Особенностями и возможностями их родителей (законных представите-

Лей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми,

Религиозными, экономическими и другими особенностями.

Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная психоло-

Го-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и

Раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных

Функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более

Старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспи-

Тывающим таких детей.

Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как пе-

Риода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого

Тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть

период подготовки к следующему периоду.

Социальная ситуация развития — сложившаяся система взаимоот-

Ношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в

Первую очередь, взрослыми и другими детьми.

Специальные условия образования — специальные образовательные

Программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия,

Дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения

Коллективного и индивидуального пользования (включая специаль-

Ные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации

образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и

Прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий

Лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические,

Психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги,

обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду

жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ

Лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.

Учебно-методический комплекс — система нормативной и учебно-

Методической документации, средств обучения и контроля, необходимых

И достаточных для качественной организации основных и дополнитель-

ных образовательных программ, согласно учебного плана.

Федеральный государственный образовательный стандарт — сово-

купность обязательных требований к образованию определенного уровня

и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверж-

Денных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

Функции по выработке государственной политики и нормативно-право-

вому регулированию в сфере образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-

ного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) — совокупность

обязательных требований к дошкольному образованию.

Федеральные государственные требования (Приказ №655 от 23 нояб-

ря 2009 года) — обязательные требования к минимуму содержания, структу-

Ре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализа-

Ции и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии

С настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными

Органами исполнительной власти.

332 333

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список используемых сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Авторский коллектив. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Целевой раздел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Планируемые результаты освоения Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Рекомендации по написанию основной программы. . . . . . . . . . . . . . . 23

Ранний возраст (от рождения до 2 лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года) . . . . . . . 31

Возрастные психофизические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Организация жизни детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Содержание психолого-педагогической работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет) . . . . . . . . . . . 48

Возрастные психофизические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

Организация жизни детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Содержание психолого-педагогической работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

Дошкольный возраст (2–7 лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

Организационный раздел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Организация жизнедеятельности детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Условия реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83

Содержательный раздел программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93

Возрастные особенности психофизического развития детей. . . . . . 93

Психолого-педагогические условия реализации программы. . . . . 104

Содержание психолого-педагогической работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 119

Образовательная область «Социально-коммуникативное

Развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119

Образовательная область «Познавательное развитие». . . . . . . . . . . 138

Образовательная область «Речевое развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176

Образовательная область «Физическое развитие». . . . . . . . . . . . . . . 205

Развитие игровой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213

Коррекционная и инклюзивная педагогика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222

Наши рекомендации