Исторические условия формирования и развития культуры.

Возвышение Москвы, умелая политика московских князей, поддержка церкви повлияли на развитие культуры.

Религия.

В XIV веке на Руси появляются первые ереси (религиозные учения, противоречащие догматам церкви).

Ереси:

- стригольники (вторая половина XIV в.) – возникло среди низшего духовенства, ремесленников в Новгороде и Пскове; призывали к отказу от церковной иерархии, от присутствия священников на исповеди. В их учении были языческие черты.

Грамотность. Письменность. Образование. Развитие научных знаний.

Начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребности в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену "уставу", когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав - более свободное и беглое письмо. Основной силой, которая способствовала образованию, была православная церковь. Высокий уровень грамотности среди городского населения.

Общественно-политическая мысль. Развитие литературы.

В средневековой Руси сознание носило религиозный характер. Поэтому общественно-политическая мысль и связанные с ней явления существовали в религиозной форме. Попытки осмысления действительности и поиски альтернатив существовавшему порядку вещей (на страже устоев которого стояла официальная церковь) принимали форму ЕРЕСЕЙ - религиозных учений, противоречащих церковным догматам.

Литература: С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период формирования единого государства роль Москвы возросла. Общерусский летописный свод. Обращение русской литературы к теме борьбы русского народа за свержение монголо-татарского ига. Появляются произведения литературы так называемого "куликовского цикла", посвященные победе Донского над Мамаем. Это "Задонщина" (автор - Софоний Рязанец). Продолжалось развитие "житийного" жанра. Создаются "Жития" подвижников русской церкви: Сергия Радонежского, митрополита Петра (авторы: Похомий Логофет и Епифаний Премудрый).

Развитие зодчества.

В градостроительстве преобладало использование дерева, начинается использование камня. В светской архитектуре он использовался при сооружении крепостей: в Изборске, Орешке, Копорье. Из памятников церковного каменного зодчества: церкви Федора Стратилата (1360 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.) - обе в Новгороде. В 1367 г. в Москве был возведен белокаменный Кремль

Живопись.

В Новгороде и в Москве работал замечательный византийский художник Феофан Грек. Он создал фресковые росписи в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Для его стиля фресковых росписей и икон характерны экспрессивность и эмоциональность.

Устное народное творчество.

В условиях урона, нанесенного письменной литературе вследствие татаро-монгольского ига, большую роль в сохранении языка и литературных традиций играл фольклор.

КУЛЬТУРА И БЫТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА В XV ВВ.

Исторические условия возникновения и формирования культуры.

На развитие культуры повлияло создание единого государства (Судебник 1497 г.)

Развитие языка, формирование общерусской народности. Быт и нравы русского народа.

В XV в. продолжается процесс формирования общерусской народности.

Постройки на Руси были деревянные. Бедные селяне и горожане строили избы-полуземлянки. Деревянная срубная изба, стоявшая на земле, имела подклеть, в очень богатом доме имелся и терем (третий ярус). В домах стояла деревянная мебель. Избы бедняков освещались деревянными лучинами, сальными свечами в подсвечниках. Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленного холста. Для зимы - меховая одежда. Деревенские жители носили лапти из лыка, городские - кожаную обувь. Посуду делали из дерева и глины. Еду варили в железных и медных котлах, металлическая посуда имелась в домах богатых людей. Еду составляли блюда из ржи, пшеницы, ячменя. Ржаной хлеб ели простые люди, а пшеничный - богатые. Из овощей: капуста, морковь, свекла, огурцы, лук, тыква. Ели рыбу, масло, молоко, творог. Устраивали народные праздники, которые носили языческий характер. В христианской вере мирян присутствовали остатки языческих верований. В семье и общественных делах женщины пользовались уважением.

Религия.

В середине XV века решалась задача установить независимость русской церкви от константинопольского патриарха в связи с угрозой проникновения католичества.

В 1453 г. после падения Константинополя право выбирать русского митрополита перешло к русскому епископату.

В 1458 г. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии - Московскую и Киевскую.

4. Грамотность, письменность, образование, развитие научных знаний.

С XV века появляется скоропись, близкая к современному письму.

Основной силой, которая способствовала развитию просвещения, была православная церковь. Высокий уровень грамотности среди городского населения.

Наши рекомендации