Между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседни-
Ками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать лите-
Ратурные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о со-
Держании картины, по набору картинок с последовательно развиваю-
щимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживать-
Ся его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на
Заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении
(без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложе-
ний (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми
слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Художественная
литература
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Читать детям художественные произведения, предусмотренные про-
Граммой для второй группы раннего возраста.
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки,
Автор ские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, кар-
Тинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а
Также учить слушать художественное произведение без наглядного со-
Провождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровы-
Ми действиями.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при
Чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помо-
Щью взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую
Сказку.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в кни-
Гах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по про-
сьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что
Делает?».
174 175
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения,
Рекомендованные программой для первой младшей группы.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить
За развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять
Детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять
Наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произве-
Дения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные
Для воспроизведения фразы.
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать не-
Большие отрывки из народных сказок.
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регу-
Лярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотво-
Рения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации,
правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его
Героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки,
Рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения
К произведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать
вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интерес-
Ного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым,
Е. Чарушиным.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотво-
Рения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к
Чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литера-
Турным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка ли-
Тературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения
Героев произведения.