Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк.
Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
Хитрюк, В. В.
В. В. Хитрюк. - Минск : |
Х52 Основы дефектологии : учеб. пособие Изд-во Гревцова, 2009. - 280 с.: ил. ISBN 978-985-6826-75-0.
Раскрываются основные положения дефектологии: структура дефектологического знания, психологические основы, общая психолого-педагогическая характеристика различных категорий детей с особенностями психофизического развития и др.
Предназначено для студентов педагогических специальностей вузов, практикующих учителей начальных классов, педагогов дошкольных учреждений, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
УДК 376(075.8) ББК 74.3я73
© Хитрюк В.В., 2009 © Оформление. ООО «Издательство Гревцова», 2009 |
ISBN 978-985-6826-75-0
ПРЕДИСЛОВИЕ
В основе государственной политики в сфере образования лежит идея интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, обучение не рядом с другими детьми, а вместе, в более благоприятных условиях, чем изоляция, в условиях максимально способствующих социальной адаптации личности. Содержание, формы и модели организации образования детей с особенностями психофизического развития имеют специфику, детерминированную рядом социальных и культурных факторов, характером и глубиной нарушения развития, индивидуальными особенностями детей.
К сожалению, исследователи констатируют тенденцию к увеличению числа детей, имеющих проблемы психофизического развития. Так, если в 1995 г. число детей с особенностями психофизического развития было 93 342 ребенка, то к 2006 г. их число увеличилось до 126 379 человек, что составляет 6,5% от общей детской популяции. Сегодня, по мнению некоторых исследователей, к группе детей с особенностями психофизического развития, кроме традиционно выделяемых категорий детей с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении, нарушениями речи, слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, причисляются и дети с эмоциональными расстройствами (проявлениями раннего детского аутизма, синдромом дефицита внимания, психопатоподобным поведением и др.).
Дети с особенностями психофизического развития могут обучаться и воспитываться как в специальных учреждениях образования, так и в условиях интегрированного обучения и воспитания. Педагоги, не имеющие специального образования, вовлекаются в педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития. Это означает, что современные требования, предъявляемые к педагогической подготовке, сфера профессиональной реализации педагогов определяют целесообразность и необходимость изучения учебной дисциплины «Основы дефектологии». Знание специфики детей с особенностями психофизического разнития дает возможность педагогу организовать образовательный
процесс с опорой на принципы коррекции и компенсации нарушения, избежать ошибок в определении путей и методов обучения и воспитания ребенка.
Цель изучения учебной дисциплины «Основы дефектологии» состоит в формировании профессиональной педагогической компетентности будущих педагогов посредством овладения знаниями и умениями работы с детьми с особенностями психофизического развития.
Среди основных задач изучения дисциплины «Основы дефектологии» можно выделить:
• овладение общими представлениями об особенностях познава
тельной деятельности, эмоционально-волевой сферы и всей лично
сти в целом различных категорий детей с особенностями психофи
зического развития;
• ознакомление с системой специального образования в Респу
блике Беларусь;
• изучение проблем и условий образовательной и социальной
интехрации детей с особенностями психофизического развития.
Предлагаемая книга - это попытка представить в обобщенном виде сложную и очень объемную специальную педагогическую информацию в форме, доступной для каждого педагога.
Содержание пособия отражает современный уровень состояния и проблемного поля дефектологии, отношение общества к детям с особенностями психофизического развития, роль и место системы специального образования, тенденции развития коррекционно-педагогической помощи таким детям, соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и типовым учебным планам по специальности «Дошкольное образование», квалификационным характеристикам будущего специалиста.
Учебное пособие структурировано по принципу учебно-методического комплекса, и его содержание представлено четырьмя основными блоками: 1) информационным (раскрывает основные теоретические положения современного научного поля дефектологии); 2) контрольно-проверочным (практические задания дают возможность определить уровень учебных достижений студентов); 3) дидактическим (сопровождает содержание практических занятий); 4) справочным (знакомит с наиболее яркими персоналиями отечественной и зарубежной дефектологической науки, содержит глоссарий основных дефектологических терминов).
Контрольно-проверочный блок представлен тематическими тестовыми заданиями, которые имеют уровневый характер. Задания
репродуктивного уровня ориентированы на узнавание, воспроизведение ранее приобретенных знаний в том виде, в котором осуществлялось их усвоение, конструктивного уровня - на воспроизведение приобретенных знаний в измененных условиях, а выполнение заданий творческого уровня предполагает перенос полученных знаний (умений, компетенций) в новые условия. Такой подход позволяет выявить уровень владения учебным материалом, проследить и сохранить этапность формирования знаний, индивидуализировать процесс обучения. Использование предложенных заданий в аудиторной работе способно придать практическим и семинарским занятиям творческий поисковый характер, повысить познавательную активность и профессиональную мотивацию студентов, сформировать умения применять теоретические позиции, закономерности, положения ори анализе, оценке и решении практических задач.
В пособие включены также примерные сценарии проведения пресс-конференции и деловой игры, педагогические этюды для анализа и обсуждения, а также список литературных источников для самообразования.
Учебное пособие по дисциплине «Основы дефектологии» предназначено для самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения педагогических специальностей вузов, практикующих учителей начальных классов, педагогов дошкольных учреждений, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Автор выражает уверенность в том, что полученные теоретические знания в процессе творческого переосмысления материалов пособия помогут сформировать гуманное отношение к детям с особенностями психофизического развития и, в целом, повысить качество профессиональной подготовки будущих педагогов.
Автор
Глава 1 ( ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребенок, но иначе развитой ... дефективным ребенок представляет отличный, своеобразный тин развития.
Л.С. Выготский
1.1. Дефектология как интегрированная область научного знания
1.1.1. Дефектология как наука: предмет, объект, задачи
Как целостная наука дефектология сложилась в результате установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании различных категорий детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Теоретические основы отечественной дефектологии были заложены Л. С. Выготским.
Дефектология как интегрированная область научного знания сегодня переживает времена вытеснения самого термина «дефектология» по причине недостаточной корректности - семантика его имеет уничижительный характер - указание на дефект. Изменение терминологии связано с необходимостью уже в самом понятии перенести акцент с выявления отклонений на их устранение, с недо-статкоп (дефектов) личности па ее позитивные стороны.
Кщс одним фактором, оказавшим влияние на необходимость изменения терминологии, является все большее число случаев в со-иргменпой психолого-педагогической практике, когда трудно по-гтпинп. однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ргГк'ика (нарушение4 выражено неярко, отклонения имеют негрубые формы, т.г. речь идет о пограничном состоянии между нормой и нарушенным ра.ши гнем).
Однако до сих пор не найден эквивалент термина, приемлемый по этимологии и адекватно отражающий содержание данной науки именно как интегрированной области знания. Поэтому при характеристике области дефектологических знаний в целом специалисты вынуждены использовать формулы типа «специальная психология», «коррекционная педагогика и психофизиология отклоняющегося развития» и другие. Понятие «коррекционная педагогика» имеет большее педагогическое значение, чем «дефектология», но его клинический аспект значительно уже.
Дискуссия о правомерности использования тех или иных терминов продолжается, однако, термин «дефектология» не утратил своей актуальности и пока еще достаточно широко используется
исследователями.
Дадим несколько определений термина «дефектология».
1. Дефектология (от лат. defectus - недостаток и греч. logos -
учение) - интегрированная область научного знания, соединяющая
клинико-физиологическое и исихолого-педагогическое направ
ления исследований процессов развития, обучения и воспитания
детей с особенностями психофизического развития (Н.Н. Мало-
феев).
2. Дефектология - наука о психофизических особенностях раз-
пития детей с физическими и психическими недостатками, зако
номерностях их воспитания, образования и обучения (Краткий де
фектологический словарь, 1970, с. 87).
3. Дефектология - наука о психофизических особенностях раз-
иития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспита
нии (Дефектология. Словарь-справочник, 2005, с. 76).
4. Дефектология - наука, включающая специальную (коррекци-
онную) педагогику, специальную психологию и клинические (ме
дицинские) дисциплины (В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Сту-
пикснич. Педагогический словарь, 2006, с. 58).
Как отмечал Л.С. Выготский, «...дефектология изучает развитие, у которого есть свои законы, свой темп, свои циклы, свои диспропорции, спои метаморфозы, свое перемещение центров, свои структуры; ... ;>то особая и относительно самостоятельная область знания о глуГижо своеобразном предмете».
Очгниднп, что дефектология рассматривается как интегриро-ИйМНли область научного знания, которая включает, по крайней Мире, три направления: педагогическое, психологическое, клинико-||ж;11И)Логическое и изучает развитие детей с особенностями психо-фИШРПткош развития, закономерности их обучения и воспитания,
определяет условия, способствующие преодолению (ослаблению) имеющихся у них нарушений в умственном и физическом развитии.
Изучение любой науки предполагает знание и правильное использование специальной терминологии. В развитии дефектологической науки терминологический аппарат претерпел значительные изменения.
Отечественные и зарубежные исследователи в начале XX в. использовали термин «ненормальные дети». Практически в это же время в ходу было понятие «дефективные дети» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.), а в конце 30-х годов появился термин «аномальные дети», охватывающий все проявления недоразвития. Все частные термины (глухой, слабовидящий, умственно отсталый и т.д.) указывали на определенный недостаток.
В 60-х годах XX в. за рубежом по мере развития идеи и внедрения моделей интегрированного обучения стали происходить изменения в терминологии. Так, в США начали использовать достаточно широкий и не всегда точный термин «дети с особыми потребностями (нуждами)», а законодательно применялся термин «disabled» -лицо с ограниченными возможностями.
В настоящее время термин «аномальные дети» практически нигде не применяется. В качестве эквивалентных в разных странах используются альтернативные понятия, среди которых можно назвать: дети с особенностями психофизического развития (официально признанный в Республике Беларусь), дети с особыми образовательными потребностями, дети с отклонениями в развитии, дети с патологией развития, дети с дизонтогенезом (нарушение индивидуального хода развития), дети с трудностями в обучении, дети с недостатками в умственном и физическом развитии, лица с ограниченными возможностями здоровья (российский вариант) и др.
Термин «дети с особенностями психофизического развития» семантически подтверждает отказ социума от деления людей на полноценных и неполноценных, т.е. смещает акцент с недостатков в развитии на потребности детей в особых педагогических условиях, «на ответственность общества за выявление и удовлетворение их потребностей» (В.Н. Наумчик и др.).
В нашей стране нормативно закреплена (закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)») корректная терминология: понятие «умственная отсталость» обозначается термином «интеллектуальная
недостаточность», понятие «задержка психического развития» -термином «нарушения психического развития (трудности в обучении)».
С позиций психолого-педагогического аспекта в дефектологической науке принято выделять следующие основные предметные области:
• сурдопедагогика (обучение и воспитание неслышащих и сла
бослышащих) и сурдопсихология;
• тифлопедагогика (обучение и воспитание незрячих и слабови
дящих) и тифлопсихология;
• олигофренопедагогика (обучение и воспитание детей, имею
щих интеллектуальную недостаточность) и олигофренопсихоло-
гия;
• логопедия (теория и практика преодоления нарушений разви
тия речи) и логопсихология.
В исследовании стоящих проблем дефектология опирается на следующие мировоззренческие аспекты:
• онтологический определяет место специального образования в
структуре бытия;
• гносеологический дает представление о связи обучения и позна
ния;
• аксиологический называет приоритеты и ценностные предпо
сылки специального образования;
• философско-антропологический обобщает научные данные о
человеке с особенностями психофизического развития;
• историко-философский реконструирует взгляды философов
прошлого на специально-педагогическую проблематику;
• социально-философский изучает явления дефектологии в со
циокультурном контексте.
Целидефектологической науки по степени общности подразделяют на общие и частные. Общие цели:
• определение путей повышения уровня функционирования де
той :ш счет коррекции недостатков психического и (или) физиче
ского развития и компенсации их педагогическими средствами;
• изучение и определение путей реабилитации (реадаптации) и
аЛилитации детей с особенностями психофизического развития.
Специфические цели:
• преодоление чувства малоценности личности и воспитание
чуистна собственного достоинства у лиц с ОПФР;
• формирование адекватных форм социального поведения лю
дей с ОПФР.
Основнымизадачами дефектологии являются:
• разработка методологических, теоретических и методических
основ эффективных систем специального обучения и воспитания
детей с особенностями психофизического развития, направленных
на достижение каждым ребенком максимально возможного уровня
личностного развития, образования, жизненной компетенции, ин
теграции в социум;
• изучение и определение педагогических закономерностей раз
вития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных
возможностей жизнедеятельности;
• обобщение и популяризация передового педагогического опы
та работы с детьми с ОПФР.
Центральная проблема дефектологии - поиск путей разрешения противоречия между необходимостью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт и возможностью сделать это, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения образовательных и воспитательных задач.
Дефектология как наука широко опирается на результаты психологических исследований в различных отраслях: общей психологии (психические процессы, свойства, состояния и др.), психологии развития, медицинской психологии, педагогической психологии, психодиагностики.
В основе дефектологического знания лежат психологические законы, теории, учения, закономерности:
• законы психического развития личности (развитие психики
детей, имеющих различные нарушения, подчиняется тем же основ
ным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нор
мально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский));
• теории компенсации (А. Адлер, Л.С. Выготский);
• учение о зоне ближайшего развития и ведущей роли обучения
(Л.С. Выготский);
• положение о закономерностях, общих для всех типов нарушен
ного развития: снижение способности к приему, переработке, хра
нению и использованию информации; трудности словесного опо
средствования; замедление процесса формирования понятий и др.
Таким образом, дефектология является самостоятельным инте-гративным научным полем, детерминированным историческими, социально-экономическими и культурными особенностями социу-
ма, опирающимся на мировоззренческие аспекты, имеющим выраженную ирактико-ориентированную составляющую, психологические и социокультурные основы, свой объект исследования.
Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью
Многочисленные исследования, проведенные в области специальной психологии и коррекционной педагогики, показали, что необучаемых детей нет. Раннее начало коррекционной работы с ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.
Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью определяется биологическими (выраженность нарушения, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения) и социальными (ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, родители, дети, с которыми он общается, школа) факторами. Только специально организованное обучение и воспитание создает условия для продвижения такого ребенка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения.
Олигофренопедагогика - отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагогика разрабатывает психолого-педагогические проблемы диагностики интеллектуальной недостаточности, принципы, формы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса. Одной из важных задач олигофренопедагогики является определение оптимальных педагогических средств коррекции нарушений познавательной, эмоциональной сфер и личности ребенка в целом, формирование жизненных компетенций в целях его социальной интеграции.
Значение специального обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в форме умственной отсталости огромно. Возрастные изменения в развитии наглядно-действенного мышления у них без специального обучения незначительны; без специального обучения ведущей деятельностью остается не игровая, а предметная; без специально организованного обучения в игре не развиваются функции речи и продуктивная деятельность.
На уровне дошкольного образования детей с интеллектуально/) недостаточностью работа направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.
Большое значение в организации коррекционно-воспитатель-ной работы с детьми-дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью имеет создание эмоционального климата, в котором ребенок постоянно чувствует заботу о себе, внимание со стороны взрослых.
