Между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседни-

Ками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать лите-

Ратурные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о со-

Держании картины, по набору картинок с последовательно развиваю-

щимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживать-

Ся его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на

Заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении

(без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложе-

ний (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми

слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Художественная

литература

Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

Читать детям художественные произведения, предусмотренные про-

Граммой для второй группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки,

Автор ские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, кар-

Тинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а

Также учить слушать художественное произведение без наглядного со-

Провождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровы-

Ми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при

Чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помо-

Щью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую

Сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в кни-

Гах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по про-

сьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что

Делает?».

174 175

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения,

Рекомендованные программой для первой младшей группы.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить

За развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять

Детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять

Наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произве-

Дения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные

Для воспроизведения фразы.

Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать не-

Большие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регу-

Лярно рассматривать с детьми иллюстрации.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотво-

Рения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации,

правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его

Героям.

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки,

Рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения

К произведению.

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать

вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.

Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интерес-

Ного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым,

Е. Чарушиным.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотво-

Рения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к

Чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литера-

Турным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка ли-

Тературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения

Героев произведения.

Наши рекомендации