Нического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относи-

Тельной сохранности смысловых и сенсорных операций

Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи

Симптомы речевые:

§ фонетические нарушения(звукопроизношение)

§ недоразвитие фонематического слуха

§ аграмматизмы в речи

§ нарушения структуры слова и фразы

§ резко обеднен словарный запас

§ нет связной речи

§ несформирована мотивация общения

§ понимание речи сохранно

Симптомы неречевые:

§ общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики

§ нарушения координации движений

§ недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)

§ патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)

§ вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)

§ нарушение орального и динамического праксиса

§ несформированность игровых навыков

§ импульсивность, хаотичность деятельности

§ нестойкость интересов

Различают три уровня недоразвития речи:

1 уровень: отсутствие общеупотребительной речи

2 уровень: зачатки общеупотребительной речи

3 уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Образцы речи:

1 уровень:

§ аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой

§ ребенок пользуется только ситуативной речью

2 уровень:

§ простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки)

3 уровень:

§ речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)

3 Нического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относи- - student2.ru уровень:

Методика логопедического воздействия при алалии

Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.

В коррекционной работе выделяют 5 этапов.

1 этап -- однословное предложение( с неговорящими детьми)

Цель:

§ вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений

§ расширять объем понимания речи

Ø занятия проводятся индивидуально, в игровой форме

Ø избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания

Ø дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала

Понимание речи:

1. запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)

2. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием

3. оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)

4. понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»

5.

!
понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»)

Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА

Развитие самостоятельной речи:

1. создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого подражания

2. называние близких людей («мама, папа»)

3. выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)

4. выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)

5. звукоподражание животным (собака – ав-ав, корова – муу)

6. подзывы животных (кис-кис, цып-цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)

  1. введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ, ГУСИ – ГА-ГА-ГА и т.д.
  2. подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду-ду-ду, балалайка – ля-ля-ля, барабан – бум-бум-бум
  3. подражание транспортным шумам: машина – би-би, самолет – у-у-у, поезд – ту-у-у
  4. введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У
  5. при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ
  6. формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ

ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ

МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ

МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.

Этап -- первые формы слов

(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)

Понимание речи:

1. различение количества предметов (много –мало--один)

2. различение величины предметов (большой --маленький)

3. различение вкуса (сладкий – соленый)

4. пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)

5. различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА

6. различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)

7. различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)

Развитие самостоятельной речи:

1. звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение

2. называние знакомых предметов

3.наращивание слогов к концу слова: МУ -- … РУ -- … ПО -- , ЛАП-- + КА

!
Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с

Наши рекомендации