Список использованных и цитируемых

Источников

Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М., 1997.

Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. Екате­ринбург, 1998.

Акимова, М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. М., 1992.

Алейникова, С.А. Отношение педагогов и родителей к интегриро­ванному обучению детей с нарушенным слухом / С.А. Алейникова, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко // Дефектология. 2006. №4.

Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М., 1980.

Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М., 1999.

Аршатская, О.С. Психологическая помощь ребенку раннего воз­раста при формирующемся детском аутизме / О.С. Аршатская // Дефектология. 2006. №6.

Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. М„ 1990.

Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и па­топсихологии / В.М. Астапов. М., 1994.

Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с 311Р в общеобразовательной школе / Н.В. Бабкина // Дефектология. 2006. №4.

Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося по­ведения школьников/ С.А. Бадмаев. М., 1993.

Басилова, Т.А. Анализ результатов изучения слепых детей со сложным нарушением развития за тридцать лет / Т.А. Басилона. Н.А. Александрова // Дефектология. 2006. №2.

Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, СП. Ефимова. М., 1991.

Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Бслпчс ва. М., 1994.

Белякова, Л.И. Классификация речевых нарушений п отечествен ной и зарубежной традиции / Л.И.Белякова, Ю.О. Филатоиа Дефектология. 2007. №4.

Бобла, И.М. Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей в дореволюционной Белоруссии / И.М. Бобла. Минск, 1983.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М., 1968.

Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. М., 1988.

Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования лич­ности в детстве / Г.М. Бреслав. М., 1970.

Буянов, ММ. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов. М., 1992.

Бэрои, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб., 1998.

Варенова, Т.В. Научно-методические основы абилитационно-го образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточно­стью / Т.В. Варенова // Дэфекталопя. 2006. №3.

Варенова, Т.В. Система социально-педагогической реабилитации в Великобритании / Т.В. Варенова // Дэфекталопя. 1996. Вып. 3.

Варенова, Т.В. Социальная мобильность лиц с особенностями психофизического развития в контексте независимого образа жиз­ни / Т.В. Варенова // Специальная адукацыя. 2008. №1.

Варенова, Т.В. Теория и практика коррекщюнной педагогики / Т.В. Варенова. Минск, 2007.

Васильева, Т.И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников / Т.И. Васильева // Дефектология. 2005. №5.

Власова, ТА. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М., 1973.

Вопросы сурдопедагогики: История и современность / отв. ред. Е.Г. Речицкая. М., 2001.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. М., 1994.

Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: по­собие для педагогов / И.К. Боровская [и др.]; под ред. Т.В. Лисов-ской. Минск, 2007.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточ­ностью: программа для специальных дошкольных учреждений. Минск, 2007.

Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений. Минск, 2007.

Выготский, Л.С. Диагностика развития и педагогическая клини­ка трудного детства / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 5.

Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. // Л.С.Выготский. М., 1983. Т. 4.

Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия / В.И. Гарбунон. СПб., 1994.

Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. М., 2007.

Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / П. Альтхерр [и др.]. М., 2004.

Гладкая, В.В. Научно-методические подходы к содержанию, пла­нированию и организации коррекционной работы с детьми с осо­бенностями психофизического развития / В.В. Гладкая // Снецы-яльная адукацыя. 2008. №5.

Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащими­ся с трудностями в обучении / В.В. Гладкая. Минск, 2008.

Головчиц,Л.А. Дошкольная сурдопедагогика/Л.А. Головчиц. М., 2001.

Гонеев, АД. Профилактика и педагогическая коррекция откло­няющегося поведения подростков / А.Д. Гонеев. Курск, 1998.

Григорьева, Л.П. Проблема компенсации нарушений перцептив­но-когнитивного развития детей (экспериментально-теоретический аспект) / Л.П. Григорьева // Дефектология. 1999. №2.

Гудонис, В.П. Анализ причин нарушения развития детей и не­которые пути их профилактики / В.П. Гудонис // Дефектология. 2004. №4.

Гудонис, В. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения / В. Гудонис, М. Баркаускайте // Дефектология. 2006. №3.

Гудонис, В.П. Теоретические предпосылки интеграции лиц с на­рушенным зрением / В.П. Гудонис // Дефектология. 1996. №2.

Гуровец, Т.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обуче­ния в специальной педагогике / Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок // Дефек­тология. 1996. №2.

Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. М., 1988.

