Занятие 6. Результаты и оценка проектной деятельности
Ключевые понятия: результаты проектной деятельности, оценка проектной деятельности, опасности и риски проектной деятельности
Проблемный вопрос: почему проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности?
Вопросы для обсуждения:
1. Результаты проектной деятельности.
2. Оценка проектной деятельности.
3. Опасности и риски проектной деятельности.
4. Процедуры оценки и показатели эффективности результатов проекта.
Творческие задания:
1. Одним из довольно распространенных учебных заданий в современной школе является проектирование герба своей семьи.
Наметьте возможные этапы организации учебного проекта «Герб моей семьи».
Какие практические и интеллектуальные умения, навыки, опыт деятельности и отношений могут приобрести учащиеся в ходе такого проекта?
Какие трудности. Противоречия. Риски могут возникнуть в ходе проектной деятельности?
Должен ли проект быть обязательным для выполнения всеми?
В каких случаях педагогически нецелесообразно вовлекать учащихся в подобный проект.
2. Каких педагогических результатов можно ожидать от проекта?
Рефлексия
Проанализируйте свой опыт педагогического проектирования в вузе (школе). Какие проекты вы считаете эффективными для вашего образования?
Занятие 7. Экспертиза в образовании. Специфика и основные функции.Ключевые понятия: экспертиза; основные дефиниции экспертной деятельности: экспертиза, экспертное оценивание, экспертные оценки, эксперт; формы и методы экспертного оценивания; технологические этапы экспертного оценивания; экспертные карты
Проблемный вопрос: почему необходимость в качественных экспертных процедурах возрастает с развитием инноваций в сфере образования?
Вопросы для обсуждения:
1. Исторические аспекты применения экспертных методов в педагогике. 2. Функции экспертизы в образовании. 3. Методики и технологии организации экспертного оценивания педагогических проектов.4. Формы и методы экспертного оценивания. Виды экспертных оценок. 5. Процедура экспертизы. Методы, средства приема экспертизы. Организация экспертизы. Экспертные заключения. 6. Технологические этапы экспертного оценивания. Экспертные карты как средство экспертного оценивания. Требования к структуре и содержанию экспертных карт. 7. Требования к уровню квалификации эксперта. Критерии компетентности экспертов.Творческие задания:
1. Выразите свое отношение к эффективности общественной экспертизы и возможности участия в общественной экспертизе.
2. Составьте экспертные карты для проведения экспертизы расписания учебных занятий и ведения классных журналов.
3. Проведите экспертную оценку характера взаимодействия учащихся с родителями(или педагогами, сверстниками).
4. Проведите психолого-педагогическую экспертизу детских и подростковых поведенческих реакций и эмоционально-аффективных состояний.
Рефлексия
Выделите и запишите свои основные знания, умения,навыки, способы деятельности, способности и компетентности, связанные с изучением данной темы. Дайте им оценку в выбранной вами форме.
Рекомендации по работе с учебной и научной литературой:
Приёмами метода анализа научной литературы являются: составление библиографии, аннотирование, конспектирование, реферирование, цитирование, составление плана.
Библиография составляется в алфавитном порядке. Есть требования ГОСТа по составлению библиографии, которые изредка меняются, потому лучше в библиотеке попросить эти требования.
Аннотирование –краткое изложение статьи или пособия в несколько строк. Пример: аннотация на библиографических карточках. Конспектирование –переложение работы автора своими словами или словами автора в той логической последовательности, которая есть у автора, без высказывания своего отношения к тем или иным положениям автора.
Реферирование – предполагает анализ работы, как и при конспектировании, но можно изменить логику в зависимости от своих замыслов и обязательно высказывание своих мыслей и мнений о тех или иных положениях автора.
Цитирование – если цитируются какие-то мысли, даже если они не дословные, ссылка на автора работы обязательна. Если цитируются точные слова автора, то их надо брать в кавычки.
Темы рефератов и докладов:
1. Проектирование и конструирование в образовательном процессе школы (вуза)
2. Проективное образование и реформация педагогической науки
3. Границы педагогического проектирования
4. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию
5. Инновационное образование и инженерное творчество
6. Основы проективной культуры
7. Формирование проектировочной компетентности педагога
8. Особенности проектного мышления
9. Экспертиза образовательного процесса.
10. Экспертиза инноваций в образовании. Возможные ошибки при проведении экспертизы.
11. Экспертиза инновационной школы (авторской, частной)
12. Возможности применения современных методов экспертизы в историко-педагогической науке.
13. Требования к экспертизе при анализе развития отечественного образования на стадии информационного развития общества.
14. Генезис и эволюция элитного образования в России до начала XX века. Опыт экспертного анализа.
