Методология и методы организации научного исследования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование темы, раздела | Всего трудоёмкость | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
Гносеология как учение о познании. Сущность, цели, условия познавательной деятельности человека. | |||||||
Формы научного знания. Теория как форма научного знания | |||||||
Понятие о методологии. Методологические принципы научного исследования. Методологические признаки научной работы | |||||||
Методология научного исследования. | |||||||
Методы научного исследования. Теоретические методы | |||||||
Эмпирические методы исследования | |||||||
Формы представления научного знания | |||||||
ВСЕГО |
3. Содержание дисциплины
Гносеология как учение о познании. Сущность, цели, условия познавательной деятельности человека. Деятельность познания. Теории познания. Формы познания. Структура познавательной деятельности. Объект, субъект, результат познания.
Формы научного знания. Теория как форма научного знания. Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея. Факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, проблема, гипотеза. Парадигма исследования. Понятие и термин. Терминосистема. Требования к термину и терминосистеме научного исследования.
Методология научного исследования.Многозначность понятия методологии. Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частнонаучная методология. Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска. Методология как система методов исследования и преобразования психолого-педагогических явлений, процессов, отношений. Современные подходы к психолого-педагогическому исследованию (системный, деятельностный, личностный, аксиологический, антропологический и др.). Выбор методологических и концептуальных оснований (подходов, теорий, концепций) в конкретном исследовании. Критерии непротиворечивости методологических основ исследования. Актуальность исследования и разрешаемые противоречия. Выделение проблемы исследования как знания о незнании. Постановка проблемы как исходный этап исследования, как основа выбора исследовательской темы. Цель исследования. Объект и предмет исследования. Характер связи объекта и предмета исследования. Элементы новизны научного исследования. Функции гипотезы. Требования, предъявляемые к гипотезам. Построение системы гипотетических суждений (логика, структура, обоснованность, функциональная роль).
Методы научного исследования. Теоретические методы. Различные подходы к классификации методов исследования. Метод, методика, Характеристика и функции методов исследования. Анализ, синтез, абстрагирование как методы исследования. Аксиоматический метод в исследовании.
Эмпирические методы исследования. Педагогическое наблюдение, его виды и познавательные возможности. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний. Планирование эксперимента и специфика проведения на разных этапах исследования. Оценка результативности эксперимента. Опросы (анкетирование, интервьюирование, беседы) и их использование в процессе исследования. Требования к проведению опросов. Возможности и ограничения различных методов. Этические нормы и регулятивы в использовании различных методов исследования.
Формы представления научного знания.Аннотация. Виды аннотаций. Требования к написанию аннотации. Рецензия, отзыв. Тезисы. Статья. Основные требования к научной статье. Текст квалификационной работы как способ представления научного знания.
Перечень тем лекционных занятий
Понятие о методологии. Методологические принципы научного исследования. Методологические признаки научной работы
Перечень тем практических занятий
Понятие о методологии Понятие о методологии. Методологические принципы научного исследования. Методологические признаки научной работы
Методы научного исследования. Теоретические методы.
Эмпирические методы исследования.
Формы представления научного знания.
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля
Деятельность познания. Теории познания.
Объект, субъект, результат познания.
Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея.
Факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, проблема, гипотеза.
Понятие и термин. Терминосистема. Требования к термину и терминосистеме научного исследования.
Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частнонаучная методология.
Современные подходы к психолого-педагогическому исследованию (системный, деятельностный, личностный, аксиологический, антропологический и др.).
Выбор методологических и концептуальных оснований (подходов, теорий, концепций) в конкретном исследовании. Критерии непротиворечивости методологических основ исследования.
Актуальность исследования и разрешаемые противоречия.
Выделение проблемы исследования как знания о незнании.
Цель исследования. Объект и предмет исследования. Характер связи объекта и предмета исследования.
Элементы новизны научного исследования.
Функции гипотезы. Требования, предъявляемые к гипотезам. Построение системы гипотетических суждений (логика, структура, обоснованность, функциональная роль).
Метод, методика, Характеристика и функции методов исследования. Анализ, синтез, абстрагирование как методы исследования. Аксиоматический метод в исследовании.
Педагогическое наблюдение, его виды и познавательные возможности. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний.
Опросы (анкетирование, интервьюирование, беседы) и их использование в процессе исследования. Требования к проведению опросов.
Формы представления научного знания.
Статья. Основные требования к научной статье.
Текст квалификационной работы как способ представления научного знания.
Перечень тем для самостоятельной работы
Гносеология как учение о познании. Сущность, цели, условия познавательной деятельности человека.
Формы научного знания. Теория как форма научного знания
Понятие о методологии
Методология научного исследования.
Методы научного исследования. Теоретические методы.
Эмпирические методы исследования.
Формы представления научного знания.
4. перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. М. : Кнорус, 2016. 512с.
Загвязинский В И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования М. : Academia, 2008. 208.
Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований. М. : Флинта, 2016. 204.
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
(*см. Приложение)
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Основная учебная литература
Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования. М. : Мир: Акад. Проект, 2005. 352 с. 14 экз. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210921
Загвязинский В И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учеб.пособие для студентов пед.вузов. М. : Академия, 2001. 208с. 15 экз.
Методология, методика и техника прикладного социологического исследования : Учеб.-метод.пособие. Екатеринбург : Б.и., 1998. 50с. 2 экз
Морозова О.П. Методология и методы педагогических исследований // Педагогический практикум. — М., 2000. — С.67-72. 1 экз.
Сластенин В.А. Методология и методы педагогических исследований / Педагогика: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений // В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов //. М., М., 2004. — С.80-100. 1 экз.
Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований. М. : Флинта, 2016. 204. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458>.
6.2. Дополнительная учебная литература
Новиков А. М. Методология научного исследования – М. : Либроком, 2010. – 284 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82773
Павлов А. В. Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы : учеб. пособие для бакалавров, магистров и аспирантов гуманитар. дисциплин / А. В. Павлов ; Тюмен. гос. ун-т – М.: Флинта: Наука , 2010 – 344 с. (3 экз.)
Климантова Г.И. Методология и методы социологического исследования. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / Климантова Г. И. ; Черняк Е. М. ; Щегорцов А. А. Москва : Дашков и Ко, 2014. 256 с. URL: http://biblioclub.ru
Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И.Образцов. — СПб. : Питер, 2004. — 268с. 40экз.
Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований. М. : Флинта, 2016. 204. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458>.
6.3. Печатные и (или) электронные ресурсы
для лиц с ОВЗ
Учебно-методические материалы для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла,
– в печатной форме на языке Брайля.
для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(МОДУЛЯ)
ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
Электронно-библиотечная система "Лань
ЭБС Юрайт
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для совершенствование умений реализации методологии научного исследования построения аппарата исследования предлагаются следующие упражнения:
1.Указать О, Р - определить тему;
указать тему – определить О, Р;
указать основные позиции актуальности – определить тему;
указать противоречия – определить тему;
указать противоречия – определить О, Р;
указать элементы научной новизны – определить тему;
указать элементы научной новизны – определить О,Р.
2.На основании рабочего определения темы исследования составить список ключевых слов, предъявить список ключевых слов, не называя тему.
Задание для аудитории: определить тему.
3. На основании темы, списка ключевых слов определить теоретико-методологические основы исследования. Представить теоретико-методологические основы исследования с учетом уровня методологии.
Задание для аудитории: определить тему.
Задание для экспертов из числа обучающихся: определить соответствие предложенных теоретико-методологических основ исследования теме.
4.Подготовить аннотацию магистерской диссертации.
Задание для аудитории: определить тему.
Задание для экспертов из числа обучающихся: определить полноту представления содержания исследования: теоретических основ, диагностического материала, формирующего этапа эксперимента, его результативности.
5.Определить методы эмпирического исследования, реализуемые в диссертации. Обосновать выбор методов.
Задание для экспертов из числа обучающихся: определить соответствие методов заявленным целям их использования.
Для уточнения представлений о формах представления научного знания и умений представления научного знания предлагаются следующие упражнения:
1.Анализ аннотации.
Задание для аудитории: определить тему.
Задание для экспертов из числа обучающихся: определить полноту представления содержания исследования: теоретических основ, диагностического материала, формирующего этапа эксперимента, его результативности.
