Все смотрели на него как Все смотрели на него как на
на призрака. призрак. (так как «призрак» –
сущ. неодушевлённое)
II. Ошибки при употреблении рода существительных группируются следующим образом: 1) изменение рода; 2) не соответствующее норме употребление существительных общего рода; 3) ошибки, связанные с возможностью употребления существительных мужского рода применительно к лицам женского пола. Например: а) предложение Золушка так торопилась, что потеряла один туфель требует литературной правки, т.к. слово туфляотносится к женскому роду. Следует написать: Золушка так торопилась, что потеряла одну туфлю. Так, существительные погоны, брюки, тапки, в том числе туфли, употребляются преимущественно в формах множественного числа, которые едины для всех родов. Поэтому, если нужно употребить их в форме единственного числа, возникают затруднения и появляются ошибки. В предложении Мы выехали на просторное авеню допущена ошибка, так как существительное авеню по аналогии с родом слова улица должно быть употреблено в женском роде, то есть следует написать: Мы выехали на просторную авеню. Несклоняемые существительные называющие неодушевленные предметы и явления следует относить к среднему роду (справедливое жюри), имена, обозначающие животных и птиц, принимают форму мужского рода, например: забавный пони. Исключение составляют слова иваси, цеце, которые употребляются в женском роде под влиянием слов рыба и муха. Несклоняемые существительные, обозначающие географические названия, принимают форму рода в соответствии со словами гора, река, озеро, столица и т.д., называющими более общее, родовое понятие, например: солнечный Сочи.
III. В современном русском языке около двухсот существительных общего рода. Они могут употребляться как в значении женского рода (такая неженка), так и – мужского (такой неженка). Окончания данных существительных совпадают с окончаниями существительных женского рода, и в результате их употребления в значении мужского рода может возникнуть ошибка, если при именах есть согласуемые определения или сказуемое.
Написано: Следует написать:
Его все дразнили: «Такая плакса Его все дразнили: «Такой пришла!» плакса пришёл!»
Некоторые существительные, имеющие значение качественной оценки, сохраняют в нормативном языке свою принадлежность к женскому роду, хотя могут употребляться и по отношению к лицам мужского пола, т.е. в качестве существительного общего рода. Например:Он стал несчастным жертвой этих обстоятельств. В данном предложении допущена ошибка, т.к. слова лиса, свинья, жертва не являются словами общего рода.
IV. В русском языке существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, занимаемой должности, выполняемой работе и т.д., сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола. Парное образование женского рода является нарушением грамматической нормы, поэтому требует литературной правки. Исключение составляют параллельные названия для обозначения лиц женского пола, закрепившиеся в тех случаях, когда данная специальность связана и с женским и мужским трудом, например: акушер – акушерка, студент – студентка, лаборант – лаборантка.Однако данные формы женского рода употребляются только в разговорно-бытовой речи. В ней, а также в просторечии используют парные названия, образованные при помощи суффиксов -ша-иха,например:докторша, врачиха, кассирша, парикмахерша, редакторша. Такие формы не соответствуют литературной норме.
V. В основе категории числа лежит противопоставление единичности / множественности, которое по-разному проявляется у конкретных, вещественных, собирательных и отвлеченных существительных. Ошибки в образовании форм числа встречаются в следующих случаях: 1) образование не существующих в нормативном языке форм множественного числа; 2) образование не существующих в нормативном языке форм единственного числа; 3) использование такой формы числа, которая неуместна в данном контексте.
1. Собирательные существительные имеют только форму единственного числа, которая выражает множественность. Это приводит к возникновению ошибок. Например:
Написано: Следует написать:
Дача заросла кустарниками Дача заросла кустами крыжовника. крыжовника.
Собирательное существительное кустарник, имеющее грамматическую форму только единственного числа, употреблено в предложении во множественном числе, поэтому должно быть заменено словом кусты.
Образование формы множественного числа у вещественных существительных при их употреблении в конкретном значении также распространено в речи говорящих: Там на полках мылы разные лежали. В данном предложении допущена ошибка, которая требует правки, т.к. мылоотносится к словам singularia tantum.
Такие родовые понятия (гиперонимы), как оружие, посуда, продовольствие, скотина и т.д. свойственно употреблять в форме множественного числа в случаях, когда речь идёт о множестве обозначаемых предметов. В результате возникает грамматическая ошибка, например: У богатого брата было много скотин (правильно скотины), а у бедного – только одна корова.
Образование форм множественного числа у отвлеченных существительных обусловлено стремлением выразить повторяемость действия, например: Ребята криками и свистами прогнали Бармалея». Это предложение следует отредактировать, т.к. два похожих по семантике отглагольных существительных свисти крик отличаются друг от друга в нормативном языке тем, что слово свист не имеет формы множественного числа.
2. Такие конкретные существительные как каникулы, брюки, сани, ножницы, качелиупотребляются в нормативном языке только в форме множественного числа, поэтому если предмет один, они в речи говорящих или пишущих могут иметь форму единственного числа по аналогии с именами, которые имеют обе формы. Например:
Написано: Следует написать:
Во дворе сломалась качеля. Во дворе сломались качели.
