СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ Анкетные данные
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________
Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________
Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах и месяцах, например, 4 года 5 мес.)_________________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии _____________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________
Отец: Ф. И. О, дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________
Другие члены семьи, живущие в данной семье______________________________________
Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе___________________________
Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествовании_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов__________________________________________________________________
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери_______________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные_________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция_______________________________________________________
Крик: был, нет___________________________________________________________
Асфиксия: белая, синяя___________________________________________________
Резус-фактор: отрицательный, совместимость________________________________
Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________
Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью___________________________________________
_______________________________________________________________________
Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до___________________________________________
_______________________________________________________________________
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное______________________
Выписка из родильного дома на______день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины_____________________________
Особенности раннего развития: держит голову с____мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к 7 мес.), стоит с ______ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).
Первые зубы с______мес., к 1 году зубов______
Перенесенные заболевания:
до 1 года _______________________________________________________________
после 1 года_____________________________________________________________
до 3 лет ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.
Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)_______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др._____________________________________________________________________
Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др._______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре_________________________________________
Данные о развитии речи
Гуление с ______мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).
Лепет с______мес., характер лепета: звуковой, слоговой.
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т. п., звукоподражания, количество слов_________________________________________
_______________________________________________________________________
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих________________________________________________________
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________
Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался___________________
_______________________________________________________________________
Логопедическое обследование
Состояние неречевых психических функций
Исследование восприятия
Зрительное восприятие
Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приемов.
Предъявление предметных картинок.Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее — все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).
Предъявление контура.Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
Предъявление неполного рисунка.Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» ит.д.
Предъявление перечеркнутых фигур.Логопед выкладывает перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.
Предъявление наложенных друг на друга изображенийпредметов (проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.
Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.
Предъявление цветных фигур.Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.
Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.
Подбор картинки к цветовому дюну. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.
Слуховое восприятие
При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.
Определение направления звука.Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.
Дифференциация звучащих игрушек.Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дудочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.
Пространственный праксис
При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.
Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.
Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.
При демонстрации действий с предметами можно использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т.д. Логопед просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.
Конструктивный праксис
Логопед использует приемы:
• складывание пирамидки;
• складывание доски Сегена;
• складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребенок выполнит эти задания, можно предложить сложить картинку, разрезанную по диагонали.
• складывание фигурок из 2—4 палочек по образцу; при выполнении этих заданий предложить складывание фигурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ребенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.
Динамический праксис
Применяется воспроизведение ритмов: простых - / / /; //, //, //; / //; // / и т. п. сложных -////; /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.
• Кулак — ребро — ладонь.
Исследование моторики
Общая моторика.Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
• пройти по начерченной на полу линии;
• попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
• попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;
• ударять ладонью по мячу об пол;
• повернуться туловищем вправо — влево.
Ручная моторика.
© сжать кулаки — разжать;
© похлопать в ладоши;
© сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;
© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.
Пальчиковая моторика.
~ показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;
~ показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;
~ сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;
~ попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на Правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;
~ застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;
~ завязать бантик.
Отметить координацию движений рук, ног: правильная, неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет; осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный, неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.
Состояние интеллекта
Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.
Фонематический анализ
Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук IР] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».
Выделение на слух ударного гласногоиз начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.
Определение места, последовательности и количества звуковв слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).
Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».
Фонематический синтез
Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________
Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________
Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах и месяцах, например, 4 года 5 мес.)_________________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии _____________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________
Отец: Ф. И. О, дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________
Другие члены семьи, живущие в данной семье______________________________________
Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе___________________________
Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествовании_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов__________________________________________________________________
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери_______________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные_________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция_______________________________________________________
Крик: был, нет___________________________________________________________
Асфиксия: белая, синяя___________________________________________________
Резус-фактор: отрицательный, совместимость________________________________
Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________
Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью___________________________________________
_______________________________________________________________________
Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до___________________________________________
_______________________________________________________________________
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное______________________
Выписка из родильного дома на______день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины_____________________________
Особенности раннего развития: держит голову с____мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к 7 мес.), стоит с ______ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).
Первые зубы с______мес., к 1 году зубов______
Перенесенные заболевания:
до 1 года _______________________________________________________________
после 1 года_____________________________________________________________
до 3 лет ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.
Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)_______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др._____________________________________________________________________
Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др._______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре_________________________________________
Данные о развитии речи
Гуление с ______мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).
Лепет с______мес., характер лепета: звуковой, слоговой.
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т. п., звукоподражания, количество слов_________________________________________
_______________________________________________________________________
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих________________________________________________________
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________
Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался___________________
_______________________________________________________________________
Логопедическое обследование