2.Написание рецензии на диссертацию.
Работа посвящена: |
(тематика, актуальность,)
Основные результаты работы: |
(теоретические, экспериментальные, прикладные, методические)
Значимость работы: |
(теоретическая, практическая, возможность использовать результаты работы, разработка новых методов исследования и т.п.)
Новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, а также методов ее выполнения: |
Степень самостоятельности выполнения работы: |
Использование в работе литературных источников и этика цитирования: |
Качество оформления: |
Задание для экспертов из числа обучающихся: оценка рецензии по заявленным параметрам.
3. Составление тезауруса на основе текста автореферата диссертации.
Задание для экспертов из числа обучающихся: связь тезауруса с методологическими уровнями исследования, отражение в тезаурусе логики научного исследования.
Для уточнения представлений о методологии предлагается выполнить анализ программы собственного исследования с учетом предложенного образца (анализ программы исследования может быть заменен написанием синопсиса исследования).
Задание для экспертов: анализ программы исследования.
Программа исследования (с качественным анализом данных)
1. Введение (уточненная и расширенная версия замысла);
2. Системное описание объекта исследования;
3. Формулирование исследовательского вопроса;
4. Формулировка педагогической идеи, ведущей к решению проблемы: педагогическая цель – содержание образования, необходимое для ее достижения – психолого-педагогические усвоения данного содержания – технологии актуализации условий усвоения – критерии оценки результата;
5. Определение параметров целевой выборки;
6. Экспериментальная проверка соответствия педагогических средств поставленной образовательной цели;
7. Сбор и первичная конденсация данных;
8. Выбор и обоснование схемы анализа результатов: корректность постановки педагогической цели, адекватность средств ее достижения, соответствие результатов ожиданиям.
9. Осуществление процесса анализа данных:
- экспертная оценка соответствия поставленной педагогической цели социальным запросам;
- оценка корректности проведения и достоверности эксперимента по проверке гипотез (по апробации педагогических средств, ведущих к поставленной цели);
- визуализация результатов исследования, в виде: метафор и аналогий, группировки тем в таблицы, схем, ансамблей из категорий, осмысленных связей между событиями, целенаправленно создаваемыми педагогическими ситуациями и происходящими новообразованиями в сознании и поведении учащихся (студентов и и др.).
- обобщение и расширенная апробация на практике выводов исследования.
10. Интерпретация данных:
- развитие теоретических конструктов, понятий и идей;
- формулировка теоретических выводов, принципов и технологий педагогической деятельности;
- введение в оборот полученных идей и технологий педагогической деятельности через привлечение к их экспертной оценке педагогического сообщества.
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИТНЕ (МОДУЛЮ)
Коммерческий продукт | Некоммерческая альтернатива (открытое ПО) | Область применения | Скачать |
Создание и редактирование текстов, подготовка к печати документов, статей, несложных рекламно-информационных материалов ОФИСНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ | |||
Microsoft Office | LibreOffice (CP) | Создание и редактирование текстов, подготовка к печати документов, статей, несложных рекламно-информационных материалов Создание электронных таблиц, обработка и визуализация массивов данных, автоматизация вычислений Создание мультимедийных интерактивных презентаций Создание баз данных | http://www.libreoffice.org/ |
GNumeric (CP) | Создание электронных таблиц, обработка и визуализация массивов данных, автоматизация вычислений | http://www.gnumeric.org/ | |
ABBYY FineReader | Cognitive OpenOCR (Cuneiform) (W) | Распознавание текстов и перевод их в машиночитаемый вид | http://cognitiveforms.com/ru/products_and_services/cuneiform/ |
МЕДИА | |||
Picasa (CP) | FastStone Image Viewer (W) | Программа для просмотра изображений | http://www.faststone.org/ |
Visio | Dia | Редактор диаграмм и структурных схем | https://wiki.gnome.org/Apps/Dia |
Windows Media Player | VLC Player (CP) | Универсальный проигрыватель мультимедиа | http://www.videolan.org/vlc/ |
КОММУНИКАЦИИ И СВЯЗЬ | |||
MS Internet Explorer | Firefox (CP) | ПО для просмотра web-страниц сети Интернет | https://www.mozilla.org/ |
Opera (CP) | ПО для просмотра web-страниц сети Интернет | http://www.opera.com/ | |
MS Outlook Express, The Bat!K | Evolution (CP) | Почтовый клиент и планировщик | https://wiki.gnome.org/Apps/Evolution |
Thunderbird (CP) | Почтовый клиент на платформе XULRunner | https://www.mozilla.org/ | |
ICQ, AOL Messenger, Google Talk | Pidgin (CP) | Клиент для сетей мгновенных сообщений | https://www.pidgin.im/ |
БЕЗОПАСНОСТЬ | |||
Kaspersky Antivirus, Dr.Web | ClamAV (CP) | Антивирус | http://www.clamav.net/ |
Avastr (CP) | Антивирус | https://www.avast.ru/index |
При чтении лекций по всем темам активно используется компьютерная техника для демонстрации слайдов с помощью программного приложения Microsoft Power Point. На семинарских и практических занятиях студенты представляют презентации, подготовленные в рамках самостоятельной работы с помощью программного приложения Microsoft Power Point.
Информационные технологии:
- сбор, хранение, систематизация и выдача учебной и научной информации;
- обработка текстовой, графической и эмпирической информации;
- подготовка, конструирование и презентация итогов исследовательской и аналитической деятельности;
- самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;
- использование электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.
Информационные справочные системы:
В ходе реализации целей и задач учебной практики обучающиеся могут при необходимости использовать возможности информационно-справочных систем, электронных библиотек и архивов: www.biblioclub.ru, www.e.lanbook.com, www.biblio-online.ru, научная электронная библиотека elibrary.ru
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (модулю)
В процессе реализации дисциплины используются технические средства обучения: компьютер, проектор.
Кусова Маргарита Львовна
Доктор филологических наук,
профессор,
заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания
в начальных классах
336-13-44
Приложение
Описание оценочных средств
Оценочные средства | Методические материалы, характеризующие процедуры оценивания | |
1. | Словарь-тезаурус базовых понятий исследования | Соответствие текста тезауруса поставленной задаче, (наличие логической связи между понятиями, отношений обусловленности, подчинения и соподчинения как отражение результатов анализа), аргументированность в отборе материала с позиции современной науки и процесса критического анализа ее проблем) |
2. | Словарь-тезаурус базовых понятий исследования | Соответствие текста тезауруса поставленной задаче, представление анализа понятий как процесса получения новых знаний с учетом проблем современной науки |
3. | Фрагмент текста введения «Элементы новизны в исследовании» | Соответствие текста поставленным задачам, Демонстрация соотнесения элементов новизны с методологическими уровнями исследования и проблемами современной науки |
Вопросы для подготовки к зачету
Деятельность познания. Теории познания.
Объект, субъект, результат познания.
Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея.
Факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, проблема, гипотеза.
Понятие и термин. Терминосистема. Требования к термину и терминосистеме научного исследования.
Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частнонаучная методология.
Современные подходы к психолого-педагогическому исследованию (системный, деятельностный, личностный, аксиологический, антропологический и др.).
Выбор методологических и концептуальных оснований (подходов, теорий, концепций) в конкретном исследовании. Критерии непротиворечивости методологических основ исследования.
Актуальность исследования и разрешаемые противоречия.
Выделение проблемы исследования как знания о незнании.
Цель исследования. Объект и предмет исследования. Характер связи объекта и предмета исследования.
Элементы новизны научного исследования.
Функции гипотезы. Требования, предъявляемые к гипотезам. Построение системы гипотетических суждений (логика, структура, обоснованность, функциональная роль).
Метод, методика, Характеристика и функции методов исследования. Анализ, синтез, абстрагирование как методы исследования. Аксиоматический метод в исследовании.
Педагогическое наблюдение, его виды и познавательные возможности. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний.
Опросы (анкетирование, интервьюирование, беседы) и их использование в процессе исследования. Требования к проведению опросов.
Формы представления научного знания.
Статья. Основные требования к научной статье.
Текст квалификационной работы как способ представления научного знания.