Денискина, В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального образо­вания детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. 2007. №5.

Денисова, ОА. Основы сурдопедагогики / О.А. Денисона. М., 2005.

Дефектология. Словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степаном, под ред. Б.П. Пузанова. М., 2005.

Дробинская, А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей / А.О. Дробинская. М„ 2001.

Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Его­рова. М., 1997.

Епифанцева, Т.Е. Настольная книга иедагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева. Ростов п/Д, 2005.

Еременко, И.Г. Олигофренопедагогика / И.Г. Еременко. Киев, 1985.

Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 1998.

Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошколь­ников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М., 1990.

Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика ум­ственного развития детей / С.Д. Забрамная. М., 1995.

Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностыо и дефицитом внимания. М., 2000.

Загорянская, М.Е. Эпидемиология нарушения слуха у детей / М.Е. Загорянская, М.Г. Румянцева // Дефектология. 2005. №6.

Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция / Л.А. Зайцева, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. Минск, 2006.

Зайцева, Л.А. Теоретико-методологические подходы к проблеме социального развития детей с особенностями психофизического развития в ранний период / Л.А. Зайцева// Дэфекталопя. 2006. №4.

Закон Республики Беларусь «Об образовании» (29.10.1991, с учетом изменений 23.02.2001).

Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенно­стями психофизического развития (специальном образовании)». 2004.

Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX в. / Х.С. Замский. М., 1995.

Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зеемап; под ред. В.К. Трутнева, С.С. Ляпидевского. М., 1962.

Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. Екате­ринбург, 1995.

Зиглер, Е. Понимание умственной отсталости / Е. Зиглер, P.M. Ходапп. Киев, 2001.

Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. СПб., 1996.

Зиичеико, В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили / В.П.Зинченко. М.. 1997.

Змушко, A.M. Социальная адаптация лиц с особенностям и психо­физического развития в социокультурном контексте / A.M. Змуш­ко // Спецыяльная адукацыя. 2008. №1.

Зыкова, Т.С. Обеспечение преемственности в системе дошкольно­го и начального образования детей с нарушением слуха /Т.С. Зыко­ва, Т.А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. №5.

Зыкова, Т.С. Требования к интегрированным урокам в школе для глухих детей / Т.С. Зыкова // Дефектология. 2006. №2.

Илгкт, М.В. Профессиональное образование как условие со­циализации лиц с особенностями психофизического развития / М.В. Ильин // Дэфекталопя. 2006. №4.

Инденбаум, Е.Л. Роль социокультурных условий в генезисе лег­кого психического недоразвития / Е.Л. Инденбаум // Дефектоло­гия. 2008. №3.

Инклюзивное образование: состояние, проблемы. Перспективы. Минск, 2007.

Инструкция о порядке открытия и функционирования специаль­ных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совмест­ного) обучения и воспитания // Сб. нарматыуных актау. 2007.

Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. СПб., 2003.

Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ре­бенка/ О.А. Карабанова. М., 1997.

Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катае­ва, Е.А. Стребелева. М., 2005.

Кафьян, Э.М. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями развития в Армении / Э.М. Кафьян, А.Р. Азарян // Дефектология. 2006. №3.

Кащенко, В.П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах / В.П. Кащенко. М., 2005.

Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недо­статков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. М., 2006.

Киселева, В.И. Речевая деятельность детей с ЗПР: Своеобразие или нарушение? / В.И. Киселева //Дефектология. 2007. №3.

Ковалец, И.В. Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием (с аутизмом) в раннем возрасте / И.В. Ковалец // Дэфекталопя. 2007. №3.

Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспи-рова, А.Ю. Коджаспиров. М., 2001.

Коноплева, А.Н. Актуальные проблемы повышения качества спе­циального образования / А.Н. Коноплева // Дэфекталопя. 2002. Вып. 3.

Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. Минск, 2003.

Коноплева, А.Н. Методологические аспекты образовательной интеграции лиц с особенностями психофизического развития / А.Н. Коноплева // Дэфекталопя. 2006. №4.

Коноплева, А.Н. Проблемы интегрированного обучения / А.Н. Коноплева//Дэфекталопя. 1998. №1.

Коноплева, А.Н. Проблемы и перспективы образовательной инте­грации в Республике Беларусь / А.Н. Коноплева // Дэфекталопя. 2005. №1.

Коноплева, А.Н. Теория и практика интегрированного обучения / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская // Дэфекталопя. 2001. №2.

Концепция реформирования специального образования в Ре­спублике Беларусь // 36. нарматыуных дакументау Мшютэрства адукацьи Рэспубл:ш Беларусь. 2000. №1.

Кордун, З.М. Некоторые примеры современных ассистирующих технологий / З.М. Кордун // Дефектология. 2004. №6.

Коррекционная педагогика / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.В. Кукушина. Ростов н/Д, 2002.

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред Б.П. Пузанова. М., 2001.

Коррекционная работа в дошкольных учреждениях / М.В. Смо-лянко [и др.]. Минск, 2000.

Коррекционно-воспитательная работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием / И. К. Боровская [и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. Минск, 2008.

Коррекционное обучение как основа личностного развития ано­мальных дошкольников / под ред. Л.П. Носковой. М., 1989.

Корсунская, БД. Чтение как цель и средство в системе дошколь­ного обучения глухих / Б.Д. Корсупская // Дефектология. 2007. №1.

Краткий дефектологический словарь. М., 1970.

Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П Пуза­нов. М., 1990.

Лебединская, КС. Основные вопросы клиники и систематики за­держки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектоло­гия. 2006. №3.

Лебединский, В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтоге-неза / В.В. Лебединский; под ред. В.В. Лебединского, М.К. Барды-шевской // Психология аномального ребенка. Хрестоматия: В 2 т. М., 2002. Т.2.

Левченко, И.Ю. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с церебральными параличами / И.Ю. Левчен­ко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова // Коррекционная педагогика. 2007. №1(19).

Левяш, С.Ф. Новые подходы к системе оценивания результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточ­ностью / С.Ф. Левяш, О.С. Хруль // Спецыяльная адукацыя. 2008.

Лещинская, Т.Л. Включенное (инклюзивное) образование как фактор социализации учащихся / Т.Л. Лещинская // Дэфекталопя.

2006. №5.

Лещинская, Т.Л. Инновационные подходы к обучению детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т.Л. Лещинская // Дэфекталопя. 2007. №2.

Лещинская, Т.Л. Модель коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями / Т.Л. Лещинская, И.В. Ко-валец //Дэфекталопя. 2006. №5.

Лещинская, Т.Л. Развитие эмоциональной сферы у детей с уме­ренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности / Т.Л. Лещинская, Б.Ч. Хвойницкая // Дэфекталопя. 2006. №2.

Лещинская, Т.Д. Сенсомоторное обучение детей с тяжелой интел­лектуальной недостаточностью / Т.Л. Лещинская // Дэфекталопя.

2007. №1.

Лурье, Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабослы­шащими школьниками: Из опыта работы / Н.Б. Лурье. М., 1979.

Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. СПб., 2001.

Мазурова, Н.В. Первые работы по психологии слепых и глухих людей: «Письма» Д. Дидро. Историко-психологическая версия / Н.В. Мазурова // Дефектология. 2004. №2.

Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллек­туальной недостаточностью / А.Р. Маллер. М., 2003.

Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обуче­ния. Материалы Международной научно-практической конферен­ции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченны­ми возможностями здоровья (с особыми образовательными потреб­ностями). 29-31 января 2001 г. / Н.Н. Малофеев. М., 2001.

Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д- Шматко//Дефектология. 2008. №1.

Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения уча­щихся с особыми образовательными потребностями в условиях ин­тегрированного обучения / Н.Н. Малофеев //Дефектология. 2005. №5.

Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные учреждения: необхо­димость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. 2008. №2.

Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия / Н.Н. Малофеев // Дефектология. 2004. №5.

Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию спе­циального образования в России / Н.Н. Малофеев // Дефектоло­гия. 2004. №6.

Малофеев, Н.Н. Перспективы развития в России учебных за­ведений для детей с особыми образовательными потребностями / Н.Н. Малофеев //Дефектология. 2001. №5.

Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специ­ального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.Н. Малофеев // Дефекто­логия. 1997. №4.

Мастюкова, Е.М. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с церебральным параличом преддошколыгого возраста (Развитие речи) / Е.М. Мастюкова // Дефектология. 1988. №1.

Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика / Е.М. Мастюкова. М., 1997.

Мастюкова, Е.М. Основы генетики / Е.М. Мастюкова. М., 2001.

Моргу лис, И.С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых / И.С. Моргулис. Киев, 1991. Ч. 1-2.

Мухамедрахимов, РЖ. Влияние опыта жизни в учреждении за­крытого типа на последующее развитие ребенка / Р.Ж. Мухамедра­химов // Дефектология. 2005. №4.

Натанзон, Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллек­тив / Э.Ш. Натанзон. М., 1984.

Наумчик, В.М. Педагогический словарь / В.М. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. Минск, 2006.

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / сост. М.Л. Поналяева. Ростов п/Д, 2006.

Никольская, О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологи­ческая помощь / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М., 2003.

Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика/Т.Г. Никуленко. Ро­стов н/Д, 2006.

Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с огра­ниченными возможностями / А.Н. Коноплева [и др.]. Минск, 2005.

Обухова, Т.И. Некоторые особенности содержания работы с деть­ми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха / Т.Н. Обу­хова // Дэфекталопя. 2006. №5.

Обухова, Т.И. Основы дошкольной сурдопедагогики / Т.И. Обу­хова. Минск, 2005.

Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-дви^ателыюго аппарата. СПб., 2002.

Ожегов, СИ. Словарь русского языка/ СИ. Ожегов. М., 1991.

Олешкевич, В.И. Интегрированное обучение и воспитание как фактор социализации лиц с особенностями психофизического раз­вития / В.И. Олешкевич // Спецыяльная адукацыя. 2008. №1.

Олешкевич, В.И. Интегрированное обучение: факторы успешно­сти / В.И. Олешкевич // Дэфекталопя. 2006. №5.

Организация образовательной среды для детей с особенно­стями психофизического развития в условиях интегрированного обучения/ СЕ. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. СЕ. Гайдукевич, В.В. Чечета. Минск, 2006.

Основные показатели развития системы специального образо­вания в Республике Беларусь, 1995-2005 годы / А.Н. Коноплева [и др.]. Минск, 2006.

Основы коррекционной педагогики / А..Д. Гонеев [и др.]. М., 1999.

Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимо­ва [и др.]. СПб., 2006.

Отстающие в учении школьники (проблемы психического раз­вития) / под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. М., 1986.

Педагогика / В.А. Сластенин [и др.]. М., 1997.

Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М, 2000.

Подколзина, Е.Н. Особенности использования наглядности в об­учении детей с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефекто­логия. 2005. №6.

Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. М., 2006.

Положение о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) (в ред. постановлений Минобразования от 26.05.2005 №41, от 15.08.2008 №66).

Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. М., 1997.

Практически ориентированные исследования в логопсихотера-пии / Н.Л. Карпова [и др.] // Дефектология. 2006. №4.

Процко, ТА. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с легкой степенью интеллекту­альной недостаточности (умственной отсталости) / Т.А. Процко. Минск, 2006.

Потанин. Г.М. Психолого-коррекционная работа с подростка­ми / Г.М. Потанин, В.Г. Косенко. Белгород, 1995.

Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей / авт.-сост. Т.А. Григорьева [и др.]. Минск, 2000.

Рожкова, Л.А. Влияние фактора недоношенности на функцио­нальное состояние ЦНС детей с проблемами психоречевого разви­тия / Л.А. Рожкова // Дефектология. 2005. №6.

Сазонова, С.Н. Опыт и перспективы медико-психологического сопровождения проблемного ребенка в службе ранней помощи в условиях дошкольного учреждения / С.Н. Сазонова // Дефектоло­гия. 2008. №2.

Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность пси­холога образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М., 2006.

Семаго, Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной ра­боты с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Н.Я. Семаго//Дефектология. 2000. №1.

Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и кор­рекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М., 2000.

Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. СПб., 2005.

Сивашинская, Е.Ф. Особенности воспитания «гиперактивного» ребенка в семье / Е.Ф. Сивашинская //Дэфекталопя. 2006. №6.

Сивашинская, Е.Ф. Особенности обучения «гиперактивного» ре­бенка в школе / Е.Ф. Сивашинская // Дэфекталопя. 2007. №6.

Синкус, А. Хромосомные заболевания человека / А. Синкус. Вильнюс, 1989.

Сиротюк, М.В. Смешанная дисграфия - миф или реальность? / М.В. Сиротюк//Дефектология. 2006. №2.

Словарь иностранных слов в русском языке. М., 1996.