Вопросы к промежуточной аттестации (зачет – 1 семестр)
1. Образовательная среда: ведение в понятия.
2. Образование как система. Модели образования.
3. Понятие образовательного процесса. Методологическая модель образовательного процесса
4. Опережающее образование как вектор развития современной системы образования.
5. Различие проектного обучения и проективного образования Условия применения проективного образования
6. Концептуальные основы педагогического проектирования.
7. Формы педагогического проектирования: концепция, мечта, план. Результат педагогического проектирования.
8. Принципы педагогического проектирования
9. Психологические основы педагогического проектирования
10. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников педагогического проектирования.
11. Классификация проектов в педагогическом проектировании
12. Логика организации проектной деятельности. Этапы проектирования. Планирование хода проекта.
13. Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта
14. Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Этапы экспертизы: сбор фоновой информации, применение структурированных методик, экспертное заключение. Основные критерии качества экспертизы.
15. Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования.
16. Параметры экспертизы образовательной среды.
17. Метод моделирования образовательной среды. Методика векторного моделирования образовательной среды.
18. Образовательная среда: ведение в понятия.
19. Образование как система. Модели образования.
20. Понятие образовательного процесса. Методологическая модель образовательного процесса
21. Опережающее образование как вектор развития современной системы образования.
22. Различие проектного обучения и проективного образования Условия применения проективного образования
23. Концептуальные основы педагогического проектирования.
24. Формы педагогического проектирования: концепция, мечта, план. Результат педагогического проектирования.
25. Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы.
26. Этапы экспертизы: сбор фоновой информации, применение структурированных методик, экспертное заключение. Основные критерии качества экспертизы.
27. Экспертиза инноваций в образовании. Возможные ошибки при проведении экспертизы.
28. Охарактеризуйте современные концепции развития современного образования с позиции современной экспертологии.
29. Требования к экспертизе при анализе развития отечественного образования на стадии информационного развития общества.
30. Сопоставьте альтернативные точки зрения в обществе на будущее образования в ведущих странах мира на основе требований современного экспертного анализа.
31. Назовите кризисные черты развития современного образования в ведущих странах мира на основе требований современного экспертного анализа.
32. Охарактеризуйте эволюцию моделей образования в ведущих странах мира на основе требований современного экспертного анализа.
33. Расскажите об особенностях современных частных учебных заведений в России и Западе с позиции требований современной педагогической экспертизы.
34. Охарактеризуйте проблемы и тенденции развития современных учебных заведений в России на основе требований современного экспертного анализа.
35. Назовите наиболее позитивные черты современных отечественных учебных заведений на основе современного экспертного анализа
Критерии аттестации по итогам освоения дисциплины:
Оценка | Критерии оценок зачета |
Зачтено | Магистрант демонстрирует знание материала в пределах программных требований, способен выполнять практические задания на основе полу-ченных теоретических знаний |
Не зачтено | У магистранта отсутствуют знания программного материала и умения выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний. |
Практические занятия по теме «Проектирование компонентов образовательной системы» (10ч):
Занятие1.1 Проектирование образовательной программы.
Занятие 1. 2. Проектирование дидактической основы занятия (урока).
Занятие 1.3. Проектирование педагогических технологий.
Занятие 1.4. Проектирование контекста педагогической деятельности.
Практические занятия по теме «Проектирование развивающей образовательной среды» (8ч)
Занятие 2.1 Проектирование развивающей образовательной среды школы (детского сада)
Занятие 2.2 Проектирование развивающей образовательной среды школы (детского сада)
Самостоятельная работа включает разработку проектов и экспертные заключения по экспертизе образовательной среды школы (детского садика)
1. Разработать проект "Рабочая программа по курсу......(магистрант определяет самостоятельно)"
Вопросы к промежуточной аттестации (экзамен – 1 семестр)
1. Раскрыть основные категории педагогического проектирования и их соотношение.
2. Характеристика субъектов и объектов проектной деятельности. Специфика предмета проектной деятельности.
3. Алгоритм проектирования содержания образования.
4. Алгоритм проектирования образовательной программы и учебных планов.
5. Логика проектирования образовательных систем.
6. Проектирование педагогических технологий.
7. Проектирование контекста педагогической деятельности.
8. Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды.
9. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования.
10. «Подводные рифы» проектной деятельности.
11. Требования к участникам педагогического проектирования.
12. Содержание гуманитарной экспертизы
13. Психодидактические аспекты экспертизы образовательной среды.
14. Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования.
Критерии аттестации по итогам освоения дисциплины:
Оценка | Критерии оценок зачета |
Зачтено | Магистрант демонстрирует знание материала в пределах программных требований, способен выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний |
Не зачтено | У магистранта отсутствуют знания программного материала и умения выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний. |
Приложение 1.