Примерная шкала оценивания ответа обучающегося
на зачете по дисциплине
Оценка | Требования |
Зачтено | Знает основы методологии научного исследования в сфере образования; методы исследования – эмпирические, теоретические; основные подходы в научно-исследовательской работе в сфере образования (системный, деятельностный, аксиологический, и т.д.); умеет применять научные методы в ходе научного исследования в сфере образования; разрабатывать программы научного исследования в сфере образования; использовать разнообразные методики экспериментального исследования в сфере образования; разрабатывать научный аппарат исследования в сфере образования; применять метод изучения научной литературы, документов; оформлять результаты научного труда в сфере образования; владеет методами получения современного знания в сфере образования; методиками использования знания в сфере образования на различных уровнях обучения; анализом науки в сфере образования; способностью изучать и передавать опыт инновационной деятельности в сфере образования |
Не зачтено | Не знает основы методологии научного исследования в сфере образования; методы исследования – эмпирические, теоретические; основные подходы в научно-исследовательской работе в сфере образования (системный, деятельностный, аксиологический, и т.д.); не умеет применять научные методы в ходе научного исследования в сфере образования; разрабатывать программы научного исследования в сфере образования; использовать разнообразные методики экспериментального исследования в сфере образования; разрабатывать научный аппарат исследования в сфере образования; применять метод изучения научной литературы, документов; оформлять результаты научного труда в сфере образования; не владеет методами получения современного знания в сфере образования; методиками использования знания в сфере образования на различных уровнях обучения; анализом науки в сфере образования; способностью изучать и передавать опыт инновационной деятельности в сфере образования |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методология и методы организации научного исследования
1.2.Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает: деятельность в сфере образования, деятельность в социальной сфере, деятельность в сфере здравоохранения, деятельность в сфере культуры.
1.3. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются обучение, воспитание, социализация.
1.4. Вид (виды) профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры: научно-исследовательская.
1.5. Профессиональные задачи:
научно-исследовательская деятельность:
изучение, анализ и обобщение результатов российских и зарубежных исследований в области психолого-педагогического образования с целью определения проблем психолого-педагогического исследования;
проектирование и реализация НИР и опытно-конструкторской работы, научно-исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения.
1.6. Цели и задачи дисциплины (модуля).
Цель – формирование теоретико-методологической компетентности и готовности к проведению научного исследования у обучающихся в магистратуре.
Задачи дисциплины:
сформировать систему знаний о методологии как многомерном явлении (методология научного познания, методология исследования и практической деятельности); о сущности научного исследования как особого вида деятельности, направленной на получение нового знания; о методах его получения;
сформировать комплекс умений: умение анализировать и объяснять методологические проблемы науки в сфере образования и научных исследований, умение делать осознанный выбор методов и методик исследования в сфере образования; умение пользоваться различными научными источниками, развивающими методологическую компетентность и исследовательскую культуру; умение использовать понятийно-терминологический аппарат науки в сфере образования.
способствовать развитию методологической компетентности как интегрального качества преподавателя образовательных учреждений.
1.7. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО. Данная дисциплина включена в базовую часть программы.
1.8. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоениями ОПОП ВО:
В результате освоения дисциплины выпускник должен
знать: основы методологии научного исследования в сфере образования; методы исследования – эмпирические, теоретические; основные подходы в научно-исследовательской работе при решении проблем профессиональной деятельности (системный, деятельностный, аксиологический, и т.д.);
уметь: применять научные методы в ходе научного исследования в сфере образования; разрабатывать программы научного исследования в сфере образования; использовать разнообразные методики экспериментального исследования в сфере образования; разрабатывать научный аппарат исследования в сфере образования; применять метод изучения научной литературы, документов; оформлять результаты научного труда в сфере образования;
владеть: методами получения современного знания в сфере образования; методиками использования знания в сфере образования на различных уровнях обучения; анализом науки в сфере образования; способностью изучать и передавать опыт инновационной деятельности в сфере образования.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОПК-2: способен использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации;
ОПК-6: владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности.
1.9. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 10ч. контактной работы обучающихся с преподавателем, 53ч. самостоятельной работы обучающихся, 9ч. контроль..