Педагог-дефектолог и воспитатели группы должны работать в тесном контакте, иметь единый стиль работы и подход к воспитанию каждого ребенка. Это предполагает совместное изучение программы воспитания и обучения и составление перспективного плана работы (правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях). Учитель-дефектолог и воспитатель группы должны проводить совместное изучение детей, анализ полученных результатов, вместе готовить и принимать участие во всех детских праздниках и развлечениях, в работе с родителями делать акцент на положительных возможностях ребенка, давая рекомендации по организации режима дома, общению, играм.
Подготовка к школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в дошкольном учреждении и проходит в различных направлениях:
• развитие сотрудничества, умения реагировать на затрудни
тельные ситуации;
• развитие коммуникативной компетентности и умения строить
отношения со сверстниками;
• формирование физической готовности;
• формирование элементарных познавательных интересов, по
знавательной активности и накопление знаний и умений;
• формирование нравственно-волевой готовности и др.
Как правило, дети раннего возраста с интеллектуальными нарушениями воспитываются в семье или домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием. Коррекционную помощь им могут оказывать родители, дефектологи, воспитатели трупп, музыкальные работники, логопеды, психологи. В организации ранней коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью решающее значение имеет речь взрослого. При •том взрослому следует использовать простые предложения (3-5 слов), говорить медленно и отчетливо, использовать одни и те же предложения для обозначения предметов и действий. Следует говорить правильно, а не копировать речь ребенка. Если ребенок не
говорит, взрослому следует постоянно говорить с ним. С помощью речи ребенок побуждается к подражанию.
Содержание воспитания и обучения детей-дошколыппшв с интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь определено программой для специальных дошкольных учреждений « Воспитание и обучение детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (2007).
Целью воспитания и обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью является гармоничное развитие личности ребенка (триада физического, духовного, интеллектуального), снижение зависимости от посторонней помощи, формирование жизнеспособной личности.
Основное направление коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, - максимальная адаптация их к жизни в окружающей социальной среде.
Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Современные исследования (СЕ. Гайдукевич, Н.Н. Баль и др.) показали необходимость специальной адаптации образовательной среды для каждой категории детей с психофизическими нарушениями, в том числе для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью может быть организовано как в специальных учреждениях образования, так и в учреждениях образования общего типа (специальных или интегрированных группах и классах). Ребенка с интеллектуальной недостаточностью (легкая степень), вовлеченного в интегрированное обучение, следует обеспечить положительным эмоциональным самочувствием, разнообразными контактами с другими детьми. Для этой цели педагогу рекомендуется использовать различные формы, методы и приемы (СЕ. Гайдукевич и др.).
1. Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положитель
ных качеств личности ребенка с интеллектуальной недостаточно
стью (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старатель
ность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна ак
куратность, дисциплинированность, доброжелательность.
2. Создание ситуаций успеха, стимулирующих детей к самостоя
тельности (педагогу необходимо отмечать и положительно оцени
вать даже незначительные успехи и достижения ребенка).
3. Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятельной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи; ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
Рекомендуется рассказывать детям биографию американского актера Криса Берка с синдромом Дауна, который за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в по честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпускает музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одном из них».
А. Оказание шефской помощи детям с интеллектуальной недостаточностью со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
5. Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей (например, И. Ахиллес, К. Шлие «Моя сестра - с ограниченными возможностями » ).
Специфика организации обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью затрагивает все сферы образовательного процесса. В Республике Беларусь с 2002/03 учебного года в специальных школах, обеспечивающих цензовое образование, также как и в массовых школах, введена 10-балльная система оценивания учащихся. Это позволяет усилить стимулирующую функцию отметки, практическую направленность обучения. Оцениваются не •только предметно-содержательная область (знания, умения и навыки по предмету), но и содержательно-деятельностиая (сформиро-ваппость и уровень учебно-познавательной деятельности), а также индивидуально-личностная сфера.
Вспомогательная школа перешла па новую систему оценивания с 2003/04 учебного года, когда были разработаны специальные критерии для оценивания достижений детей с интеллектуальном недостаточностью. Среди критериев оценки выделяются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, прочность усвоении, умение их применять, сформированность мыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учебной деятельности, характерные черты личности ученика.
Некоторые исследователи (Т.В. Варенова и zip.) предлагают вести учет усвоения учебного материала с помощью условных обозначений:
Ф - хорошие навыки, правильно понимает инструкцию, самостоятельно справляется с заданием;
• - правильно понимает инструкцию, не всегда самостоятельно
справляется с заданием, принимает помощь, действует адекватно;
знания есть, но не всегда правильно используются;
□ - инструкцию понимает, но не всегда действует в соответствии с ней, часто допускает ошибки, требуется стимулирующая помощь в организации деятельности; знания непрочные;
0 - инструкцию понимает только после повторения, требуется постоянная стимулирующая помощь (на невербальном уровне);
Н - не реагирует на инструкцию, задания не выполняет, знания отсутствуют.
Остановимся подробнее на новых подходах в системе оценива-; ния учебных достижений детей, предлагаемых белорусскими ис-| следователями (С.Ф. Левяш, О.С. Хруль). Так, в качестве крите-|риев и показателей оценивания достижений учебной деятельности Цучащихся с интеллектуальной недостаточностью предлагается считать:
• обученность (основана на теории Л.С. Выготского о соотноше
нии обучения и умственного развития);
степень самостоятельности учащихся (степень самостоятельности выполнения задания и мера помощи учителя);
корректировку знаний учеником (самоконтроль правильности выполнения задания);
степень ответственности и прилежания в учебной деятельно-ги.
Контрольно-оценочная деятельность носит субъективный ха-гер и в зависимости от субъекта, производящего оценку, может Гноситься к учителю, учащемуся по отношению к другим учени-ам, учащемуся по отношению к самому себе. При этом контрольно-Ценочная деятельность может выражаться как в баллах (собствен-) отметке), так и в оценочных суждениях, содержание и сила эмо-Ионалыгого компонента которых возрастают от уровня к уровню Чебных достижений. В соответствии с уровнями учебных достиже-|ий исследователи предлагают дифференциацию оценочных суж-!иий (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Контролирующая деятельность учителя и ученика
Уроним, | Коптролыю-оце-почпая деятель-иость учителя | Контрольно-оценочная деятельность ученика | ||
Оценочные суждения | Взаимоконтроль, взаимооценка | Самоконтроль | Самооценка | |
I -й (низки и) 1 2 балла | Хорошо, ты узнал... Ты смог найти... Ты выполнил задания на 1 (2) балла | Не обращает внимания на ответы товарищей, не оценивает их | Не обнаруживает ошибок, помощь педагога не эффективна | Я уже узнаю... Я получил 1(2) балла (отраженно) |
2-й (удо-нлстпори- ТСЛЫ1ЫЙ) .'i -А балла | Хорошо, ты смог запомнить... Ты можешь рассказать... Ты выполнил задания наЗ (4) балла | Контролирует ответы учащихся, но по просьбе учителя, оценить ответ товарища не может | Обнаруживает ошибки по указанию педагога, устраняет ошибки с помощью педагога | Я уже запомнил... Я выполнил задание на 3 (4)балла (отраженно) |
3-й (средний) 5-6 баллов | Молодец, ты понимаешь... Ты уже объясняешь... Ты выполнил задания па 5 (6) баллов | Ситуативный контроль ответов учащихся, не всегда адекватно их оценивает | Обнаруживает ошибки с помощью педагога, самостоятельно исправляет ошибки | Я уже понял... Я получил 5(6)баллов |
4-й (достаточный) 7 -8 баллов | Очень хорошо, ты можешь привести примеры. Ты уже самостоятельно устраняешь ошибки. Ты выполнил задания на 7 (8) баллов | Контролирует ответы учащихся, адекватно их оценивает с ориентацией на оценочные суждения учителя | Самостоятельно обнаруживает и устраняет ошибки | Я знаю материал. Я могу применить знания на практике. Я уже выполняю задание на 6 (7) баллов |
Я-и (иысо- КИЙ) ') К) баллон | Отлично, ты свободно пользуешься материалом. 1"ы умеешь выполнять сложные падания. Ты наслужил 9 (10)баллон | Контролирует ответы учащихся, адекватно их оценивает | Выполняет задания самостоятельно, без ошибок | Я уже могу применять свои знания в разных ситуациях. Я заслужил 9 (10 баллов) |
Самым важным звеном в системе оценивания учебных достижений ребенка с интеллектуальной недостаточностью является учет его возможностей в усвоении программного материала, а также поддержание ситуации достижения успеха, выражающееся и оценочных суждениях («Ты можешь...», «Ты справишься...», «Ты знаешь...», «Ты умеешь...», «Ты умеешь делать выводы ...» и др.).
