагогическое мышление, профессиональная готовность, педагогическое мастерство. Взаимосвязи понятий.
17. Организация профессионально-педагогической подготовки в ведущих педагогических вузах России (Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Педагогический институт ЮФУ и др.).
18. Видные педагоги об учителе и педагогической культуре.
19. Педагогическая техника и педагогические технологии в современном мире.
20. Феноменология педагогического творчества.
21. Педагогическая культура современного учителя: ценности, стереотипы, традиции, манеры, опыт, самосознание.
22. Стили и формы педагогического общения в современном образовании.
23. Модели профессионально-личностного развития современного учителя.
24. Стратегии профессионально-личностного самообразования и самовоспитания учителя.
25. Информационно-образовательное пространство педагогического вуза.
Начальник отдела аттестации педагогических,
научно-педагогических инаучныхкадров И.П.Масюченко