Вещественные существительные могут употребляться как форме только единственного числа, так и в форме только множественного числа, поэтому та или иная форма числа, закрепленная за ними традицией в речи часто заменяется на противоположную, например:
Написано: Следует написать:
Двери и окна выкрасили Двери и окна выкрасили
белилом. белилами. (т.к. данное сущ. имеет только форму мн. ч.)
Особенно часто ошибки встречаются в употреблении слов чернилаи белила, связанные с тем, что форма именительного падежа в произношении не указывает на число (ои а в безударном положении произносятся одинаково).
Недочеты возможны при использовании формы множественного числа вместо единственного у существительных, имеющих формы обоих чисел. Например: Я часто помогаю маме готовить обеды. Слово обед имеет формы ед. и мн. числа, однако в сочетании готовить обед употребляется только в форме единственного числа даже в том случае, когда речь идет о фактах многократно повторяющихся. Выбор формы множественного числа объясняется неосознанным стремлением передать повторяемость явления, его расчлененность.
VI. Довольно часто встречаются ошибки в склонении существительных. Можно выделить несколько типов таких нарушений: 1) изменение типа склонения; 2) неправильный выбор падежного окончания; 3) склонение несклоняемых существительных; 4) образование ненормативных форм существительных на -мя; 5) унификация основ единственного и множественного числа существительных; 6) заполнение «пустых клеток» в парадигмах существительных.
2. Наиболее распространенная ошибка – неправильный выбор варианта падежного окончания. Так, некоторые неодушевленные имена существительные мужского рода в родительном падеже единственного числа могут иметь окончания – у (-ю) или - а (-я). В связи с этим появляются следующие недочёты, например: стакан чаяили стакан чаю.Поэтому следует запомнить, чтоокончание – у (-ю) употребляется: а) у существительных с вещественным значением при указании на количество (купить творогу, мешок гороху, но вкус творога, посев гороха); б) у существительных с уменьшительными суффиксами (выпить чайку, съесть творожку) в) у некоторых собирательных существительных с количественным значением (много народу), но (история народа); г) у отвлеченных существительных с количественным значением (наделать шуму, нагнать страху); д) в некоторых фразеологических оборотах (без году неделя, с глазу на глаз); е) в некоторых сочетаниях после предлогов из, от, без, с, до и после частицы ни (танцевать до упаду, ни слуху ни духу). Формы на - а (-я) употребляются, если при существительном есть определение, например: стакан крепкого чая. Следует отметить, что окончания – у (-ю) в современном русском языке убывают и в разговорной речи. В деловом и научном стилях они не используются. Например: В раствор добавляют две трети песка.
Некоторые неодушевленные существительные 2-го склонения имеют двойные формы предложного падежа: а) для обозначения места используется ударное окончание -у (-ю): на лугу, на берегу, в порту; б) в значении объекта – безударное окончание -е: о луге, о береге. Во многих случаях употребление окончания -у (-ю) в нормативном языке связано с лексикализацией формы слова или фразеологизацией всего словосочетания, поэтому часто встречаются ошибки типа «быть в долге», «стоять на посте».
Если при существительном есть определение, то наряду с формой на -у (-ю)может использоваться и окончание -е: Он побывал в Целинном крае. Иногда обе формы употребляются параллельно, например: в быту – в быте, в роду – в роде. При этом имеется функционально-стилистическое различие обеих форм. Форма на -у (-ю) характерна для профессионально-разговорной речи. Сравним: в отпуске(книжное) – в отпуску (разговорное).
Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -и (-ы) и -а (-я) определяются смысловыми различиями: кондукторы(приспособление в технике) – кондуктора(работники транспорта). Различия в окончаниях могут свидетельствовать также о функционально-стилистическом различии. Так, в книжных стилях речи употребляются формы на -и ( -ы), а в разговорной и профессиональной речи – на -а (-я): инженеры(книж.) – инженера (разговор.). В некоторых случаях существуют вариантные формы, например: инспекторы – инспектора, директоры – директора, корректоры – корректора. Следующие слова употреблются только с окончанием -ы (-и): инструкторы, прожекторы, редакторы, токари, тополи, штурманы, якори, ястребы.
Распространены ошибки при образовании родительного падежа множественного числа. Выбор одного из трех окончаний: -ов (-ев), -ейили нулевого – определяется типом склонения (внутри 2-го склонения – также отнесенностью к роду. Следует знать, что нулевое окончание в родительном падеже множественного числа имеют такие существительные: много валенок, сапог, чулок, погон, партизан, солдат, ампер, вольт, вафель, домен, кочерёг, свадеб, усадеб; нянь, простынь, плеч, яблок, блюдец, полотенец и т. д.Но: много носков; калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, кулонов, гектаров, апельсинов, мандаринов, помидоров; рельсов; долей, свечей, будней, верховьев, низовьев; граблей, заморозков и т. д.
3. К грамматическим ошибкам относится также склонение несклоняемых существительных. Особенно часто встречается образование формы творительного падежа единственного числа, например:
Написано: Следует написать: