Раздел 4. Практическая педагогика
4.1. Педагогический менеджмент
Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественное управление образованием. Сущность понятий «управление» и «менеджмент». Структура, функции и содержание управленческой деятельности педагога. Исходные концепции теории управления. Основные понятия и категории управления. Необходимость педагогического менеджмента в условиях развития и распространения в системе образования рыночных отношений.
Особенности управления образованием в РФ. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Структура органов управления образованием.
Школа как педагогическая система и объект управления. Понятие о системе, виды систем. Признаки и элементы системы. Роль внешней среды в функционировании системы. Системы и организации: отличия и сходство. Виды организаций. Компоненты систем и организаций. Строение организации. Понятие об управлении и руководстве системами.
Субъекты образования, учреждения и организации как педагогическая система.
Программно-целевой подход к управлению и руководству. Показатели качества управления. Производительность управления: соотношение итогового уровня обученности, воспитанности и развитости учащихся к исходному (начальному) уровню.
Управленческая культура руководителя. Понятие и структура управленческой культуры руководителя: аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Управленческие способности как основа формирования управленческой культуры педагога. Стили управленческой деятельности и особенности управленческого взаимодействия. Особенности управления трудовыми ресурсами в школе. Управленческие решения. Профессиограмма и карьерограмма руководителя в сфере образования.
Понятие, структура и виды организационной культуры школы.
Способы повышения квалификации работников образовательных учреждений. Методология аттестации педагогов школы. Карьера педагога.
Инновационные процессы в образовании. Сущность и классификации инноваций. Принципы и механизмы эффективного управления инновациями. Инновационный процесс: поиск инновационных идей. Мотивы и экономические интересы в инновационной деятельности.
Бизнес-планирование инновационных процессов: сущность, виды и структура.
Государственная инновационная политика. Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности на территории РФ. Виды и значение интеллектуальной собственности.
Управление инновационными процессами в образовании. Передовой педагогический опыт: обобщение и внедрение в практику педагогической деятельности.
Развитие педагогического и ученического коллективов. Проблемы управления и руководства неформальными организациями подростков и молодежи. Педагогический и ученический коллективы в новых политических и социально-экономических условиях. Перспективы их развития. Педагогический и ученический коллективы как субъекты и как объекты педагогического управления и руководства. Соревнование и конкуренция в педагогическом и ученическом коллективах. Личность и индивидуальность в педагогическом и ученическом коллективах. Лидерство в педагогическом и ученическом коллективах. Вовлечение учеников в процесс принятия решений и разделение ответственности в педагогическом и ученическом коллективах. Циклы в развитии педагогических и ученических коллективов. Воспитание духа коллективизма. История появления и развития неформального молодежного движения. Влияние педагогов на неформальные организации и малые группы.
4.2. Педагогические технологии.
Понятие педагогических технологий. Виды педагогических задач.
Понятие о технологии. Соотношение понятий: методика, техника, технология. Методика и технология как инверсионное единство формы и содержания, структуры и процесса. Понятие о технологической цепи. Технологические операции, технологические предписания, технологические блоки, их педагогическая характеристика.
Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Сущность педагогической ситуации и педагогической задачи. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
Источники формирования, развития педагогических технологий. Соотношение понятий "педагогическое творчество" и педагогическая технология, их специфика и единство. Приоритетные направления в разработке проблем педагогической технологии.
Общая характеристика педагогических технологий. Обзор педагогических технологий: традиционная (репродуктивная) технология, технология развивающего обучения, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, технология концентрированного обучения, технология дистанционного обучения, технология педагогического влияния, технология педагогического поиска и др.
Технология педагогического общения. Актуальность формирования коммуникативной компетентности в современном мире. Предмет и задачи педагогической технологии общения. Роль педагогического общения в общей системе форм и содержания педагогической деятельности. Педагогическое общение как творческий процесс. Система профессионального общения педагога. Компоненты профессионально-педагогического общения. Конфликты в социально-педагогическом процессе.Условия эффективной организации общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
Диагностика и самодиагностика уровня общительности, коммуникабельности.