Современные педагогические технологии в специальном образо­вании / Т.Л. Лещинская [и др.]. Минск, 2005.

Солнцева, Л.И. Модели интегрированного обучения детей с на­рушением зрения / Л.И. Солнцева // Дефектология. 1997. №2.

Специальная педагогика / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

Специальная психология / В.И. Лубовский [и др.]; иод ред. В.И. Лубовского. М., 2003.

Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопро­су о терминологии // Альманах Института коррекционной педаго­гики; Вып. 5. М., 2001.

Спиваковская, Б.К. Профилактика детских неврозов: комплекс­ная психологическая коррекция / Б.К. Спиваковская. М., 1988.

Титов, В.А. Специальная педагогика / В.А. Титов. М., 2004.

Тупоногов, Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического раз­вития / Б.К. Тупоногов // Дефектология. 1994. №4.

Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики / Б.К. Тупоногов. М., 2001.

Условия и механизмы повышения качества специального обра­зования / А.Н. Коноплева [и др.]; науч. ред. Т.Л. Лещииская. Минск, 2006.

Уфимцева, Л.П. Воспитание толерантности у дошкольников в условиях интегрированного обучения / Л.П. Уфимцева, А.В. Мац-кевич, Л.В. Доманецкая // Дефектология. 2007. №1.

Ушакова, Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова //Дефектология. 2004. №5.

Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспита­ния и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в раз­витии (зарубежный опыт) /Т.В. Фуряева // Дефектология. 1999. №1.

Ханъшева, Г.В. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроиз-ношения / Г.В. Ханьшева. Ростов н/Д, 2006.

Хаустпов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма / А.В. Хаустов // Дефекто­логия. 2004. №4.

Хитрюк, В.В. Введение в коррекционную педагогику / В.В. Хи-трюк. Минск, 2006.

Хитрюк, В.В. Проблемы интегрированного обучения и подготов­ка педагогических кадров: к вопросу о взаимосвязи /В.В. Хитрюк // Специальное образование: традиции и инновации. Минск, 2008.

Хруль, О.С. Межличностные отношения в классном социу­ме в условиях образовательной интеграции / О.С. Хруль // Дэфекталопя. 2006. №3.

Чеснокова, Л.С. Иппотерапия в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом / Л.С. Чеснокова// Коррекционная педагогика. 2007. №1 (19).

Чиркина, Г.В. Проблемы обеспечения преемственности между до­школьным и начальным образованием детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина // Обучение и воспитание детей с нарушениями раз­вития. 2007. №5.

Шевченко, СИ. Информационно-методическое письмо по орга­низации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений / СИ. Шевченко // Начальная школа. 1997. №10.

Шевченко, СИ. Коррекционно-развивающее обучение: Органи­зационно-педагогические аспекты/ СИ. Шевченко. М., 1999.

Шипицина, Л.М. Интегрированное обучение: «за» и «против» / Л.М. Шипицина// Народное образование. 1998. №6.

Шипицина, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта /Л.М. Шипицина СПб., 2005.

Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегриро­ванное обучение / Н.Д. Шматко // Дефектология. 1999. №1,2.

Шорох-Троцкая, М.К. Коррекция сложных речевых расстройств / М.К. Шорох-Троцкая. М., 2000.

Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возрас­та / В. Штрасмайер. М., 2002.

Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. Минск, 2005.

Bandura, A. Social Foundation of Thought and Action: A Social Cog­nitive Teory/A. Bandura. Englewood Cliffs, 1986.

Brookhouser, P.E. Unilateral hearing loss in children / P.E. Brook-houser, D.W. Worthington, W.G. Kelly//Laryngoscope. 1991. V. 101.

Preschool issues in autism / Eds: E. Schopler, M.E. Van Bourgon-dien, M.M. Bristol. New York, 1993.

