Горизонты демократической педагогики

Демократическая педагогика. Демократизация образования. Образование субъекта демократии.

Демократическая школа. Класс как сообщество исследователей.

Метод проектов в школьном образовании. Продуктивное обучение.

Основные понятия: демократическая педагогика, демократизация образования, метод проектов, продуктивное обучение.

Занятие 25

Лекция "СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ"

Цель лекции.Способствовать формированию у студентов понимания характера и сущности феномена демократической педагогики.

Материалы к лекции.Наметившаяся в России с конца 1980-х гг. тенденция к демократизации жизни, становлению гражданского общества, определяющая необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору, предъявляет также соответствующие требования и к образованию.

В нашей стране все более популярным становится идеал демократического образования. По мнению И.Д. Фрумина, "суть демократического идеала образования можно сформулировать достаточно просто. Она состоит в том, что демократическая школа способна и должна подготовить школьников к жизни в демократическом обществе"[198]. Он выделяет несколько областей, которые составляют всю проблематику демократического образования:

подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства;

подготовка детей к участию в демократически организованной общественной жизни;

обеспечение равных возможностей для получения образования всеми детьми;

подготовка детей к жизни в многонациональном и поликультурном обществе;

подготовка детей к демократически организованной трудовой сфере;

обеспечение активной роли школы в демократическом образовании общества;

обеспечение демократического управления системой образования в целом и отдельными ее институтами.

Очевидно, что все это многообразие трактовок демократического образования, подчеркивает И.Д. Фрумин, фактически можно свести к двум основным позициям: во-первых, подготовка школьников к жизни в демократических условиях – обучение демократии; во-вторых, функционирование и развитие системы образования и всех ее институтов как демократически организованной сферы.

Превращение школ в общественные институты, обеспечивающие становление подрастающих граждан как субъектов демократии становится важнейшим направлением государственной политики в области образования.

Российскому обществу сегодня требуется школа, которая:

становится прообразом свободного демократического общества, воплощает в себе его основные черты и обеспечивает выработку у учащихся системы ценностей гражданского общества, привычки и навыки жить в условиях свободной самоуправляющейся общины, что в своей совокупности влияет на поведение учащихся за пределами школы и способствует укоренению демократического уклада в жизни сообщества;

обеспечивает единство образования и жизни учащихся, включение их в социальные практики, общественно-полезную деятельность, использование ресурсов сообщества для повышения эффективности работы школы, а ресурсов школы для развития и консолидации сообщества;

превращает социальную направленность образования в активную силу демократических реформ, а взаимодействие органов власти, бизнеса, сообщества в движущую силу развития школы как социально-образователь­ного института открытого типа.

Особенность демократической педагогики заключается в том, что она, стремясь создать максимально благоприятные условия для развития и реализации (самореализации) каждого человека, развивая у него способности учиться, действовать и общаться, уделяет особое внимание проблеме гармонизации интересов отдельного человека и группы (общества, сообщества). При этом демократическая педагогика исходит из признания в качестве аксиомы таких фактов:

человек становится человеком, только взаимодействуя, общаясь с другими людьми;

успешность человека напрямую связана с его способностью к сотрудничеству, конструктивному межличностному взаимодействию;

свободное и продуктивное развитие каждого человека есть условие и результат свободного и продуктивного развития всех;

наиболее эффективными механизмами, позволяющими гармонизировать интересы человека с интересами окружающих его людей, общества в целом являются механизмы демократии, которые педагогически переосмысливаются и эффективно используются в теории и практике образования.

Попытаемся наметить смысловой контур современной демократической педагогики, опирающейся на многовековую традицию развития теории и практики демократического образования.

Во-первых, в рамках демократической педагогики демократические ценности, идеалы, цели, способы, средства лежат в основе:

целей, содержания, методов, форм и средств образовательного процесса;

уклада, духа школьной жизни;

управления и самоуправления в школе;

взаимоотношений всех субъектов школьной жизни во всех ее сферах и проявлениях;

взаимоотношения школы и субъектов ее представляющих с окружающим социумом и его представителями.

Во-вторых, демократическая педагогика концептуцализируется на основе принципа свободы. В демократической педагогике свобода предстает:

как ценность образования, как то, что раскрывает его сущность и свидетельствует о его полноценности;

как цель образования, как то, к чему надо готовить и вести ребенка;

как средство образования, как то с помощью чего надо развивать ребенка, способствовать обретению им определенных качеств и свойств;

как условие образование, как те обстоятельства жизни ребенка, которые позволяют создать условия для его полноценного образования, обеспечивающего его максимальную самореализацию.

Демократическая педагогика, решающая задачи организации образования субъекта демократии, не может не принимать во внимание то обстоятельство, что таким субъектом в подлинном смысле этого слова может быть только человек, который:

во-первых, внутренне свободен;

во-вторых, способен на осознанный самостоятельный ответственный выбор;

в-третьих, может и желает жить в условиях свободы.

Свобода понимается многогранно: и как способность управлять собой, и как полноценное и всеобщее участие в общественных и государственных делах, и как право человека стремиться к собственному приватному счастью, и как возможность и способность к самореализации.

В-третьих, демократическая педагогика провозглашает и стремится обеспечить необходимость:

доступности качественного образования для всех и каждого;

равенства прав получения образования;

общественной и государственной поддержки создания особых условий для получения образования лицами, имеющими как физические и психические проблемы, так и экономические, социальные и культурные проблемы.

В-четвертых, центральная проблема демократической педагогики – поиск путей, способов и средств образования субъекта демократии:

человека, критически мыслящего и имеющего твердые нравственные принципы, свободного и ответственного, творческого и исполнительного;

человека культурного и общественно активного, самостоятельного и открытого к сотрудничеству;

человека, который активно действует и успешно самореализуется, конструктивно взаимодействуя с другими людьми, преследуя свои собственные цели и активно участвуя в достижении общих целей, при этом умело сочетает собственные интересы с интересами других людей, общества и государства.

Решая указанную проблему, демократическая педагогика стремится создать социально-педагогические условия для образования субъекта демократии, демократизировать пространство жизни ребенка, прежде всего в рамках школы, демократизировать педагогическое взаимодействие между педагогом и ребенком, придать демократический характер всему комплексу их взаимоотношений, не только защитить ребенка от произвола взрослого, но и обеспечить формирование субъектной позиции каждого из них, способствующей взаимной самореализации.

В-пятых, для демократической педагогики характерна ориентация ценностей, целей, содержания, организации форм, методов, средств, условий, результатов на формирование субъекта демократии, как физически и психически здоровой, обученной, воспитанной, социализированной, культурной, нравственной, свободной, ответственной, творческой, активной личности, способной к осуществлению, самореализации и саморазвитию в условиях эффективного и продуктивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми.

В-шестых, демократическая педагогика провозглашает:

открытость образования окружающей социальной жизни;

максимально возможное использование потенциала широкой социокультурной среды при организации собственно образовательной (педагогизированной, воспитывающей и обучающей) среды, в частности среды школы;

постоянный учет имеющегося и постоянно развивающегося (обогащающегося, реконструирующегося) опыта ребенка, приобретаемого им не только (а часто и не столько) в учреждении образования (школе);

организацию образовательного (учебно-воспитательного, педагогического) процесса с учетом и с максимально возможным использованием многообразных социальных практик, субъектом которых является ребенок, обеспечивая органичное единство социализации и образования, воспитания и обучения;

развитие детей преимущественно через создание условий, организующих и направляющих их жизнедеятельность, лишь в случае необходимости прибегая к прямому педагогическому воздействию на них;

деятельностный характер образования посредством организации самостоятельной индивидуальной и особенно групповой (коллективной, совместной) деятельности детей, образовательный (обучающий, воспитывающий) характер которой по возможности подкрепляется ориентацией на получение значимого социального результата;

стремление перейти от передачи готовых знаний к созданию условий для самостоятельного приобретения знаний и освоения способов (индивидуальных и особенно групповых, совместных) их добывания и использования;

стремление наполнить каждый "педагогический акт", весь процесс образования личностными смыслами для каждого его участника (особенного ребенка).

В-седьмых, демократическая педагогика последовательно реализует принцип сотрудничества в общем укладе организации школьной жизни, во взаимоотношениях школы и сообщества, в системе управления школой, в собственно образовательном процессе, а также транслирует этот принцип как норму жизни в семью и сообщество.

В-восьмых, демократическая педагогика предусматривает участие педагогов, администрации, родителей, представителей сообщества (общества) и особенно детей в формировании уклада жизни школы, распорядка и режима, норм и правил поведения и взаимоотношений, в организации функционирования и развития школы, в управлении школой, во внедрении механизмов реальной демократии участия, имеющих также и педагогический (образовательный), социализирующий потенциал.

В-девятых, демократическая педагогика требует обеспечить формирование правового пространства жизни школы, в котором осуществляется верховенство принятых норм и равенство всех перед ними.

В-десятых, демократическая педагогика провозглашает необходимость использования всех доступных ресурсов сообщества для функционирования и развития школы, а также использования сообществом школы как ресурса собственного функционирования и развития, целенаправленно стремясь демократизировать сообщество, привнести в него тот демократический дух, который формируется в школе.

В-одиннадцатых, демократическая педагогика стремится гармонизировать индивидуально-личностную и общественную направленность образования, исходя из того, что развитие каждого отдельного человека во всей его индивидуальной уникальности и неповторимости возможно лишь в пространстве созданной предшествующими поколениями и динамично меняющейся культуры, общественных связей и социального взаимодействия людей. Социальное взаимодействие создает особое общественное пространство, которое является необходимым условием очеловечивания и осуществления человека и придает дополнительные возможности этому осуществлению, которое оказывается тем полнее, чем эффективнее он взаимодействует с другими людьми. Развитие каждого является основой развития всех, а развитие всех – основой развития каждого.

Демократическая педагогика не рассматривает ребенка как инструмент построения демократии, так как это противоречит основополагающему принципу гуманизма, согласно которому человек никогда, ни при каких обстоятельствах не может быть средством достижения каких-либо целей, а всегда сам является целью. Для демократической педагогики ребенок – активный субъект, который, учась учиться, действовать, общаться, становится свободным, ответственным, творческим человеком, ориентирующимся в пространстве культуры и способным к самореализации в сотрудничестве с другими людьми. Для демократической педагогики демократически организованное пространство (пространство демократии) есть наиболее благоприятная среда для развития каждого отдельного человека.

Демократическая педагогика исходит из того, что демократически организованная среда развития ребенка в наибольшей степени создает условия для его самоопределения в пространстве культуры и социальных отношений. Она позволяет, с одной стороны, опираться на его естественную активность, не мешает проявлять самостоятельность, предоставляет высокую степень свободы, позволяет стать субъектом собственного развития, критически относится к явлениям окружающего мира, участвовать в выработке своего мировоззрения, системы ценностей. С другой стороны, демократическая образовательная среда предполагает выработку у ребенка ответственного отношения к своим решениям и поступкам, учит согласовывать свои действия и поведение с действиями и поведением других людей, приучает к совместной деятельности, логика которой обладает естественной целесообразностью и развивает способность к саморегуляции как основе сознательной дисциплины.

Демократическая педагогика пытается уменьшить до возможного минимума то сопротивление, которое оказывают ученики педагогическим усилиям учителей, что позволяет последним тратить свои силы не столько на то, чтобы принуждать школьников учиться, сколько на то, чтобы делать образовательный процесс более насыщенным, творческим, эффективным. Речь идет не только о стремлении приблизить обучение и воспитание детей к их жизни, к актуальным для них потребностям, устремлениям и интересам. Речь также идет о том, что демократическая педагогика ориентирует администраторов, учителей, воспитателей на создание в школе правового по своей сути пространства партнерских взаимоотношений, участники которых, оказываясь в различных обучающих и воспитывающих ситуациях, ограничены в своем произволе определенными зафиксированными нормами, договоренностями и взаимными обязательствами.

Демократическая педагогика ориентирует на создание такой системы управления школой, которая позволяет высвободить и направить в созидательное творческое русло энергию всех субъектов школьной жизни, минимизирует прямые административные усилия, уходя от необходимости постоянного принуждения, больших и малых подкупов, которые развращают души и менеджеров образования, и учителей, и учеников, препятствуя нравственному развитию последних.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Н.Б. Крылова

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ[199]

Демократизация школы – тенденции, факторы и процессы укрепления актуальных для данного общества демократических ценностей, прав/свобод, норм, отношений (в том числе механизмов самоуправления и со-управления) в системе школьного образования. Эти тенденции, факторы и процессы базируются на общечеловеческих идеях демократии, однако могут изменяться в зависимости от конкретных исторических условий и задач общественного развития. Общество на разных этапах может ставить и решать разные задачи демократизации сферы образования (и системы школьного обучения) в зависимости от текущих задач развития демократии и актуализации ее отдельных проблем в тех или иных сферах жизни общества.

Школа – часть гражданского общества, но играть роль демократического института может лишь при условии, если государство не вмешивается в функции педагога по обеспечению условий развития ребенка, если оно не диктует нормы обучения и воспитания, полностью доверяя профессионалам. Традиция тоталитарного огосударствления школы в результате изменений последних лет была подорвана, но не преодолена полностью. Не случайно в основе теперешней демократизации лежат базисные цели:

обеспечить основные права и свободы человека в социальных группах (наделить их свободы законным статусом сначала на уровне школы);

соблюдать демократические процедуры принятия и исполнения решений;

создать реальные условия для самоопределения и самореализации детей и взрослых;

обеспечить их широкое участие в жизни самих школ и демократизации в целом.

К основным правам и свободам относятся уважение личности (ее достоинства, мнения, позиции и права выбора), участие в выработке общего решения, участие в решении всех дел сообщества, участие в управлении сообществом, участие в контроле соблюдения школьных законов и выполнения решений.

В общей системе демократических прав и свобод на данном этапе развития отечественного образования наиболее актуальными становятся:

открытость самого образования, публичность всех процессов его осуществления, начиная с утверждения образовательной политики школы и заканчивая общественной экспертизой;

обеспечение автономии образовательных учреждений и развития их органов само- и со-управления;

либерализация системы управления и самоуправления образованием;

создание условий для утверждения многообразия и вариативности (моделей и типов образовательных учреждений, программ, учебников и учебных пособий);

демократизация учебного процесса, соблюдение прав учащихся на выбор педагога, программы, учебной группы, формы отчетности;

создание структур гражданского общества в сфере образования и обеспечения в ней публичного контроля над действиями органов управления.

Э.Э. Слабунова

ЧТО СДЕРЖИВАЕТ ДЕМОКРАТИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ[200]

1.Укоренившиеся традиции авторитарной школы. Для сознания стали привычные штампы, что школа – Та, где правит порядок, а порядок понимается как сверхрегламентация деятельности детей взрослыми и послушание со стороны детей.

2.Стереотипы педагогической деятельности. Они лежат в основе представления, что школа должна "формировать", "обучать" "воспитывать". Это – знакомые объектные отношения, ведущие к отрицанию всякого "само" – воспитания, учения, развития.

3."Незнакомая" демократия. Демократические принципы и нормы в образовании не стали ценностью для массового сознания.

4.Ограничение самостоятельности школ. Проявляющаяся все настойчивее тенденция ограничения самостоятельности школ и их свободы обнаруживает себя, прежде всего, в излишней регламентации их деятельности, в требованиях "утверждения", "согласования свыше" каждого шага школы. Органы управления образованием все чаще превышают свою компетенцию и стремятся не замечать ст. 32 Закона РФ "Об образовании".

5.Отсутствие информации. Опыт демократической организации жизни школы мало совещается и анализируется. Учителя и администрация школ плохо информированы о том опыте демократизации, который существует в разрозненном виде. Педагогическое сообщество не знает о разработанных моделях и образцах создания демократического уклада школы.

6.Система обучения педагогов. Фактические отсутствует система обучения педагогов навыкам партнерства и взаимодействия. Это ведет к тому, что учителя не могут показать детям образцы сотрудничества, самоорганизации, совместности и эмпатийного общения.

7.Недостаточная культура общения. Низкий уровень культуры общения у взрослых, соответственно, передается детям. Взрослые, и даже учителя, не умеют развивать культуру общения у детей, не способны к диалогу с подростковой культурой.

8.Недостаточно развитые навыки самоорганизации. Слабые навыки или даже отсутствие навыков самоорганизации у взрослых ведет к неумению развивать их в детях.

9.Неразвитость детских общественных организаций. Взрослые не заинтересованы в осуществлении независимых детских объединений.