Сформированность коммуникативной сферы как составляющая профессиональной культуры личности педагога. Культура педагогического общения с позиции технологии (соотношение целей и средств их достижения).
Технология организации общения в учебной деятельности. Технология организации общения в процессе творческого воспитательного дела.
4.3. Психолого-педагогический практикум.
Психолого-педагогическая диагностика как основа для разработки педагогических технологий
Предмет педагогической диагностики и ее историческое развитие. Сущность и функции педагогической диагностики. Объекты педагогической диагностики в школе. Структура диагностического исследования.
Общие принципы и уровни диагностического исследования педагогических явлений. Понятие «измерение» и виды измерений. Основные функции педагогического контроля в образовательном учреждении. Методы психолого-педагогической диагностики. Общепедагогические основы использования методов тестирования.
Технология диагностико-прогностической деятельности (диагностика общего состояния учебного процесса; диагностика социального развития личности; диагностика воспитательной возможности школьного коллектива; диагностика воспитательного потенциала семьи школьника и др.)
Психолого-педагогическое планирование, проектирование, прогнозирование, моделирование
Планирование как разработка конкретных этапов деятельности на определенных временных промежутках в практической педагогической деятельности. Планирование урока.
Общее понятие о педагогическом проектировании. Объекты педагогического проектирования: педагогические системы, процессы, ситуации. Этапы и формы педагогического проектирования. Технологии педагогического проектирования.
Прогнозирование как мысленное конструирование будущего состояния образовательной практики. Функции педагогического прогнозирования: управленческая., преобразующая, мировоззренческая, теоретическая, методологическая, коммуникативная и др. Виды педагогического прогнозирования.
Моделирование в образовании как построение логических конструктов, схематично отображающих образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты. Виды моделей образования: описательные, функциональные, прогностические. Аспекты моделирования и конструирования в обучении.
Перечень тем лекционных занятий для студентов очной формы обучения
- Общая характеристика педагогической профессии.
- Сущность и структура педагогической деятельности.
- Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога.
- Педагогика в системе наук о человеке.
- Понятийно-категориальный аппарат педагогики.
- Методология педагогики, формы и уровни методологического знания. Философские учения как методологическая основа педагогики.
- Методы научно-педагогического исследования.
- Современная система образования РФ и законодательство, регулирующее отношения в области образования.
- Права ребенка и формы их правовой защиты.
- Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус субъектов образовательного процесса.
- Сущность, движущие силы и логика процесса обучения
- Содержание образования. Современные требования к результатам образования.
- Классификация и общая характеристика методов обучения.
- Классификация средств обучения. Генезис форм обучения
- Сущность и содержание процесса воспитания.
- Закономерности и принципы воспитания.
- Формы, средства и методы воспитания: общая характеристика. Правила выбора методов воспитания.
- Коллектив как субъект и объект воспитания. Учение А.С. Макаренко о коллективе.
- Социальная педагогика как область знания. Социализация и развитие личности.
- Семья как социальный институт воспитания. Виды семей и типы семейного неблагополучия. Формы работы с семьей в образовательной организации.
- Развитие педагогических взглядов и идей за рубежом до XVII века.
- Основные направления развития педагогической мысли и школы за рубежом в XVII- ХIII в.в.
- Развитие педагогики и образования за рубежом в XIX-XXI в.в.
- Развитие образования и педагогических идей в России до начала ХХ века.
- Советская система образования и педагогические взгляды.
- Сущность понятий «управление» и «педагогический менеджмент». Теория управления образовательными системами.
- Инновации в образовании: понятие, виды, особенности и критерии эффективности.
- Сущность педагогической технологии. Соотношение понятий: методика, техника, технология.
- Общая характеристика педагогических технологий.
- Сущность и специфика педагогической задачи. Типы, виды и основные этапы решения педагогических задач.
Перечень тем лекционных занятий для студентов заочной формы обучения
- Общие основы педагогики.
- Современная система образования РФ и законодательство, регулирующее отношения в области образования.
- Теория обучения.
- Теория воспитания.
- Развитие педагогических взглядов и идей.
