Изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, уста-
Новление характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и
Дает возможность прогнозировать его развитие.
Основной целью применения психологической диагностики является
Определение уровня умственного развития, состояние интеллекта детей
С ОВЗ, поскольку эта категория дощкольников представляет исключи-
Тельное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог.
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии
Должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики
(познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личнос-
Тное развитие). В качестве источников диагностического инструментария
Можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной,
И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ
Предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий
И допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие
эмоциональную сферу и поведение ребенка:
• особенности контакта ребенка;
• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
• реакция на одобрение;
• реакция на неудачи;
• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
• эмоциональная подвижность;
• особенности общения;
• реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
• наличие и стойкость интереса к заданию;
• понимание инструкции;
• самостоятельность выполнения задания;
• характер деятельности (целенаправленность и активность);
• темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
• работоспособность;
• организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познава-
тельной сферы и моторной функции ребенка:
• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
• особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и выявления потен-
циальных возможностей детей с ОВЗ для определения содержания даль-
Нейшего обучения важным является педагогическое обследование. Пе-
Дагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке,
Раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать
На определенном возрастном этапе, установление основных проблем в
244 245
Обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей
образовательной деятельности. Интересующие сведения можно получить
С помощью таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и
Родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагоги-
Ческое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специаль-
но спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно
Позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее
Целенаправленность, организованность, произвольность, способность
к планированию действий. Особенно важно наблюдение за ведущей
Деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в процессе ко-
Торого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствую-
Щий о личностной зрелости дошкольника.
В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:
• назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
• рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы, место работы
родителей;
• назвать имя и отчество близких взрослых, имена сверстников;
• рассказать об основных правилах поведения на улице, в обществен-
Ных местах, о любимом занятии дома и др.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно
Вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения де-
Тей с ОВЗ.
Образовательные области программы
дошкольного образования
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание
Условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения
Его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстни-
ков. Охарактеризуем основные образовательные области.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение