Формы организации сотрудничества учащихся
Важнейшей целью образования является развитие и становление личности ребенка на основе ведущего вида деятельности для каждой возрастной группы. В последних научных работах все чаще звучит мысль, что учебная деятельность является ведущей не только для младшего школьника, но и для всех, кто учится .
Организация учебной деятельности предполагает многообразие взаимодействий, помогающих актуализировать личностный опыт каждого ученика, на каждом этапе обучения ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности каждого обучаемого. Оптимальное сочетание форм обеспечит ученикам со средними и низкими способностями благоприятные условия в восприятии, понимании и осмыслении содержания учебного материала. «При выборе форм учебной работы на уроке учитывается, как определенная форма обеспечивает формирование знаний, как влияет на развитие учеников».
Проблема сотрудничества учителя и учащихся достаточно полно разработана Л.С.Выготским, В.Я.Ляудис – в психологии, Д.Б.Богоявленским, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым – в педагогике, в практике начальной школы – В.А.Сухомлинским, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, И.П.Волковым, О.В.Прониной и др.
Общение – суть жизни людей. Общение – взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция «Я» субъектов. Следует отметить, что в организации учебно-познавательной деятельности роль общения и сотрудничества трудно переоценить.
Школьник без общения с учителем, организующим его обучение и воспитание, не может стать личностью. Он должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности. Для этого учитель должен строить свое общение с учениками как равноправный диалог, где учитель и его ученики должны достигнуть одной цели через понимание друг друга, через взаимопомощь в реализации задач обучения и воспитания.
Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения. А его отсутствие понимается как обеднение внутреннего мира человека, лишенного познать иные, чем в его личностной структуре, отношения, мысли, переживания, идеалы.
Педагог организует общение. Он научает детей общению. Интересна в этом плане деятельность учителя-новатора И.П.Волкова, который владеет специальной психологической организацией творчества детей, выражающейся в конкретных требованиях к общению с ними:
– нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если они не успевают по другим предметам;
– не следует навязывать ученику своего мнения по поводу самостоятельной творческой работы;
– при проверке уже готовой самостоятельной работы или при руководстве ее выполнением у учителя должны преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность и ни в коем случае не должны проявляться резкость, неудовлетворенность, раздраженность.
Учитель в современной школе должен быть специально «нацелен» на активное и разностороннее общение с ребенком. В.А.Сухомлинский говорил: «И учитель, и ученик должны получать удовольствие и удовлетворение от общения через совместную интеллектуальную и творческую работу и у них общие в этом процессе переживания. Ребенок должен чувствовать, что взрослому это так же важно и интересно». В.А.Сухомлинский писал, что «учение – это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимопонимания».
При организации учебной деятельности учитель понимает и принимает ребенка таким, каков он есть, а не осуждает и критикует его, при этом он интерпретирует поступки детей, что создает для них новые возможности отношения к себе, к миру, к другим людям. Установление контакта и доверительного отношения с детьми является главным в сотрудничестве с детьми разного школьного возраста.
Ш.А.Амонашвили успешно решает задачу создания благоприятного эмоционального климата общения, включая приемы демонстрации интереса и уважения к обучаемому, внимание к его интересам и мнению, создавая творческую систему взаимопонимания и взаимодействия. Ш.А.Амонашвили считает, что главный момент воспитания сотрудничества должен заключаться в том, чтобы «доставить ребенку радость общения, радость совместного познания, совместного труда, совместной деятельности»). «Изменение роли учителя в рамках стратегии совместной продуктивной деятельности с учащимися возможно только тогда, когда он перестает быть глашатаем, «транслятором некоей непререкаемой истины», а становится организатором сложной, напряженной личностной работы по решению творческих задач».
В процессе развития совместной учебной деятельности происходит переход инициативы с полюса учителя на полюс учащегося. Учитель должен построить таким образом учебный процесс в условиях организации учебной деятельности, чтобы осуществлялось внимание к личности каждого ребенка через совместную учебную деятельность, где он выступает в роли наставника и партнера по совместной работе.
Таким образом, в современной школе меняются отношения учителя к ребенку, которые связаны с гуманным подходом, с сотворчеством педагога и учащихся в совместной учебной деятельности. Учитель должен относиться к школьнику как к самостоятельному субъекту, способному учиться не по принуждению, а по собственному желанию. И в этих совместных общениях на первое место необходимо поставить преподавательский такт, уважение, терпимость к каждому ребенку. Именно это закладывает в ученике механизмы самозащиты, самореализации, саморазвития.
Сотрудничество является одной из важнейших предпосылок развития и становления личности. Поэтому при организации учебного процесса учителю необходимо уметь выстраивать учебный диалог не только между собой и детьми, но и между учениками.
Чтобы школьник начал действовать в качестве субъекта учебной деятельности, ему нужен активный оппонент, который имеет свою точку зрения на сложившуюся ситуацию и который заинтересован в поиске выхода их нее. При наличии такого оппонента он вынужден будет подвергнуть свое мнение критическому анализу и оценке, вступив в диалог с носителем других точек зрения. Главное в таком сотрудничестве – столкновение мнений, которое приводит к взаимному анализу независимых оценок, что определяет силу и слабость каждой из них, помогает преодолеть каждому участнику диалога свою ограниченность, тем самым создаются условия для осуществления целенаправленного поиска способа решения учебной задачи. Таким образом, ученик в современной школе может проявить себя как личность, как субъект обучения только в том случае, если его деятельность развертывается в рамках коллективного учебного диалога. Включиться в учебный диалог ученик сможет, если:
– содержание обучения будет соответствовать требованию: оно может быть выявлено и усвоено в деятельности, распределенной между учителем и учеником;
– учебный процесс будет организован в форме коллективного диалога между учащимися, когда каждый их них имеет право на свою точку зрения и каждый ответ проверяется как возможный вариант решения задачи;
– в учебном диалоге учащегося будет участвовать учитель. При этом учитель является участником совместного поиска, а не руководителем. Он может высказывать свои мнения, предлагать свои решения, открытые для критического анализа и оценки в той же мере, как и действия учащихся. Учитель должен слиться с учащимися в поиске способа решения учебной задачи, быть партнером совместного диалога.
Учитель и ученик, как отмечает В.В.Репкин, вносят свой вклад в учебный диалог своими действиями, учитель создает предпосылки для развертывания совместной учебно-поисковой деятельности. Возможно, это будут задания-ловушки, которые предполагают различные мнения учащихся, их критическую мыслительную деятельность, формируют свой взгляд на явление действительности. Роль ученика на современном занятии в школе состоит не в точном исполнении указания учителя, а в возможно более полной реализации своих способностей.
Такое сотрудничество предполагает формирование познавательной активности школьника, указывающего взрослому ближайшую цель их совместной работы. При этом ученик как субъект учебного диалога может обращаться к учителю с конкретными запросами нового знания, усилив познавательную инициативу других учащихся в совместном сотрудничестве.
В отличие от отношений «взрослый – ребенок», отношения со сверстниками – это прежде всего отношения равенства. Общение со сверстниками создает условия развития творческого, самостоятельного начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности.
На учебном занятии в современной школе дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом оделяя личным, индивидуальным вниманием каждого ребенка. Учитель должен строить взаимодействие не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей.
Когда детей в процессе обучения объединяют свои усилия в решении задач, в упражнении навыков, это позволяет решить следующие задачи:
– возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина понимания;
– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
– уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (все ученики работают на уроках, все делают домашнее задание);
– ученики получают большое удовольствие от знаний, комфортней чувствуют себя в школе;
– возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащегося;
– меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает безразличие, прибавляется теплота, человечность;
– дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
– они относятся к другим и к себе с большим уважением;
– также растет и самокритичность ребенка, имеющий опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
– дети, помогающие своим друзьям, с большим уважением относятся к труду учителя;
– они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, гуманистические мотивы поведения;
– учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темы работы при делении класса на группы.
В таком учебном диалоге происходит становление личности ребенка, направленное на самоизменение и саморазвитие. Личность ученика овладеет своим внутренним миром, вырабатывает в себе такие механизмы, которые позволяют ей становиться хозяином своей судьбы.
При организации учебного процесса в современной школе правомерно использовать общие формы учебной работы учащихся: индивидуальные, коллективные, групповые, парные, которые более всего соответствуют развитию и становлению личности младшего школьника в процессе обучения.
Рассмотрим каждую из них применительно к организации учебной деятельности.
Индивидуальная форма учебного занятия. В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Наиболее продуктивна для формирования самостоятельности младшего школьника индивидуальная форма учебной деятельности. «Индивидуальная форма учебной работы предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с другими школьниками, но в едином темпе».
Под индивидуальным обучением понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить особенности личности ученика, его познавательные возможности. Необходимо на каждом уроке в школе от 5 до15 минут обращать внимание данной форме: ученики могут самостоятельно выполнять письменные работы, рисунки, сочинять стихи, сказки. От сделанной работы ученик ощущает чувство радости, удовлетворенности, так как он видит плоды своего труда. А это в свою очередь ведет к развитию духовности ребенка.
Индивидуальная форма учебной работы, способствуя воспитанию самостоятельности учеников, таит в себе и существенные недостатки. Она разъединяет школьников, создает условия для развития эгоизма. Школьник может замкнуться в себе, у него не формируется потребность в общении, передаче знаний. Чтобы избежать этого, не следует злоупотреблять этой формой учебной работы, необходимо включать ее в процесс обучения в качестве вспомогательной на непродолжительное время.
При формировании у школьников знаний на основе учебной деятельности и обучении их сотрудничеству целесообразно использовать групповую форму учебной работы учащихся, которая в последнее время прочно входит в практику школы. Она представлена в учебной работе в виде «малых» групп, которые объединяют нескольких школьников таким образом, что в совместной деятельности они выступают как единое целое. Такая группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечивать необходимое разнообразие мнений, действий, и достаточно малой, чтобы дать удовлетворение членам от активного участия в работе.
Исследования дидактов показывают, что если учебная группа состоит из 4-5 человек, то открываются возможности для развития и становления младших школьников под влиянием сверстников: в группе формируется познавательный интерес, растет мотивация, возбуждаются эмоции, деятельность возобновляется в группе после индивидуального пресыщения; знания, опыт каждого делается доступным для других, суждения в группе подвергаются более объективной оценке, критике и неверные предложения отвергаются скорее; групповая работа рождает потребность в координации действий, в дисциплине и самодисциплине.
Группа удовлетворяет потребность в общении, обеспечивает более раскованное поведение членов и «перекрестное опыление» мнений при обсуждении, группа создает больше возможностей для поиска творческих решений. Все перечисленные особенности, взятые вместе, обуславливают при взаимовыгодном сотрудничестве достижение так называемого синэргетического эффекта, лаконично выражаемого формулой «2 + 2 = 5», то есть при совместных действиях членов группы (когда групповое усилие выражается в объединении индивидуальных талантов) обеспечивается увеличение их общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же независимо действующих индивидуумов. Таким образом, группа при правильной организации активизирует деятельность личности, способствует более полному проявлению и развитию ее творческого потенциала.
В практике школы групповая форма учебной работы учащихся может использоваться при постановке и решении учебной задачи, сочинительстве сказок и стихов, инсценировок, составлении рассказов на заданную тему или по выбранному герою. Группа в целом выступает как сценарист, режиссер, актер, критик при формировании учебной деятельности. Можно рекомендовать учителям всех классов систематически включать групповую работу при организации учебного процесса на любом предмете при решении учебной, проблемной, творческой задачи.
В современной школе уместно использовать группы сменного состава по методике В.К.Дьяченко. Можно организовать занятия так, что основой будет работа самих ребят друг с другом, когда в группах сменного состава они могут изучать новый материал, обучать друг друга, тренироваться, проводить самоконтроль и взаимоконтроль, самопроверку и взаимопроверку. Такая форма обеспечивает оптимальное обучение, дает большой эффект.
Активизация деятельности учеников в условиях группы сменного состава как субъекта учебной деятельности по уровню своего потенциала оказывается сравнимой с активностью учителя. Некоторые темы каждого предмета при формировании учебной деятельности правомерно изучать на основе групповой формы с целью самообучения детей.
Не менее важна и полезна для обобщения и систематизации знаний школьников коллективная форма работы, которая позволяет всем вместе, всем коллективом решать познавательные задачи, сочинять стихи, сказки, работать над составлением текста, когда каждый вносит общий вклад в разработку определенной темы. Такая работа является образцом выполнения работы и служит эталоном, особенно полезна она для слабых учащихся, так они ощущают поддержку со стороны сверстников, что обеспечивает их продвижение в развитии.
Формой организации учебной деятельности может быть работа в парах, когда определенная тема, или вопрос, или задание прорабатывается в паре, которую организуют рядом сидящие ученики. Чтобы работать в парах, детям необходимо:
– трудиться в парах, то есть слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему мнению, уметь доброжелательно высказывать свое мнение и выслушивать мнение товарища;
– помогать соседу и учиться у него.
Такая форма воспитывает «чувство локтя», товарищества, готовность прийти на помощь, в то же время развивает самостоятельность в изучении материала, создает в классе атмосферу доброжелательности, внимания и уважения друг к другу, способствует духовному развитию каждого учащегося. Обобщение знаний происходит при совместной работе, в дискуссии, спорах.
Таким образом, организация учебной деятельности требует разнообразия форм учебных занятий и организации совместной деятельности учащихся. Дидакты выдвигают положение, что форма не безразлична к содержанию урока: «форма детерминирует организацию учебного материала». А.Н.Звягин считает, что для «систематизации знаний учащихся необходимо использовать систему различных форм организации учебных занятий».
3. Проблемно-диалоговая лекция в современной школе
Латинское слово lectio означает чтение. Первые лекции начали в западноевропейских университетах в XIII-XIV веках. В далекие времена лекции представляли собой в буквальном смысле публичное чтение профессором книг и комментарий прочитанного. Развитие книгоиздательского дела сделали такой способ преподавания излишним. Однако лекция как форма обучения не умерла. Она развивалась и совершенствовалась, а в конце XIX - первой половине XX столетия, но и в жанр ораторского искусства. В настоящее время лекция широко используется для обучения учащихся основной и старшей школе.
Современная лекция в школе должна обладать следующими особенностями:
1. Ее содержание должно отражать модель выпускника школы, учитывать познавательные потребности учащихся, ориентировать их на изучение той или иной науки.
2. Содержание лекции должно представлять для школьников наиболее экономный вариант аккумулирования большого количества источников, в том числе и самых новейших. Современный школьник вряд ли будет довольствоваться пересказом на лекции одного-двух учебников. Их он может прочитать самостоятельно. А вот дайджест новейшей монографической литературы и научной периодики по всем предметам ему едва ли под силу.
3. Современная лекция должна быть проблемной, читаться в форме диалога. Ведь процесс мышления начинает протекать только тогда, когда имеет место интеллектуальное затруднение - проблемная ситуация, которая решается совместными усилиями, поэтому возможен диспут и дискуссия. В научном споре решается истина, которая открывается школьнику с позиций толерантности и педагогической этики.
4. Лекция в нынешних условиях должна быть живым, образным, эмоциональным общением учителя и учащихся, порождать у них любовь к предмету, вызывать восхищение и преклонение перед наукой. Хорошим подспорьем преподавателя в этой связи могут стать технические средства обучения: видеомагнитофон, мультимедийные слайды и др.
Подготовка к лекции.Анализ педагогической литературы и обобщение опыта работы лучших учителей позволяет предложить следующий алгоритм подготовки лекции:
- Посмотрите, как описывает программа предмета содержание образования по данной теме: ведущие идеи, понятия, факты.
- Сформулируйте цели лекции: обучения, развития и воспитания (по М.И. Махмутову).
- Хорошо обдумайте тему лекции в ракурсе соответствующей дидактической цели. В этой связи уместно руководствоваться словами выдающегося русского ученого К.А. Тимирязева: Преподаватель должен относиться к предмету как художник, а не как фотограф: он не может, не должен опускаться до роли простого передаточного, акустического снаряда, передающего устно почерпнутое им из книги. Все сообщаемое им должно быть им воспринято, переработано, войти в плоть и кровь и являться как бы самобытным продуктом». Ведь подлинная подготовка к лекции, писал Д. Карнеги, «состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли... при подготовке к лекции необходимо соблюдать следующее:
- Изучите литературу по теме. Соберите значительно больше материала, чем вы намерены использовать. Надо отобрать самое важное, исключить то, что имеет второстепенное значение для достижения основной цели.
- Вопросы темы следует распределить по видам занятий. Семинары должны не дублировать, а дополнять и углублять лекционный материал.
- Логично и четко скомпонуйте материал. Не пожалейте времени написать свое выступление. Пишите так, как говорите. При подготовке к речи употребляйте в тексте простые общедоступные слова и обороты. Не увлекайтесь изысканностью фраз. После этого надлежит продолжить работу над словом (точность и яркость выражений), смыслом и краткостью формулировок, особенно тех, которые предполагается дать под запись.
Факты. Их объем и содержание следует хорошо продумать. «Лекция, перегруженная фактами, - говорил Д.И. Менделеев,- напоминает очаг, до того заваленный дровами, что он начинает тухнуть»
Определите, какую наглядность, ТСО целесообразно применить и все это подготовьте заранее. Руководствуясь материалами специальных исследований, И.В. Горлинский рекомендует: для академической лекции оптимальны 5-7 слайдов, а для обзорной 10-12. Для лекций других видов количество наглядных средств может колебаться от 5 до 12. При этом важно помнить, что демонстрация наглядных средств суммарно не должна занимать больше 30 % времени, отведенного на лекцию, а показ одного фрагмента не может быть более 5-7 мин.
- Продумайте, с чего начать и чем закончить лекцию, как поддерживать огонь интереса у слушателей, как создавать проблемные ситуации с учетом особенностей ваших слушателей.
Лекция должна быть готова за 2-3 дня до исполнения. Ее можно отрепетировать. В день чтения лекции психологически настройте себя на лекцию. Это очень важный, заключительный этап подготовки учителя к лекции. Для проведения психологического настроя на лекцию учителям можно предложить:
- отключиться от всех работ и разговоров, не связанных с подготовкой лекции, за 30-60 мин до ее начала, и за это время бегло просмотреть текст лекции; - продумать в течение 5-10 мин. методику начала лекции, с зон первые слова, фразы и действия; - проверить готовность аудитории и средств наглядности к занятию.
Исполнение лекции.Начало лекции следует тщательно готовить, дабы с самого начала «взорвать» внимание аудитории. Следует начинать с: главной мысли, которая займет центральное место в выступление интересного факта; - вопроса; - показа какого-либо предмета.
Различают два стиля чтения лекций: классический (академический) и эмоциональный. В том и другом сочетаются логические и эмоциональные приемы. Речь идет лишь о преобладании тех или иных.
Характерными признаками рационального стиля служат: строгая логика лекции и всех доказательств, сдержанность эмоций, скупые и литературно-безукоризненные выражения, отточенность формулировок, некоторая замедленность и ровность речи. Читая лекцию рациональным стилем, лектор стремится покорить слушателей строгой логикой подачи материала, точностью, максимальной экономией мыслительной деятельности, выбором рациональных путей для доказательств.
Эмоциональный стиль изложения лекции характеризуется особой выраженностью чувств. Такая лекция насыщена яркими, образными сравнениями, отличается большой сочностью и богатством речи. В ней учитель не проявляет особой заботы о лаконичности. Он стремится воздействовать на слушателей своей убежденностью. При этом главное выражается в системе мыслей и доказательств.
Проявление того или иного стиля зависит во многом от индивидуальных особенностей личности учителя, его темперамента. Но нередко приходится отдавать предпочтение одному из стилей, в зависимости от учебного предмета, темы, аудитории, стоящих дидактических и воспитательных целей.
В лекции учитель должен обстоятельно осветить вопрос, который он рассматривает, и больше к нему не возвращаться. В ходе лекции можно повторять одни и те же мысли, но разными словами.
В начале XX века юрист Л.И. Петражицкий предложил концепцию лекторского искусства: мышление вслух. Ее смысл: лектор не преподносит слушателям истину в готовом виде, а размышляет при них, публично как бы заново проделывая весь путь научного поиска.
Лектору не следует читать лекцию с листа. Изложение материала должно быть свободным и представлять живой разговор преподавателя со слушателями. Опытные учителя, готовясь к лекции, составляют себе развернутый план и руководствуются им при чтении лекции, а полный текст лежит в учительской - для справок.
Лектору обязательно следует придерживаться норм существующего языка, другими словами, его речь должна быть правильной. Но если она будет подчеркнуто нормативной, трудно предвидеть, какой она произведет эффект. В любой ситуации речь должна состоять из простых предложений.
Как заканчивать лекцию? Можно порекомендовать следующие варианты окончания лекции:
- предложить учащимся самим сделать выводы;
- задать вопросы для закрепления и попросить на них ответить;
- создать кульминацию (поведать интереснейший факт, продемонстрировать видеофрагмент и др.). Возможны и иные варианты концовок.