10.Авторитарное общение в большинстве семей. Противоречие между разными стилями отношений и укладами в семьях и школах приводит ребенка к недоверию, к неуважению взрослых, к неумению воспринимать свободу. Складывается двойной стандарт общения.

11. Инфантилизм. Несамостоятельность и потребительское отношение к жизни характерно для многих взрослых и детей. Типично ожидание, что "некто" должен "что-то" организовать, создать, представить. И в этом случае нет даже опыта, практики благодарения.

Вопросы и задания

1. Какие наиболее острые противоречия образования пытается разрешить демократическая педагогика?

2. Какие элементы демократической педагогики реализовывались в вашем опыте семейного воспитания?

3. Какими качествами должен обладать учитель (воспитатель) для реализации идей и принципов демократической педагогики?

Литература

Демократическая школа. 2007. № 1. Школа будущего.

Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: Восхождение к общественно-активной школе.М., 2009.

Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно активных школ. Тверь, 2009.

Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы / Пер. с англ. М., 1996.

Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.

Занятие 26

Лекция "ОБРАЗ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ"

Цель лекции.Способствовать формированию у студентов понимания образа школы, реализующей в своей деятельности принципы демократической педагогики.

Материалы к лекции.Под демократическим укладом жизни школы понимается соорганизация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая отвечает целям гуманного воспитания, пронизана добротой, пониманием, уважением к мнению младшего, обеспечивает равноправие, выбор, сотрудничество и тем самым задает атмосферу всей жизнедеятельности. "Уклад школьной жизни, – подчеркивал А.Н. Тубельский, – важный фактор образования. Школа должна быть устроена так, чтобы вся ее жизнь формировала у детей опыт ненасилия и нормального, демократического поведения. Для этого в школе нужно создать действующую модель такого сообщества, в котором можно было бы приобрести опыт демократии"[201]. Для А.Н. Тубельского уклад школы понятие очень емкое – это опыт выбора, опыт создания правовых норм, опыт управления школой, опыт разрешения конфликтов и защиты прав человека, опыт совместного проектирования школы как действующей модели гражданского общества. Демократический уклад школы всегда характеризуется наличием детско-взрослых органов со-управления.

Демократический уклад жизни школы должен обеспечивать развитие индивидуальности каждого ребенка и быть ориентирован на обретение школьниками социальной компетентности как необходимого условия достижения ими как личного жизненного успеха, так и продуктивного участия в жизни общества, Демократический уклад жизни общественно активной школы должен обеспечивать выработку детьми способов самореализации и саморегуляции, обретение ими опыта демократического поведения, уважительных и толерантных взаимоотношений, правового решения возникающих в сообществе проблем и конфликтов, продуктивного взаимодействия с другими людьми, самостоятельного выбора социально приемлемых и эффективных способов и форм деятельности и общения, принятия ответственных решений, критического мышления, ориентации в динамично меняющемся мире.

По мнению современных авторов, укладом школьной жизни должно стать следующее.

1. Организация школы как действующей модели открытого гражданского общества, которая в реальной жизни позволяет каждому гражданину школы (ученикам, учителям, сотрудникам и родителям) стать инициатором любого дела для всех или какой-либо группы. Единственные ограничения при этом – свобода других людей при собственном не запрещенном законодательством страны, региона и нормативными документами школы.

2. Совместное участие детей, учителей и родителей в создании норм и правил совместной жизни как системы договоров между теми, кто в этой школе живет и действует. При этом образовательный смысл несут в себе не только (и даже не столько) сами нормы и правила, но и соответствующие процедуры их разработки, принятия и последующей реализации. Именно это и формирует у участников образовательного процесса чувство причастности к организации жизни школы.

3. Организация демократического государственно-общественного управления школой, при котором учителя, учащиеся, сотрудники и родители вместе выбирают своих представителей в общие органы управления. Предоставление возможности каждому участнику образовательного процесса влиять на характер решений, касающихся всей школы как лично, так и через систему существующих в школе объединений и организаций; обеспечение открытости принимаемых решений.

4. Формирование школы как некоторой совокупности строго не регулируемых и не регламентируемых взаимопроникающих и взаимосвязанных и пересекающихся образовательных пространств. В них не должно быть жестких, кем-то раз и навсегда установленных правил. Субъектом создания норм и правил должен быть сам ученик, вместе с товарищами, учителями и родителями, действующими в этом пространстве.

