Но-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и
Формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребен-
ка, степени его адаптации в среде сверстников;
• определение необходимости, степени и направлений адаптации ос-
новной образовательной программы организации;
• определение необходимости адаптации имеющихся или разработки
новых методических материалов;
• определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных
Материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений,
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
5. После разработки индивидуального образовательного маршрута и/
или адаптированной образовательной программы, педагоги и специалис-
ты образовательной организации осуществляют их реализацию и ведут
Динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума
по уточнению индивидуального образовательного маршрута и/или адап-
тированной образовательной программы должны проводиться не реже
Одного раза в 3 месяца.
Формы получения образования
Для детей с ОВЗ
Формы получения образования и режим пребывания детей с ОВЗ
в дошкольной образовательной организации могут быть реализованы в
Различных структурных подразделениях ДОО.
Инклюзивное образовательное пространство основано на предостав-
лении новых форм дошкольного образования для детей с разными стар-
Товыми возможностями. Для детей, которые по каким-либо причинам не
Могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, создаются
Дополнительные структурные подразделения: центр игровой поддержки
Развития (ЦИПР), консультативный пункт (КП), лекотека, служба
Ранней помощи (СРП), группа кратковременного пребывания «Особый
Ребенок», деятельность которых направлена на оказание вариативных
образовательных услуг семьям детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
В каждом из подразделений образовательные услуги детям с ОВЗ
предоставляются в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом. Одним из условий успешности образовательного процесса
является включение семьи в образовательное пространство. Способами
Включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по за-
Просу взрослого), мастер-классы или семинары.
В структурных подразделениях организации ребенок может нахо-
Диться до школы или переходить по мере готовности в группу кратковре-
Менного пребывания, инклюзивную группу и др. Наличие структурных
подразделений позволяет организации варьировать образовательные
формы, предоставляя родителям выбор образовательных услуг, соответс-
твующих их запросам и рекомендациям психолого-медико-педагогичес-
Кой комиссии. Состав структурных подразделений в разных организаци-
Ях может варьироваться.
Адаптированная
образовательная программа
Реализация выделенных в адаптированной образовательной про-
грамме образовательных областей осуществляется с использованием
Утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских
Технологий и практического опыта специалистов. Для составления адап-
тированной образовательной программы можно использовать «Про-
Грамму воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной не-
Достаточностью» Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина,
Н. Д. Соколовой; «Программу логопедической работы по преодолению
Фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой,
Г. В. Чиркиной, «Программу логопедической работы по преодолению
Общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,
Т. В. Тумановой, программы ранней педагогической помощи детям с от-
Клонениями в развитии «Маленькие ступеньки», программы дошколь-
ного образования детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двига-
Тельного аппарата и др.
Организация деятельности групп
Комбинированной направленности
Деятельность группы комбинированной направленности должна со-
четать в себе два организационных подхода:
— в расписании группы должны быть учтены занятия (определены по-
Мещения, время, специалисты), предусмотренные адаптированной образова-
Тельной программой ребенка с ОВЗ — как индивидуальные, так и групповые,
— в расписании группы должны быть учтены групповые занятия,
реализующие задачи основной образовательной программы.