1.10. Форма получения образования
Образование по дисциплине осуществляется в заочной форме.
1.11. Особенности реализации дисциплины (модуля).
Образовательная деятельность по дисциплине (модулю) осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование темы, раздела | Всего трудоёмкость | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
Гносеология как учение о познании. Сущность, цели, условия познавательной деятельности человека. | |||||||
Формы научного знания. Теория как форма научного знания | |||||||
Понятие о методологии. Методологические принципы научного исследования. Методологические признаки научной работы | |||||||
Методология научного исследования. | |||||||
Методы научного исследования. Теоретические методы | |||||||
Эмпирические методы исследования | |||||||
Формы представления научного знания | |||||||
ВСЕГО |
3. Содержание дисциплины
Гносеология как учение о познании. Сущность, цели, условия познавательной деятельности человека. Деятельность познания. Теории познания. Формы познания. Структура познавательной деятельности. Объект, субъект, результат познания.
Формы научного знания. Теория как форма научного знания. Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея. Факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, проблема, гипотеза. Парадигма исследования. Понятие и термин. Терминосистема. Требования к термину и терминосистеме научного исследования.
Методология научного исследования.Многозначность понятия методологии. Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частнонаучная методология. Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска. Методология как система методов исследования и преобразования психолого-педагогических явлений, процессов, отношений. Современные подходы к психолого-педагогическому исследованию (системный, деятельностный, личностный, аксиологический, антропологический и др.). Выбор методологических и концептуальных оснований (подходов, теорий, концепций) в конкретном исследовании. Критерии непротиворечивости методологических основ исследования. Актуальность исследования и разрешаемые противоречия. Выделение проблемы исследования как знания о незнании. Постановка проблемы как исходный этап исследования, как основа выбора исследовательской темы. Цель исследования. Объект и предмет исследования. Характер связи объекта и предмета исследования. Элементы новизны научного исследования. Функции гипотезы. Требования, предъявляемые к гипотезам. Построение системы гипотетических суждений (логика, структура, обоснованность, функциональная роль).
Методы научного исследования. Теоретические методы. Различные подходы к классификации методов исследования. Метод, методика, Характеристика и функции методов исследования. Анализ, синтез, абстрагирование как методы исследования. Аксиоматический метод в исследовании.
Эмпирические методы исследования. Педагогическое наблюдение, его виды и познавательные возможности. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний. Планирование эксперимента и специфика проведения на разных этапах исследования. Оценка результативности эксперимента. Опросы (анкетирование, интервьюирование, беседы) и их использование в процессе исследования. Требования к проведению опросов. Возможности и ограничения различных методов. Этические нормы и регулятивы в использовании различных методов исследования.
Формы представления научного знания.Аннотация. Виды аннотаций. Требования к написанию аннотации. Рецензия, отзыв. Тезисы. Статья. Основные требования к научной статье. Текст квалификационной работы как способ представления научного знания.
Перечень тем лекционных занятий
Понятие о методологии. Методологические принципы научного исследования. Методологические признаки научной работы
Перечень тем практических занятий
Понятие о методологии Понятие о методологии. Методологические принципы научного исследования. Методологические признаки научной работы
Методы научного исследования. Теоретические методы.
Эмпирические методы исследования.
Формы представления научного знания.
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля
Деятельность познания. Теории познания.
Объект, субъект, результат познания.
Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея.
Факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, проблема, гипотеза.
Понятие и термин. Терминосистема. Требования к термину и терминосистеме научного исследования.
Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частнонаучная методология.
Современные подходы к психолого-педагогическому исследованию (системный, деятельностный, личностный, аксиологический, антропологический и др.).
Выбор методологических и концептуальных оснований (подходов, теорий, концепций) в конкретном исследовании. Критерии непротиворечивости методологических основ исследования.
Актуальность исследования и разрешаемые противоречия.
Выделение проблемы исследования как знания о незнании.
Цель исследования. Объект и предмет исследования. Характер связи объекта и предмета исследования.
Элементы новизны научного исследования.
Функции гипотезы. Требования, предъявляемые к гипотезам. Построение системы гипотетических суждений (лог