5. Предоставление ребенку возможностей выбора в учебном пространстве, включая предельно допустимый выбор изучаемых предметов, тем, заданий, темпов, видов и способов учебной деятельности, вплоть до выбора ребенком своей индивидуальной образовательной траектории.

6. Организация пространства социальной практики как самостоятельной образовательной области, позволяющей ученикам в процессе деятельности осваивать окружающую их социальную действительность и вырабатывать свое к ней отношение. Максимально возможное "встраивание" образовательного пространства школы в социальное пространство жизни, социализации и развития ребенка.

7. Наличие многочисленных разновозрастных учебных и проектных групп, клубов, кружков, школьных научных и коммерческих обществ, а также групп, создаваемых для решения какой-либо одной конкретной задачи (организация школьного праздника, исследование возникшей проблемы, проведение конкретной акции). Обеспечение ее равноправия как элемента школьного сообщества, обладающего теми же институциональными правами (и, разумеется, обязанностями), что и классы[202].

А.Н. Тубельский обращает внимание на то, что не только неявное содержание образования, уклад школьной жизни, но и целенаправленные действия – программы, методики, учебники – должны иметь ярко выраженную демократическую направленность. В демократической школе "социализация ребенка, его формирование как гражданина открытого, демократического общества не только не подавляют уникальности личности, но послужат пониманию ребенком своей индивидуальности и позволяют самому ее развивать и совершенствовать… В такой школе каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом и столько, сколько ему необходимо "искать себя", пробовать себя в любом виде деятельности. По сути, школа открывает перед собой сферу возможностей в виде создания культуросообразных, общественно значимых и вместе с тем отвечающих детским запросам и заказам содержательных пространств: самообразовательного, учебного, художественно-творческого, социально-трудового, правового, досугового, игрового и т.п."[203].

Многие современные авторы убеждены, что "в преподавании главная забота – поддерживать процесс теоретического исследования, а не просто предлагать правильный ответ"[204]. При этом подчеркивается связь осуществления обучения как исследования с демократизацией образования и общества в целом. Демократическая школа стремится организовать образовательный процесс таким образом, чтобы на место преимущественной передачи детям готового знания и отработки умений и навыков по его применению поставить овладение ими способами самостоятельного добывания знаний, которое при этом становится для них личностно значимым, наполняется личностными смыслами. Учитель использует любую возможность, чтобы вместо готовых истин помочь учащимся придти к этим истинам самостоятельно, провести исследование, сделать открытие. В своей педагогической деятельности он пытается, насколько это возможно, учесть заповеди Ж.-Ж. Руссо, который писал два с половиной столетия назад: "Я показываю ему путь к знанию, – правда, легкий, но длинный, неизмеримый, медленно проходимый. Я заставляю его сделать первые шаги, чтобы он знал, как выйти из него, но я не позволю ему идти далеко. Принужденный учиться сам по себе, он пользуется своим разумом, а не чужим. Цель моя – не знание дать ему, но научить его приобретать, в случае нужды, это знание, ценить его как раз во столько, сколько оно стоит, и любить истину выше всего. С этой методой мало подвигаются вперед, но зато не делают ни одного бесполезного шага и не бывают никогда вынужденными отступать назад"[205].

На место традиционному образованию, однозначно ориентированному на приобщение детей к прошлому опыту предшествующих поколений, отлитому в незыблемые принципы и законы, правила и нормы, способы деятельности и формы общения, которые надо прочно усвоить и неукоснительно воспроизводить, приходит инновационное образование, ориентированное на настоящее и будущее, в полной мере учитывающее социальную и культурную динамику общества, позволяющее легко к ней адаптироваться, преодолевать устаревшие стереотипы. Идеалом такого образования является образование как исследование. Причем такое исследование, при котором внимание уделяется не только интеллектуально-практическому становлению человека, развитию его созидательного творческого начала, активности и самостоятельности. Но и способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству при решении самых различных проблем, нравственному становлению, формированию ответственности за свои слова и поступки, иными словами, к развитию социальной компетентности каждого ребенка, той компетентности, без которой в принципе невозможно говорить о становлении субъекта демократии. Таким образом, в общественно активной школе, решающей задачу осуществления образования для демократии, речь идет об образовании преимущественно как коллективном исследовании, что предполагает превращение класса в сообщество исследователей.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

А.Н. Тубельский

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ (2001 г.)[206]

В нормальном демократическом государстве высшим органом является представительная власть. Право принимать законы избиратели поручают избранным ими представителям (депутатам парламента, Законодательного собрания, Государственной думы и т.п.). Возможно и прямое изъявление воли народа через референдум или как в демократиях древности – путем народного собрания (древние Афины), вече (Великий Новгород).

