Характеристика основных частей выпускной квалификационной работы

Каждая часть выпускной квалификационной работы имеет свое назначение.

ОГЛАВЛЕНИЕ включает в себя заголовки всех разделов, содержащихся в работе. Обязательное требование - дословное повторение в заголовках оглавления названий глав и параграфов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности.

ВВЕДЕНИЕ не только ориентирует автора в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все ее необходимые методологические характеристики. Объем текста введения составляет 3-5 страниц.

Во введении необходимо обосновывать актуальность выбранной темы, определить цель, выделить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу исследования, поставить задачи, обозначить теоретико-методологическую базу исследования, методы и методики исследования, выделить практическую значимость полученных результатов, описать базу исследования, апробацию и внедрение результатов исследования (если есть), структуру работы.

Актуальность исследования позволяет дать ответ на наиболее острые в данное время вопросы, являясь отражением социального заказа. Обоснование актуальности – это указание на необходимость, значимость, своевременность и востребованность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики. Обоснование актуальности исследования отражает современный уровень практики образования. Необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных и практических исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых социально-экономических, юридических (правовых), политических и иных условиях и т.д., что позволяет автору сделать вывод, что именно данная тема не полностью раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и требует дальнейшей разработки.

В применении к выпускной квалификационной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности темы должно быть немногословным - в пределах 1-2 страниц текста.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной выпускной квалификационной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, уместно перейти к формулировке цели исследования. Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе работы над ВКР.

Исследовательская цель – это сформулированный в общем виде желаемый результат, образ результата, который будет получен в ходе исследования.

Цель предполагает ответ на вопрос: что ты хочешь создать в итоге организуемой работы? (Это может быть программа, разработка, модель чего-либо и т.п.)

Цель должна формулировать кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Объект и предмет исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Объект – это то, на что направлено исследование, это то пространство, та область, в рамках которой находится явление (процесс), который будет изучаться.

Определяя объект исследования, надо ответить на вопрос: что изучается, что рассматривается? Объектом исследования в психологии и педагогике могут быть явления, процессы, деятельность людей; в психологии объектом исследования могут являться также личность. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Понятие предмет исследованияконкретнее по своему содержанию. Определение же предмета исследования — это, прежде всего, уточнение «места и времени» функционирования изучаемого явления (процесса и т.д.). Определение предмета исследования означает установление границ поиска. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание автора, именно предмет определяет тему работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

Таким образом, объект и предмет исследования соотносятся как общее и часть. Предмет исследования – это определенный аспект изучения объекта, это конкретная часть объекта, его сторона, процесс в нем происходящий.

Гипотеза исследования–это обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. В форме гипотезы проявляется реальное движение познания к новым, более глубоким обобщениям на основе предвидения. Гипотезы бывают:

· описательные (предполагающие существование какого-либо явления);

· объяснительные (вскрывающие причины существования этого явления);

· описательно-объяснительные (смешанные).

Без гипотезы не существует исследования. К гипотезе предъявляются определенные требования:

1. Она должна содержать предположение;

2. Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой; следует избегать ценностных суждений;

3. Она должна быть логически непротиворечивой;

4. В нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

5. Она должна быть реально опровергаемая или доказуемая;

6. Требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота;

7. Гипотеза должна содержать проблему, т.е. быть гипотетичной. Гипотеза должна раскрывать представление исследователя о том, что неочевидно в объекте.

8. Допускается формулирование гипотезы исследования в форме сложноподчиненного предложения с придаточным: «если…, то…», «так…, как…», «при условии, что…». После слова «если» формулируется замысел, идея исследования, после слова «то» - предполагаемый результат.

Затем в тексте введения выпускной квалификационной работы необходима конкретизация цели в системе исследовательских задач. Задача исследования представляет собой звено, шаг, этап достижения цели, что обеспечивает их взаимосвязь. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.

Обычно формулировка задачи исследования начинается с глаголов:

· выяснить (выявить)

· изучить (исследовать)

· определить

· создать

· построить

· проверить

· обосновать

· разработать

Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделить сравнительно немного, не более 5-6. Профессор В.И. Загвязинский считает обязательным выделение трех основных групп задач.

· историко-диагностическая - связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных оснований исследования;

· теоретико-моделирующая - с раскрытием структуры, сущности изучаемого явления, процесса, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;

· практически-преобразовательная - с разработкой и использованием конкретных методов, приемов, предполагаемого преобразования действительности и с разработкой практических рекомендаций.

Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в качестве подзадач к основным.

Теоретико-методологических основы исследования должны отражать три уровня методологии исследования: философский, общенаучный и конкретно-научный. В этой описываются основные теоретические положения, подходы, а также научные теории и концепции, на которые опирается автор в исследовании.

Далее представляются методы и методики исследования, которые будут использованы в процессе выполнения работы и послужат инструментом получения эмпирических данных. Метод – способ достижения поставленной цели.

Как правило, в психолого-педагогическом исследовании возможно использовать следующие группы методов:

· Теоретические (изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование, сравнение и т.д.);

· Эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа, интервьюирование), изучение продуктов детской деятельности, проективные методы, тестирование, изучение документации и др.;

· Математические (количественные) методы.

В каждой группе методов психолого-педагогического исследования допустимо обозначение конкретных диагностических методик с указанием автора.

Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Практическая значимость результатов исследования может отражать следующее:

· возможность решения проблемы на основе той или иной практической задачи;

· проведение дальнейших научных исследований;

· использование полученных данных в практической деятельности.

При описании базы исследования указывается полное название учреждения (организации), в котором был осуществлен экспериментальный этап исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования (при их наличии) включает: выступления и доклады на конференциях различного уровня, публикации статей и тезисов по результатам исследования.

В заключении введения представляется структура работы (например, выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Основная часть исследования должна соотноситься с поставленными задачами. Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему. Каждую главу целесообразно разделять на параграфы.

Основная часть должна содержать две главы: теоретическую и экспериментальную. Автор должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе.

В главах основной части выпускной квалификационной работы подробно анализируется литература по теме, рассматривается методика исследования, обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме выпускной квалификационной работы, полностью ее раскрывать. Эти главы призваны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Содержанием основной части выпускной квалификационной работы является обзор, анализ литературы по теме, сопоставление различных точек зрения на концептуальное развитие научного направления, в рамках которого проходит исследование, на методологию изучения проблемы.

В теоретической главе целесообразно рассмотреть и проанализировать краткую историю, теоретические положения, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы и т.п.; дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать выводы по исследуемым явлениям и процессам.

При освещении исследуемой проблемы не допускаются пересказывание содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник.

Во второй главе отражаются организационные основы, и результаты констатирующего этапа экспериментальной части исследования и проект преобразующего (формирующего) этапа экспериментальной части исследования. В данной главе рекомендуется (при необходимости) представить результаты математической обработки полученных результатов экспериментального исследования.

Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены научных терминов их бытовыми аналогами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость.

Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведется от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «по мнению автора»).

В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (примерно равно объему введения). Как и всякое заключение, эта часть выпускной квалификационной работы выполняет роль логического завершения, обусловленной целью и задачами исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной и практической информации.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Заключительная часть выпускной квалификационной работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ – это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.

В список литературы входят все использованные в работе источники (см. Правила и примеры оформления списка литературы)

Большое значение в оформлении работы имеет приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ — это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. В приложении могут быть представлены копии документов, статистические материалы, конспекты занятий, игр, мероприятий, протоколы обследований, бланки опросников бесед, анкеты, тексты, графики, карты, таблицы и др.

К приложениям тоже предъявляются определенные требования:

· в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста (Приложение 1, Приложение 2…);

· каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Наши рекомендации