Тема 1. Непрерывность формирования и развития информационной культуры
Характеристика понятий: непрерывное образование и информационная культура. Принципы, цели, задачи непрерывного образования. Уровни образования.
Тема 2. Непрерывное информационное образование дошкольников
Характеристика дошкольного возраста. Цель, задачи дошкольного образования. Направления деятельности дошкольного образования: формирование личности ребенка; правовое воспитание будущего гражданина; обогащение содержания учебно-воспитательных программ и освоение современных технологий развития детей; приоритет индивидуального подхода к одаренным детям; социопедагогическая поддержка детей-инвалидов и их семей; оптимизация сети ДОУ в микрорайоне (городе); подготовка кадров; научно-издательская деятельность.
Тема 3. Непрерывное информационное образование школьников
Развитие образования для школьников. Компетентностый подход в школьном образовании. Цели, задачи, ЗУН информационной культуры у школьников.
Тема 4. Непрерывное информационное образование студентов
Развитие непрерывного образования для студентов. Идея непрерывного образования. Формирование информационной культуры студента. Проблемы формирования информационной культуры студента. Модель формирования информационной культуры студентов. Направления реализации модели формирования информационной культуры студентов: дидактическое, информационно-техническое,
профессионально-педагогическое, медико-психологическое. Компоненты формирования информационной культуры студентов. Качества информационной культуры студента. Структура информационной культуры студентов: коммуникативная культура, лексическая культура, интеллектуальная культура, информационно-правовая культура, мировоззренческая и нравственная культура.
Тема 5. Непрерывное информационное образование для взрослого населения
Развитие образования для взрослого населения. Цель, задачи непрерывного образования взрослого населения. Подготовка взрослого человека как «человека познающего». Показатели, позволяющих определить уровень информационной культуры у взрослых обучающихся (информационная активность, информационная коммуникативность, информационное мышление, информационная готовность). Функции непрерывного образования взрослых. Основные направления возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения.
Тема 6. Непрерывное информационное образование пенсионеров
Развитие непрерывного образования для пенсионеров. Роль центра занятости населения для непрерывного образования пенсионеров. Повышение информационной культуры людей пенсионного возраста. Формы воспитания информационной культуры у пенсионеров (активные, наглядные, печатные).
Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, семинары, практические работы.
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Непрерывное информационное образование» (задания для самостоятельной работы):
Тема | Содержание самостоятельной работы |
1.1. Непрерывность формирования и развития информационной культуры | Выявление задач развития системы непрерывного образования |
1.2. Непрерывное информационное образование дошкольников | Характеристика дошкольного образования |
1.3. Непрерывное информационное образование школьников | Характеристика школьного образования |
1.4. Непрерывное информационное образование студентов | Характеристика средне-специального образования Характеристика вузовского образования |
1.5. Непрерывное информационное образование для взрослого населения | Характеристика поствузовского образования |
1.6. Непрерывное информационное образование пенсионеров | Характеристика образовательных потребностей пенсионеров |
6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:
(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.)
Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «Непрерывное информационное образование», см. Приложение.
7.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:
*литература, представленная в фонде научной библиотеки ТГИК
а) основная литература:
1. Сукиасян, Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование / Э. Р. Сукиасян. – Москва : Гранд-Фаир, 2004.
2. Полат, Евгения Семеновна. Современные педагогические и информационные технологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – Москва : Академия, 2012. – 364, [1] с. – (Высшее профессиональное образование).
Доступны в ЭБС «IPRbooks»:
1. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования в условиях реализации федеральных государственных и профессиональных стандартов : сборник трудов по итогам IV Всероссийской заочной научно-практической конференции, г. Михайловка, 20 ноября 2015 г. / Е.Н. Балибардина [и др.]. – Москва : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Планета, 2015. – 224 c.
2. Карпов, А.С. Дистанционные образовательные технологии. Планирование и организация учебного процесса : учебно-методическое пособие / Карпов А.С. – Саратов : Вузовское образование, 2015. – 67 c.
б) дополнительная литература:
1. Антонова, С. Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования / С. Г. Антонова // Высшее образование в России. – 2014. – № 1. – С. 82–87.
2. Гендина, Н. И. Концептуальные основы формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина // Подготовка учителя основ информационной культуры личности в педагогическом колледже : науч.-метод. сб. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. – С. 5–15.
3. Ершов, А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Высшее образование в России. – 2008. – № 2. – С. 82–92.
4. Заболотский, В. Л. Проблемы информатизации общества / В. Л. Заболотский, Р. М. Юсупов // Проблемы информатизации. – 2014. – №.1/2. – С. 23–33.
5. Колесникова, И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – № 1. – С. 102–105.
6. Медведева, Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс. – 2004. – № 11. – С. 59.
7. Негодаев, И.А. Информатизация культуры : монография. / И.А. Негодяев. – Ростов-на-Дону : ЗАО «Книга», 2003. – 320 с.
8. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2013. – № 9. – С. 32–38.
9. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины:
1. Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития [Электронный ресурс]. – URL : http://kbrcde.ru/
2. Российское образование [Электронный ресурс] : федеральный портал. – URL : www.edu.ru.
9.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины:
1. Рыблова А.Н. Технология управления образовательным процессом с системе непрерывного образования : учебно-методическое пособие. – Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. – 96 с. - ISBN 978-5-91879-024-3.
2. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе : методическое пособие / под ред. Микляева Н. В. – Москва : Сфера, 2011. – 128 с.
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем:
Лицензионное программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Power Point), браузер (например, Mozilla Firefox), справочно-правовые системы (Консультант, Гарант).
11.Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Материально-техническая база Института обеспечивает техническую возможность проведения всех видов учебных занятий, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом.
Материально-техническая база Института соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. При изучении основных разделов дисциплины используются: учебная аудитория, компьютерная техника, мультимедийное оборудование, наглядные стенды.
Лекции по дисциплине проводятся в лекционных залах, оснащенных мультимедийным оборудованием. Практические (семинарские) занятия проводятся в стандартно оборудованных аудиториях, а также в компьютерном классе с доступом к сети Интернет.
Приложение
к рабочей программе дисциплины
«Непрерывное информационное образование»