Особенностями и возможностями их родителей (законных представите-
Лей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми,
Религиозными, экономическими и другими особенностями.
Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная психоло-
Го-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и
Раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных
Функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более
Старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспи-
Тывающим таких детей.
Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как пе-
Риода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого
Тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть
период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития — сложившаяся система взаимоот-
Ношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в
Первую очередь, взрослыми и другими детьми.
Специальные условия образования — специальные образовательные
Программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия,
Дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения
Коллективного и индивидуального пользования (включая специаль-
Ные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации
образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и
Прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий
Лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические,
Психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги,
обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду
жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ
Лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.
Учебно-методический комплекс — система нормативной и учебно-
Методической документации, средств обучения и контроля, необходимых
И достаточных для качественной организации основных и дополнитель-
ных образовательных программ, согласно учебного плана.
Федеральный государственный образовательный стандарт — сово-
купность обязательных требований к образованию определенного уровня
и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверж-
Денных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
Функции по выработке государственной политики и нормативно-право-
вому регулированию в сфере образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-
ного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) — совокупность
обязательных требований к дошкольному образованию.
Федеральные государственные требования (Приказ №655 от 23 нояб-
ря 2009 года) — обязательные требования к минимуму содержания, структу-
Ре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализа-
Ции и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии
С настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными
Органами исполнительной власти.
332 333
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список используемых сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Авторский коллектив. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Целевой раздел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Планируемые результаты освоения Программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Рекомендации по написанию основной программы. . . . . . . . . . . . . . . 23
Ранний возраст (от рождения до 2 лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года) . . . . . . . 31
Возрастные психофизические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Организация жизни детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Содержание психолого-педагогической работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет) . . . . . . . . . . . 48
Возрастные психофизические особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Организация жизни детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Содержание психолого-педагогической работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Дошкольный возраст (2–7 лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Организационный раздел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Организация жизнедеятельности детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Условия реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Содержательный раздел программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Возрастные особенности психофизического развития детей. . . . . . 93
Психолого-педагогические условия реализации программы. . . . . 104
Содержание психолого-педагогической работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Образовательная область «Социально-коммуникативное
Развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Образовательная область «Познавательное развитие». . . . . . . . . . . 138
Образовательная область «Речевое развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Образовательная область «Физическое развитие». . . . . . . . . . . . . . . 205
Развитие игровой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Коррекционная и инклюзивная педагогика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222