Social behavior in autism / Eds: E. Schopler, G.B. Mesibov New York, 1986.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................ 3

Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ....................... 6

1.1. Дефектология как интегрированная область

научного знания *............................................................... 6

1.1.1.Дефектология как наука: предмет, объект, задачи...... 6

1.1.2.Эволюция отношения общества к лицам

с особенностями психофизического развития .......... 11

1.1.3.Социокультурные основы дефектологии................... 20

1.1.4.Основной категориальный аппарат дефектологии.... 23

1.2. Понятия «норма» и «отклонение» в психическом

и личностном развитии ребенка ...................................... 30

1.2.1.Общая характеристика понятий «норма»,
«нормальное психическое развитие».......................... 30

1.2.2.Причины возникновения и классификация
нарушений психофизического развития..................... 35

1.2.3.Нарушения эмоционального развития

в детском возрасте...................................................... 46

1.2.4. Психодиагностика и проблемы отбора детей

в специальные учреждения образования.................... 55

1.3............................................................................................. Система и содержание специального образования 59

1.3.1.Правовые основы специального образования............ 59

1.3.2.Система специального образования........................... 62

1.3.3.Образовательная интеграция: задачи, принципы,
модели, условия реализации....................................... 74

1.3.4.Проблемы качества специального образования

и механизмы его обеспечения.................................... 93

1.3.5....................................................................................... Профессиональные и личностные качества педагогов,
осуществляющих коррекционную деятельность....... 98

Глава 2. ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ............................... 104

2.1. Психолого-педагогическая характеристика и образование
детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной
отсталостью) ................................................................... 101

2.1.1.Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с интеллектуальной недостаточностью.......... 104

2.1.2.Образование лиц с интеллектуальной
недостаточностью ...................................................... 111

2.2. Психолого-педагогическая характеристика и образование
детей с нарушениями психического развития
(трудностями в обучении) .............................................. 121

2.2.1.Причины и условия формирования школьной
неуспеваемости........................................................... 121

2.2.2.Группы детей с трудностями в обучении,
обусловленными задержкой психического

развития...................................... *............................. 125

2.2.3...................................................................................... Образование детей с трудностями в обучении 131

2.3. Психолого-педагогическая характеристика

и образование детей с нарушениями речи..................... 134

2.3.1. Анатомо-физиологи чески е механизмы речи

и основные закономерности ее развития.................. 134

2.3.2. Классификация нарушений речи.

Общая характеристика детей с нарушениями речи. 137

2.3.3. Система специальных учреждений для детей

с нарушениями речи.................................................. 148

2.4. Психолого-педагогическая характеристика

и образование детей с нарушением слуха...................... 154

2.4.1.Педагогическая классификация лиц с нарушением
слуха............................................................................ 154

2.4.2.Образование детей с нарушением слуха................... 158

2.5. Психолого-педагогическая характеристика

и образование детей с нарушениями зрения.................. 166

2.5.1.Категории детей с нарушениями зрения................... 166

2.5.2.Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения ... 169

2.6. Психолого-педагогическая характеристика

и образование детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата...................................... 177

2.6.1.Общая характеристика и классификация нарушений
функций опорно-двигательного аппарата................. 177

2.6.2.Характеристика двигательного, психического

и речевого нарушений при ДЦП .............................. 179

2.6.3...................................................................................... Система коррекционной работы при ДЦП 181

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ТЕСТОВЫЕ
ЗАДАНИЯ.................................................................................. 185



1.1. Дефектология как интегрированная область

научного знания.............................................................. 185

1.2. Понятия «норма» и «отклонение» в психическом

и личностном развитии ребенка..................................... 192

1.3........................................................................................... Система и содержание специального образования 201

2.1. Психолого-педагогическая характеристика
и образование детей с интеллектуальной
недостаточностью (умственной отсталостью).............. 208

2.2. Психолого-педагогическая характеристика

и образование детей с нарушениями психического
* развития (трудностями в обучении)............................... 210

2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей

с нарушениями речи....................................................... 214

2.4. Психолого-педагогическая характеристика

и образование детей с нарушением слуха..................... 219

2.5. Психолого-педагогическая характеристика

и образование детей с нарушениями зрения ................ 222

2.6. Психолого-педагогическая характеристика

и образование детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата..................................... 224

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.......................................... 227

Педагогические этюды.......................................................... 227

Деловая дидактическая игра «Традиционная

и интегрированная модели специального образования» .... 233

Пресс-конференция «Система специального образования

Республики Беларусь и пути ее совершенствования»......... 235

Примерная тематика дебатов................................................ 237

Воззрения великих мыслителей прошлого на здоровье

и воспитание.......................................................................... 237

Афоризмы, пословицы и поговорки .................................... 238

ОСНОВНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ ................................................................................... 240

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ
ТЕРМИНОВ............................................................................. 245

КЛЮЧИ.................................................................................... 254

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................. 264

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ И ЦИТИРУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ...................................................................... 265

Наши рекомендации