- Педагогический менеджмент.
Перечень тем практических занятий для студентов очной формы обучения
1. Социальная миссия и профессиональные функции педагога.
2. Компетентностный подход в образовании. Требования современных стандартов к профессиональной компетентности педагога.
3. Профессионализм, творчество и мастерство учителя.
4. Основные категории педагогики: сущность и соотношение понятий.
5. Структура и логика педагогического исследования. Организация научно-исследовательской деятельности студента вуза.
6. Теоретические методы исследования в педагогике.
7. Эмпирические методы исследования в педагогике.
- Основные положения ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Решение педагогических задач по теме "Нормативно-правовое обеспечение образования".
- Защита прав детей в Российской Федерации.
11. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности современных образовательных организаций.
12. Дидактика и ее основные категории. Принципы и правила обучения.
13. Организация образовательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.
14. Основные методы и средства обучения. Правила выбора методов обучения.
15. Формы организации процесса обучения. Типы и виды уроков.
16. Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Виды, формы и методы контроля.
17. Современные подходы к воспитанию (личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический, гуманистический).
18. Цели воспитания в современном педагогическом процессе..
19. Классификация методов воспитания. Правила выбора методов воспитания.
20. Этапы и уровни развития коллектива. Диагностика воспитательных возможностей школьного коллектива.
21. Школа как воспитательная система. Функции и основные направления деятельности работы классного руководителя.
22. Девиации как социально-педагогическая проблема. Типы и виды отклонений.
23. Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации.
- Системы воспитания и образования в Античном мире (Афины, Спарта, Рим). Философско-педагогические идеи Античности.
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья.
- Я. А. Коменский о цели воспитания и сущности образования человека. Историческое значение педагогического учения Я.А. Коменского.
- Педагогическая теория Дж. Локка. Сущность воспитания джентльмена.
- Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо. Теория «свободного воспитания».
- Педагогическая система И. Г. Песталоцци. Сущность теории «элементарного образования».
- Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Структура педагогического процесса.
- Ф.А.В. Дистервег о цели и общих принципах воспитания, о единстве формального и материального образования.
- Зарубежные педагогические теории конца ХIХ–сер. ХХ вв. (Г. Кершенштейнер, Р. Штайнер, В.А. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи и другие)
- Воспитание и школа в Древней Руси и Московском государстве (Х – ХVП вв.).
- Просветительские реформы Петра 1: сущность и значение.
- Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова и развитие отечественной науки (Московский университет).
- Реформирование отечественного образования в XIX веке.
- К.Д. Ушинский – основоположник российской школы научной педагогики.
- Развитие российского образования в конце XIX– начале ХХ вв. Движение «новая педагогика». (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, П.В. Вахтеров, К.Н. Вентцель).
- Советская система образования и педагогическая наука. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.
- Основные тенденции развития и принципы реформирования системы образования в конце ХХ - начале XXI в.в.
- Творческий потенциал педагогического коллектива.
- Стили педагогического руководства.
- Деловая игра: проект "Школа будущего".
- Технологии организации учебно-познавательной деятельности (репродуктивная, проблемная, развивающего обучения, модульная, игровая, адаптивная и другие).
- Инновационный опыт организации учебно-воспитательного процесса в школе (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, С.Н. Лысенкова и другие).
- Технологии социально-педагогической деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
- Профессионально-педагогическое общение: сущность, структура, функции, стили.
- Педагогически целесообразные взаимоотношения в образовательном процессе и технологии их установления. Педагогический конфликт и способы его урегулирования.
- Педагогическая диагностика: сущность, функции, принципы, уровни, методы.
- Планирование, проектирование, прогнозирование и моделирование в педагогической деятельности.
Перечень тем практических занятий для студентов заочной формы обучения
- Введение в педагогическую деятельность
- Права ребенка и формы их правовой защиты.
3. Основные методы и средства обучения. Правила выбора методов обучения.
- Принципы и методы воспитания
- Социальная педагогика
- Основные направления развития педагогической мысли и школы за рубежом в XVII-XXI веках
- К.Д. Ушинский – основоположник российской школы научной педагогики.