Особого внимания заслуживает работа с семьей ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Исследования, посвященные изучению характера взаимоотношений и социальных позиций в семьях, воспитывающих умственно отсталых детей, показали присутствие определенных признаков, характеризующих такие семьи:
• родители испытывают нервно-психическую и физическую на
грузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отноше
нии будущего ребенка (так называемое нарушение временной пер
спективы);
• личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожи
даниям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение,
горечь, неудовлетворенность;
• семейные отношения нарушаются и искажаются;
• социальный статус семьи снижается (сокращается ближайшее
окружение, родители пытаются скрыть факт нарушений у ребен
ка);
• «особый психологический конфликт» (Ч. Шеффер, Л. Кери,
2000) возникает в семье как результат столкновения с обществен
ным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей
по воспитанию и лечению такого ребенка.
Проведенные исследования (М.П. Дерюгина, А.Р. Маллер, М.Л. Шипицына и др.) позволили определить ключевые черты, которыми должны обладать родители, воспитывающие ребенка-инвалида:
• вера - родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спо
койствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
• успешность - родители должны строить свои отношения к ре
бенку на успешности, что определяется родительской верой и его
силы и возможности;
• похвала - родители должны четко знать, что ребенок не может
вырасти без похвалы;
• самостоятельность - родители должны развивать самостоя
тельность своего ребенка и для его же блага по возможности сокра
щать постепенно помощь ему до минимума.
Пока еще недостаточно разработанной остается проблема организации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Значительный вклад в практику обучения таких детей внесли российские (И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына и др.) и белорусские (Т.Л. Лещинская, Т.В. Ли-сопскаи, Т.П. Кунцевич, Ю.Н. Кислякова, В.А. Шинкаренко и др.) исследователи.
Пеобучаемых детей нет, но возможности обучения и учебные продвижения - разные. Каждый ребенок с тяжелыми и. (или) множественными нарушениями психофизического развития имеет спой собственный темп и ритм развития, но вместе с тем имеет и большое количество ограничений. В настоящее время дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью получают абилитацион-иос образование.
Образование детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью исследователи (Т.Л. Лещинская и др.) признают инновационным. В организации обучения таких детей актуальными являются телесно-ориентированное обучение (воздействие через тело, при котором прикосновение успокаивает ребенка, помогает установить контакт, снять напряжение); сенсомоторная стимуляция, полимодальность обучения. Обязательным является требование комплексного подхода к обучению. Исследователи отмечают необходимость построения образовательной модели исходя из актуальных потребностей детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебного процесса детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью должна отвечать по крайней мере двум опкжпым требованиям: стимулировать ведущие сенсорные системы ребенка и на основе выполнения репродуктивных действий иключать ребенка в совместную деятельность со взрослым.
Т.Л. Лещинская рассматривает цели и задачи образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в следующем контексте:
• улучшение качества жизни детей, стимулирование положи
тельных эмоций;
• стимуляция психофизического развития на основе полярных
раздражителей;
• системное обогащение жизненного опыта ребенка, формирова
ние у него способов деятельности;
• индивидуализация образовательного процесса (фронтальное
обучение неприемлемо);
• формирование основ жизнеобеспечения в процессе совмест
ной деятельности со взрослым при постепенно