В условиях школы, создающей модель демократического общества, важно, прежде всего, обеспечить возможность общих интересов, к соблюдению и защите прав человека. В связи с этим возможны, по крайней мере, три варианта высшего коллектива: общее собрание всех членов школьного коллектива с 6–7-х классов; конференция представителей школьных коллективов, школьный парламент (совет школы), избираемы путем прямого и равного голосования. При выборе варианта важно, конечно, учитывать размеры школы, ее традиции и особенности, но главным условием остается обеспечить возможность каждому, почувствовать свою причастность к общему делу!

Определяя функции высшего органа, важно избегать передачи ему текущих дел. Естественно, собирать его часто в большой школе невозможно. Высший орган должен решать самые важные вопросы общей жизни. Правда, в небольших школах, особенно малокомплектных, возможны еженедельные, а то ежедневные сборы коллективов. В ряде частных школ на Западе такие собрания проводятся ежедневно для выслушивания претензий о нарушении прав ученика или учителя, где каждый может высказаться по поводу того, что ему понравилось или чем он недоволен за прошедший день По каждому поднятому вопросу решение принимается немедленно большинством голосов. Тематику общего собрания коллектива как высшего органа можно разделить на несколько вариантов.

1. Регулярные ежедневные, еженедельные, ежемесячные сборы по обсуждению итогов прошедшего периода (что было хорошего за минувший период, что не понравилось, что можно сделать, чтобы было лучше).

2. Сборы по обсуждению одной из проблем, актуальной для всех (как бороться с вандализмом, на что израсходовать денежные средства, как готовить и проводить защиту итоговых творческих работ, что можем сделать для жителей своего микрорайона и т.п.). По каждому поднятому вопросу решение принимается немедленно большинством голосов.

3. Собрания по обсуждению проектов важных документов (устав школы, изменения в конституции школы, новых школьных законов и т.п.).

4. Общий сбор по просьбе одного из членов школьного коллектива (жалоба на неправильные действия администрации, нарушение законных прав и свобод и т.п.).

Естественно, что в зависимости от тематики процедура и подготовки и проведения будет различной. В одних случаях требуется тщательная подготовка (например, проект внесения изменений в основной закон или обсуждение актуальной проблемы), в других (подведение итогов или конфликтная ситуация) такая подготовка не нужна. Однако процедура проведения должна учитывать, по крайней мере, два обстоятельства: разновозрастной состав участников собрания (одновременно участвуют и взрослые, и дети 11–12 лет) и обязательное обсуждение и принятие решения.

Общие сборы не должны превращаться в памятные многим линейки, когда директор или завуч распекает нерадивых учеников или нарушителей дисциплины. Соблюдая равенство прав взрослых и детей, нельзя допускать, чтобы большинство выступающих были взрослые, и превращать собрания в подобие педсовета, когда говорят учителя, а дети лишь при этом присутствуют. В некоторых коллективах установлено правило: взрослые выступают лишь после двух-трех выступлений ребят. Такое "неравноправие" легко объяснить тем, что у детей меньше жизненного опыта, а потому им труднее сразу определить свое отношение к вопросу, труднее сформулировать мысль или проблему. Следовательно, в начале собрания необходимо не только коротко и понятно изложить информацию по обсуждаемому вопросу, но и сделать ее проблемной. Например, предложить две-три противоположные точки зрения по ее решению, два-три взаимоисключающих мнения, привести данные предварительно анкетирования членов коллектива. Это побуждает каждого выбрать одни из вариантов решения и предложить свой.

Ценно то, что на таких собраниях приобретается опыт отношений между большинством и меньшинством. В отличие от партийной демократии советских лет, так называемого демократического централизма, при подлинной демократии права меньшинства вовсе не приносятся в жертву голосующему большинству. Ведь в меньши<

Наши рекомендации