- Советская система образования и педагогическая наука. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.
- Инновации в образовании: понятие, виды, особенности и критерии эффективности.
- Общая характеристика педагогических технологий.
- Типы, виды и основные этапы решения педагогических задач.
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля
Модуль 1 и 2
- Раскройте историю возникновения педагогической деятельности.
- Каков спектр педагогических специальностей и занимаемых педагогами должностей?
- Каковы основные функции педагогического труда?
- Какова структура педагогической деятельности?
- В чем сущность гностической, перцептивной и дидактической способностей педагога?
- Какие личные качества характерны для педагога в связи с высокой миссией профессии?
- Какая существует связь между педагогическими и специальными способностями?
- В чем сущность суггестивной, коммуникативной и организаторской способностей?
- Какие существуют стили педагогического руководства?
- Каковы возможности педагогической карьеры?
- Когда и почему возникла необходимость в педагогической деятельности и профессии?
- Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человечества?
- Всегда ли родители отдавали детей в школы? Если нет, почему? Кто обучал и воспитывал детей в разные эпохи развития человечества?
- Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?
- Выделите наиболее существенные особенности педагогической деятельности, отличающие ее от любой другой профессиональной деятельности.
- В чем особенности педагогической деятельности родителей?
- С чем связаны и в чем заключаются гуманистическая природы и творческий характер педагогического труда?
- Каковы социальная миссия и профессиональные функции педагогической деятельности?
- Что составляет основу профессиональной компетентности учителя?
- Что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности?
- Какие свойства педагога характеризуют уровень его общей культуры?
- Раскройте сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры.
- Дайте развернутое определение методологии науки.
- Каковы предпосылки развития современной педагогической науки?
- Какая существует взаимосвязь между педагогической наукой и педагогической практикой?
- Охарактеризуйте источники исследовательского поиска.
- Что изучает педагогика как наука? Каковы объект и предмет ее исследования?
- Когда возникло воспитание как общественное явление?
- Когда возникла наука о воспитании, обучении и образовании человека?
- Что такое воспитание в широком и узком социальных смыслах?
- Как соотносятся основные педагогические категории: воспитание, образование, обучение, развитие, формирование? Изобразите это соотношение с помощью схемы, рисунка и т.п.
- Как соотносятся понятия обучение – самообучение, образование – самообразование, воспитание – самовоспитание?
- Согласны ли Вы с определением: образование – способ становления человека в культуре? Раскройте содержание данного определения.
- Охарактеризуйте систему педагогических наук.
- Согласны ли Вы с утверждением, что педагогика - это наука и искусство? Аргументируйте Вашу точку зрения.
- Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?
- Объясните различия между объектом и предметом исследования. Приведите примеры.
- Покажите специфические возможности методов эмпирического и теоретического исследования.
- Охарактеризуйте структуру и логику научно-педагогического исследования.
- Раскройте основные положения Конституция РФ, обеспечивающие правовое регулирование сферы образования.
- Какие нормативные документы обеспечивают реализацию прав человека в современном мире?.
- Каковы особенности реализации прав человека в России.
- Как реализуются основные идеи Конвенции ООН о правах ребенка в современных условиях?
- Охарактеризуйте права, обязанности и ответственность родителей.
- Перечислите права и обязанности работников образовательных учреждений.
- Назовите документы, обеспечивающие защиту прав детей в Российской Федерации.
- Охарактеризуйте международную деятельность России в области образования.
- Каково законодательное обеспечение профессиональной педагогической деятельности?
- Как повилял Болонский процесс на развитие высшего образования в России?
- Охарактеризуйте сущность и структуру целостного педагогического процесса (ЦПП).
- Каковы сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса?
- В чем заключается специфика организации педагогического процесса?
- Назовите основные дидактические концепции.
- Перечислите виды обучения. Представьте их сравнительную характеристику.
- Каковы основные подходы к определению содержания образования в современной школе.
- Охарактеризуйте взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ.
- Назовите основные классификации методов обучения.
