Группы детей с трудностями в обучении вбусловленными задержкой психического развития
Все дети с особенностями психофизического развития испыты
вают те или иные трудности в обучении, что вызывает необходи
мость создания специальных педагогических условий Дети с Тпул
Ностямив обучении выделены в отдельную категорию лиц с oclZn-
Ностямипсихофизического развития. ишоен
Согласно позиции С.Г. Шевченко, к категории детей с тпулно
тямив обучении относятся «дети, испыть1ВаЮЩие в силу различ"
ых биологических и социальныхпричин стойкие затрудняя в
своении образовательных программ при отсутствии вьгоаженнт
арушенииинтеллекта, отклонений в развитии слуха зрТия речи
вигательной сферы». у ^)Ш1гя> речи,
Нормативные документы Республики Беларусь (Положение о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате), 2005, ц.12) категорию детей с трудностями в обучении определяют как «дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития».
Значительную часть детей с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). В настоящее время эта категория детей изучена как с клинической стороны, так и с 11 с и хол ого-педагогической.
Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Клинические исследования показали, что в этиологии задержки психического развития играют роль конституционные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже - генетического характера. Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведет к значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на психическом развитии детей. В результате к началу обучения в школе у таких детей оказывается несформиро-вашгой готовность к школьному обучению.
Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем интеллектуальные нарушения в форме умственной отсталости (в нашей стране 15,7 и 11,3% соответственно). По данным специалистов, количество дошкольников с нарушениями психического развития составляет 25% от детской популяции. Этот факт определил необходимость изучения этой категории детей и организации психолого-педагогической помощи до поступления их в школу.
Специфика детей с задержкой психического развития проявляется в сочетании незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. В исследованиях В.И. Лубовского, К.С. Лебединской, М.С 11евзнер, Н.А. Цыпиной отмечается, что в клинической картине при задержке психического развития имеет место неравномер носи, формирования психических функций, причем может быть как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических про цессов. Речь идет о замедлении темпа психического развития, кото рое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается it недостаточности общего запаса знаний, малой интеллектуальной
целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром пресыщаемое™ в интеллектуальной деятельности. Как покалывают результаты дифференциальной диагностики, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.
Исследователи выделяют различные формы проявления задержки психического развития (Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер). При систематике задержки психического развития Т.А. Власова и М.С. Псвзнср различают дне основные формы:
1) задержку психического развития, обусловленную психиче
ским и психофизическим инфантилизмом (пеосложненпым и
осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи,
где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой
сферы);
2) задержку психического развития, обусловленную длительны
ми астеническими и церебрастеническими состояниями.
При первой форме на первый план выступает задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. Психический инфантилизм (эмоционально незрелые дети) представляет собой наиболее легкие формы: первичное нарушение темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой основе малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти, внимания.
При второй, более тяжелой форме преобладает замедление развития интеллектуальной сферы (органический инфантилизм), когда первичным является нарушение познавательной деятельности. Обучаемость этих детей в значительной степени снижена.
К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает четыре основных варианта задержки психического развития, в клинико-психологической структуре каждого из которых имеет место специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интел-1 лектуальной сферы (табл. 2.2).
Результаты проведенных исследований показали, что дети с (Трудностями в обучении не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же вре-Шя они стойко не успевают в массовой школе вследствие незрелости Шсложных форм поведения, целенаправленной деятельности па фоне (^быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности.
Таблица 2.2