- Охарактеризуйте средства обучения. Представьте их классификацию в современной дидактике.
- С чем связано возникновение проблем в оценивании знаний учащихся?
- Назовите технологии оценки достижений учащихся.
- Какова роль информационных технологий в образовании?
- Охарактеризуйте основные формы обучения.
- Какова структура современного урока?
- В чем заключается сущность воспитания?
- Охарактеризуйте закономерности и принципы воспитания.
- Раскройте специфику цели и содержания воспитания.
- Раскройте значение коллектива как средства воспитания учащихся в школе.
- Охарактеризуйте методы и средства воспитания, представьте их классификацию.
- Формы воспитательной работы в школе. Классификация, характеристика
- Раскройте функции, содержание, технология работы классного руководителя.
- Как осуществляется диагностика воспитанности школьников?
- Раскройте функции и роль семьи как важнейшего института воспитания.
Модуль 3 и 4
1. Воспитание и школа как социально-исторические явления (сравнительная характеристика развития этих явлений в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществах).
2. Почему Я.А. Коменский считается основателем научной педагогики?
3. Основные идеи воспитания и социализации человека в педагогических системах Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо.
4. Теория и практика системы образования И.Г. Песталоцци и ее значение для последующего развития педагогики.
5. Вклад И.Ф. Гербарта в развитие классической европейской педагогики. Сущность управления, воспитывающего обучения и нравственного воспитания.
6. Ф.В.А. Дистервег об основных принципах воспитания.
7. Прагматическая педагогика Д. Дьюи: достижения и издержки.
8. Становление отечественного воспитания в допетровскую эпоху. Основные памятники педагогической мысли.
9. Реформирование Российского образования и педагогическая мысль эпохи Просвещения.
10. Формирование государственной системы отечественного образования Школьные уставы 1804, 1828 гг.
11. Реформирование Российского образования во второй половине ХIХ века. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова.
12. Русская революционно-демократическая мысль об основных вопросах воспитания.
13. Педагогическая система К.Д. Ушинского и ее значение для развития теории и практики отечественного воспитания.
14. Значение педагогических опытов Л.Н. Толстого. Идеи демократизации русской школы в концеХ1Х-началеХХвв.
15. Коренные изменения в отечественном образовании в 1917-1929 гг.
16. Педагогика А.С. Макаренко как опыт гармонизации индивидуального и социального в человеке.
17. Основные этапы развития образования России после Великой Отечественной войны.
18. Идеи и практика педагогов-новаторов 60-80-х годов ХХ в.
19. Педагогика человечности В.А. Сухомлинского.
20. Основные изменения в отечественном образовании в свете закона «Об образовании» РФ 1992г.
21. Основные тенденции развития современного мирового образовательного пространства.
22. Охарактеризуйте технологию педагогической поддержки учащихся в школе.
23. Раскройте взаимосвязь теории и практики в педагогике.
24. Каковы задачи, содержание и формы работы школы с родителями.
25. Раскройте сущность технологического подхода в обучении.
26. Дайте определение понятие «технология обучения».
27. Назовите известные вам педагогические технологии.
28. Какие технологии в современном образовании можно считать инновационными?
29. Каковы основные положения технологии развивающего обучения В.В. Давыдова?
30. Каковы цели педагогического проектирования?
4. перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по
дисциплине (модулю)
1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2010.— 400 с.
2. Донгаузер Е.В. Педагогика. Часть 1: учебно-методическое пособие / Е.В. Донгаузер; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2012. - 81 с.
3. Донгаузер Е.В. Педагогика. Часть 2: учебно-методическое пособие / Е.В. Донгаузер; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2013. - 81 с.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики. - учебник для студентов педагогических вузов /В.В. Краевский. - М.: Академия, 2008 – 256 с.
- Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов: книга 1. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 574 с.
6. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов: книга 2. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 256 с.
7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии: учеб. пособие для студентов вузов /Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий , 2005 .- 320 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. для студентов вузов; под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2011. - 608 с.
9. Социальная педагогика: учебник /под ред. М.А. Галагузовой. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
4.2. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение